Как сделать сеть филиалов
Заполняйте все поля актуальными и подробными сведениями, чтобы не запутать посетителей. На что здесь нужно обратить внимание:
Если заявка одобрена, вы найдёте здесь карточку своей организации и увидите процент заполненности профиля. Нужно стремиться к стопроцентной отметке. Дальше рассказываем, что для этого нужно делать.
С июля 2019 года профиль организации доступен по отдельному URL-адресу, который можно найти на странице. Благодаря этому пользователи в поиске могут в пару кликов найти всю нужную информацию о вашей компании, включая отзывы.
Два и более филиалов можно объединять в сеть. Это возможно, если у филиалов одинаковое название, они относятся к одной рубрике и имеют общий сайт или номер телефона.
Алгоритм действий такой:
На указанную почту придёт уведомление об объединении филиалов в сеть. Обычно оно приходит в течение двух суток с момента заполнения формы.
Зачем это нужно?
Можно обновлять данные всех филиалов через XML-файл: они всегда будут актуальны, к тому же процесс обновления можно автоматизировать с помощью выгрузки данных.
Как получить знак:
Подтвердить права на организацию.
Отзывы и рейтинг компании влияют на место в ранжировании карточки компании. Поэтому стоит уделять внимание отзывам, комментариям, вопросам пользователей, а также работать с негативом.
Практически любой человек время от времени взаимодействует с филиалами каких-либо крупных компаний — пожалуй, обывателю больше всего знакомы филиалы поликлиник. Но наверное, мало кто задумывался, какими юридическими и экономическими особенностями обладают филиалы. Как они создаются и насколько зависят от головных предприятий? И насколько важны для экономики страны?
Что такое филиал?
Определение термина дано в статье 55 Гражданского кодекса РФ: филиал это самостоятельное отделение юридического лица, выполняющее часть или полный список его функций и находящееся вне места расположения и функционирования головного предприятия.
Таким образом, исходя из этого определения можно выделить следующие характерные особенности филиалов компаний:
- Являются не юридическими лицами, а подразделениями уже созданных компаний;
- Имеют собственное, обособленное имущество;
- Ведут самостоятельную деятельность;
- Могут относиться только к юридическим лицам (индивидуальные предприниматели не могут иметь филиалы);
- Выполняют часть возложенных на них функций головного предприятия. Но владелец компании может предоставить филиалу возможность осуществлять не часть, а все имеющиеся функции;
- Расположены за пределами города регистрации юридического лица, к которому относятся
В США и Европе регистрация филиалов происходит в соответствии с законодательными актами конкретными страны или даже ее штата. Однако в любом государстве под филиалом понимают примерно одну и ту же форму создания отделения компании без регистрации отдельного юридического лица.
Есть сходства и в некоторых деталях создания: например, в США образовать филиалы могут только Corporation (корпорации – аналог акционерных обществ) и Limited liability company (аналог обществ с ограниченной ответственностью). А вот Sole proprietors (индивидуальные предприниматели) не могут создавать свои филиалы. При этом они должны соответствовать законодательству не только той страны, к которой относится юридическое лицо, но и страны, на территории которой они размещены.
Образование филиалов
Филиал ни в коем случае нельзя путать с обычными удаленными отделениями и подразделениями, которые могут находиться на разных с головным офисом или предприятием адресах. Обычные отделения создаются на основании приказа о создании обособленного подразделения. Его подписывает директор компании или другое уполномоченное лицо и этот процесс не требует долгого согласования.
Образование филиалов более формализовано:
Далее утверждается положение о филиале и дополнительные приказы, регулирующие его деятельность. Органом, принявшим решение о создании подразделения, назначается его руководитель. Распределяются обязанности и ответственность между головным руководством и руководством подразделения. Филиал получает часть имущества юридического лица: право пользования, а иногда и право распоряжения – хотя фактическим собственником остается юр. лицо.
После этого сведения о созданной структуре должны быть занесены в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). Постановка отделения на налоговый учет производится автоматически при внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Деятельность филиалов
Как указано в определении из гражданского кодекса, филиалы имеют право осуществлять любую деятельность головного предприятия – закон не выставляет никаких ограничений. В этом главное отличие филиалов от представительств: последние могут лишь представлять и защищать интересы компании, но не вести отдельную коммерческую деятельность. Однако количество функций филиала может быть ограничено самой компанией на основании положения о его создании.
Любая деятельность филиалов осуществляется от лица создавшего их общества, так как эти подразделения не являются самостоятельными юрлицами. По той же причине ответственность за все правонарушения ложится на плечи создавшей их компании.
Филиалы могут открывать собственные счета в банках и вести отдельную бухгалтерию. Однако все активы и пассивы структуры отражаются и в бухгалтерском балансе создавшего их юридического лица.
Для чего они создаются?
Любой региональный филиал нужен для оптимизации управления отдаленными подразделениями. Основные, стратегически важные для всей компании решения все равно принимаются директорами юридического лица; а вот операционные задачи могут быть делегированы руководителям филиалов, которые более осведомлены о положении дел предприятия в своем регионе.
Сами же подразделения в регионах создаются для получения доступа к новым клиентам и рынкам сбыта, либо же, наоборот, к месту добычи или переработки сырья. Дополнительными причинами могут выступать более низкая ставка оплаты труда в каком-либо регионе, требования экологического законодательства (например, запрет на создание вредных производств вблизи городов и сел) и так далее.
Виды филиалов
Обособленные подразделения может создать любая компания: промышленная или финансовая, российская или иностранная, государственная или частная. Главные характерные черты, указанные в гражданском кодексе, одинаковы для филиалов любого юридического лица, хотя небольшие отличия все же есть.
Виды филиалов:
1. По сфере деятельности компании:
- филиалы предприятия, промышленные филиалы;
- филиалы банков и других финансовых компаний;
- прочие виды организаций
2. По собственнику компании:
- государственные филиалы;
- филиалы частных компаний;
- иностранные филиалы
Филиал предприятия
Филиалы производственных и промышленных фирм имеют право на осуществление той же деятельности, что и головная компания. Если направление деятельности филиала предприятия отличается от основной деятельности компании и требует получения каких-либо лицензий, разрешений или сертификатов, то получать соответствующие документы должно юридическое лицо.
Филиал банка
Банковские филиалы также имеют право осуществлять любую банковскую деятельность, разрешенную данному юридическому лицу соответствующей лицензией ЦБ РФ. Число филиалов не ограничено, но не следует путать их с обычными отделениями банка. Филиалы работают в другом регионе, имеют свое руководство, сложную структуру, иерархию и сами являются целой сетью отделений.
Финансовые организации могут открывать иностранные филиалы, однако для этого им требуется получить разрешение Центрального Банка РФ.
Иностранный филиал
Образование филиалов за рубежом требует от российских компаний соблюдения не только отечественного, но и иностранного законодательства. А помимо налоговых взносов юридическим лицам чаще всего приходится платить еще и регистрационные сборы.
В России такие сборы также предусмотрены. Чтобы зарубежная компания смогла открыть свой иностранный филиал в России, ей требуется получить аккредитацию сроком от 1 года до 5 лет. Для этого ей требуется подать заверенные Торгово-промышленной палатой сведения о числе иностранных работников, а также заплатить пошлину 120 тысяч рублей за каждый созданный филиал (ст. 333.33 НК РФ).
Поэтому для ведения деятельности зарубежные компании чаще предпочитают создавать в России дочерние структуры, что ограничивает приток зарубежных инвестиций в российскую экономику. В 2020 году Минэкономразвития разработал законопроект, согласно которому зарубежные филиалы смогут получать лицензии на ведение 52 видов деятельности (в том числе фармацевтическую, образовательную и медицинскую – из распространенных видов деятельности в данный список не вошла только банковская).
Примером иностранного филиала в России может служить корпорация МакДональдс, которая действует в нашей стране не как отдельное юридическое лицо, а как филиал американской компании. При этом сами рестораны общественного питания могут быть открыты по франшизе.
Региональный филиал
По данным Росстата в 2019 году в России действовало 24 960 автономных структурных подразделений (региональных филиалов и представительств), но в это число не входят филиалы государственных и муниципальных учреждений, банков и других финансовых и кредитных организаций.
Государственный филиал
Создание региональных филиалов разрешено не только частным, но и государственным, а также муниципальным юридическим лицам. И отличий в процессе создания этих подразделений нет.
Но если бюджетное, казенное или автономное учреждение создает филиал для выполнения задания государственных/муниципальных органов власти, то оно имеет право на получение субсидий из федерального бюджета, бюджета региона или муниципалитета. При этом реализация и применение государственных инвестиций находится под контролем надзорных органов. За растрату бюджетных средств может быть назначена уголовная ответственность, но о практике применения закона мы скромно промолчим.
Итог
Филиал это самостоятельное ответвление организации, имеющее собственное имущество, однако не являющееся отдельным юр. лицом. Расположены филиалы в отличном от головной организации городе, вплоть до другой страны в случае иностранных филиалов. Крупнейшие компании и банки могут иметь десятки филиалов в стране, которые служат для расширения деятельности данной организации.
Кто не мечтал открыть компанию, затем выйти в регионы, а дальше завоевать весь мир?! Но на деле процесс масштабирования оказывается не таким простым и радужным, как кажется на первый взгляд – иначе столько филиалов не закрывалось бы, едва успев открыться. Провалы случаются ввиду разных причин: неправильно выбранной модели, плохо спланированного открытия, отсутствия грамотной коммуникации с головным офисом, проблем с юридической стороны и многого другого. Итак, как избежать ненужных ошибок и грамотно открыть филиал в регионе, мы рассказываем ниже:
Так как выход в регионы через открытие филиалов один из самых популярных способов у нас в стране, поговорим именно о нем.
- В переговорах с региональными властями они могут начать утверждать, что принимают окончательные решения.
- Из лучших побуждений могут пытаться увеличить нагрузку подчиненных без согласования с головным офисом.
- Стараются взять всю ответственность исключительно на себя.
Впрочем, сотрудники головного офиса тоже не безупречны и совершают ошибки:
- Ищут партнеров в регионах, минуя сотрудников филиала.
- Распоряжаются зарплатами, не ставя директора филиала в известность.
- Начинают контролировать каждый шаг. В некоторых филиалах ситуация доходило до того, что сотрудникам приходилось тратить около трети времени не на основную деятельность, а на информирование о ней головного офиса.
4. Юридические вопросы при открытии филиала
Процесс создания филиала с юридической точки зрения состоит из двух этапов:
- Внесение изменений в Устав юридического лица, создающего филиал.
- Постановка филиала (представительства) на налоговый учет.
В контексте юриспруденции филиалами и представительствами называют обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения образующего их юридического лица. Определение филиала дано в Статье 55 ГК РФ. Обособленные подразделения не являются юридическими лицами, то есть не могут совершать сделки от своего имени. Объем функций филиала шире, чем у представительства. Также важно знать, что информацию о создаваемых филиалах вносят в Устав организации.
Филиалы и представительства наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основе утвержденных им положений. Кроме того, руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.
Для составление грамотного плана бюджетирования нужно рассчитывать расходы на месяц, год, а также принимать во внимание финансовый план на несколько лет вперед:
Также важно рассчитать точку безубыточности. Небольшое превышение оборота над точкой безубыточности должно порождать существенное увеличение доходности бизнеса:
Итак, алгоритм выхода в регионы через открытие филиала такой:
1. Четко опишите цели выхода в регион
2. Посмотрите на планируемый регион, рынок через лупу исследований и анализа рынка
3. Проведите ревизию ресурсов
4. Протестируйте территорию (используя методологии customer development и инструменты партизанского, низкозатратного маркетинга).
5. Разграничьте полномочия
6. Дайте больше свободы команде открытия
7. Наладьте канал коммуникаций с головным офисом
8. И не забудьте про юридические и налоговые нюансы.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
Но вам требуется продвижение сайта или создание сайта-лидера, идеального для SEO? Тогда вы можете оставить заявку на продвижение или заявку на создание сайта. Если вы собираетесь продвигать сайт самостоятельно — продолжайте чтение!
Доброе время суток. У вас появилась необходимость добавить несколько адресов своей компании или организации в Яндекс.Карты, сделать это крайне легко и просто. Любые последующие филиалы обязательно должны быть объединены в сеть.
Появилась новая информация, так как сервис поменял свою структуру, теперь он называется Яндекс.Профиль. Почитайте информацию, что поменялось и как с ним теперь работать.
Какие условия для объединения филиалов в сеть?
Как объединить филиалы организации в сеть
Как правильно выбрать категорию или услугу для своей сети и филиалов
- Так как указания общей категории обязательный параметр, нужно правильно продумать какая это сфера деятельности.
- Если у каждого филиала было указано до трех рабочих рубрик, то общая должна совпадать хотя бы с одной.
- Так же вы можете указать услуги для всей сети. Но помните, что разные услуги по филиалам, могут влиять на продвижение определенного филиала.
Создали сеть в Яндексе, однако там нет ваших организаций.
Если вы уже получали оповещение о том, что все филиалы были объединены в сеть, но не появились на странице ‘Яндекс.Справочник — Мои организации’. Это правильно, так как там сети не отображаются, но они закрепляются за вашим аккаунтом. Чтобы найти свои организации — ищите в справочнике их, и нажимайте ‘это моя сеть’. Тогда вам будет выслан код верификации (подтверждения) прав.
Читайте также: