Как сделать схему расположения ударных и безударных слогов в строках

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.

Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь. — В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 c.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Паритет, 2007 —320 с.
  3. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учебник. — В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 c.
  4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 c.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 c.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 c.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе / Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.

А теперь давайте обозначим ударные слоги – V

А безударные – _

Получим такой рисунок: V _

Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.

Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.

С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.

Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.

А окончание строки – ударное или безударное – рифму.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.

В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

В парной рифме созвучны 1 и 2 , 3 и 4 строчки по принципу ААББ:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:

И там я был, и мёд я пил.

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.

Двусложные размеры называются хорей и ямб:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее …

Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.

Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.

Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Вот еще один пример ямба:

Я к вам пишу, чего же боле,

Что я могу еще сказать?

Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.

Существуют также и трёхсложные размеры.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В нём ударение из трёх слогов падает на первый.

Следующий размер называется амфибрахий.

В нём ударение падает на второй слог из трёх:

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормлённый в неволе орёл молодой…

И последний трёхсложный размер называется анапестом.

Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:

О, весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта…

Теоретический материал для углубленного изучения

Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.

В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.

Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо?ника – от греч. t? mnimonika – искусство запоминания).

Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);

АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);

А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенное слово в определении:

____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.

В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.

Правильный ответ: лирика

Выделение цветом

Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:

1. Расставить стихотворные ударения в строках.

На се?вере ди?ком стои?т одино?ко

На го?лой верши?не сосна?…

2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):

_V _ _ V_ _ V _ _ V_

_ V _ _ V _ _ V…

3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.

В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.

4. Определить размер.

Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Схематически размеры можно выразить следующим образом:
ДВУХСЛОЖНЫЕ:
Хорей:
/ -
Ямб:
- /
ТРЕХСЛОЖНЫЕ:
Дактиль:
/ - -
Анапест:
- - /
Амфибрахий:
- / -

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.

го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.

Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

Разница весьма существенная.

Кратко пройдемся по пеонам.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
ПЕРВЫЙ ПЕОН
/ - - - (маленькая, славненький)
ВТОРОЙ ПЕОН
- / - - (фонарики)
ТРЕТИЙ ПЕОН
- - / - (Лизавета не отпета)
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕОН
- - - / (переверни)

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
…..
Сав-РАС-ка| ув-ЯЗ в по|-ло-ВИН-е| су-ГРОБ-а,| —
Две пАры промЕрзлых лаптЕй
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест)
Об-ру|-ЧАЛЬ-но|-Е коль|-ЦО! (хорей)
Це-ло-ВА|-ло нас МО|-ре (анапест)
В ЗА-го|-РЕ-ло|-Е ли|-ЦО! (хорей)

Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,|
и уй-ДУ| я от БЛЕД|-ных лю-ДЕЙ.|
для че-ГО| же я МЕД-лю| пред рас-КРЫ|-той мо-ГИ-лой?|
не спе-ШУ| в не-из-ВЕСТ|-ность ско-РЕЙ?|
(К. Бальмонт)

В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи А.Блока.

Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются ПАУЗАМИ, а стихи, соответственно, ПАУЗНИКАМИ или дольниками. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.
Этот прием широко использовал Вл.Маяковский.

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю –
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стихосложение

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Твердые стихотворные формы

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

  • Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
  • Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.

Виды рифм

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Стихотворный размер - двухсложный

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

Стихотворный размер - трехсложный размер

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Ямб и хорей - примеры стихов, написанных ямбом. Дактиль, амфибрахий и анапест - что это такое? Как определить стихотворный размер? Что такое двусложный ямб? Примеры стихотворений Пушкина, написанных ямбом и хореем. Литература, 6 класс.

Фото Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

Стихотворный размер - это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера - стопа. Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие - безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй - безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры - ямб и хорей.

Хрей - двудольный размер с ударением на первую долю.
Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет

Ямб - двудольный размер с ударением на вторую долю
Моро?з и со?лнце, де?нь чуде?сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры - дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль - один ударный слог, за которым идут два безударных.
Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники

Амфибрахий - второй слог ударный, первый и третий безударные.
Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях.

Анапест (антидактиль) - два безударных слога, а затем один ударный.
О, весна? без конца? и без кра?ю

Как определить стихотворный размер

Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных - столько и слогов.

Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу.

Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях
С споко?йною ва?жностью ли?ц,
С краси?вою си?лой в движе?ньях,
С похо?дкой, со взгля?дом цари?ц.
Н.А. Некрасов

Как запомнить названия стихотворных размеров?

Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:

Ива?н - ямб
Ва?ня - хорей
Ва?нечка - дактиль
Ваню?ша - амфибрахий
Иоа?нн - анапест

Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.

Во?все не сло?жные [дактиль]
Разме?ры трёхсло?жные, [амфибрахий]
Всё зави?сит от си?льных в них ме?ст. [анапест]
Да?ктиль - он пе?рвый, [дактиль]
Второ?й - амфибра?хий, [амфибрахий]
Ну а тре?тий уже анапе?ст! [анапест]

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Читайте также: