Как сделать смысловое чтение

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 08.09.2024

3. Целеполагание.
- Цель мастер – класса?
- Целью мастер-класса является: трансляция опыта использования приёмов смыслового чтения.

4. Информационно – деятельностный этап
- Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
• в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
• в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
• в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
• в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
• выделение главного в тексте;
• составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
• умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
• грамотно пересказать прочитанный текст.
• умение составить план прочитанного;
• воспроизводить текст по предложенному плану;
• умение пользоваться образцами решения задач;
• запоминание определений, формул, теорем.
• работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
• использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
• подтверждение научных фактов;
• конспектирование новой темы.

Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Предтекстовые ориентировочные приемы нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Практическая часть
Мы помни, что одна из главных задач педагога – заинтересовать детей. Поэтому главный этап смыслового чтения – предтекстовый.

А сейчас, я вам предлагаю составить фрагмент урока, используя предложенные вам приёмы, на этапе работы с текстом до чтения, предтекстовый этап, на уроках: окружающий мир, математика и русский язык.

Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.


Действительно, большинство из нас, благодаря накопленному социальному опыту и владея прочно сформированным навыком смыслового чтения, способны мгновенно охватить целое предложение и понять смысл прочитанного. Технику активно-продуктивного или смыслового чтения мы должны суметь сформировать и у наших учащихся.

Сегодняшние школьники испытывают множественные проблемы и затруднения, связанные с пониманием текста: (СЛАЙД 7)

не понимают смысла прочитанного;

общение строят при помощи отдельных слов, словосочетаний, коротких фраз;

владеют ограниченным словарным запасом;

ученики не ставят знаки препинания, не используют заглавных букв, не владеют интонацией, что ведет к неумению структурировать информацию, непониманию.

пользуются чужими мыслями, фразами, часто просто их переписывая, не понимая смысла;

не владеют приемами сжатия информации: исключения, обобщения, упрощения, то есть приемами передачи смысла информации своими словами.

стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), что невозможно.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий: (СЛАЙД 9)

личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

регулятивные УУД – принятие учащимся учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря;

коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

С введением ФГОС системно-деятельностный подход, положенный в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые приобретается умение учиться, то есть формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию). (СЛАЙД 11)

В материалах PISA (Международного исследования-теста грамотности школьников) дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования). (СЛАЙД 12)

К сплошным относятся:

описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

географические карты и карты местности;

план помещения, местности, сооружения и т.д.

Так вот, наша задача - научить детей работать со всякого рода текстами, в том числе с научно-популярными, публицистическими, официально-деловыми текстами, научить понимать, и извлекать необходимую информацию, делать выводы, преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, формулы.

Москва) выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

1) стратегии предтекстовой деятельности;

2) стратегии текстовой деятельности;

3) стратегии послетекстовой деятельности;

4) стратегии работы с объёмными текстами;

5) стратегии компрессии текста;

6) общеучебные стратегии;

7) стратегии развития словаря.

Н.Н. Сметанникова приводит перечень стратегий работы с текстами разного вида:

1) стратегии работы с информационным текстом;

2) стратегии работы с текстами убеждающее-рассуждающего типа;

3) стратегии фреймов текстов;

Какой бы стратегией мы не воспользовались, важно помнить о принципах обучения чтению на уроках иностранного языка. Мы всегда должны суметь вовлечь учащихся в содержание, заинтриговать их, поощрять учащихся делать предположения, прогнозы, выражать собственные чувства и эмоции. Думаю, на современном этапе информационной перенасыщенности учителя не испытывают сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в том, чтобы обеспечить соответствие заданий и темы текста. Успешность формирования навыка смыслового чтения напрямую зависит от правильно подобранных приемов стратегии смыслового чтения. Ведь самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут активизировать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке. И наконец, использовать (выжать) текст до конца. Практически любой текст содержит массу слов, грамматических явлений, полезных фраз и клише для устной речи, письма, идей, описаний и.т.д. Это языковое богатство на должно пройти мимо учащегося. Его надо интегрировать в увлекательную последовательность учебных действий, использующих тему текста для обсуждения, дискуссии и дальнейших действий.

Давайте попробуем вспомнить свои уроки или этапы уроков, когда мы работаем с текстом. Назовите наиболее эффективный прием, который вы используете для формирования смыслового чтения? (Возможные ответы: инсерт, кластер, кубик Блума, тонкие и толстые вопросы, таблица З-Х-У, мозговой штурм, фишбоун, и т.д.)

Приемов, на самом деле, много. Каждый может выбрать из этого арсенала наиболее подходящие и эффективные приёмы смыслового чтения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Я же хочу остановиться на некоторых приёмах стратегии смыслового чтения, которые чаще всего и с наибольшим удовольствием и успехом использую на своих уроках. Работая с любым текстом учебника или из дополнительных источников, я не люблю ограничиваться стандартными установками типа "Ответьте на вопросы", "Согласитесь или опровергните", "Закончите предложения". Чаще продумываю такие задания, чтобы зажечь учащихся к более заинтересованному и вдумчивому чтению.

Я предложу вашему вниманию несколько примеров текстов, с которыми, так или иначе, работают мои учащиеся.

А теперь прочитайте текст. Давайте проверим наши предположения. Подтвердите предложениями или фразами из текста.

Этот прием называется "Чтение портрета". (СЛАЙД 15) Ребятам предлагаем портрет или фотографию человека или сказочного персонажа (можно с указанием имени, лет жизни) и просим высказать свое мнение о нем, его возрасте, характере и т.д. Все мнения фиксируем на доске. Не надо бояться ошибочных или неточных предположений. Ведь все ошибки легко убрать с доски, и они быстро сотрутся из памяти. По прочтении текста просим ребят найти подтверждения мнениям, указанным на доске. Правильные предположения можно отметить знаком "+", неправильные убрать с доски, а не нашедшие подтверждения в тексте - знаком "?" с последующим предложением найти ответы на эти вопросы в дополнительных источниках информации. Кроме того, записи на доске можно и надо дополнить сведениями из текста, о которых ранее ребята не знали. Часто использую данный прием при работе с биографиями. Применяю также этот прием, работая с текстами страноведческого характера. Ведь портретом страны может стать изображение ее ландшафтов, людей, исторических или культурных событий. Прием очень удобен для пробуждения и стимулирования мотивации к работе с текстом актуализации имеющихся знаний и представлений об изучаемом объекте, способствует развитию творческого воображения, логического мышления, учащиеся учатся строить и проверять гипотезы. Кроме того, очевидный плюс данного приема в том, что он не требует серьезной предварительной подготовки.

- Прочитайте текст "Открытие Америки" и найдите в нем все возможные числительные. Что они означают?/все географические названия. Что о них говорится в тексте? (СЛАЙД 16)

Этот прием я называю "Внимание, розыск".(СЛАЙД 17) По ходу чтения текста дети ищут все возможные числительные (можно дать задание группам, тогда появляется дух соревновательности), затем, озвучиваем и выписываем на доску, потом называем что они означают или как могут быть связаны с информацией в тексте.

Я попросила вас найти самые явные единицы информации в тексте. (СЛАЙД 18) Однако, с помощью этого приема можно искать в тексте любую фактическую информацию (даты, имена, географические названия, факты, аргументы за или против, способы решения проблемы и т.д.), если мы работаем с содержанием текста, или различные грамматические и лексические единицы, если нас интересует языковое оформление текста.

Среди других приемов, которые часто применяю на своих уроках, можно выделить следующие:

Случается, что в нашей работе нам необходимо создавать уникальные тексты выступлений, докладов, статей. И так бывает, что хочется выразиться красиво и методически грамотно, а слов не хватает. Что делать? Приходится обращаться к помощи словарей или сайтов-синонимайзеров. Еще чаще мы сталкиваемся с проблемой скудности словарного запаса наших учащихся на уроке. Часто в своем ответе дети не могут подобрать нужных слов, не умеют найти замену подзабытым или еще не изученным единицам. Поэтому часто применяю этот прием. Читаем, разбираем текст. Затем говорю ребятам, что набираю команду по рерайту текста. Прошу заменить выделенные слова в тексте синонимами или синонимичными выражениями. В качестве рабочего материала чаще выступает лексика конкретного урока или серии уроков для продуктивного усвоения. Иногда применяю прием в работе над лексическими отличиями британского и американского вариантов английского языка. (СЛАЙД 21) В младших классах даю подсказки в виде списков слов, содержащих избыточную информацию. В старших классах подсказки стараюсь не давать, только если вижу затруднения у учащихся.

Дополняю им прием технологии развития критического мышления "Верно/неверно". Прошу учащихся не только согласиться с утверждением или опровергнуть его, но и обязательно найти подтверждающие факты ( justifications ) в тексте и представить их в виде развернутого ответа. Прием особенно актуален, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст. Считаю, это универсальный прием, способствующий активизации мыслительной деятельности учащихся. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию текста, умение обосновывать и отражать свое мнение.

Сейчас в мире так много говорят о шпионах и разведке. Вот и я предлагаю вам поиграть в шпионов. Прочитайте текст. В нем некоторые слова зашифрованы. Вам нужно найти ключи к разгадке и восстановить текст. (СЛАЙД 23)

Данный прием успешно применяю и в младших, и в старших классах. Предлагаю детям перевоплотиться в детективов или шпионов. Выдаю зашифрованный текст (это могут быть несколько некрупных текстов). В этих текстах слова, в основном это повторяющиеся служебные слова, заменены соответственно на разные значки. Учитель сам вправе определить степень сложности деформации текста в зависимости от уровня подготовки учащихся. От учителя требуется предварительная подготовка - набрать текст, сделать необходимые замены, распечатать тексты(по необходимости). Но работа того стоит. Во-первых, учащиеся работают с текстом с увлечением и интересом независимо от возраста. Во-вторых, это очень удобный способ для активизации мыслительной деятельности и концентрации внимания учащихся. И, наконец, прием эффективен для продуктивного осмысления и систематизации изучаемого грамматического и лексического материала в процессе восстановления деформированного текста.

Итак, подводя итог своему выступлению, хочется сказать, что количество приемов и методов технологии смыслового чтения может быть бесконечно, так как нередко сам текст подсказывает прием работы с ним. (СЛАЙД 24) Я поделилась с вами только некоторыми из них. Вообще, все зависит от творчества учителя, которое тоже имеет возможность совершенствоваться во время организации такого рода деятельности, ну и, конечно, от меры приспособленности учащихся к такого рода приемам работы. Считаю, что использование на уроках приведенных выше методов и приемов эффективно, так как их применение способствует повышению мотивации к чтению, развитию мышления и творческого воображения, концентрации внимания, увеличению объема словаря, а, значит, формированию универсальных учебных действий.

А закончу свое выступление напутствием: Находите! Изучайте! Эффективно применяйте приемы смыслового чтения! (СЛАЙД 25)

Читайте также: