Как сделать скретч

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Scratch – очень популярный и удобный инструмент для изучения основ программирования для детей и начинающих. Эта среда позволяет быстро создавать интересные и довольно сложные игры с графикой и анимацией почти без написания кода, не отрываясь от мышки. А если учесть, что Скретч позволяет создавать программы управления роботами или проектами Arduino, то ее значение для начинающих инженеров трудно переоценить.

Что такое Scratch

Scratch (скретч) – это бесплатная оболочка, в которой вы можете создавать и запускать программы, насыщенные графикой и мультимедиа. Если говорить более формально, то Scratch – это не язык программирования в традиционном понимании, а визуальная среда программирования для создания событийно-ориентированных приложений. В этой среде мы можем не только создавать алгоритмы, но и рисовать, выбирать фон, записывать звуки. В этой же среде производится запуск “написанной” программы. При этом можно даже ничего не скачивать – скретч прекрасно работает на сайте.

Scratch 3 на русском для детей

Scratch появился на свет в 2007 году в стенах всемирно известного университета MIT (Массачусетский технологический институт), выпустившего сотни крупнейших инженеров и исследователей мирового уровня. Изначально среда задумывалась как инструмент помощи для начинающих студентов. Но продукт оказался очень удобным и проект со временем получил поддержку тысяч учеников и разработчиков по всему миру.

Сегодня наиболее популярными версиями являются вторая (уже устарела) и третья. Вы можете скачать Scratch 3 прямо на сайте авторов программы (ссылки вы найдете в конце статьи). В конце статьи мы также добавили раздел с историей возникновения Scratch.

Событийно-ориентированная среда блочного программирования

Во-первых, скретч – это действительно среда визуального программирования. Программы Scratch пишутся не словами, а графичесикими блоками – картинками. Графические блоки соединяются друг к другу как кирпичики-пазлы. Каждый такой блок означает команду или какую-то конструкцию языка.

Блоки программы Scratch

В итоге вы строите из блоков нужную вам последовательность, не затрудняя себя в знании правил написания названий команд. Перетащили, положили, настроили, взяли следующую – и так далее. Как только вы запускаете программу, визуальная среда программирования Scratch анализирует собранный пазл и выполняет закодированные в картинках команды одну за одной. И ваша программа оживает.

Scratch 3. События и реакция на них

Скретч – это событийно ориентированная среда. Что это значит? Все просто – ваши блоки начинают выполняться тогда, когда возникают какие-то события. Вы нажали на кнопку клавиатуры или мышки – запустится блок команд, которые нужно сделать при нажатии. Картинка на экране дотронулась до края экрана или другой картинки – запустится другой блок команд. Все, что происходит на экране или в душе ваших персонажей, воспринимается как событие, и вы можете отреагировать на него. При этом все делается визуально – вы просто размещаете на экране специальные блоки с названием нужных событий и приклеиваете к ним нужные блоки с командами.

Все это все сделано очень логично и удобно, а поэтому доступно даже для тех, кто никогда не программировал. Или для тех, кто до сих пор читает и пишет с ошибками – для маленьких детей.

Scratch на уроках программирования для детей

У скретча есть еще несколько очень важных особенностей, которые являются его несомненными преимуществами. Именно поэтому в большинстве IT-школ занятия и уроки программирования для начинающих стартуют именно со Scratch. Разработчики среды создали огромное количество дополнительных методических материалов и ресурсов для педагогов. Найти их вы сможете как на официальном сайте, так и на многочисленных интернет-ресурсах.

Scratch для преподавателей кружков программирования

Возможности

  • Уже было отмечено, что Scratch – бесплатный для некоммерческого использования. Не нужно платить, не нужно искать взломанные версии, не нужно смотреть рекламу. Без рекламы, без денег – все для человека. Вы можете скачать бесплатную версию Scratch на русском c официального сайта, а можете работать онлайн даже без регистрации!
  • В среде программирования уже есть встроенные библиотеки, в которые добавлено огромное количество готовых картинок, фонов, фрагментов звука, из которых можно сразу создавать интересные программы. Все это тоже бесплатно и может быть использовано в вашей программе сразу после начала работы.
  • Если вы используете онлайн-версию, то после регистрации сможете быстро опубликовать вашу игру в общем каталоге программ. А еще можете бесплатно ознакомиться с другими программами, посмотреть, как они написаны, и взять это себе на заметку. Сегодня вокруг Scratch сформировано огромное сообщество энтузиастов – вы можете очень легко стать его частью.

Ограничения

Идеальной среды программирования не бывает. Конечно, у Scratch есть и свои ограничения и недостатки. Все они являются в какой-то степени продолжением достоинств этой технологии.

Установка Scratch 3

Сайт Scratch

Если вы все-таки решили скачать и установить Scratch, то воспользуйтесь следующим алгоритмом:

Русификация Scratch

После установки (или загрузки через браузер) приложения язык интерфейса должен автоматически переключиться на ваш основной системный. Если этого не произошло, вы можете с легкостью переключить на русский. Для этого в версии 3 щелкните на значок с глобусом в верхней части страницы и выберите из списка русский язык.

Scratch 3 на русском

Программирование в Scratch

Итак, будем надеяться, что вы установили себе программу или открыли ее в браузере. Перед вами должен быть отображен экран среды программирования Scratch. Цветовые решения могут немного отличаться, но в целом вы увидите примерно следующее.

Scratch 3 на русском для детей

Давайте разберемся с интерфейсом программы

Интерфейс среды программирования Скретч

Основный принцип, заложенный разработчиками – минимум дополнительных окон, все нужное перед глазами. Поэтому освоить интерфейс Scratch не составит большого труда даже тем, кто плохо ориентируется в программировании. Давайте рассмотрим основные элементы интерфейса, которые можно разделить на следующие основные области:

На этих рисунках мы отметили все основные области окна. Надеемся, никаких вопросов относительно предназначения ключевых элементов интерфейса у вас не останется.

Интерфейс Scratch 3.0

Вот вариант описания интерфейса для Scratch 2:

Интерфейс Scratch 2

Спрайты – персонажи

В отличие от других языков программирования, в Scratch вы сразу создаете визуальный образ вашей игры. Для этого вам нужно создать персонажей и добавить их на сцену. Логика самой программы потом просто добавляется к каждому из персонажу или всей сцене.

Персонажи в Скретч называются спрайтами. Они легко добавляются на экран, их можно свободно перемещать, вращать, менять размер как мышкой, так и внутри программы. Вы можете добавить столько спрайтов, сколько пожелаете – главное, чтобы им не было тесно на экране. В самом начале вы уже имеете в своем распоряжении спрайт по умолчанию – милого котика.

Спрайтом может быть любое изображение – вы можете добавлять его из библиотеки готовых персонажей или создавать свои рисунки прямо во встроенном графическом редакторе.

Спрайты и сцены Scratch

Для добавления спрайта просто воспользуйтесь соответствующими кнопками в окне спрайтов – там все настолько интуитивно и понятно, что особого описания не требуется. Поэкспериментируйте и убедитесь в этом! Так же просто выполнять различные действия – поворачивать, менять имя и, конечно же, удалять.

Сцены программы

Сцена – это фон, на котором разворачиваются действия вашей программы или игры в Scratch. Создание нового фона – очень простая задача. Просто выберите нужный вариант картинки из библиотеки. Вы можете создать свои рисунки во строенном редакторе. Сцены, как и спрайты, могут нести в себе программные блоки и многими параметрами вы можете управлять программно.

Сцены программы в Scratch

Программы для начинающих на Scratch 3

Первый проект на Scratch. Приветствие

Откройте среду программирования. Вы уже знакомы с интерфейсом и без труда найдете главное окно с изображением кота. Кот – это спрайт. Вам надо щелкнуть по нему (сделать спрайт активным) и начать создавать код в окне рядом.

Все программы пишутся с помощью блоков, которые надо соединять друг с другом. Нужные блоки берутся в отдельном окне (у нас на картинке – слева) и переносятся в окно с программой. Вы можете присоединять блоки друг к другу – тогда они будут выполняться друг за другом, сверху вниз. А можете просто положить блок в любое удобное место. Для того, чтобы блок с командой выполнился, надо просто щелкнуть на него.

Блоки Внешний вид

Итак, давайте выполним простые действия:

Звуки в Scratch

Осталось только соединить оба блока вместе. Поднесите один к другому, они склеятся. В вашей программе Scratch теперь два блока. Если вы щелкните на любом из них, сначала запустится первый блок, потом второй. Программа выполнится, и вы сначала увидите надпись, а потом услышите звук. Поздравляем!

Попробуйте поэкспериментировать с программой. Вы видите, что текст, который говорит кот, мы указываем в самом блоке. Поменяйте этот текст. Вы также можете менять длительность показа этого текста. И, конечно, звуки, которые говорит кот. Но не перестарайтесь!

Запуск программы в Scratch с помощью событий

Мы с вами научились уже запускать программу, нажимая на блок с кодом. Но этот метод очень не удобен в реальной практике. Правильный способ начать выполнение программы – отреагировать на какое-то событие, например, на нажатие на кнопку старт.

Старт программы в Scratch

Старт программы в Scratc

Попробуйте запустить программу. Вы можете нажимать на зеленый флажок любое количество раз – программа будет запускаться каждый раз после нажатия. Все блоки с командами будут выполнены и после этого программа завершится.

Другие события Scratch для запуска программы

Управление игрой в скретч

Теперь нажимайте на клавиши со стрелками и смотрите, как котик здоровается и прощается с вами.

Блоки движения

Ну что же, мы научили котика говорить и даже с легкостью управляем этим процессом. Давайте теперь научим его двигаться. Это очень простая задача, мы быстро с ней справимся.

Число 10, которое стоит в блоке по умолчанию, означает, что кот пройдет по экрану 10 условных пикселей. Это очень маленькое расстояние и поэтому движение будет не совсем заметным. Если вы нажмете на команду несколько раз, она повторится, и кот будет перемещаться все дальше и дальше.

Будьте внимательны – спрайт может выйти за границу видимой зоны экрана. Тогда вам нужно будет перетащить его обратно с помощью мышки или указать новые координаты в окне свойств спрайта (внизу).

Вы можете изменить число шагов перемещения спрайта при выполнении одной команды. Не ставьте слишком большие числа – кот сбежит с экрана и вам придется его ловить.

Ну что же, надеюсь, первые шаги с программой вы сделали и вам понравилось чувствовать себя программистами? Тогда мы обязательно продолжим после. Уроки, проекты на Scratch и подробное описание его возможностей вы сможете найти в нашей отдельной статье. А сейчас, как и обещали в самом начале – краткая история появления этого языка.

История создания Scratch в MIT

Scratch впервые появился в стенах Массачусетского технологического института, MIT. Еще с 70-х годов команда математика и детского психолога Сеймура Паперта работала над языком, который позволял бы постигать азы программирования юным инженерам. Именно эта команда создала всемирно известный язык LOGO,прекрасно доживший и до нашего времени. Если вы не знаете это название, то наверняка встречали главного его персонажа – черепашку. Движением черепашки можно было управлять c помощью простых команд и операторов, получая первые навыки создания настоящих алгоритмов. Сегодня Logo используется в тысячах школ по всему миру.

Группа систем непрерывного обучения MIT продолжила разработку доктора Паперта и представила среду StarLogo. В ней была добавлена возможность программирования для Logo в виде наборов графических блоков. Блочное программирование позволило существенно снизить количество ошибок при вводе команд и повысить вовлеченность детей в процесс программирования.

Язык Scratch появился в MIT Media Lab как естественный следующий шаг реализации данной концепции. Команда Lifelong Kindergarten под руководством Митчела Резника занималась разработкой новых технологий и видов деятельности для вовлечения детей в инженерное творчество. Придуманная ими новая среда позволяла максимально сократить препятствия на пути освоения детьми основ программирования. Резник является также основателем проекта Computer Clubhouse, объединяющей сотни центров дополнительного образования по всему миру. Это помогло новому проекту сразу же получить международную поддержку.

Сегодня последней версией Scratch является Scratch 3. После длительного периода тестирования она стала доступна сообществу в январе 2019 года. Для скачивания по-прежнему доступна только версия 2. Зато скачать и установить у себя на компьютере среду для работы offline можно абсолютно бесплатно.

Сегодня Scratch – это более 40 млн пользователей, которые опубликовали более 40 млн. проектов. Каждый месяц сайт посещают миллионы человек и количество участников продолжает расти. Если вы уже захотели присоединиться к большой компании – добро пожаловать!

Жажда нового

У меня хорошая новость для тех, кто не любит выстукивать на клавиатуре буковки!

Обычная программа — это текст. Но есть язык, в котором программа собирается из блоков, как собирается игрушка из кубиков Лего.

Если Скретч -приложение ещё не установлено у вас на компьютере, пройдите в раздел Установка Скретч.

Откройте Скретч -приложение , и вы увидите на экране:

  • исполнителя (кота);
  • среду исполнителя (белое поле);
  • СКИ — набор команд, записанных на блоках;
  • поле для сборки программы.
  • исполнитель
  • среда исполнителя
  • СКИ
  • поле для сборки программы

Исполнитель может работать в двух режимах: и .

В командном режиме исполнитель получает команду, выполняет её и ждёт следующую. Чтобы задать команду на исполнение, нужно щёлкнуть на ней в СКИ.

Задание . Щёлкните в СКИ на команде , и вы увидите, как кот сместится на 10 шагов.

В программном режиме исполнитель получает программу — последовательность команд и выполняет по порядку все команды в неё входящие.

Программы собираются из блоков в поле программы, и именно этот режим интересен для нас — программистов!

Для начала повторяйте за мной!

  1. Перетащите мышкой блок с командой в поле для сборки программы. Щёлкните на этом блоке. Программа (состоящая из одной команды) сработает, кот сместится на 10 шагов.
  1. А если нужно сделать 20 шагов? Перетащите ещё одну команду и соедините два блока вместе. Щелчок на нашей программе (на любом блоке), и кот смещается на 20 шагов.
  1. На самом деле второй блок не нужен. В белом окошке любого блока можно менять значение.

Сбросьте нижний блок назад в область СКИ (так из программы удаляется последняя команда), щёлкните на белом окошке в оставшейся команде (в нём появится мигающий текстовый курсор) и исправьте значение 10 на 20.

Щёлкаем, кот смещается на 20 шагов.

  1. Воспользуемся блоком . Он расположен в СКИ в группе Управление . Этот блок резиновый! В него можно поместить сколько угодно блоков, и то, что им охвачено, повторяется непрерывно.

Добавьте в начало программы блок . Он расположен в СКИ в группе События .

Посмотрите, над средой исполнителя расположены две кнопки: — зелёный флажок и красный восьмиугольник.

Флажок запускает программу, если она начинается с блока . Восьмиугольник останавливает выполнение.

Щёлкаем на флажке!

  1. Жалко кота! Добавим в программу ещё одну команду: . Она расположена в группе Движение .
  1. Упс! Почему справа налево кот идёт вверх ногами? Дело в том, что когда кот отталкивается, он поворачивается. Стиль поворота задаётся в паспорте исполнителя.

Чтобы открыть паспорт кота, нажмите в разделе Спрайты , и измените стиль вращения:

Теперь кот не будет ходить подобно мухе по потолку! Проверьте.

Сохраним работу на диске ( Файл/Сохранить как ) и продолжим.

Спрайты, костюмы, скрипты, звуки

Спрайт — газированный напиток, со вкусом лайма и лимона, принадлежащий американской компании The Coca-Cola Company.

А у нас в Роботландии предпочитают чай с сухариками!

Но… Дело в том, что исполнитель в Скретч (тот самый кот, которого мы заставили бегать туда-сюда) является спрайтом !

Спрайт (англ. Sprite — фея; эльф) — графический объект в компьютерной графике. Спрайт может свободно перемещаться по экрану под управлением программы.

Если вы думаете, что исполнителем в среде Скретч может быть только фирменный кот, вы ошибаетесь!

Удалим кота и назначим исполнителем летучую мышь.

Удалить спрайт из среды можно разными способами.

  1. Можно взять инструмент Ножницы и щёлкнуть этим инструментом на коте:
  1. Можно открыть контекстное меню на исполнителе и выбрать в нём позицию Удалить :
  1. Можно открыть контекстное меню на паспорте исполнителя и выбрать в нём позицию Удалить :

Важно! При удалении спрайта программа, которая для него написана, тоже будет удалена.

Итак, кот удалён (вместе со своей программой). Выбрать новый спрайт можно разными способами:

Выбрать спрайт можно из библиотеки, нарисовать в редакторе, загрузить из файла, получить с видеокамеры компьютера

Выбираем в библиотеке спрайтов в группе Животные изображение летучей мыши.

Задача 2 ( 2 кука ). Изобразить полёт летучей мыши.

Можно заставить спрайт мыши, как ранее спрайт кота, двигаться в среде, отталкиваться от краёв и поворачиваться в сторону движения.

Программа, составленная для кота, будет прекрасно работать и для мыши! Тогда зачем мы её удалили вместе с котом?

Но такое движение далеко от реального! Почему? Кот, когда идёт, должен двигать лапками, а мышь — крыльями!

Вы, конечно, знаете, как устроены мультики — нам показывают друг за другом несколько фаз движения, глаз не успевает разглядеть их по отдельности, и рисунки сливаются в мультик.

Отдельные фазы движения персонажа. При быстрой смене фаз отдельные картинки сливаются, и мы видим бегущего зайца

Чтобы показать полёт, нужно иметь не одно, а несколько изображений, с разными положениями крыльев!

Откройте вкладку Костюмы . Оказывается у летучей мыши уже предусмотрено два костюма:

Костюм спрайта — это один из предусмотренных вариантов его изображений. При помощи смены костюмов удобно программировать мультипликацию

Теперь легко собрать код, отвечающий за смену костюмов.

Сколько времени будет ждать исполнитель по команде ? Если вы не знакомы с десятичными дробями, то вот краткое пояснение.

Запись Что означает
1 секунда одна секунда
0.1 секунды одна десятая часть секунды
0.2 секунды две десятых частей секунды
0.3 секунды три десятых частей секунды
0.4 секунды четыре десятых частей секунды

Число 0.2 в два раза больше числа 0.1 и в два раза меньше числа 0.4 .

Обе части программы запускает флажок, и они работают одновременно или, как говорят программисты, параллельно . Подробнее о параллельности (когда она нужна, а когда нет) будет рассказано в уроке 2.

Задача 3 ( 1 кук ). Добавить в мультик бегемота на водопое.

Для бегемота нарисовано 6 костюмов, картинки эти находятся в папке practical/sprlib/ . Имена файлов: hippo1.jpg , hippo2.jpg ,… hippo6.jpg :

Посмотрите: водопой бегемота правдоподобнее полёта мыши! Почему так? .

А можно ли добавить ещё одного исполнителя в среду? Да!

Скретч допускает сколько угодно исполнителей-спрайтов в среде, и для каждого спрайта записывается собственная программа работы.

  1. Загружаем новый спрайт с адреса practical/sprlib/hippo1.jpg . Эта картинка автоматически становится первым костюмом.
  2. Переходим на вкладку Костюмы и загружаем оставшиеся 5 костюмов.

Загружаем спрайт бегемота из 6 костюмов.
Устанавливаем исполнителя-мышь слева сверху, а исполнителя-бегемота справа внизу

Заметим, что загрузить все 5 костюмов можно, как обычно при работе с файлами, за один раз, выделяя нужные картинки.

Если файлы в поле выбора идут не подряд, то щёлкаем по первому, выделяя его, затем добавляем к выделению другие файлы щелчками с нажатой клавишей Ctrl .

Анимированный gif — это графический файл с расширением gif , содержащий набор картинок одинакового размера и сценарий смены этих картинок при показе на экране.

Если загрузить анимированный gif в качестве спрайта, он автоматически будет разделён на составляющие картинки-костюмы.

Часть программы полёта мыши, отвечающая за смену костюмов, вполне подойдёт и для бегемота. Копируем её:

Выделяем паспорт мыши. На вкладке Скрипты перетаскиваем нужный код мыши на паспорт бегемота (отпускаем, когда курсор мыши оказывается на паспорте бегемота)

Проверяем, выполнилось ли копирование:

Запускаем мультик, нажимая зелёный флажок.

Мышь летит, бегемот пьёт. Красота! У вас получилось?

Ещё раз отметим:

  • Каждым спрайтом управляет отдельная программа.
  • Программа может состоять из нескольких частей.
  • Программы находятся на вкладке Скрипты .
  • Чтобы увидеть программу спрайта, нужно щёлкнуть на паспорте этого спрайта (выделить паспорт).

Задача 4 ( 1 кук ). Пусть дополнительно мышь и бегемот, когда на них щёлкают, издают звуки.

Сначала займёмся мышью.

  1. Выделяем паспорт мыши.
  2. На вкладке Звуки выбираем пиктограмму Выбрать звук из библиотеки ( ).
  3. Выбираем в библиотеке звуков в группе Эффекты звук boing .

1. Выделяем паспорт мыши
2. Открываем библиотеку звуков
3. Выбираем звук для мыши (нажимая , можно прослушать звук)

Дополним программу мыши ещё одним фрагментом:

Новый фрагмент будет играть звук, когда щёлкают на исполнителе.
Звук в блоке Играть звук выбираем из выпадающего списка

Мы уже видели, что программа спрайта может состоять не из одного, а нескольких фрагментов.

Каждый из них начинает работать при наступлении события , обозначенного в его заголовке.

Первые два фрагмента начинают работать после щелчка на зелёном флажке ( ), третий — после щелчка на спрайте в среде.

Отдельные фрагменты, из которых состоит программа, называют в Скретч .

Пора заняться бегемотом. Перетаскиваем созданный для мыши скрипт на паспорт бегемота — так можно копировать скрипты от одного исполнителя к другому.

Остаётся загрузить для бегемота другой звук, например, wah beatbox и установить его в команде:

Сохраним работу на диске ( Файл/Сохранить как ).

  1. Прочитайте, что сегодня узнали (чтобы знания хорошо уложились в голове).
  2. Выполните зачёт (проверим, как знания уложились).
  3. Приступайте к практике (заставим знания работать).

Освоить любой предмет без практики невозможно. Освоить без практики программирование — просто немыслимо. Поэтому Кукарача настоятельно рекомендует выполнять задания, собранные в учебнике на специальных страницах Проекты.

Кроме того, в описания проектов будут выноситься важные технические подробности, без знакомства с которыми невозможно получить качественную программу.

— Ребята! В проектах учебника важны не только условия. Не пропустите важные моменты! Они могут быть.

Самое важное про Скретч :

№ Что узнали 1 Исполнителем может быть любой рисунок, свободно перемещаемый по среде.

Исполнителя в Скретч называют спрайтом . 2 Среда — прямоугольное поле, в котором находится исполнитель.

Поле-среду в Скретч называют сценой (ведь в среде, как на сцене действуют исполнители-спрайты). 3 Исполнителей может быть много. 4 Программа составляется для каждого исполнителя отдельно . 5 Программа состоит из скриптов . 6 Скрипт запускается по событию .

Cобытие задаётся в первом блоке скрипта (блок-шапочка). 7 Два события являются особенными: нажатие на зелёный флажок и нажатие на красный восьмиугольник.

Флажок считается командой запуска всего проекта (кроме того, флажок останавливает все скрипты проекта, если они работали до момента его нажатия).

Если ваш ребенок любит компьютерные игры, познакомьте его со Scratch! Это визуальный язык программирования, на котором можно создавать любые игры: нужно просто добавить свои картинки и составить для них программу. Создавать игры на Scratch можно уже с 8 лет: в этой среде программа строится из блоков, напоминающих Lego.

Мы уже делились пошаговыми уроками по освоению Scratch для самых начинающих. Теперь мы окунемся в творчество и сделаем оригинальные проекты: воплотим популярную игру Among Us, создадим игру по мотивам "Звездных войн" и Minecraft и многое другое.

1. Охота за привидениями

Приступим к первой игре! В этом проекте игроку предстоит стрелять по привидениям и набирать баллы. Мы создадим фон, выберем спрайты и напишем для них программу.

2. Гонки на двоих

Гонки — классика игр! Мы создадим трассу, на которой будут соревноваться две машины. Кто окажется первым на финише? Давайте создадим программу и узнаем!

3. "Звездные войны"

С этой игрой дети проникнутся атмосферой "Звездных войн"! Мы запрограммируем космический корабль так, чтобы он стрелял во вражеские корабли. За каждого подбитого врага нам будут начисляться очки, за каждое поражение — отниматься жизни.

4. Головоломка Minecraft

Скретч интересен тем, что здесь можно воссоздавать свои любимые игры. Например, сделать мини-вселенную Minecraft. В этой игре нужно за наименьшее количество шагов добраться до сундука. Если игрок совершает ошибку, то снимаются жизни.

5. Among Us. Часть 1

Наверняка вы слышали от своих детей про игру Among Us (Амонг Ас), ведь за последний год она захватила всех! В ней члены экипажа должны вычислить самозванца среди своих и выполнить задания. Что может быть увлекательнее для ребенка, чем создать свою любимую игру? В 1-й части мы сделаем карту, запрограммируем героя и добавим ему задание с проводами.

6. Among Us. Часть 2

Во 2-й части мы усовершенствуем карту, добавим звуковые эффекты и создадим еще одно задание — на этот раз члену экипажа предстоит сбить астероиды.

7. Раннер

Раннер — еще один классический жанр игр. В нашем проекте герою нужно пробежать как можно дольше, не наткнувшись на призрака. При соприкосновении с призраком герой падает и у него отнимается жизнь. В конце можно посмотреть, какое время вы пробежали и попытаться побить свой рекорд.

8. Paint3D

С этим проектом мы протестируем возможности Скретч: соберем программу, которая будет создавать трехмерные фигуры. Будьте внимательны: мы зададим несколько переменных и добавим много условий. Будет интересно!

9. Мультиплеерная игра

Как сделать так, чтобы при перемещении игрока в одном браузере он двигался и в другом? Мы поможем ответить на этот вопрос, создав сетевую игру. А еще расскажем вам про облачные переменные и как их задавать в Скретч.

10. Игра Brawl Stars (Бравл Старс)

Как насчет того, чтобы создать популярную игру "Бравл Старс"? Да, даже такую непростую игру можно сделать на Скретч всего за 45 минут.

11. Как сделать игровое меню на Скретч

На Скретч игру или проект можно запускать разными способами. Самый распространенный — просто при нажатии на зеленый флажок. Но возможности Скретч настолько велики, что можно сделать полноценное игровое меню (лобби). Тогда в начале игры вы сможете выбирать, за какого персонажа играть.

12. Как сделать игру в Скретч за 15 минут

На этот раз мы сделаем игру в жанре платформер. Наш котик будет проходить препятствия, прыгать на батуте и ускоряться. Всего мы добавим в игру 6 уровней.

Как сделать Flappy Bird на Scratch

Любите забавную игру-платформер с птичкой? Мы покажем, как создать ее на Scratch! Наша птичка должна летать между препятствиями, не задевая их. За каждую пройденную преграду нам будут начисляться очки. Давайте полетаем?

Плейлисты с видеоуроками продолжают пополняться, подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы следить за выходом новых видео и открывать для себя мир IT-технологий!

Если же вам нужен наставник, загляните в Школу программирования для детей “Пиксель”: запишитесь на полный курс по программированию в Scratch .

Расскажем, как в визуальном редакторе Скретч создать клона популярной у детей игры Among Us.

IT-сфера становится неотъемлемой частью жизни детей, и уже в раннем возрасте ребята учатся кодить и создавать игры. В этом им помогают визуальные среды программирования. Одна из самых популярных сред — Scratch, созданная Массачусетским технологическим институтом специально для детей и начинающих программистов.

Скретч — это онлайн-среда, поэтому детям не нужно устанавливать приложения на компьютер, достаточно зарегистрироваться на сайте. На этой же платформе свою игру можно опубликовать, чтобы в нее сыграли пользователи со всего мира.

Подробнее об устройстве Скретч и других сред программирования для детей мы рассказывали в этой статье.

Красочный дизайн вдохновляет ребят делать свои проекты, а возможность делиться игрой на сайте и получать комментарии мотивирует искать новые идеи. Мы подумали, что лучше всего вовлечь детей в программирование через их любимые игры. Несмотря на внешнюю простоту программы, на Scratch можно создать игру любого жанра: шутеры, платформеры, симуляторы, аркады и др. А еще сделать клоны популярных игр: Among Us, Brawl Stars, Friday Night at Freddy’s и т. д.

Мы решили воссоздать часть игры Among Us и делимся с вами подробными инструкциями. Если вы хотите посмотреть весь урок в видеоформате, листайте ниже.

Для начала нужно заготовить материалы для игры: в основном это спрайты (картинки). Нам понадобятся изображения главного героя — командира экипажа — и фоновые заставки: объявление о запуске игры, карта, по которой будет перемещаться персонаж, а также фон для задания. Вы можете скачать наши материалы или нарисовать собственные в графическом редакторе внутри Скретч.

Мы запрограммируем появление фонов, движения персонажа и выполнение одного задания — нашему командиру предстоит починить проводку в коридоре у управления.

В основе Scratch лежит графический язык программирования. Для того чтобы создать скрипт (программу для каждого объекта) нужно просто совместить графические блоки вместе, перетаскивая готовые блоки из левого поля в поле создания скрипта (программы).

Блоки разбиты на несколько типов:

  • Движение (синий) – содержит команды перемещения объектов;
  • Внешность (фиолетовый) – команды изменения внешнего вида объекта;
  • Звук (малиновый) – команды управления звуком;
  • Перо (темно-зеленый) – команды рисования на экране;
  • События (желтый) – команды управления, контролирующие операторы;
  • Управление (оранжевый) - условные операторы и операторы циклов;
  • Сенсоры (голубой) – датчики, команды управления мышью, определяющие расстояние и координаты;, числа (ярко-зеленый) — операции с числами, логические операторы, вычисления, команды сравнения;
  • Операторы (ярко-зеленый) – операторы для переменных.

На уроках информатики учащиеся постепенно знакомятся с командами различных блоков и их использованием. Это позволяет на одном из уроков перейти к реализации проекта по созданию мини-игры.

Для создания игры нам необходимо проделать несколько этапов:

  • Создание фона – игрового поля,
  • Расстановка различных предметов (объектов) на игровом поле;
  • Программирование главного героя;
  • Программирование собираемых объектов;
  • Программирование препятствий;
  • Программирование финиша (финишной кнопки).

1 этап. Создание игрового поля


Рис. 1. Создание игрового поля.

2 этап. Расстановка игровых объектов

На втором этапе мы расставляем объекты разных видов (рис. 2 и 3). Для этого используем добавление спрайтов из библиотеки. Объекты в нашей игре будут двух видов – те, которые по условию надо собрать (например, яблоки), и те, которые будут являться препятствиями. Количество объектов можно задавать самостоятельно. Рекомендую размер объектов уменьшить до 50.


Рис. 2. Добавление объектов на игровое поле.


Рис. 3. Добавление объектов-препятствий на игровое поле.

В начале игры наш герой должен встать в исходную точку, которую мы определяем с помощью координат. Поэтому команда должна выглядеть так:


Рис. 4. Задание начальной координаты для спрайта.

Далее для того, чтобы наш спрайт ходил сразу по клеткам, мы должны запрограммировать кнопки управления его передвижением (стрелки вверх, влево, вправо, вниз), которые удобно расположены на клавиатуре.

Команды для кнопок должны выглядеть следующим образом:


Рис. 5. Программирование управляющих кнопок (стр?лок).

Таких команд должно быть четыре. Направление задается следующим образом: вверх – 0; вправо – 90; вниз – 180; влево – -90 . Длина шага определяется размером клеток на игровом поле. При размере поля 8х8 клеток шаг получается – примерно 50. Далее можно проверить, как ходит герой и подредактировать длину шага.

Этап 4. Программирование собираемых объектов


Рис. 6. Команда для собираемых объектов.


Эти команды надо задать для каждого собираемого объекта (яблока, монеты или звезды).

Этап 5. Программирование препятствий

На игровом поле должны также присутствовать объекты, которые будут усложнять игру, т.е. являться препятствиями. Чтобы они могли взаимодействовать с героем, когда он попадает на соответствующую клетку, необходимо им также задать небольшое движение (аналогично собираемым объектам).



Рис. 8, 9. Программирование препятствий.

Этап 6. Программирование кнопки финиш



Заключение

Подобную игру можно создать за 1 урок или одно занятие. Практика показывает, что подобные задания дети выполняют с удовольствием и могут проявить фантазию или использовать более сложный набор команд для создания подобной игровой ситуации. При этом ученики не замечают, как знакомятся с программированием и таким важным моментом, как отладка программы, которая требует усидчивости, терпения и умения видеть и исправлять ошибки в своей программе.

Scratch действительно относится к группе мультимедийных развивающих сред программирования.

Читайте также: