Как сделать строгий взгляд учителя

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Автор Skyteach и преподаватель школы Skyeng Диляра Кашапова сделала адаптивный перевод презентации, обобщила и наглядно представила основные идеи. Их можно разделить на несколько блоков.

Начнем с организационных моментов

На первом месте для вас должна стоять организация. Когда она налажена, работа упрощается.

1. Будьте организованы и учите этому своих учеников.

Это поможет вам сэкономить много времени. Поддержание чистоты рабочего места может даже уберечь вас от потенциальных болезней. Когда дети подходят к столу за помощью, зачастую начинают прикасаться к вещам грязными руками.

2. Все материалы должны храниться в одном месте.

Убирайтесь в конце каждого рабочего дня, и следующим утром вам не придется долго искать необходимое. Не забудьте также вымыть доску. Пусть утро начинается с чистого листа.

3. Приходите рано и уходите вовремя.

5. Создайте гугл-форму для того, чтобы выяснить, чем увлекаются ваши ученики, что им дается легко, а что – тяжелее. Объедините ответы в общий файл, это поможет узнать детей гораздо лучше.

6. Заведите дневник, в котором будете фиксировать положительные и негативные моменты рабочего процесса.

Теперь, непосредственно, к рабочему процессу.

Часть 1 – взаимодействие с учениками

1. Знать ответы не на все вопросы – это нормально.

2. Сконцентрируйтесь на одном предмете.

Не “распыляйтесь” на все и вся. За следующий предмет можно взяться позднее. Если погонитесь за двумя зайцами – есть риск не поймать ни одного.

3. Любите выбранный предмет.

4. Всегда думайте об учениках. Они первостепенны.

5. Требуйте, но в то же время уважайте студентов.

Будьте готовы выслушать и поделиться своим мнением, начните с создания особой атмосферы, в которой студенты не будут бояться ошибок.

6. Если ученики почувствуют вашу неуверенность в себе, вам предстоит непростой год, если проявите себя – все пройдет гораздо легче.

7. Будьте готовы к тому, что все дети учатся по-разному, по-разному мыслят и запоминают.

Не забывайте о персонализации: очень важно понимать, что нравится и не нравится ученикам. Можно провести опросник (шаблонов которых много в сети) на тему того, кому как проще запоминать материал, и затем использовать все эти техники в ходе занятий.

8. Будьте очень, очень, очень терпеливы.

Все меняется, и все мы порой теряемся. Терпение необходимо вам для нормальной коммуникации с родителями и учениками.

9. Грозный взгляд.

10. Составьте план поведения для учеников.

11. Контактируйте со студентами, это самое важное.

12. Не имейте любимчиков. И ни в коем случае не придумывайте ученикам прозвища.

13. У детей сильно развито чувство справедливости.

Правила есть правила, и не нужно делать исключений, скажем, для более успевающих учеников.

14. Забудьте об учебном плане в первый день занятий.

Дайте ученикам возможность почувствовать, что значит быть в вашем классе. У вас еще будет время и возможность поучить их, в первый же день важно задать настрой. Посвятите первую неделю общению с ними, и наградой вам будут более послушные ученики. Что касается учебной программы, пусть дети прочитают ее друг другу сами.

15. Позвольте себе не только учить, но и учиться.

Прежде всего, у ваших учеников. Дайте им шанс поделиться тем, что они знают.

16. Учите своих студентов думать.

18. Не вступайте в спор.

19. Избегайте конфликтов на глазах у всего класса.

20. Не забывайте, что каждый ученик – это, в первую очередь, человек.

21. Оставьте ваше эго за пределами школы и будьте взрослее тех, кого учите.

Привыкайте к тому, что кто-то может нелестно отозваться о вас, такова наша работа.

Часть 2 – взаимодействие с коллегами

1. Не знаешь – спроси, знаешь – поделись опытом!

Не бойтесь спрашивать! Обращайтесь к коллегам по любым интересующим вас вопросам. То, что у вас возникают вопросы – ни в коем случае не является признаком некомпетентности.

2. Найдите наставника – человека, у которого вы сами сможете учиться, с кем сможете поговорить. Развивайтесь профессионально.

3. Не изобретайте велосипед.

Попросите у коллег помощи с поурочным планированием. Найдите самых профессиональных учителей и вежливо попросите поприсутствовать на их уроках. Конспектируйте, задавайте вопросы, запоминайте их методы. Прочувствуйте их манеру проведения занятий и внедряйте их в собственную практику.

4. Начинающие и опытные педагоги, несомненно, должны контактировать.

5. Постарайтесь как можно скорее познакомиться с двумя людьми: секретарем и сторожем.

Эти люди, как правило, в тени, но именно их работа обеспечивает нормальный рабочий процесс. Познакомьтесь со школьным библиотекарем. У них всегда есть интересные идеи и материалы под рукой.

6. Соблюдайте правила, которые установились среди педагогов вашей школы и не спешите с выводами.

7. Будьте честным, стойким и последовательным.

Часть 3 – взаимодействие с родителями

1. Узнайте больше об ученике от родителей.

2. Уделяйте особое внимание общению с родителями.

3. Обратная связь с родителями.

О себе любимых

1. В первый год работы вы, вероятно, почувствуете себя брошенным. Поймете, что все, что изучалось в институте, мало общего имеет с практикой. И, да, о практическом преподавании вы толком и не знаете. Ни капельки. Уверенность придет к вам лишь через пару-тройку лет.

2. В первый год работы вы будете истощены как физически, так и морально, поэтому не забывайте про сон.

3. Будьте смиренными. Будьте доброжелательны. Но и не берите на себя слишком много. Ничего не принимайте близко к сердцу.

4. Настройтесь позитивно, работайте усердно и никогда не переставайте учиться.

5. Развивайте чувство юмора, будьте добры по отношению к студентам и самим себе, уделяйте время размышлениям. Умейте также посмеяться и над собой. Улыбайтесь!

7. Делайте выбор в пользу качества, а не количества. Не пытайтесь успеть все и сразу. Сконцентрируйтесь на паре вещей и покажите ученикам, насколько интересным может стать изучение чего-то нового.

8. Будьте гибкими и тогда вы легко адаптируетесь к новому месту и условиям работы.

9. Будьте собой. Не теряйте свои человеческие качества в угоду профессионализму.

10. Будьте честны и работайте усердно, чтобы никто не мог упрекнуть вас.

11. Не пытайтесь быть идеальными.

12. Позаботьтесь о себе. Ограничьте объем работы, который вы берете на дом. Делайте это не чаще 2-3 раз в неделю, и не занимайтесь работой в выходные. Помните, что у вас есть жизнь и за пределами школы.

13. Каждый день после школы занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Вы должны понимать, что, за пределами школы у вас тоже есть жизнь. Не считайте дни до начала летних каникул, ведь учителем вы стали не ради отпуска. Наслаждайтесь общением со своими учениками.

14. Не забудьте о собственном комфорте, и спрячьте в шкафчик пару удобных тапочек на случай трудного дня.

Учитель в своей работе должен опираться на то, в чём превосходит своих учеников: это интеллект и знания.

Поводов обвинить учителей множество. Школьники ложатся в больницы после драк. Сбежав из школы, они попадают в ДТП. Учитель может просто повысить голос на уроке на распоясавшегося ученика – это повод для разбирательств со стороны родителей и гневных постов в соцсетях. Определить, кто прав, а кто виноват, не так просто. Бывает, что обвинения сняты, но репутация уже испорчена.

Замкнутый круг

Грань между игрой, самозащитой и жестокостью очень тонкая.

Подобные истории – не редкость. А ведь такие дети в классе – мина замедленного действия. Если они травмируют других учеников, виноват будет учитель.

Мать дошкольника Алёна Седых (имя изменено. – Ред.) говорит, что сын приходит из детсада побитый сверстниками. И она уверена, что виноваты педагоги.

На уровне инстинктов

Психолог считает, что школьная администрация должна поддерживать учителей.


Права есть. А обязанности?


Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Татьяна Шуваева:

«Обращения, связанные с несчастными случаями в школах, поступают на рассмотрение прокуратуры ежегодно. Проверяют, соблюдались ли требования законодательства при расследовании этих случаев, законны ли принятые решения. Предметом рассмотрения прокуратуры становятся несчастные случаи, произошедшие не только на уроках, но и во время любых организованных школой мероприятий (турпоездки, соревнования, походы, поездки на школьном транспорте до места назначения), после которых ребёнок утратил трудоспособность и не смог посещать школу хотя бы один день. Расследуют любые случаи – отравления, тепловые удары, обморожения, удары молнией, стихийные бедствия, укусы насекомых и животных, взрывы, ДТП, аварии и прочее. Обращения проверяет специальная комиссия. Инспектируют действия должностных лиц, квалифицируют случаи на связанные и не связанные с образовательной деятельностью. Если учитель окажется виновным, его ждёт дисциплинарная, административная или даже уголовная ответственность. Хочется обратить внимание: приходя в школу, ученики имеют право на охрану жизни и здоровья. Однако у них есть и обязанности: по закону об образовании РФ они должны уважать честь и достоинство других учеников и учителей, бережно относиться к имуществу.

Можно потребовать опровержение


Адвокат Марина Казанцева:

К современным учителям постоянно растет количество требований, от которых впору сойти с ума или, как минимум, разочароваться в профессии. Наши заслуженные эксперты: Людмила Петрановская, Александр Элиович и Елена Журавлёва — поделились советами, как учителю занять сильную позицию и руководить поведением класса без окриков и угроз.


Главная цель — установление авторитета учителя перед учениками. Дети, как бы вызывающе они себя не вели, заинтересованы видеть рядом сильного и заботливого взрослого, которому можно доверять. Если учитель не вызывает доверия, но требует безусловного почтения, то реакция будет прямо противоположной.

Что значит быть заботливым взрослым? Разберём каждое слово по отдельности.

Взрослость определяется не возрастом, а способностью нести ответственность. Взрослый — это тот, кто контролирует ситуацию, тот, за кем безопасно следовать. Если взрослый ненадёжен, в детях поселяется тревога, а место законного лидера занимает лидер негласный.

НЕ заботливый НЕ взрослый — худший вариант. Это тот, кто неспособен ни на заботу, ни на контроль ситуации. Если учитель только кричит и угрожает, он бесполезен.

Что делать, если вы не справляетесь?

От реакций учителя зависит очень многое, если не всё! Да, авторитет невозможен без доверия, но не нужно путать роль учителя и роль родителя. Родитель — это безусловное принятие, а учитель — это наставник, который имеет право быть требовательным, главное при этом — не унижать и не запугивать. Страх блокирует познавательную деятельность, он не помощник учителю.

Неверные тактики взаимодействия с классом

Репрессия (отругать). Жёсткая реакция не вызывает желания хорошо учиться. Самое большое, на что может рассчитывать наказывающий, — изменение мотивации. Ребенок будет стремиться избежать репрессий, например, начнёт хитрить и врать.

Удаление (выгнать из класса, отсадить). Этот способ ничему не учит и лишь накаляет отношения между учеником и учителем. К тому же он демонстрирует нашу неспособность влиять на процесс и направлять его в нужное русло.

Жалобы (родителям, директору, самим детям). Перекладывая ответственность на других, учитель расписывается в собственной беспомощности. Никогда не говорите (и даже не думайте) в классе, что вы не справляетесь!

Угасание (вестись на уловки). Некоторые дети, оказываясь один на один с учителем, переходят на заискивающие интонации или ноют, чтобы добиться своих целей. Вестись на такое поведение нельзя! Но есть важный нюанс: игнорировать нужно манипуляции, но не самого ребёнка. Не надо отчитывать, стыдить, резко осекать. Достаточно показать, что с вами это не работает, но вы по-прежнему настроены дружественно.

Отрицательное подкрепление (строгий взгляд вместо окрика). Это умение останавливать не окриком, а паузой, строгим взглядом, изменением интонации. Учитель показывает ученику, что его поведение недопустимо, но не отчитывает перед всем классом. Например, тяжело вздыхает, глядя в глаза ученика, или приостанавливается около его парты. На первый взгляд, это очень хороший метод, но на деле это не совсем так. Попробуйте заменить осуждение на удивление, а гнетущее молчание — на лёгкое прикосновение или доброжелательное обращение по имени. И сравните реакции.

Способы позитивного взаимодействия учителя с классом

Положительное подкрепление. Очень важно замечать и одобрять желательное поведение — альтернативное нежелательному. Старайтесь поддерживать не только результат, но и усилия учеников, особенно сложных. Когда дети видят, что учитель доброжелателен, что с ним не страшно ошибаться, думать, проявлять себя, то они ценят это и включаются в процесс. Детям тоже нужна точка опоры, и эта опора — наше внимание и доброе отношение.

Несовместимое действие. Классу нужен мотив демонстрировать поведение, физически несовместимое с нежелательным. Учителю нужно увлечь класс происходящим, а не требовать сидеть тихо через силу. Например, чтобы мотивировать слушать тему или ответ другого ученика, можно дать задание найти что-то главное / интересное в сказанном.

Возглавить поведение. Ненадолго присоединиться к тому, на что отвлекся класс, но потом дать сигнал, что игра закончена. Для этого нужно обладать авторитетом и уметь поймать момент, чтобы не заиграться! Если дети возбуждены, можно сделать разминку, чтобы мягко погасить возбуждение и перейти к уроку.

Класс как группа

Хорошо, если в классе есть свои традиции и договорённости. Не только общешкольные, а свои: что-то такое, что даёт ощущение единства. Так дети чувствуют свою уникальность, и у них не возникает желание агрессивно конкурировать с другими классами и друг с другом. Школьные конкурсы танцев, спортивные соревнования и олимпиады дают возможность почувствовать здоровую конкуренцию. Действуйте на опережение: задавайте правильные векторы и предлагайте позитивные цели, чтобы после не пришлось бороться с негативными.

Девочки, я понимаю, что вы моего ребенка не знаете, но все же. Сынуля у меня непростой мальчик. Очень подвижный, не сильно хорошо усидчивый, но если ему интересно, то может и полдня сидеть. Например, если любимое лего собирает, или лепить одно время любил, часами мог сидеть. В то же время у него слезы очень близко, то есть до сих пор, а ему 6,5 лет, от обиды может заплакать. Когда ему кажется, что с ним несправедливо поступили. Но при этом, ему все же нужна дисциплина, иначе он распускается. И не очень в нем развита, как бы это сказать, мужественность что ли. То есть просишь его помочь, начинает ныть - вот опяяять, я знаааю, я мужчина, но мне тяжело. Дочь старше его на 2 года никогда не ноет и помощь предлагает первая.
Сейчас ходит на подготовку в школу, куда зачислен уже. На подготовке 3 учителя у них и 1 логопед. Одна из учителей будет брать 1 класс. Я разговаривала с логопедом, она говорит, что мальчик очень умный у меня (это так, у него реально пытливый ум, ему очень интересно узнавать новое), но, говорит, иногда он ведет себя как подросток: выделывается, может прийти, развалиться на стуле полулежа и нагло (по ее словам) смотреть в глаза учителю чуть ли не с ухмылкой. Но при этом не хамит, отвечает все по делу. Она считает, ему нужен строгий учитель. Как раз такая и будет брать 1 класс с подготовки. Но у нее, как я понимаю, "ежовые рукавицы". К примеру, остальные учителя приводят детей с занятий, дети видят родителей и из своего строя вырываются и несутся. Учитель, которая берет 1 класс, запрещает им двигаться с места, пока она не договорит с родителями и их не отпустит. То есть остальные учителя говорят, но дети уже у родителей. А эта говорит - я никого не отпускала, куда пошел? Встань на место и жди, пока я договорю. С одной стороны, современных детей, наверное, надо вот так вот к дисциплине приучать, иначе на шею сядут. С другой, не слишком ли она строга для моего плаксивого ноющего мальчика? Я уже себе всю голову сломала. Но при этом, кстати, учитель любит детей, это видно. И любит свою работу. А не просто грымза какая-то.

Читайте также: