Как сделать сложносочиненное предложение
Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.
Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.
Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.
Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.
Тренер заболел, и занятия перенесли.
(соединительный союз и, в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)
Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.
(противительный союз но, в предложении выражено противопоставление)
Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.
(разделительный союз не то… не то, в предложении выражено взаимоисключение)
§2. Классификация сложносочинённых предложений
Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.
ССП делятся на следующие виды:
ССП с соединительными союзами и , да (в значении и), ни… ни , как , так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:
Анна не отвечала, и пауза затянулась.
ССП с противительными союзами а , но , да (в значении но), однако , зато , же , в то время как , между тем как , тогда как выражают сопоставление или противопоставление:
Анна не отвечала, однако я её не торопил.
ССП с разделительными союзами или(иль) , либо , то… то , то ли… то ли , не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:
Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.
ССП с присоединительными союзами да и , причём , тоже , также указывают на дополнительную информацию:
Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.
ССП с пояснительными союзами то есть , а именно содержат пояснение:
Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.
ССП с градационными союзами не только… но и , не то чтобы… но и выражают соотношение по значимости:
Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.
Схемы ССП:
Анна не отвечала, и пауза затянулась.
Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.
Сложносочинённое предложение – это вид сложного предложения, где простые предложения связаны сочинительными союзами, не зависят друг от друга и имеют равноправное значение.
Типы сложносочинённых предложений.
- Сложносочинённое предложение (ССП) ссоединительными союзамии, как…так и, да (в значении и), не только…но и, также, да и и др.
ССП с соединительными союзами могут иметь следующие значения:
Снаружи доносился весёлый щебет птиц, и лаяли собаки.
Кружилась голова, и я не стала оставаться до вечера.
- очерёдности (одно действие следует за другим):
Он вышел из дверей дома, и я услышала его отдаляющиеся шаги.
- ССП с разделительными союзамилибо, или (иль), то ли…то ли, не то…не то, то…то и др.
Предложения этого типа могут иметь значения:
- чередования событий (явлений):
То ли светил солнечный свет, то ли луна мягким сиянием заливала землю.
Не могу понять, не то крадётся кто-то, не то мерещится.
- ССП с противительными союзамиоднако, но, да (в значении но), а, зато и др.
Такие предложения могут иметь следующие оттенки значения:
Сестра помогала маме с уборкой, а мы с братом делали всю мужскую работу.
Ему исполнилось уже пятьдесят, а выглядел он достаточно моложаво.
Примечание. В этом случае возможна замена союза на другой (но, однако). В предыдущем случае это невозможно. (См. Особенности употребления сложносочинённых союзов).
Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет] (И. Тургенев) - Ни [ ], ни [ ]; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]. (А. Блок) - И [ ], и [ ]; [Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - [ ], да [ ];
б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния]. (И. Гончаров) - [ ], и [ ]; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула], и [из нее показался гражданин]. (М. Булгаков) - [ ], и [ ].
в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - [ ], и [ ]; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - [ ], и [ ]; [Становилось жарко], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - [ ], и [ ]; [Свободных мест не было], и [им пришлось стоять] (В. Распутин) - [ ], и [ ].
2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит] (Н. Языков [ ], иль [ ], иль [ ]; То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)
То [ ], то [ ]; Не то [светало], не то [темнело] (Ю. Герман) - Не то [ ], не то [ ] (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).
4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только . но и, не то чтобы . а (но), если не . то, не то что . но (а), не столько . сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток, но [он слишком деятельного характера] (Л. Толстой) - не то что [ ], но [ ]; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только [ ], но и [ ].
5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - [ ], да и [ ]; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - [ ], да и [ ]; [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] (И. Тургенев) - [ ]., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).
6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось, правду сказать, неважно] (В. Короленко) - [ ], то есть [ ]; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев] (М. Салтыков-Щедрин) - [ ], а именно [ ].
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
Схема разбора сложносочинённого предложения
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада> (А. Ахматова).
То \падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, крупный дождь] (Л. Толстой).
[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).
С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью, которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.
Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?
Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
- Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и. не только..но и, как..так и;
- Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
- Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.
Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:
- Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
- Пояснительные: а именно, то есть;
- Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.
Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.
Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.
Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.
Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.
Схема: () или (). Разделительный или взаимоисключает события.
Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.
Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.
Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.
Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.
Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.
Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.
Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.
Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию.
Пунктуация в сложносочинённых предложениях
В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.
Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:
Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.
Или я приду завтра, или ты приходи.
Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:
Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев.
Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:
У меня такое мнение, а у тебя – другое; и каждый из нас прав по-своему.
Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:
Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
Когда не ставятся знаки препинания
- Есть общий член предложения: Сегодня очень дождливо и мало кто пойдёт на улицу.(Сегодня — общий член: дождливо (когда?) сегодня;мало кто пойдёт на улицу (когда?) сегодня.)
- Есть общее для элементов вводное слово: К несчастью, погода резко ухудшилась и начался ливень. (К несчастью – вводное слово и относится к обеим частям: к несчастью (что?) погода ухудшилась; к несчастью (что?) начался ливень.)
- У элементов есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама пришла из магазина (1), в квартире было убрано (2) и дети собирали на стол (3). (Части (2) и (3) относятся к общему придаточному (1).)
- Замечание:В перечисленных выше случаях запятые ставятся, если в предложении имеются повторяющиеся союзы: Осенью и холодает, и серо, и часто идёт дождь.(Повторяющийся соединительный союз и, и отменяет правило об общем члене, поэтому нужна запятая.) К несчастью, то ли часы спешили, то ли все забыли о её дне рождения.(Несмотря на вводное словосочетание к несчастью, запятая нужна, так как имеется повторяющийся союз то ли..то ли.) Когда мама пришла из магазинадомой(1), и в квартире было убрано (2), и на стол собрано (3).
Читайте также: