Как сделать согласную мягкой

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 29.08.2024

Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома. Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко. Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран[б][б`]белье
ворс[в][в`]вяз
горб[г][г`]гиря
дом[д][д`]дядя
золото[з][з`]земля
кот[к][к`]кит
лыжи[л][л`]лимон
мусор[м][м`]мяч
нора[н][н`]Нюра
полы[п][п`]пение
робот[р][р`]река
солнце[с][с`]семя
тон[т][т`]темя
фурор[ф][ф`]финал
хомяк[х][х`]хижина

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Что такое мягкие звуки?

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:бок [б о к]

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:бег [б’ э к]

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Твердый и мягкий знаки

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Звонкие и глухие

Непарные и парные по глухости звонкости

В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.

  • 11 – [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] – парные звонкие;
  • 11 – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие парные;
  • 9 – [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] – это звонкие непарные;
  • И ещё 5 – [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] – это непарные глухие .

Таблица звонких и глухих согласных

Парный звонкий оглушается:

  • в конце слова — дуб [дуп], пирог [п’ирок], улов [улоф];
  • перед глухими согласными — коробка [каропка], книжка [кн’ишка], указка [укаска].

Парный глухой озвончается:

  • перед звонким согласным — сдоба [здоба], косьба [каз’ба].

Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.

Например: вор [вор], ком [ком], горка [горка], панамка [панамка].

? Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми характеристиками.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

? Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

В славянских языках

Смягчающие гласные

Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:

Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.

Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:

яяблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца]
ююрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый]
ёёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный]
ележать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и]
илис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’]

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непарными.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные [ж], [ш], [ц].

  • жёст­кий [ж о с т к’ и й’] — обжо?ра [а б ж о р а]
  • широ­кий [ш ы р о к’ и й’] — шок [ш о к]
  • цель [ц э л’] — цокать [ц о к а т’].

Мягкие непар­ные соглас­ные [й’], [ч’], [щ’] все­гда сохра­ня­ют этот признак:

  • йод [й’] — май­ка [й’]
  • чай­ник [ч’] — чёт­кий [ч’]
  • щадить [щ’] — щёт­ка [щ’].

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих.

Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.

Что такое мягкие звуки?

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы Звуки
б [б], [б’]
в [в], [в’]
г [г], [г’]
д [д], [д’]
з [з], [з’]
к [к], [к’]
л [л], [л’]
м [м], [м’]
н [н], [н’]
п [п], [п’]
р [р], [р’]
с [с], [с’]
т [т], [т’]
ф [ф], [ф’]
х [х], [х’]

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

Что мы узнали?

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука . Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ - это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков - 42:

  • 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [ы], [э];
  • 36 согласных: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [ з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [ п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].

Таблица, где собраны все буквы и звуки

мягкие и твердые согласные звуки

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым .

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

согласные и гласные буквы, звуки

Мягкие и твердые

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что они бывают твердые и мягкие.

Всегда мягкие и всегда твердые

Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые, которые не хотят становиться мягче.

всегда мягкие согласные звуки

всегда твердые согласные звуки

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменяемые по мягкости / твердости звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Всегда мягкие

(несмотря на наличие букв а, о, у, ы, э позади них)

Всегда твердые

(несмотря на наличие букв я, ю, и, е, ё или мягкого знака позади них)

Как образуются мягкие звуки в русском языке

Мягкость согласные получают:

  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

сколько звуков в русском языке

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым,
  2. как определить мягкость или твердость по гласной,
  3. все ли мягкие имеют твердые пары.

Например, спросите: Ч мягкая или твердая согласная в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Образование твёрдых согласных

Твердыми звуки становятся, когда находятся:

  • перед твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • перед гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • перед другим согласным: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

твёрдые согласные звуки таблица

Таблица твёрдых и мягких звуков

согласные звуки русского языка

Для лучшего восприятия и запоминания следует прорабатывать пары слов, с противоположными звуками

Спросите: какие согласные мягкие, а какие твердые? Для начала следует использовать вспомогательные таблицы.

Звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

все ли мягкие согласные имеют твердые пары

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

мягкость согласных звуков

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Звонкие и глухие

Непарные и парные по глухости звонкости

В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.

  • 11 – [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] – парные звонкие;
  • 11 – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие парные;
  • 9 – [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] – это звонкие непарные;
  • И ещё 5 – [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] – это непарные глухие .

Таблица звонких и глухих согласных

звонкие и глухие согласные звуки

Парный звонкий оглушается:

  • в конце слова - дуб [дуп], пирог [п’ирок], улов [улоф];
  • перед глухими согласными - коробка [каропка], книжка [кн’ишка], указка [укаска].

Парный глухой озвончается:

  • перед звонким согласным - сдоба [здоба], косьба [каз’ба].

Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.

Например: вор [вор], ком [ком], горка [горка], панамка [панамка].

непарные и парные звонкие и глухие согласные

Игровые упражнения для закрепления материала

  1. Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
  • гласные – красным ;
  • твердые согл. – синим ;
  • мягкие согл. – зеленым .
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

таблица звонких и глухих согласных

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного , синего , зеленого , желтого . Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета - десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

как определить мягкий согласный звук

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.

Есть множество доступных способов научить ребёнка понимать, когда согласные мягкие, а когда - твёрдые. Один из самых эффективных - использование карточек со слогами. Мы предлагаем вашему вниманию набор карточек, которые позволят вам наглядно объяснить, когда какие согласные произносить.

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В



Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д



Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З



Твердые и мягкие согласные звуки К - Л



Твердые и мягкие согласные звуки М - Н



Твердые и мягкие согласные звуки П - Р



Твердые и мягкие согласные звуки С - Т



Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х



Твердый согласный звук Ц и мягкий Ч



Твердый согласный звук Ш и мягкий Щ



Дополнительные карточки:



Твёрдость и мягкость согласных

Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими. К примеру, в слове "мяч" произносится мягкий согласный звук [м'], а в слове "мама" - твёрдый согласный звук [м]. На письме произношение твёрдых согласных звуков записывается в квадратных скобках ([р], [с]), а для обозначения мягкости к ним добавляется символ апострофа ([р'], [c'])

Когда согласные мягкие, а когда - твёрдые?

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш']. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В случае с остальными согласными - если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Особенности произношения

Произношение твердых и мягких согласных отличается положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) используется палатализация. Это движение средней части языка к нёбу. при этом, остальная артикуляция остаётся прежней. Поэтому палатализацию относят к дополнительной артикуляции.

Для произношения твёрдых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) не требуется палатализация, они произносятся без дополнительных преград. Согласные, которые не входят в список всегда мягких или всегда твёрдых, образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

  • [б] - [б']
  • [в] - [в']
  • [г] - [г']
  • [д] - [д']
  • [з] - [з']
  • [п] - [п']
  • [ф] - [ф']
  • [к] - [к']
  • [т] - [т']
  • [с] - [с']
  • [м] - [м']
  • [н] - [н']
  • [р] - [р']
  • [л] - [л']
  • [х] - [х']

Менеджер Татьяна

Оставьте свои контакты и наш менеджер с вами свяжется

Узнавайте о самых последних новостях детского клуба Vikiland

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности. Подробнее

Читайте также: