Как сделать статус неполной семьи

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 29.08.2024

Родительский дом — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни для ребенка. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, необходимо прежде всего, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утвер­ждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выда­ющихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохра­нением его психиче­ского здоровья. На это неоднократно указывали и указы­вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.

Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений, а поэтому и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Буду­щие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о муж­ском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, вырос­ших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего су­пруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать своих мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, а следовательно, и для разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей. В том, что родительский дом испокон веку называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж. -Ж.Руссо:

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцов­ские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Со­ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти или гибели одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, т. к. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя человека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им, считает самым замечательным на свете. Умерший отец — всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, которые не могут не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако, с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, в которой также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода.

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства своей мысли он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем, по настоянию новой жены, решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были девочки из школы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельно­сти органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер*.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфиче­ские особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Как государство защищает неполные семьи?

Семья – это лица, связанные родством и(или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство. Из определения следует, что семья состоит из нескольких граждан, связанных совместным бытом, в нашем случае это забота за ребёнком. Но бывает, когда опеку или воспитание выполняет лишь один родитель, тогда семья признаётся неполной. Это может быть вызвано рядом случаев, которые перечислены ниже:

• Родитель является одиноким отцом или одинокой матерью.

• Родитель не состоял в браке при усыновлении.

• Второй родитель был признан умершим, безвестно отсутствующим.

• Второй родитель был лишён родительских прав или ограничен в них.

• Смерть второго родителя подтверждена свидетельством о смерти.

• Второй родитель не уплачивает алименты.

• Второй родитель лишён свободы.

Такие семьи часто встречаются на территории РФ, по статистике их кол-во насчитывает 30% от всех семей. Данная проблема уже давно обосновалась в современном обществе, а государство разработало ряд льгот и преимуществ, смягчающих сложности воспитания. Но, чтобы получить их, семья должна получить статус неполноценной.

Как государство защищает неполные семьи?

Если семья была определенна неполной и уровень её достатка не признали достаточным, государство предоставляет следующие льготы, призванные защитить права неполной семьи:

• Пособие для неработающих родителей.

• Покрытие расходов на коммунальные услуги.

• Бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях.

• Стипендии при поступлении ребёнка в высшие или средне-специальные образовательные учреждения.

• Скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций.

• В случае дохода семьи ниже минимального выдаётся материальная помощь.

Данная помощь, однако, может быть расширена или сокращена в зависимости от вашего положения.

Родитель является одинокой матерью

Последствия неполной семьи для ребёнка

Воспитание

Хотя неполные семьи защищаются государством и имеют ряд льгот, выравнивающих их положение в обществе, основная задача семьи, а именно – воспитание ребёнка, не всегда выполняется полностью.

Как считают многие психологи, для корректного воспитания ребёнка не хватит одного родителя, даже если он имеет полноценный достаток. Причиной тому являются взаимоотношения между матерью и отцом. Любой ребёнок учится на примерах, самым ярким является его семья. Когда родители взаимодействуют между собой, с другими людьми, с обществом в целом, ребёнок получает необходимые для жизни знания. Также стоит учитывать, что тепло и любовь, которую дают мать и отец, разнится. Любовь матери беспричинная, ребёнок получает заботу без видимой на то причины. Любовь же отца строгая, требовательная, постоянно оценивающая. Данные типы в симбиозе формируют особое представление о семье и по одиночке могут сильно навредить.

Когда воспитанием занимается лишь один родитель, он берёт на себя роли и отца, и матери. Ребёнок получает неверное представление о семье, где все обязанности перекладываются лишь на одного. Учитывая важность распределения обязанностей в семье, в будущем это доставит серьёзные проблемы в построении отношений.

Ещё одно важное дополнение – сохранение брака и семьи не всегда правильный выбор. Часто один из родителей (чаще всего мать) подвергается сильному психологическому давлению со стороны отца, такой микроклимат отрицательно скажется на ребёнке и может испортить ему всю дальнейшую жизнь.

Эмоциональное состояние ребёнка

Вы уже разобрали, как неполная семья сказывается на воспитании, но это не единственная проблема. Ещё неполнота семьи оказывает давление на эмоциональное состояние ребёнка.

Когда ребёнок взрослеет и начинает на подсознательном уровне разделять себя с детьми из полных семей, могут появиться серьёзные осложнения на фоне взросления и присущей этому эмоциональной нестабильности. Депрессия или простое ухудшение настро