Как сделать сравнительный анализ стихотворений

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 07.09.2024

К 3 -

МОТИВ — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных и литературно-художественных произведениях.

Сопоставьте стихотворение С. Есенина с приведённым стихотворением А. С. Пушкина. Что сближает оба стихотворения?
Пороша. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. С. Есенин. Зимняя дорога. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. А. С. Пушкин.

Оцените сочинение.

В обоих стихотворениях присутствует образ дороги. Этот образ и в том, и в другом стихотворении является сквозным, с него начинается стихотворение, им же заканчивается, что делает композицию стихотворений кольцевой. Также оба стихотворения написаны одним стихотворным размером – двустопным хореем.

К 1 – К 2 – К 3 -

КЛИШЕ 1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой). 2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство. 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают. (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет.

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста

автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения . , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод.

План сопоставительного анализа.

Один текст является опорным.

1. Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.)

2. Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.

3. Соотнесите их между собой.

4. Найдите принцип, по которому они объединены.

5. Обозначьте по пунктам общие позиции.

6. Покажите различия по пунктам.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.


В стихотворениях с лирическим повествователем экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выражен. Именно при такой форме высказывания создается наиболее полная иллюзия неразделенности говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении.

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней. (Ф.И. Тютчев)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)

В подобных случаях личность существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев)

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой… (Ф. Тютчев)

2. Пафос и мотив в лирике.

Мотив – любой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие), взятый в аспекте повторяемости, то есть своего устойчивого, утвердившегося значения.

Существуют мотивы, характерные для того или иного рода литературного произведения.

Лирические мотивы, например, мгновения (в особенности – мгновенное озарение и новое видение мира). Жанровые мотивы в лирике, например, элегические: увядание, кратковременность и быстротечность жизни, приближение вечера или осени и т.д.

Примеры индивидуальных мотивов: свидание у Тургенева (выделено Чернышевским), испытание человека смертью у Толстого.

II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ стихотворений "Печальная берёза" А.А.Фета и "Белая берёза" С. Есенина.

Оба стихотворения имееют одну и туже тему: берёза зимой у окна героя.

В стихотворении Фета активный лирический герой ("у моего окна", "радостен для взгляда", "люблю", "я замечать", "и жаль мне"). Лирический герой наслаждается эстетическим любованием зимней берёзой, его состояние воспринимается контрастно по отношению к образу берёзы (эпитет-олицетворение "печальная"). Образ берёзы страдательный в этом стихотворении (не по своей воле , а "прихотью мороза разубрана она"). Белый цвет - это цвет савана, поэтому возникает этитет "траурный наряд". Красота ветвей берёзы подчёркнута одним сравнением "как гроздья винограда", этот эпитет подчёркивает аристократический характер образа берёзы. Не сама она нарядилась, а была "разубрана". Так сказывается в образной системе принадлежность автора - Афанасия Фета - к помещичьей среде. Устаревшая и высокая лексика ("разубрана", "ветвей", денницы" /утренней зари/) придают стихотворению торжественность стиля.

В стихотворении Есенина только обозначено лирическое "я" ("под моим окном") и в центре портрет одушевлённой берёзы. Автор восхищается этой красавицей, которая сама "принакрылась" (олицетворение) словно платком , о чём говорит метафора "распустились кисти", сравнение "белой бахромой". Есенин создаёт яркую праздничную картину за счёт богатой палитры цвета: белый, серебро, золотой и розовый (подразумевается, потому что утро). В стихотворении много олицетворений: тишина "сонная", заря "лениво" обходит кругом, "обсыпает". Природа у Есенина вся живая, активная.

Трёхстопный ямб Фета с перекрёстной рифмовкой замедляет чтение, передавая состояние созерцательности. Трёхстопный хорей у Есенина оживляет восприятие стиха, а нерифмованность первой и третьей строки в катрене сближает стихи Есенина с народной лирикой.

Стихотворения передают разность мироощущений авторов: взгляд на зимнюю берёзу из окна помещичьей усадьбы и из окна крестьянской избы. Стихотворение Фета нельзя назвать пейзажным, потому что на первом плане в нём стоят переживания лирического героя, его восприятие образа берёзы. А стихотворение Есенина - настоящий пример пейзажной лирики. Берёза именно благодаря творчеству Сергеея Есенина стала символом Руси. Это его образ-мотив.

III. Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений "Воробей" В.Степанова и "Осенняя песенка" Алексея Плещеева.

Презентация на тему: " Сравнительный анализ лирических стихотворений Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 Смирнова З.Б. Королев, 2010г." — Транскрипт:

1 Сравнительный анализ лирических стихотворений Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 Смирнова З.Б. Королев, 2010г

2 Цель олимпиады по литературе - выявить широту литературного кругозора учащегося; уровень его литературоведческих знаний; навыки различных видов анализа и индивидуальной интерпретации текста; творческие способности Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели навыками целостного анализа стихотворения в единстве его содержания и формы в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора

3 Возможность сопоставления лирических произведений Сравниваемые стихотворения могут иметь Общую тему СимволыОбразы Ключевые слова Общую проблему Умозаключения Ассоциации Смежности

4 Этапы сопоставления стихотворений 1.Творческая история произведений 2.Жанровое своеобразие 3.Идейное содержание 4.Композиционные особенности 5.Время и пространство 6.Развитие лирического образа 7.Художественные особенности 8.Ритмика и метрика

5 1. Творческая история произведений Дата написания, текстология: Биографическое, политическое событие, побудившее авторов к написанию произведений Место произведения в в творческой эволюции поэтов

6 2. Жанровое своеобразие Сонет Послание Элегия и др. Необходимо обосновать выбранный жанр

7 3. Идейное содержание 1.Выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве обоих поэтов. 2.Определить тематику и проблематику стихотворений. 3.Найти точки соприкосновения. Проанализировать семантику заглавия, выявить связь с основной поэтической идеей. 4.Определить главную мысль каждого из произведений, проследить, как перекликается одна с другой.

8 4. Композиционные особенности 1.Лирический зачин, созвучный с финалом 1.Кольцевая композиция 2.Антитеза В чем различие или сходство композиций обоих произведений?

9 5. Время и пространство могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до переживаний индивида Следует сопоставить данные категории обоих произведений

10 6. Развитие лирического образа Определить субъект или адресат лирики Монолог лирического героя или диалог его с автором Проследить динамику развития образа лирического героя

11 7. Художественные особенности ТРОПЫ 1.Эпитеты 2.Метафоры 3.Сравнения 4.Олицетворения 5.Ирония 6.Сарказм 7.Оксюморон 8.Гипербола 9.Гротеск 10.Литота 11.Метонимия 12.Синекдоха 13.Перифраза 14.Аллегория 15.Антитеза 16.Символ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ 1.Звукопись (ассонанс или аллитерация) 2.Инверсия 3.Параллелизм 4.Отрицательный параллелизм 5.Риторический вопрос 6.Риторическое восклицание 7.Риторическое обращение 8.Повторы (анафора или эпифора 9.Ряды однородных членов) 10.Расчлененные конструкции (парцелляции) 11.Эллипсис

13 8. Ритмика и метрика 1. Виды стихосложения Тоническое Силлабо- тоническое Силлабическое

14 2. Стихотворные размеры Двусложные Хорей придает динамику и напряжение, создает светлое настроение Ямб передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного и задумчивого Трехсложные Дактиль придает размеренность и неторопливость Анапест придает порывистость, быстроту движения Амфибрахий навевает грусть, мечтательность Спондей - лишнее ударение. Перрихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге

15 3. Виды рифм и рифмовки Рифмовка – способ организации стихов в стихотворении Перекрёстная АБАБ Парная ААББ Кольцевая (опоясывающая) АББА Рифма – звуковой повтор в конце строки Мужская – логичность, твердость, обрывистость Женская - нежность, плавность, незаконченность речи Дактиллическая- философское раздумье

16 4. Строфика Терцина - АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ) Байроническая строфа (10 строк ) - особая строфа со своеобразным порядком рифм Онегинская строфа (14 строк ) - АБАБВВГГДЕЕДЖЖ Октава (8 строк) - передает то грусть, то радость Сонет ( 14 строк ) – АБАБ АБАБ ВВГ ДГД Семистишие Секстина (шестистишие) Пятистишие Четверостишие (катрен) Трехстишие Двустишие

17 А теперь потренируйтесь в сравнительном анализе стихотворений Афанасий Фет На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону Федор Тютчев Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит. Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. 1830

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Этапы плана анализа стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.

План анализа стихотворения

План анализа

Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

План анализа

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

Дата написания и автор

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

Название, тема и идея

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

Описывается сюжет,

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.

При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

Какую лексику использует автор

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

Худ. средства, которые стоит обозначить при анализе

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

Поэтическая рифма

Следом необходимо определить стихотворный размер:

  • Хорей (двухсложный стихотворный размер).
  • Ямб (слог долгий и короткий).
  • Дактиль (трёхсложный размер стиха).
  • Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
  • Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

Тропы и фигуры

Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

Тропы и фигуры

Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

Вывод, собственное отношение к произведению

В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.

В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

Читайте также: