Как сделать стендап

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Привет, меня зовут Ибрагим, мне 26 лет, живу в Москве. Днем я пишу код и обучаю нейронные сети поддерживать беседу, а вечером хожу на открытые микрофоны и выступаю со стендапом. Когда увидел, что посвятил стендапу 100 часов, я решил написать этот текст.

Для тех, кому лень читать пост до конца, вот TL; DR:

  • Я захотел социального и творческого хобби, поэтому пошел в стендап.
  • Посвятил >100 часов стендапу: походил на курсы, писал шутки, выступал.
  • В итоге получил друзей, знакомства, прокачал очевидные и неочевидные скиллы.

Итак, я решил структурировать свой опыт и поделиться полученными размышлениями. Тут будет о том, как я учился и пробовал, чувствовал кайф от смеха зрителей и выступал в тишину, и что в итоге мне дал стендап.

Дисклеймер. У меня нет цели стать знаменитым стендапером, который получает за концерт больше 1млн руб или записать свой спешл на нетфликс. Думаю, что развиваясь в it смогу сильнее повысить уровень жизни при одинаково затраченных усилиях. Поэтому стендап для меня — это классное хобби, которое приносит удовольствие. Еще хочу отметить, что мой опыт субъективный, однако в ком-то он сможет найти отклик. Я не буду препарировать юмор или давать советы, надев маску эксперта. Но в конце оставлю ссылки на материалы, которые которые мне кажутся интересными.

Если верить приложению boosted, то стендапу я посвятил ~100 часов. Потом, правда, я перестал трекать время, но и выступлений тоже стало меньше. В эти сто часов входило: походил на стендап-курсы, накидывал материал сам, разгонял шутки с другими ребятами, выступал, сходил на кастинг открытого микрофона на ТНТ.

Я люблю выступать. В 10-11 классах играл в школьный квн. В универе участвовал в студвеснах, потом их организовывал. Несколько раз вел мероприятия в университете, выступал на конференциях с докладами. Публичных выступлений не боюсь, но волнение перед ними, особенно после перерыва, чувствую.

Эти факты сказались на круге общения и социальных взаимодействий, он из круга начал превращаться в точку. Во-первых, когда заканчивается универ, заканчивается постоянный поток людей со свободным временем в твою жизнь. Во-вторых, если меняешь город своего обитания, то большинство друзей и знакомых остается в прошлом городе. В-третьих, из-за работы на удаленке — исчезает социальный компонент работы, когда вы ходите вместе покушать или перекидываетесь фразами в перерывах от задач.

Нехватка творчества и живого общения в жизни и побудила меня найти творческое и социальное хобби. Такое, которое не было бы связано с it (для баланса в жизни), расширило круг знакомств и улучшило навыки создания нового. Стендап показался подходящим вариантом. И в декабре 2020 года я начал гуглить на какие стендап курсы можно пойти.

Моя конкретная мотивация была следующая:

  • Хотел получить укомплектованный опыт и быстрый старт.
  • Хотел найти новые знакомства с разными людьми в оффлайне, с которыми я бы вряд ли встретился в других обстоятельствах.
  • Подобные курсы — это модерируемая интересная активность на месяц. Не нужно самому придумывать что делать, за тебя составлено расписание, когда ты приходишь и приятно проводишь время.

Когда я начинаю изучать новое, еще со времен медицинского, я стараюсь со старта погружаться в предмет. Окружаю себя контекстом, ищу сабреддиты по теме, читаю параллельно дополнительные материалы. Стараюсь общаться и задавать вопросы людям, которые в этой теме давно. Это помогает быстрее набрать уровень стартовых навыков и понять, а интересен ли мне в принципе этот предмет.

Если разделить мои 100 часов, то часов 25 это стендап курсы. 75 часов — это я накидывал и писал материал + пара часов выступлений.

Как выглядят курсы. Вам рассказывают о комедийных приемах, вы их отрабатываете в упражнениях, а потом приходите домой и пишете материал. Этот материал авторы комментируют и выделяют моменты, из которых можно разогнать шутку. В конце у вас собирается короткое выступление, с которым и выступаете. По сути, на выходе вы знаете про существование некоторых литературных приемов, у вас есть минимальный материал + черновики и первое выступление в супер теплом зале, в котором были только ваши друзья и друзья других комиков.

Дальше начинаете искать открытые микрофоны. В Москве их количество растет, но записаться не всегда просто. Ищете сообщества в вк и инсте, пишете организаторам, вас добавляют в чаты. Ждете, когда появиться возможность выступить и записываетесь. Тут вам либо нужно успеть первым написать после анонса, либо надеяться на рандом, который определит список выступающих, либо платить 300р или приводить 2 друзей в качестве зрителей, еще есть конкурсы репостов, где приз — это возможность выступить. Потом вы приходите на выступление и рассказываете шутки. Иногда — это приятные пространства с камерным светом. Иногда — это кальянные в полутемных подвалах. Иногда в ответ на шутки слышите негромкое хихи, иногда звонкий смех, а иногда просто как кто-то скребет вилкой по тарелке.

По правилам вам дают 3 минуты на сцене, но могут прервать выступление. Не обязательно, потому что не смешно, некоторых обрывали из-за мата или нецензурных тем. В сумме за 4 дня там выступило больше тысячи комиков, мой номер был 1101, в двоичной системе это 13, кстати. В зале сидят одни комики, которые являются искушенными зрителями, поэтому нужно быть готовым, что шутки, которые заходят в барах, здесь могут прозвучать в тишину. Это более сложная аудитория, поэтому я бы не советовал выбирать площадку этого фестиваля — как место для первого выступления.

На фестивале можно заходить в зал и слушать других комиков, еще параллельно шла текстовая трансляция в телеграм канале. Вот, там даже есть запись про меня.

Когда начинаешь заниматься новым хобби, учишься новым навыкам. Пару раз видел сравнение этого процесса с RPG играми, мол, делаешь новое — набираешь опыт, качаешь навыки, получаешь умения. Но тут есть нюанс, в играх полученный опыт и навыки остаются до конца игры, в жизни же, большая часть ненужного в данный момент, забывается. Ну кроме того набора фактов, который мозг по непонятным причинам посчитал критически необходимым знанием. Например, что супер-ниндзя-черепашки — это не жалкие букашки, или что колонии микобактерий туберкулеза вырастают в форме жемчужин.

Стендап, как увлечение, дает применимые в жизни навыки. Выделил 10 пунктов, которые отметил для себя, когда начал заниматься стендапом.

1. Стендап — это публичное выступление, а значит, стресс. В отличие от чтения доклада, где аудитория молча слушает, здесь вы получаете постоянную обратную связь в виде смеха или его отсутствия. Это делает стендап более стрессовым в ~2.7 раз. Сильнее всего прокачиваешься после первого выступления в тишину, потому что понимаешь, что даже в этом случае конца света не случится. Регулярные выступления повышают уровень спокойствия и уверенности, причем не только на стендап выступлениях. Скилл растет логарифмически, это значит, что после первых выступлений ощущаешь сильный прирост уверенности, а потом все меньше и меньше, пока уровень не выходит на плато.

2. Стендап — социальное занятие. На каждом открытом микрофоне я встречал минимум десяток других комиков. Самому молодому комику, с которым я общался было 16 лет, самому возрастному 62, а еще у всех разные профессии или прошлое. Таким образом, стендап становится источником новых людей и знакомств в жизнь.

3. Стендап качает импровизационную мышцу. Когда накидываю материал или выступаю — учусь обыгрывать ситуации, придумывать шутки, смотреть на вещи под другим углом. Это помогает и вне стендапа: свежий взгляд на привычные вещи и уместные шутки делают разговор проще и приятнее.

4. Стендап учит четко формулировать мысли. Когда я начал выступать, меня удивляло, что комики с эфирами рассказывают одни и те же шутки, добавляя небольшие изменения. Оказалось, что так они проверяют и шлифуют материал. Потому что только подобрав нужные слова, ты максимально точно передаешь картинки и образы из своей головы зрителю.

5. Стендап — это пожалуй, первое мое хобби на которое окружающие реагируют крайне положительно. Я даже начал специально всматриваться в выражение лица человека, перед тем как сказать ему, что занимаюсь стендапом. Обычно, это выражение приятного удивления.

7. Учишься находить связи между объектами. Иногда шутки строятся на похожести объектов по конкретному признаку. Соединяй несоединимое, чтобы получилась шутка. В книге Дж. Картер есть упражнение. Выбираешь одну тему, (например, кулинария или работа в большой компании), вторую (космос) и пытаешься накинуть связь между ними. Подобное объединение концептов помогает во время штурма идей.

8. Рефлексируешь над жизненным опытом. После того, как начинаешь заниматься стендапом — любая жизненная ситуация становится сетапом. Это помогает переживать неурядицы и неудачи. Открыл холодильник, а упаковка молока вывалилась из полки на дверце? Отличный заход на шутку. Опять нагрубили в метро? Похоже разгон на целый блок. Болезненные воспоминания из детства? На этой теме можно карьеру построить. Стендап — это своего рода психотерапия. Сначала рефлексируешь над тем, что тебя волнует или бесит. Потом выходишь и рассказываешь незнакомым людям это со сцены и в конце, вы вместе смеетесь над ситуацией.

9. Стендап — это индустрия, с историей и культурой, которая вокруг него строится. Открытых микрофонов и творческих объединений становится больше. За свой промежуток выступлений я заметил как сильно растет число комиков. Постепенно появляются новые форматы творчества и выступлений, формируются круги общения.

10. В стендапе много искренности. Здесь комики говорят со сцены о проблемах искренне, не боясь осуждения. Мне нравится, что культура стендапа это скорее про быть, а не казаться.

В своей жизни я люблю пробовать что-то новое и получать опыт, который совсем не похож на тот, что у меня есть. Стендап изначально казался экспериментом, который в итоге оказался удачным, и дал даже больше, чем я рассчитывал.

Свои мысли, рассуждения и личный опыт я пишу в своем телеграм канале @ibragim_txt. Некоторые заметки оттуда легли в основу этого текста. Заходите почитать и поучаствовать в обсуждениях под постами.

— Кто такой стендап-комик?

— Разные есть мнения, но мне кажется, что стендап-комик — это профессия, ремесло, то, чем ты живёшь. Есть ребята, у которых это просто хобби, которые выступят пару раз на Open Mic. Они, наверное, не стендап-комики, мне их, по крайней мере, не хочется считать таковыми. Да, это артист разговорного жанра, который стоит на сцене один, с микрофоном. Но это профессионал.

— Как ты оцениваешь уровень новосибирского стендапа?

— По тому, что я видел в соседних сибирских городах, считаю, у нас очень достойные ребята с очень достойными шутками. Все такие разные, но при этом с очень хорошим уровнем камеди.

Из местных стендаперов я люблю молодых пацанов: Диму Пьянкова, Яна Карпунькина. Виталя Тимофеев вообще будущая легенда, я уверен в этом. А из российских мне нравятся Артур Чапарян, Саша Малой, Кирилл Селегей.

— Сейчас в стендапе высокая конкуренция. Как выделиться из большого потока и стать комиком с нуля?

— Вопрос хороший, над которым все постоянно думают. Просто надо никого не копировать, не пытаться быть похожим на других. А как это сделать — я не знаю. Тут всё индивидуально.

— Представим, что я хочу стать стендапером, мне надо впервые выступить со своим материалом. Что посоветуешь?

А вообще для новичков у всех одинаковые советы, их просто миллионы в интернете, и все эти советы про одно и то же.

Сейчас думаю, что главное — в выступлениях должна быть осознанность. Мне кажется, я её потерял. Не совсем понятно, куда двигаться и на кого смотреть в регионах. Со временем всё немного теряет смысл, и ты просто плывёшь по течению. Нужны какие-то цели, а они не очевидны. Часто я просто выхожу, выступаю, как пойдёт по ситуации, и ухожу со сцены: тут чем-то рассмешил, там какие-то импровизации, ужимки, а в итоге остаюсь в пустоте. Нужна осознанность, когда ты выходишь и понимаешь, что ты делаешь и для чего. Вот эту шутку я рассказал залу, чтобы произошло это. А зачем? Надо всё анализировать, работа до и после должна быть всегда.

— С какими проблемами ты сталкивался в начале пути?


— И что делать, если зал не смеётся?

— Что ты испытываешь во время выступления?

— Ты с детства играл в КВН. Как тебе помог этот опыт в стендапе?

— Благодаря КВНу я получил сценический опыт и научился держать микрофон. Многие не умеют это делать. Держат, как рэперы, беспонтово, или уносят его куда-то далеко так, что не слышно в зале.

Ещё я понимаю структуру шуток, конечно же, потому что пытался их писать будучи школьником. Наверное, в голове что-то осталось. Я одну шутку на первых выступлениях цепанул из своего школьного КВНа. Если она шутка, то и в стендапе тоже будет шуткой. Но сейчас я бы не стал брать шутки из КВНа, даже если бы играл в него. Подход всё равно разный. Мне не нравится, когда в стендапе просто репризы, как в КВНе. Слишком поверхностно, просто шутка ради шутки. Хочется смешить необычными мыслями.

— Есть запретные темы для шуток?

— Обо всём можно шутить, что не противоречит законодательству. Если ты что-то нашёл смешное, то пожалуйста. Но если ты шутишь про веру, мусульман или Чечню, не будь дураком, готовься к последствиям.

— Можно научиться шутить?

— Что тебе даёт стендап?

— В материальном плане — я не работаю нигде, поэтому стендап мне даёт деньги на существование. Уже неплохо. А в моральном — это моё любимое занятие, мне больше ничего не приносит такого удовольствия, как выступление на сцене. Мне просто нравится выступать. Не могу не выступать.

— Ты не только выступаешь со своими стендапами, но ещё сам организовываешь вечера. Расскажи подробнее, как это проходит.

— Не задумывался о переезде в Москву, об участии в крупных телевизионных проектах?

Но я хотел бы когда-нибудь переехать в Москву. Наверное, это случится, когда посчитаю, что в Новосибе уже больше ничего не смогу сделать лучше.

Я хочу уже третий год выступить сольно, но всё ещё меня что-то останавливает: вдруг никто не придёт? Хочется проводить больше времени на сцене, писать шутки лучше, и чтобы смеялись при этом люди, естественно.

Никогда этого не делал, но попробую предположить, что необходимо во-первых, взять актуальную для публики тему, во-вторых, иметь хоть какой-то талант и чувство юмора (в случае отсутствия оных можно пойти старым проверенным путём и скомпоновать неплохие шутки из малоизвестных источников), в-третьих, не пытаться ставить процесс на поточное производство, в-четвёртых. Читать далее

Дружище, не стоило отвечать. Если бы спросили: "Хочу провести открытую операцию на сердце", ты же не стал бы. Читать дальше

Иногда сидишь и пишешь часами, что-то из этого потом работает. Но в целом, если ты занимаешься комедией, ты немного маньяк и всегда думаешь о том, что смешно, что нет, крутишь что-то в голове, наблюдаешь. При этом обычно у тебя постное лицо :) Я как-то работала с 50-летним двухметровым баптистом. Он им стал два года назад после второго срока в тюрьме. Первый раз он. Читать далее

Мне всегда казалось, что сиси всех смешат. Странно.

Во первых нужно немного времени, чтоб мозг привык работать в нужном русле. Так же необходимо знать азы, историю и теорию. Самая распространенная и работающая схема для написания шутки - это сетап/панчлайн. Сетап - предыстория, подвязка. Панчлайн - разрушение ожидания. Для примера приведу шутку того же Нурлана Сабурова, что любезно здесь отписался (и написал очень. Читать далее

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Многим людям шоу-бизнес представляется волшебным миром, где все тобой восхищаются, а деньги зарабатываются быстро и легко. Массовый зритель наблюдает за Ольгой Бузовой, Данилой Милохиным, Давидом Манукяном, Алексеем Щербаковым и прочими современными селебрити, задумываясь о том, что наверняка он бы тоже так смог.

К сожалению, далеко не каждый обладает музыкальными данными или актерскими навыками, но практически любой человек может рассказать честную историю своей жизни, приправив ее остроумными наблюдениями, и сделать на этом фоне юмористическое шоу. По крайней мере, так кажется со стороны, и это подкупает.

Тем не менее, комедия — сложный жанр, в котором пусть и не надо петь, но необходимо органично держаться в кадре, быть смешным и понятным аудитории, а также постоянно заниматься мозговым штурмом, находя в повседневных вещах свои странности. По большому счету, в этом и есть вся суть юмора, однако тем, кто реально хочет знать, как становятся стендап-комиками, этих двух предложений будет мало.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

На фоне растущей популярности комедийного жанра в России и потребностью многих людей в реализации, мы решили рассказать, как стать стендап-комиком с нуля и преуспеть на этом поприще. Для этого мы решили встретиться с человеком из мира комедии и задать ему несколько важных вопросов.

Playboy: Привет, Никита! Ответь-ка нам сходу, стоит ли сейчас становиться стендап-комиком?

Никита: Привет! Сходу скажу, что на этот вопрос должен отвечать не я, а человек, который думает попробовать себя в этом. Комедийного бума в России еще не было, но я считаю, что в дальнейшем это станет молодежным мейнстримом.

Сейчас даже кабельные каналы, которые смотрят дачники, имеют свое стендап-шоу. Очень много людей пришло в стендап за последнее время, и сейчас начинать гораздо сложнее, поскольку хорошие площадки и организаторы отдают предпочтения опытным комикам с эфирами.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Как ты попал в комедию?

Никита: Я совсем немножко играл в КВН в регионе, потом был переезд в Москву, команды уже не было, а в юморе остаться хотелось. Я стал ходить на открытые микрофоны и перед армией началось что-то получаться, но пришлось уйти на службу. Когда вернулся, надо было начинать все заново. Юмор — это как качалка. Не занимаешься — перестаешь быть прикольным.

Playboy: С чего начать тому, кто хочет ворваться на телек во что бы то ни стало, затусить с Русланом Белым и подраться с Лехой Щербаковым?

Никита: Пожалуй, у Руслана с Лехой много друзей, с которыми они тусят, и они не нуждаются в новых знакомствах. Ворваться в телик в стендап-шоу — это большая работа. Просто так не ворвешься. Нужно затратить много усилий.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Как ты относишься к женской комедии?

Playboy: Какие шутки никогда не работают?

Никита: Несмешные. Глупый, но правдивый ответ. Практика показывает, что если шутка смешная, она везде будет смешная. В большинстве случаев.

Playboy: А какие шутки всегда заходят?

Никита: На этот вопрос у меня нет точного ответа. Был пример, когда в клубе собрался почти женский зал. Просто так вышло, что было всего три мужчины. Поэтому шутки моего друга про службу в армию, конечно, заходили, но гораздо слабее, чем должны были. Я видел, как они работали на другой зал. Поэтому иногда реакция на шутку зависит не только от ее содержания, но и от обстоятельств.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Кто твой любимый комик и кого ты презираешь в комедии?

Playboy: Откуда брать идеи для вдохновения?

Никита: Не знаю, знал бы, был бы счастлив. Само придет. Мне кажется, важно заряжать себя эмоциями. Поездки, концерты, прикольное и интересное времяпровождение, не обязательно связанное с юмором. Вот, что нам может помочь.

Playboy: Нужно ли быть смешным, чтобы делать комедию?

Никита: Надо быть органичным и не делать из себя веселого парня, если таким не являешься. Быть самим собой.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Правда ли, что комики в основном депрессивные люди?

Никита: Думаю, в целом творческие люди таковы. Они все эмоционально зависимы от многих вещей. Если вдруг у тебя ничего не пишется уже недели две, вряд ли ты будешь ходить веселым.

Playboy: Что делать, когда люди не смеются над твоими шутками?

Playboy: Что должен испытывать начинающий комик, когда выходит на сцену?

Никита: Ему должно это нравиться, иначе зачем все это? Страх, боязнь облажаться — это все абсолютно нормально.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Как заработать много денег на стендапе (или хотя бы сколько-нибудь)?

Никита: Если ты начинающий комик, не думаю, что стоит задумываться об этом. На данный момент стендап приносит мне деньги и на них можно жить, но очень скромно, поэтому у меня еще есть работа. Пока я отношусь к этому, как к нерегулярно оплачиваемому хобби, но начинающего комика должно интересовать творчество, а не баблосики.

Playboy: Будут ли меня любить девчонки, если я буду стендапером?

Никита: Если ты будешь ходить в зал и следить за собой, это принесет гораздо больше успеха. Большинство комиков рассказывают свои шутки с позиции жертвы и думаю вряд ли это смотрится сексуально для девушек.

Но не все такие. Если ты прикольный харизматичный тип на сцене и только что разорвал зал, женское внимание ты получишь.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Playboy: Что надо почитать и кого надо посмотреть, чтобы научиться комедии?

Бонус: методичка по стендапу от Никиты Некрасова

Привет, будущая звезда комедии! Тебе предлагается методичка по стендапу от Никиты Некрасова.

Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым

Сначала нужно написать три минуты своего роскошного юмора. Мы знаем, что у тебя есть много историй и приколов на 40 минут, но тебе дадут всего три. Тем более три минуты — это отличный тайминг для того, чтобы начать.

Например, нужно будет привести двух друзей. Если вдруг у тебя нет двух друзей, задумайся и потрать (или займи у кого-нибудь) 300 рублей, чтобы выступить в понедельник на коммерческом микрофоне в стендап-клубе на Арбате.

Пройдет немного времени, и ты либо бросишь, либо станешь легендой юмора и сможешь ходить на открытые микрофоны бесплатно и без друзей! Еще у тебя будут платные выступления. Потом ты станешь креативным продюсером, придумаешь свой сериал и возьмешь меня работать автором. Но пока — просто напиши три минуты, найди двух друзей и проверь, понравится ли тебе все это.

Читайте также: