Как сделать сопрано
Голос — важный инструмент любого певца. По его звучанию оценивают вокальные данные и способности человека. С чего обычно начинаются занятия вокалом? С определения диапазона голоса исполнителя. Через это проходит любой новичок в музыке. При том совершенно неважно будет ли человек обучаться пению или же игре на музыкальном инструменте.
Что же такое диапазон голоса? Это определенное количество нот, идущих от низких к более высоким, которые певец может пропеть, не напрягая при этом связки, не испытывая какого бы ни было дискомфорта. При этом верхняя нота усиливает и удваивает звучание нижней. Как правило, обычный диапазон голоса составляет 1.5 — 2 октавы. Но бывают исключения, все зависит от строения связок. Интересный факт: большинству современных исполнителей достаточно вполне одной октавы, чтобы быть успешными. Они поют в комфортном для них регистре, в котором они привыкли общаться. А есть артисты, голосовой охват которых достигает аж четыре (российская певица Пелагея) или десять октав (американский композитор Тим Стормс). Оперные исполнители, как правило, владеют охватом в две октавы. Но это не говорит о том, что вы не можете расширить свой диапазон. Наиболее действенный способ достичь такого эффекта — ежедневные упорные тренировки.
Для чего же нужно определить тембр своего голоса перед началом обучению вокалу?
Для каждого исполнителя это важно, чтобы не повредить связки во время занятия. Если вы будете пытаться взять ноты выше или ниже ваших вокальных возможностей, то рискуете перенапрячь свой вокальных аппарат. А любая излишняя нагрузка на связки чревата возможной травмой, даже потерей голоса. Второй причиной, по которой важно знать свой диапазон это репертуар, который подчеркнет красоту вашего звучания.
Для начала, давайте разберем что же такое октава. Это интервал между двумя одинаковыми нотами, например от До до следующей До. Музыкальная октава (в переводе с латинского Octava означает “Восемь”) составляет 8 целых нот, 6 полутонов. Всего на фортепианной клавиатуре располагается девять октав. В самом низком регистре находится субконтроктава, а в самом верхнем — пятая. Одновременно эти две октавы являются и самыми маленькими. Самой распространенной считается Первая. Именно в диапазоне Первой октавы обычно разговаривает человек. Он называется Модальный.
Для записи музыкальных интервалов, как правило, используются латинские буквы. Для каждой ноты своя буква: До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — A, Си — В. Как правило принято отсчет октавы вести от ноты До. Все потому что в тональности “До” мажор отсутствуют знаки альтерации, то есть диезы, бемоли и бекары. Диезы повышают на полтона звук, бемоль — понижает на полтона, а бекар — отменяет действие двух предыдущих знаков. За каждой нотой “До” закреплена своя цифра, обозначающая номер октавы. По этой причине ноты, располагающиеся в субконтроктаве обозначаются как 0. Например, B0.
Как мы уже определили — самый распространенным голосовым регистром считается “модальный”. Он активно используется человеком с самого рождения: мы в нем разговариваем каждый день, кричим, шепчем и т.д. Это привычный для нас регистр, при котором связки используются в их привычном виде, а также это именно тоны, которые вокалист может взять не испытывая дискомфорта и излишнего напряжения.
Помимо Модальной тесситуры, можно выделить низкий голосовой регистр, для которого характерно “скрипучее” звучание. Как правило этому диапазону соответствуют мужские голоса. Женщины же, чаще всего, являются представителями “свистковых” нот, то есть самых высоких частот.
Тесситура это высотное расположение ноты относительно вокального диапазона. Другими словами, это регистр, в котором исполнителю комфортно петь.
Для чего нужно определять свой вокальный диапазон и как лучше это сделать.
- Лучше всего в данном воспользоваться музыкальным инструментом, например фортепиано или синтезатор. Но бывает так, что инструмента не оказывается под рукой. В таком случае можно воспользоваться различными приложениями для ПК или мобильных устройств, которые имитируют клавиатуру пианино.
- Пропойте простой звук, например “Ма”, обычным голосом, как будто вы разговариваете нараспев. Теперь подберите на клавиатуре пианино соответствующую ноту, которая будет входить в резонанс с вашим голосом. Если не получается подобрать точно, найдите наиболее приближенное звучание.
- Если вы смогли подобрать соответствующую ноту на клавишах, двигайтесь понемногу в низкий регистр. В данном случае нужно проигрывать не только целые тона, но и полутона, то есть черные клавиши. Вам ведь необходимо как можно точнее определить диапазон своего голоса, поэтому не стоит упускать их из виду. Ваша цель — нащупать самую низкую ноту, которую вы сможете пропеть, при этом не изменяя голоса, не переходя на шепот или хрип. Некоторые педагоги советуют также фиксировать для себя и ту ноту, которая является у вас пограничной с переходом на шепот.
- После этого вам нужно проделать точно такую же работу с высокими нотами. При подборе верхней границы своего регистра, вы не должны уходить на “крик дельфина”. Как только вы ее нащупали, запишите. Можно по аналогии с нижним регистром, отметить пограничный высокий тон между визгом “ААА” и спокойно пропетой нотой.
- Теперь вам необходимо подсчитать количество нот, оказавшееся между самой низкой и самой высокой. Исключите из подсчета знаки альтерации. Если у вас получилось 10 нот, значит ваш диапазон равен 1.5 октавам. Для того, чтобы записать себе в диапазон половинку октавы, достаточно 2-3 нот.
Теперь мы знаем охват вашего звучания, осталось определить его тип, а значит можно приступать к обучению. Голосовой тип нужно знать, чтобы подобрать правильно репертуар, который сможет раскрыть вас во всей красе. Однако, на начальном этапе это не так просто сделать. Связочный аппарат у начинающего специалиста еще недостаточно развит, а значит не используется в полном объеме. Поэтому на начальном этапе тип звучания можно определить приблизительно. Со временем, по мере обучения вокалиста связочный аппарат окрепнет, после этого уже можно будет точнее сказать о его типе.
Как правило, когда речь заходит о типе голосов, чаще всего, называют только Альт и Сопрано. В действительности же их значительно больше.
Для женских голосов выделяют: Сопрано, Меццо Сопрано, Контральт. Для мужского звучания свое деление: Тенор, Баритон, Бас.
Самыми высокими частотами считаются Сопрано у женщин, Тенор у мужчин, соответственно самыми низкими — контральт и бас. Давайте разберем каждый тип отдельно.
- Сопрано. Считается самым высоким женским голосом. Диапазон звучания варьируется от первой до третьей октавы. Как правило, в хоровых партиях идет деление на первое и второе сопрано. Первое сопрано имеет более мягкое, лирическое звучание, второе, в основном, драматическое. То есть более сильное по звучанию. В хоровых партиях сопрано отведена очень ответственная роль, они ведут основную мелодию. Поэтому красота звучания песни, можно сказать, зависит целиком и полностью от них.
- Мецоспрано. Диапазон от “ля” малой октавы, до “ля” 2 октавы. Как в предыдущем случае, этот тип делится на первое и второе меццо сопрано. В хорах, как правило, исполняет партию первых альтов.
- Контральт. Считается самым низким женским голосом. Также альтовые партии могут часто звучат одновременно с тенорами, как дополнение вокальных красок к звучанию.
- Тенор. Самый высокий мужской голос. Так как в хоровых партиях очень часто используются высокие тесситуры для теноров, то ключевой их особенностью является владение фальцетом и умением исполнить ту самую заветную высотную “До”.
- Баритон. По звучанию считается средним мужским тоном, регистр варьируется от “ля” бемоль большой октавы до “ля” бемоль первой октавы. Баритон разделяют на лирический, по звучанию близкий к тенору, а также драматический, приближен к басу. В хоре, как правило, исполняют партии первых басов.
- Бас. Самой высокой нотой басовых частот считается “До” первой октавы. Поэтому он по праву считается наиболее низким мужским регистром. Среди данного типа выделяются особенно октависты. Вокалисты, обладающие настолько низким звучанием, могут даже исполнять ноту фа контроктавы. В хоровых партиях октависты применяются с осторожность, исходя из характера исполняемого произведения и возможных заметок композитора. Басовые партии это фундамент звучания всего хора. Как сопрано ведут мелодию, так басы составляют гармоничную основу музыки.
В процессе обучения пению, необходимо обращать на изменения в своем вокале, отмечать какие самые высокие и низкие ноты вы можете взять. Часто бывает, что в начале пути вокалиста причисляют к одному типу звучания. Но по мере развития и тренировки связочного аппарата, голос исполнителя крепнет и меняется. Возможно, через какое-то время после начала занятий, вам нужно будет пересмотреть свой тембр.
Определить тип вашего голоса можно не только с помощью музыкального инструмента и педагога по сольфеджио, вокалу, но и с помощью врача-фониатра. Специалист по одному строению связочного аппарата, сможет определить ваш тип звучания. К примеру, у обладателей высокого голоса — короткие и узкие связки. Наоборот, длинные и толстые связки являются верным признаком низких частот.
Но если у вас нет под рукой музыкального инструмента для определения охвата вашего звучания, а обратиться за помощью к фониатру или педагогу по вокалу пока нет возможности, то можно воспользоваться онлайн сервисами или мобильными приложениями.
- Vocal range vocaberry. Данное приложение доступно для установки как android, так и на ios. Удобное приложение с интуитивно понятным интерфейсом для определения голосового диапазона. Ваша задача будет пропеть ноты сначала двигаясь к самым низким, а после наоборот к самым высоким. Данное приложение определит не только ваш регистр и тип звучания, но и количество октав и полутонов, которые вы можете взять. А также покажет исполнителей с таким же диапазоном и составит примерный репертуар из популярных треков под ваш тип.
- Похожее приложение Vocaberry. Это приложение намного проще и понятнее, чем предыдущее. Также считается, что оно отлично подходит на для новичков, которые пока что не очень сильны в нотной грамоте.
- Erol singer’s studio. Из плюсов: в арсенале приложения 72 урока, которые помогут определить ваш вокальный диапазон, начать учиться пению. Помимо текстов, в приложении есть огромное количество схем — картинок, которые наглядно покажут как правильно петь, а также есть свой календарь занятий, чтобы вы не пропускали тренировки. Из минусов: приложение доступно только для платформы IOS.
- Sing sharp. Отличное приложение, которое в игровой форме определяет тип голоса и учит петь.
- Vox Tools. Приложение является совместным детищем разработчиков и преподавателей по вокалу. Главное отличие его от других аналогов — более точное определение типа тембра, в том числе учитывается ваш пол, подбор занятий, техник, репертуара строго под ваш голос и его индивидуальные особенности.
- Nail the pitch — vocal pitch monitor. В данном сервисе вы можете определить свой вокальный диапазон, увидеть визуальную запись того, что вы поете. А в платной Pro версии даже сможете записывать свое пение, проигрывать его в записи для отработки и корректировки ошибок.
Даже если вы твердо нацелены учиться пению самостоятельно, не обращаясь к профессиональным тренерам по вокалу, для определения типа голоса лучше всего обратиться к специалисту. Какое бы новое и совершенное приложение ни было, оно имеется свои погрешности. Соответственно, чтобы не навредить себе, лучше заниматься с преподавателем.
По мере обучения пению, укрепляются мышцы связочного аппарата, вы учитесь лучше владеть голосом, а значит есть возможность потренироваться в расширении вокального диапазона. Возможно, вам хочется научиться брать более высокие или наоборот более низкие ноты. Для этого есть хорошие упражнения.
Для того, чтобы расширить свой вокальный регистр в сторону низких нот:
- Поработать над техникой дыхания. Важно научиться делать вдохи и выдохи через нос.
- Почувствуйте себя пчелкой и пожужжите немного. Для этого вам нужно опустить голову, дотронуться подбородком до груди и начать жужжать. Старайтесь то наращивать звучание, то наоборот затихать.
- Упражнение “Колокол”. Попробуйте на максимально низких для вас нотах изобразить звон колокола и пропеть “Бом”.
Для того, чтобы расширить свой вокальный регистр в сторону высоких нот:
- Техника похожая на упражнение “Колокол”. Вам также нужно пропевать “бом”, только делать это нужно на максимально высоких нотах;
- Читаем четверостишия. Выберите простое стихотворение и начинайте пропевать по строчке, каждую строчку нужно петь на тон выше, чем предыдущую;
- Упражнение, похожее на читку четверостишия. Только здесь выбираете двустишия и пропеваете с повышением интонации к концу первой строчки, а потом поете на понижение к концу второй.
Что еще может помочь усовершенствовать возможности голосового аппарата? Регулярные занятия и тренировки. С каждым новым уроком ваши связки и мышцы, задействованные в пении, укрепляются, работают более слаженно. Ваше звучание тоже постепенно становится лучше. Не забывайте о соблюдении техники пения. Помните, что любое перенапряжение или использование неправильной техники вокала чревато потерей голоса. Следите за своей осанкой: спина должна быть прямой, ноги твердо стоят на ширине плеч. Дышите диафрагмой, а не легкими. Так вы сможете лучше контролировать высоту звука, а также звонкость.
Процесс постановки голоса требует максимум осторожности. Если вы только начинаете свой путь в вокале, лучше всего делать это вместе с профессионалами. Преподаватели из школы First Music Family помогут вам максимально точно определить ваш тембр, диапазон и тип, а также подберут учебную программу под индивидуальные особенности вашего звучания. Если вы упорно занимаетесь, то уже через некоторое время после начала занятий, вы сможете услышать неожиданные и очень приятные изменения в звучании.
Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас особых усилий. Середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов.
После формирования центра можно понемногу раздвигать границы диапазона вниз и вверх. Обязательно учитывайте свой тип голоса. В разделе по подбору репертуара есть таблицы с границами диапазонов для каждого голоса. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы голос не потерял свою свежесть и яркость.
В техническом плане перед ходом наверх нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе дыхание, зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы шеи, раскройте рот и выпустите (не выдавите!) верхнюю ноту. При этом не забывайте о хорошей опоре. Здесь очень важно поймать нужный баланс: не пережать, чтобы не форсировать, но и не не дожать, иначе нота будет детонированная (ниже, чем надо), дребезжащая, на горле и сорвется. Баланс придет со временем. Кстати, самое сложное – петь верхнюю ноту на piano. Для этого нужно уметь мастерски управлять дыханием и, как ни странно, держать его еще крепче, чем на forte.
Кстати, есть такая схема, в которой показано, где по ощущениям должны находится разные ноты диапазона у тенора или сопрано:
Сколько нужно времени, чтобы петь высоко?
Здесь все индивидуально, но есть приятная особенность. Часто верхние ноты в процессе обучения развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, слегка задевая верха в распевках. Когда же педагог предлагает арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они еще не брали. Происходит это потому, что создаются благоприятные условия: голос свободен, резонирует, дыхание крепкое, — так отчего бы не взять ноту выше?
Есть педагоги, которые говорят, что верхние ноты нужно раскричать, а если не ходить наверх, то верхних нот никогда и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть упражнения с нотами верхнего регистра должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.
Значение верхних нот
Высокие ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это производит эффект чего-то неземного, перехватывающего дыхание. А теперь представьте сомневающегося студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно…
Что касается классификации, она весьма условна, разные классификации отличаются дробностью, но в основе их лежит деление сопрано на низкое, среднее и высокое. Тот, кто пел в хоре, сталкивался с делением сопрано на первое (высокое) и второе (среднее и низкое), после них идут альт и бас.
На звучание голоса влияет строение голосового аппарата, длина и толщина голосовых связок. Чем тоньше связки, тем выше голос.
Строгое деление голосов на типы в академическом и оперном пении возникло неслучайно. Тип голоса определял характер певца, например, герои с мощной энергетикой или негативные персонажи часто поют низкими голосами, в то время как положительному герою/героине чаще присущ высокий чистый и нежный голос.
Характеристики сопрано: высокий, звонкий, легкий, подвижный, светлый, хрустальный. Но эти характеристики варьируют в зависимости от разновидности сопрано. Поговорим об этом подробнее.
Драматическое сопрано
Драматическое сопрано – самое низкое. Хорошая плотная середина, мощный объемный, несколько тяжеловесный голос, создает темное мрачноватое настроение. Часто им поют роковые женщины или героини с трагической судьбой.
Галина Вишневская, Ария Аиды (оп.Аида Дж.Верди)
Лирико-драматическое сопрано
Лирико-драматическое сопрано – ему свойственен мягкий и теплый тембр, часто по характерам это молодые наивные девушки, положительные светлые героини. Лирико-драматическое сопрано плотнее, чем лирическое сопрано. Пример: Рената Тебальди, Мария Каллас.
Лирическое сопрано
Лирическое сопрано – здесь нет мощи и объемности, нужны чистота тембра, но нет таких быстрых партий, как в колоратурном сопрано.
Лирко-колоратурное сопрано
Лирко-колоратурное сопрано - светлый и нежный высокий тембр. Здесь нужны подвижность голоса, умение петь высокие ноты.
Рут Энн Свенсон
Lucia Popp (Лючия Попп)
Колоратурное сопрано
Колоратурное сопрано – большая подвижность голоса, быстрые партии, сложные мелодии, полетность голоса, чистота и хрустальность тембра.
Диана Дамрау (Diana Damrau)
Ave Maria в исполнении Sumi Jo (Суми Йо)
Типы голосов в эстрадном пении
Существует ли деление голосов в эстрадном пении? Не так строго, как в классике, и это относится больше к характеру тембра. По большому счету, эстрадные голоса делятся только на высокие и низкие, а для лучшего описания тембра берутся термины из академического пения. Все потому, что специфика эстрадного пения другая, здесь задействуются все регистры, поэтому эстрадный певец поет смешанным голосом как низко, так и высоко, при этом используя микст – умение петь на всем диапазоне ровно, без переходов в регистры.
Примеры эстрадных певиц с типом голоса сопрано
Как вы понимаете, это исполнительницы с самыми высокими голосами:
Madonna
Beyonce
Lara Fabian
Celine Dion
Kate Bush
Катя Чили
Сегодня мы подробнейшим образом рассказали вам о сопрано.
Для того, чтобы определить свой тип голоса и подобрать наиболее подходящий для вас репертуар, приходите к нам на пробное занятие!
Пробный урок по скайпу
- Протестируем ваш голос и слух
- Определим цели и составим ваш личный план обучения!
- Покажем упражнения и подберём нужный курс
Пройдите стартовый курс
- Раскроете силу, яркость и тембр своего голоса
- Уберете зажимы, которые мешают петь и общаться
- Избавитесь от страха выступать на публике и полюбите свой голос
Курсы вокала Пять бесплатных уроков!
Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!
Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе
Следите на Instagram И делитесь с друзьями
Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре
Сегодняшний пост есть развернутое продолжение и очень редкий сборник детальной информации. Предназначается для певцов, любителей пения им сочувствующим.
Если вы не певец и не интересуетесь вокалом - листайте дальше. Вам не сюда.
Всем привет!
После напряженной прогулочной субботы необходимо расслабиться и отдохнуть.
Поможет нам сегодня в этом подборка удивительной музыки и певцов, а так же очень важная и полезная информация об определении типов голосов.
???Прекрасную музыку с выдержками из предыдущего поста вы найдете внизу???
1. ФОНИАТРИЯ - ЛУЧШИЙ ДРУГ ВОКАЛИСТА.
Врач фониатр - лучший друг всех несчастных, потерявших голос, или имеющих с ним проблемы.
То, что фониатрия старается лечить рассматриваемые проблемы организма, опираясь на внутренние ресурсы и физиологию оного - делает ее еще прекрасней.
Но мы сейчас не об этом. А о том, как врач - фониатр может помочь вокалисту, у которого нет проблем с голосом.
Хороший фониатр, имеющий дело, по большей части, с певцами и людьми разговорных профессий, обязан досконально понимать природу голоса, возможности его использования, технические аспекты вокала и, конечно же, различать типы голосов, не слыша их самих.
Случай из жизни, который все обьяснит:
- Дело было в Италии (я тут живу), в городе Равенна.
Устав от различных педагогов с "мировым" именем, тянущим одеяло "каждый на себя"
и внушающим мне, что лишь их метОда пения есть правда в последней инстанции, я решил обратиться к человеку максимально нейтральному в этом смысле, Франко Фусси.
Фусси - это специалист - фониатр, широко известный за пределами Италии. Его пациентами были Паваротти, Бочелли, Рикки и Повери, Тото Кутуньо и масса других супер-звезд, чьи имена перечислять можно до бесконечности.
Мне был необходим как плановый осмотр, так и мнение специалиста подобного масштаба,
так что денег на визит я жалеть не стал.
Принимал Фусси в старинном палаццо, ныне - жилом доме, по по соседству с оперным театром,
в котором каждый сезон дирижирует Рикардо Мути (дирижер - живая легенда)
Шикарно обставленный офис Фусси совершенно не напоминал больничную приемную.
На роскошном бархатном диване отдыхал карликовый белый пудель. Огромный дубовый стол,
с изящными резными креслами из дуба, добавлял обстановке шарма и помпезности.
Вдалеке, возле огромного телевизора, располагался ЛОР-комбайн и аппаратура для изучения внутренностей пациентов. Не без удовольствия сев в кожаное кресло для осмотра, я стал ждать, раскрыв рот, что же покажет мне на огромном телевизоре доктор.
Первым его вопросом, после того как камера наконец обнаружила мои связки
на экране, был: "Ты два-три месяца назад напелся что ли?"
(на жаргоне вокалистов "напелся" означает появление проблем с голосом после долгого или неправильного пения)
- "Да, маэстро", не скрывая удивления ответил я, "Три месяца назад, после двух ужасных
мастер-классов от двух бывших солистов Ла-Скала, Метрополитан и других известнейших театров, я чуть не потерял голос. Потом неделю молчал, дабы прийти в себя".
- "Вижу", сказал Фусси. "Вот тут, на ЛЯ - СИ бемоль, перед переходом, у тебя трудности, небольшое уплотнение. Но оно почти рассосалось, ты все делаешь правильно"
"А ты больше поешь Верди и Беллини, или Моцарта с Россини?"
- "Ну как пою, маэстро, я учу в основном, готовлюсь. А так да, Верди - это мой репертуар, я в нем чувствую себя особенно удобно"
- "Правильно, связки у тебя крепкого баса, уже окрепшие, можешь начинать и Доницетти пробовать. А кто твой Маэстро?"
- "Грациано Монакези. А вы знаете его?"
- "Слышал однажды. У него идеальная техника. Ты все правильно делаешь, продолжай в том же духе. Связки в идеальном состоянии, смык плотный на всех регистрах. Будь аккуратнее с верхами, не форсируй, есть у тебя такая манера. И пой побольше водички, слизь маловодянистая на связках."
- "Так лето же, еще маски эти осточертевшие. Тут сколько не пей. "
- "Понимаю. Ну это я так, на всякий случай. Надо же тебе что то прописать))".
Одного этого разговора уже достаточно людям знающим, чтобы осознать
всю невероятность ситуации.
Для людей, не столь искушенных в вокальных премудростях, поясню:
1. Доктор БЕЗОШИБОЧНО назвал тип моего голоса, основываясь на виде, размере голосовых связок и гортани, типу смыка на разном диапазоне. Это, вообще, не его работа, но годы опыта позволили стать ему специалистом огромного масштаба.
2. Назвав точно ноты, где я испытываю наибольшую трудность и период, когда я, предположительно, ее приобрел, он сделал трюк, не хуже Копперфильда.
Эта настоящая вокальная магия. Многие вокальные педагоги, с десятилетиями опыта за плечами, не могут услышать то, что он считывает, глядя на мои связки.
Это примерно похоже на постановку диагноза по пульсу в китайской медицине.
Т.е. уровень подготовки просто выходит за рамки учебников, ибо он сам их пишет и переписывает.
3. Точное определение репертуара для моего типа голоса.
Это мэтры вокального преподавания иногда мне могут сделать месяцами. А он - за минуту, даже не слышав меня. Браво.
4. Рекомендации технического характера (не форсировать на верхах). Маэстро Фусси безошибочно назвал диапазон и вокальный прием, которым я балуюсь, а зря.
Все это сродни черной магии, а не врачебной практике.
Человек, не слыша голоса, дает рекомендации столь точные и необходимые, что даже ваш прекрасный педагог, лауреат международных конкурсов, не способен дать за вся свою жизнь.
Дорогие мои певцы и все те, кто имеет проблемы с голосом.
Не гнушайтесь визита к ФОНИАТРУ. Особенно, если это специалист мирового масштаба.
Такие есть в Питере и Москве точно, знаю их лично. В других больших городах также должны быть профессионалы, особенно при оперных театрах.
Визит к такому специалисту абсолютно безболезненный и полезный для здоровья.
Разбора переходных нот и их влияния на определение типа голоса я коснусь в следующем посте, ибо тема очень важная и обширная, поэтому я решил выделить ей отдельный пост.
!А СЕЙЧАС - НЕМНОГО ВОЛШЕБНОЙ МУЗЫКИ!
(Взято из моего предыдущего поста)
1. БАС ПРОФОНДО (профундо). С итал. - глубокий бас. Самый низкий мужской голос, имеющий диапазон от СОЛЬ контр-октавы до ЛЯ-СИ малой. Поют преимущественно в хорах, ибо такой темный и глубокий голос найти практически не реально на сцене. Поэтому то оперные композиторы ничего для таких голосов не написали, увы. Дабы не ставить популярность своих произведений под удар
2. БАС центральный. Типичный мужской голос, который в наше время стал весьма редким.
То ли из-за недостачи тестостерона у современных мужчин, то ли из-за чего то еще, басы стали вымирающим видом, особенно на оперной сцене. И я сейчас говорю о натуральных низких голосах, а не о деланных темных БАРИТОНАХ, что пытаются занять нишу свободных ролей басового репертуара
Такой голос имеет диапазон от РЕ-МИ Большой октавы до ФА первой октавы.
В принципе, такие голоса могут опускаться и ниже, но в силу природных особенностей нижние ноты будут звучать менее ярко, нежели у настоящих ПРОФОНДО
3. БАС-БАРИТОН (БАС БУФФО). Довольно распространенный мужской голос, который, чаще всего, поет комические оперы. Повелось так в силу того, что РОССИНИ, МОЦАРТ и компания писали в свое время музыку совершенно ином музыкальном строе, который был ниже современного примерно на пол тона (так воспринимает разницу человеческое ухо).
Поэтому те басы, что некогда были обычными БАССО КАНТАБИЛЕ, нынче стали величаться БАС-БАРИТОНОМ, и поют не только комические партии, но и драматические оперы, вроде тех, где Верди в кабалетте писал виртуозные верхние ФА. Ныне эти ноты настолько не физиологичны, что крепкий центральный бас (особенно, имея не идеальную технику) попросту не справляется с нагрузкой на них
4. БАРИТОН ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Самый распространенный мужской голос. Обладает, как правило, темным окрасом и относительно свободными верхами, что позволяет таким голосам петь как БАС-БАРИТОНОВЫЕ партии, так и классические баритоновые. Диапазон имеет СОЛЬ-ЛЯ большой октавы внизу и СОЛЬ-ЛЯ октавы первой. Голос бархатистый и приятный. Как правило это антагонисты опер, персонажи мрачные, со сложной психологией
5. БАРИТОН ЛИРИЧЕСКИЙ. Тут можно выделить еще и баритона центрального, что не имеет легкости наверху и басовых нот внизу, но в такие щепетильные тонкости я вдаваться не стану.
Некоторые лирические баритоны имеют диапазон ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕНОРА, но из-за трудностей с верхними нотами, или же более темного окраса, поют БАРИТОНОВЫЙ репертуар.
Голос их легкий, мягкий, менее глубокий. Как правило страдают от несчастной любви в операх
6. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕНОР.
Это те тенора, что поют характерные трагические партии, не уступающие по мощи и накалу страстей лучшим заглавным баритоновым партиям. Как привило ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕНОРА - герои антагонисты. Крепкое мясистое звучание и меньшая подвижность в верхнем регистре делает их своего рода БАРИТОНАМИ в теноровых штанах
7. ТЕНОР СПИНТО. Эдакий герой любовник. Твердый, как камень, но способный на сентименты.
Обладает голосом крепким, ярким и стенобитным. Диапазон очень широк, от СИ большой до ДО-РЕ второй октавы. Настоящие спинтовые тенора, что поют, а не просто орут, весьма редки, из-за сложности постановки такого типа голосов. Но имеют наибольший успех у публики. Мощнейшие верхние ноты в купе с сочной серединой - их конек
8. ТЕНОР ЛИРИЧЕСКИЙ и РОССИНЬЕВСКИЙ.
Самые нежные и утонченные мужчины (именно в их полку наибольшее число гомосексуалистов), обладающие мягким, полетным тембром и самым высоким голосом у мужчин. Весьма редки, а сложности постановки правильной техники делает такие голоса на вес золота в современной опере. РОССИНЬЕВСКИЙ тенор - это тот тенор, которому, в современных реалиях приходится выпевать сумасшедшие колоратуры и фиоритуры, постоянно находящиеся в диапазоне от ДО до ФА второй октавы. Такая напряженная работа требует специфичной техники, что делает голоса этих теноров более легкими, имеющими гнусавый призвук и эффект подснятого звука. Единичные исключения гениев, певших этот репертуар полным опертым звуком не в счет (прости, Роквелл Блейк)
9. АЛЬТИНО
Раньше АЛЬТИНО было равно КАСТРАТ. Мужчины, не испытавшие на себе влияния мужских гормонов, сохранившие мальчишечий голос (из-за биологических отклонений встречаются и фертильные особи с таким голосом, но явление крайне редко)
Нынче же мужчины, что поют крепким баритоном, имитируют этот редкий АЛЬТИНО, путем пения на ФАЛЬЦЕТЕ. Голос это получается сверхвысоким, походим на женский, но пустым, прозрачным и безвольным
Я ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ТАКИЕ ГОЛОСА
10. КОНТРАЛЬТО. Самый редкий и самый низкий женский голос. Подразделений у него нет, ибо найти настоящее поющее контральто есть задача сложная и трудно выполнимая.
В Италии полно "контральто" , из-за пристрастий к кофе и куреву. Звучит такой голос ужасно.
Диапазон имеет от ФА-СОЛЬ малой до ЛЯ-СИ второй октавы. Голоса такие похожи на мужские, но по-женски мягкие, раскатистые и приятные слуху. Очень часто КОНТРАЛЬТО поют те оперы, что были написаны для КАСТРАТОВ. Т.е. женский голос, совпадающий по высоте с мальчишечьим, играет на сцене юношей. Такой себе травести
11. МЕЦЦО-СОПРАНО ДРАМАТИЧЕСКОЕ. Чуть более распространенный тип женского голоса. Но из-за сложности в постановке так же является на вес золота, вроде ТЕНОРА СПИНТО. Как правило МЕЦЦО становятся женские темные голоса, которые попросту не умеют петь верха.
Голос этот сочный, яркий и глубокий
12. МЕЦЦО-СОПРАНО ЛИРИЧЕСКОЕ. Один из самых распространенных женских голосов.
Уже не имеет такого темного окраса, как МЕЦЦО ДРАМАТИЧЕСКОЕ, но все так же легко спускается вниз и имеет определенные трудности с пением сверхвысоких нот.
Диапазон варьируется от СОЛЬ-ЛЯ малой октавы до ДО-РЕ третьей.
13. СОПРАНО ДРАМАТИЧЕСКОЕ. Крепкие темные женский голоса, очень распространены в природе, но не многие обладают достаточным навыком пения, чтобы исполнять партии, написанные для этого типа голоса. Как правило героини, мучающиеся от несчастной любви.
Сочетают в себе стенобитный верх и легкость центральных и нижних нот. Имеют широкий диапазон
14. СОПРАНО ЛИРИЧЕСКОЕ. (ЛИРИКО ДРАМАТИЧЕСКОЕ)
Из-за широкого спектра различных оперных партий, женские голоса принято разделять на множество мелких подразделов. В идеале же техничный и крепкий женский голос может должен уметь исполнять как драматические партии, как и лирические. Благо диапазон большинству женщин позволяет это делать. Ярчайшим примером выделю Каллас и Тебальди, что с успехом справлялись с широким спектром разноплановых ролей
Голос ЛИРИЧЕСКОГО СОПРАНО наиболее распространен среди женщин и имеет диапазон от
ДО первой до МИ-ФА третьей октавы. Голос имеет мягкое и полетное звучание
15. ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНОЕ И КОЛОРАТУРКОЕ СОПРАНО. Пищалки, в хорошем смысле.
Такие женские голоса имеют наибольшую подвижность и способны петь удивительно высокие ноты, кажущиеся обывателю ультра-звуком. Маленькие связочки в купе с мелкой техникой позволяют таким голосам звенеть, аки колокольчик, на сверхвысоком диапазоне, совершенно не испытывая трудностей в звукоизвлечении (Не то что БАС, испытывающий все муки своего народа на головном регистре)
Читайте также: