Как сделать синтаксический разбор предложения с обобщающим словом

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 20.08.2024

Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

2. Простое предложение, осложнённое однородными членами

Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

Однородные сказуемые разделяются запятой.

3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения

Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье , которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

5. Предложение с прямой речью

Предложение с прямой речью.

Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).


Однородные члены предложения – члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую роль, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи. Синтаксическая функция однородных членов предложения зависит от того, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают.

Член предложения

Примеры

Даша и Андрей решили задачу.

В аквариуме жили рыбки и черепашка.

Что делать? Что сделать?

На уроке мы читали и обсуждали стихотворения Пушкина.

Во дворе дети прыгали и бегали.

Тропинка была усыпана желтыми и красными листьями.

Принеси мамины или папины очки.

Вопросы косвенных падежей

Он умеет играть на скрипке и на гитаре.

Мама посадила розы и лилии.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и т. д.

Мальчиков не было ни на чердаке, ни в саду.

Комнатные цветы радуют нас зимой и летом.

Однородные члены предложения могут быть представлены как одиночными словами, так и словосочетаниями, фразеологизмами, оборотами, выполняющими одну и ту же синтаксическую роль.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Синтаксический разбор простого предложения с однородными членами осуществляется по плану:

1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное побудительное);

2. Тип по эмоционально-экспрессивной окраске (восклицательное, невосклицательное);

3. Двусоставное или односоставное;

которые читают вместе с этой


4. Тип по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

5. Определение главных и второстепенных членов предложения.

Примеры разбора:

4. Распространено однородными сказуемыми приближались, удалялись;

5. Главные члены предложения: подлежащее – звуки, сказуемые – приближались, удалялись; звуки (что делали?) приближались, удалялись;

Второстепенные члены предложения: звуки (чего?) музыки – дополнение; музыки (какой?) печальной – определение.

4. Распространено однородными дополнениями виноград, конфеты, торт;

5. Главные члены предложения: подлежащее – мужчина, сказуемое – купил; мужчина (что сделал?) купил;

Второстепенные члены предложения: купил (что?) виноград, конфеты, торт – дополнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:
1. Формировать знания об особенностях и порядке устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами.
2. Развивать умения производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами разных видов.
3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю.

Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и закрепления изученного)

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят

Их запятой раздели непременно,

Если это …(однородные члены)

Чем осложнено предложение? (однородными членами).

Какие члены предложения называются однородными?

Какие здесь однородные члены? (сказуемые).

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.

Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)

Литература есть создание народа, цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)

От этих сосен и акаций, от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.(Я.Смеляков.)

Пыль окутывала и машину, и генерала с шофером, и примолкших на задних сиденьях небритого майора, и рослого сержанта. (К.Симонов.)

Аист то улетал на болото, то стоял около гнезда на сучке, поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)

Белая куропатка отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена почки. (И. Соколов-Микитов.)

И солнце, и зеленые травы, и запахи сероватого утра, и реки - все Сергею было родное, до слез родное. (И.Акулов.)

Но теперь в начале марта все: и овраг, и лес, и поляна - было укрыто голубым снегом. (Г.Скребицкий.)

После выполнения самопроверка по образцу (Слайд 3)

4.Новый материал. Синтаксический разбор предложений с однородными членами

Давайте запишем в тетради шестое предложение. Для того, чтобы охарактеризовать его, нам необходимо сделать синтаксический разбор. Поэтому мы обратимся к параграфу 45 нашего учебника. Чтение материала в учебнике ст. 151 (2 мин).

Физминутка для глаз

5. Выполнение упр. 276. Работа у доски (1 абзац)

(Синтаксический разбор предложений, составление схемы)

6. Творческое задание. Я предлагаю вам выполнить творческое задание. На доске закреплены 2 картины, вы должны придумать своё предложение с однородными членами (по вариантам). Составьте его схему. (схема у доски)

Резерв: Записать под диктовку предложение. Объяснить постановку знаков препинания, подчеркнуть все ЧП, сделать синтаксический разбор, составить схему).

Все воины, оборонявшие Сталинград, проявляли чудеса личного и массового героизма на суше, воде и в воздухе.

-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Чему вы научились сегодня? Что вызвало затруднение?


Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.

О чем эта статья:

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Читайте также: