Как сделать социологическое исследование пример

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

При проведении социологического исследования план представляет не просто в качестве списка, расписывающего основные этапы его реализации. В данном случае он оформляется в виде официального документа, очерчивающего основные моменты научного изыскания, именуемого программой.

Что это такое?

Программа социологического исследования представляет собой особый формальный этап, документ, очерчивающий существенные моменты мероприятия. В нем описывается методологическая и методическая база эксперимента, последовательность действий (от сбора и обработки информации до интерпретации полученных результатов).

Роль программы социологического исследования – однозначно важная. Она позволяет корректно определить и сформулировать цель и задачи мероприятия, констатировать основные характеристика объекта и описать предмет, с максимальной точностью и ясностью выдвинуть гипотезу, которая будет проверяться на протяжении всего испытания. Фактически программа социсследования позволяет кратко и емко определить его миссию.

Основные разделы программы социсследования

Основные разделы программы социсследования

Также данный документ призван сделать легкую и простую трансформацию от описаний к действиям, осуществить тот самый переход от теоретического к эмпирическому методу мягко. Отсюда следует, что эксперимент обладает такими качествами, как целенаправленность, логичность и всесторонность (учитывает все факторы и нюансы).

Программа социсследования позволяет также с максимальной точностью, верно определить тип изыскания, описать основные этапы (что и в какой последовательности нужно сделать, почему и для чего), подчеркнуть специфику объекта и предмета, акцентировать внимание на особенностях цели и задач. Миссия этого документа заключается в емком, но всестороннем описании хода научного эксперимента.

Реализация социологического исследования проходит три основные стадии: подготовительная, основная и завершающая. Разработка программы мероприятий относится к первому этапу, который считается самым сложным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: программа социологического исследования выполняет две основные функции: методическая – описание каждого шага и последовательности де йствий, организационная – реализация описанных элементов с учетом сроков эксперимента и приоритетности шагов, полученных результатов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы разработки программы социсследования

Разработка программы социсследования – первый этап, когда автор только планирует данное мероприятие. Начало проработки плана действий начинается с анализа следующих аспектов:

  • Конкретизация темы и проблемы исследования: что именно будет подвергаться изучению, разработка основного вопроса (на который требуется получить ответ от респондентов). Здесь важно подчеркнуть изучаемое явление/ситуацию и непосредственно проблему. Притом проблема должна умещаться в рамках 1-2 вопросов (чтобы было проще оценивать результаты). Здесь происходит обоснование актуальности и важности изыскания в целом.
  • Постановка цели и задач, выдвижение гипотезы. Социологическое исследование носит теоретико-практический характер, экспериментальный. Поэтому цель данного мероприятия также будет практической: изучение явления, опрос респондентов для выявления их отношения к реалиям/происходящему. После конкретизации цели будут разработаны задачи и выдвинуто предположение (подлежащее проверке): список вопросов для респондентов, конкретизация выборки (кто будет принимать участие в эксперименте: пол, возраст, социальный статус, опыт работы и пр.), вариант опроса (интервью, онлайн, тестирование и пр.). Обратите внимание, что цель и задачи звучат как призыв к действиям (изучить, установить и пр.). Данный этап – методологическое обеспечение эксперимента.
  • Выбор способа интерпретации полученных результатов. После сбора информации исследователю предстоит грамотно и представить в проекте и предоставить анализ данных. Поэтому при разработке программы социологического исследования важно учесть способ интерпретации полученных результатов: графический, табличный, текстовый и пр. В любом случае все полученные результаты должны быть представлены емко и понятно, проанализированы посредством использования принципа научной аргументации: сравнение полученных сведений по теме/проблеме с выдвинутой гипотезой, шкалой оценки и формулирование промежуточного/итогового вывода по ситуации. Важно расшифровать каждое понятие (особенно новое), расчленить материалы и структурировать (систематизировать) их, показать обоснованность умозаключений и значимость, новизну результатов, учет всех воздействующих факторов. Автору исследования предстоит определить схему перевода информации из текстового формата в числовой, определения тенденций и пр. Данный этап – методическое и организационное обеспечение эксперимента и его оформление в единый письменный проект.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка программы социологического исследования сводится к определению основных постулатов эксперимента: тема/проблема – цель и задачи – объект и предмет — гипотеза – этапы проведения исследования (сбор, обработка, оформление) – подытоживание действий (цель-результат-рекомендации/выводы).

Программа социологического исследования конкретизирует каждый шаг, позволяя установить четкую последовательность действий и их роль, выбрав оптимальную траекторию (действие, сроки реализации и пр.), способы и методы работы с учетом имеющихся возможностей.

Основные фигуры программы социологического исследования

На первом этапе автор определяет следующие моменты:

    – какое событие/явление и проблемы будет изучаться и для чего;
  • Задачи – основные этапы изыскания (разбивка глобальной цели на более мелкие составляющие, вспомогательные элементы с конкретизацией основных терминов и понятий);
  • Проблема – непосредственно противоречие, подвергающееся исследованию;
  • Гипотеза – предположение автора относительно диагностированной проблемы, потенциальный результат изыскания;
  • Вариант практического этапа (организация эксперимента): способ сбора информации, способы обработки, разработка оценочной шкалы и пр.

Второй этап программы социологического исследования – его реализация. Здесь важно придерживаться намеченного пути и не отклоняться от него без острой необходимости и обоснованности. Основными понятиями данного уровня выступают:

    – конкретизация непосредственно участников соцопроса;
  • Проработка основных вопросов: точная формулировка, варианты ответа, способ сбора информации (личный или виртуальный контакт и пр.), разработка оценочной шкалы;
  • Сбор информации, контакт с респондентами, способ взаимодействия – телефонный опрос, интервью, тестирование;
  • Обработка информации – ручная, автоматизированная, анализ полученных результатов (перевод данных в числовой вид) и пр.;
  • Интерпретация результатов, определение тенденций и пр.

Третий этап – реализация намеченного плана действий с учетом методологических особенностей и методического обеспечения. Здесь автор использует подготовленную базу (список вопросов, метод исследования и т.д.).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по составлению программы социологического исследования

Прежде, чем что-то планировать, важно понять: что именно необходимо изучить, для чего необходимо проведение эксперимента (его роль). Только после тщательного переосмысления роли и сути можно корректно сформулировать основные моменты и грамотно спланировать научное изыскание (эксперимент).

Основные параметры и ограничения в социсследованиях

Основные параметры и ограничения в социсследованиях

Практикующим социологам приходится ненамного проще. Им также предстоит формировать траекторию изыскания с учетом возможностей объекта и собственного уровня подготовки, ресурсообеспеченности и посильности.

При разработке программы социсследования важно не просто определить последовательность действий, но и сроки их реализации. Отклоняться от намеченного плана недопустимо, но возможно лишь в исключительных случаях с четким обоснованием и минимизацией негативных исходов (неточностей, погрешностей и пр.).

Разработка и реализация программы социологического исследования позволяет грамотно спланировать каждый шаг, получить более точные и достоверные результаты, добиться успеха и усовершенствовать отрасль, решив проблему, определив тенденции, причинно-следственные связи и пр. В этом деле важна точность формулировок, логичность и последовательность мероприятий-действий, проработанность каждого этапа, всесторонний анализ и учет воздействующих факторов. Упростить планирование и реализацию эксперимента поможет изучение подобных НИР, тесное взаимодействие с руководителем или куратором проекта, изучение правовых и организационных моментов (методические рекомендации, сроки, требования и пр.).

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в разработке программы социологического исследования и ее реализации, оформлении в виде письменного проекта. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Получить услугу можно после оформления заявки и заключения договора, обеспечивающего безопасность сотрудничества.

С целью приведения примера социологического исследования была взята гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.

В качестве объекта исследования выступила группа учащихся (т. к. учёба - это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно пойдёт работать) из 20 человек.

Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность труда) данных людей.

В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения мотивации, повышения производительности труда (улучшение результатов учёбы).

Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов.

В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:

По десятибальной шкале оцените, какие факторы, по Вашему мнению, способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.

  • 1. Хорошие шансы продвижения по службе
  • 2. Хороший заработок
  • 3. Оплата, связанная с результатами труда
  • 4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
  • 5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
  • 6. Сложная и трудная работа
  • 7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
  • 8. Высокая степень ответственности
  • 9. Интересная работа
  • 10. Работа, требующая творческого подхода
  • 11. Работа без больших напряжений и стрессов
  • 12. Удобное расположение места работы
  • 13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
  • 14. Значительные дополнительные льготы
  • 15. Справедливое распределение объёмов работ

Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?

После заполнения анкеты собирались с целью обработки результатов, которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующей таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.

Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности труда

  • 1. Работа без больших напряжений и стрессов
  • 2. Хороший заработок
  • 3. Интересная работа
  • 4. Хорошие шансы продвижения по службе
  • 5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
  • 6. Удобное расположение места работы
  • 7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
  • 8. Значительные дополнительные льготы
  • 9. Оплата, связанная с результатами труда
  • 10. Справедливое распределение объёмов работ
  • 11. Работа, требующая творческого подхода
  • 12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
  • 13. Высокая степень ответственности
  • 14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
  • 15. Сложная и трудная работа
  • 10,0
  • 9,6
  • 9,4
  • 8,9
  • 8,8
  • 8,1
  • 8,0
  • 7,9
  • 7,6
  • 7,5
  • 7,2
  • 6,9
  • 6,6
  • 4,8
  • 2,4

В результате анкетирования видно, что наиболее сильным мотиватором к высокопроизводительному труду является работа без больших напряжений и стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически ещё на работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилующей стрессами и напряжением (яркий пример - их отношение к учёбе- все студенты хотят зачёт или экзамен автоматом при минимуме на это усилий).

Второе место в нашем хит-параде занял фактор под названием хороший заработок, что и неудивительно - какой человек (особенно студент) откажется от лишних денег.

На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Конечно, кому понравится скучная и однообразная работа и какая здесь речь может идти о повышении производительности труда?

В связи с явным отсутствием в группе работоголиков фактор "сложная и трудная работа" занял лишь последнее место.

Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).

Данная работа не претендует на роль полноценного социологического исследования, так как имеет ряд существенных недостатков. Это, во-первых то, что анкетирование проводилось не в конкретной обстановке, где встала проблема, связанная с производительностью труда (среди студентов такая проблема с их точки зрения вообще не встаёт), т. е. отсутствовала конкретная проблемная ситуация, в связи с чем было решено не делать конкретных выводов для применения их на деле.

В идеале такое исследование целесообразно было бы провести на предприятии, где есть проблема с производительностью труда.

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол:
    • а) мужской;
    • б) женский.
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.

    Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

    Не верю 12 3 456789 10 Верю

    • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
    • а) да;
    • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
    • в) нет.
    • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
    • а) никогда;
    • б) раз в год или реже;
    • в) раз в месяц или раз в полгода;
    • г) раз в неделю или чаще.
    • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
    • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
    • б) да, но только самые известные;
    • в) редко, когда как получится;
    • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
    • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
    • а) потому что это необходимо для верующего;
    • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
    • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
    • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
    • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
    • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
    • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
    • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
    • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
    • г) нет, мой облик с религией не связан.
    • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
    • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
    • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
    • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
    • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
    • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
    • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
    • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
    • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

    Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

    Приобретение денег и имущества при первой же возможности

    Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

    Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

    Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

    Грубый ответ на несправедливость

    Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

    14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

    Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

    Почитай единого Бога

    Не делай себе кумира

    Не произноси имени Бога напрасно

    Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

    Почитай отца твоего и мать твою

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

    Не желай дома ближнего твоего

    • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
    • а) да;
    • б) нет.
    • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
    • а) однозначно нет;
    • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
    • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
    • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
    • а) терпимое (с пониманием);
    • б) безразличное;
    • в) резко отрицательное.
    • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
    • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
    • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
    • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
    • г) люди уверены, что их не накажут;
    • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
    • е) другое.
    • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
    • а) юным возрастом;
    • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
    • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
    • г) незнанием норм морали;
    • л) ничем;
    • е) другое.
    • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
    • а) да;
    • б) нет.
    • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
    • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
    • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
    • в) личным примером;
    • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
    • д) другое.
    • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
    • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
    • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
    • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
    • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

    Спасибо за участие!

    Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

    Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

    • 1. Ваш пол:
      • а) женский;
      • б) мужской.
      • а) 18–21 год;
      • б) 22–25 лет;
      • в) 26–29 лет.
      • а) ниже среднего;
      • б) среднее;
      • в) среднее специальное;
      • г) неоконченное высшее;
      • д) высшее.
      • а) не женат/не замужем;
      • б) женат/замужем;
      • в) гражданский брак.
      • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
      • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
      • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
      • г) другое (напишите, что именно).
      • а) равные социальные права;
      • б) равные права и обязанности;

      i) что-то из области фантастики;

      • г) другое (напишите, что именно).
      • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
      • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
      • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
      • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
      • г) нет, это противоестественно.
      • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это:
        • а) недопустимо;
        • б) нормально;
        • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
        • г) другое (напишите, что именно).

        Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

        Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

        • 1. Как Вы думаете, безработица – это:
          • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
          • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
          • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
          • а) содействие родственников и друзей;
          • б) помощь учебного заведения;
          • в) службу занятости;
          • г) агентства по трудоустройству;
          • д) собственные способности;
          • е) благоприятное стечение обстоятельств;
          • ж) другое (укажите)______________________________.
          • а) невозможностью трудоустроиться;
          • б) нежеланием трудиться;
          • в) не удовлетворяющими условиями труда.

          Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

          Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

          Задачи социологических исследований в сфере организации труда. Анализ социальной структуры предприятия ООО "Улзыта". Поиск путей повышения стабильности и эффективности трудового коллектива. Изучение влияния психологического климата на производительность.

          Рубрика Социология и обществознание
          Вид курсовая работа
          Язык русский
          Дата добавления 27.04.2019
          Размер файла 264,8 K

          Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

          ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова

          Дисциплина: Методы исследования в менеджменте

          Выполнил: Соколова С.А.

          Студент 1 курса

          Проверил: доцент Будаева Д.Ц.

          Раздел 1. Теоретические основы социологических исследовании в управленческой деятельности

          1.1 Понятие, цели и задачи социологических исследований в сфере труда на предприятии

          1.2 Основные виды социологических исследований

          1.3 Этапы проведения социологического исследования организации труда работников предприятия

          2.1 Методика социологического исследования предприятия

          2.2 Анализ социологического исследования на предприятии

          2.3 Рекомендации к решению проблем поставленных в анкете

          Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи, и имеющиеся недостатки в социальной работе.

          Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать, изнутри, но и подсказывают действенные средства для их решения.

          Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

          Успешность осуществления социологического исследования в сфере труда на предприятии во многом зависит от понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Информация, полученная социологами в процессе осуществления исследования - это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику. Но всегда результаты, полученные в ходе социологических исследований, будут полезны руководителю организации, ведь с помощью них он получит оценку состояния социальной среды на предприятие, которые помогут ему в его последующей деятельности. Поэтому эту тему можно назвать актуальной.

          Цели курсовой работы является социологическое исследование в менеджменте.

          Для достижения намеченной цели были поставленны следующие задачи:

          -изучить понятие, цели и задачи социологических исследовании в управленческой деятельности;

          Читайте также: