Как сделать сепию в акварели

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Работа графическими материалами (сангина, сепия). Сангина — карандаши без оправы красной коричневых тонов( из каолина и окислов железа). Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса. Рисунки могут быть в технике штриховки ,тушевки-растирки или композитной, включающей все эти примеры. Будучи материалом, менее официальным , чем простой карандаш, сангина не так требовательна к пропорциональном у построению и тяготеет к большей живописности в рисунке.

Этапы работы сангиной, сепией.

  • На листе бумаги попробовать материал. Нарисовать что нибудь линиями, по штриховать, по растирать, привыкнуть к мелкам.
  • Изобразить на листе предварительно подготовленном (загрунтованном).
  • С помощью пластика намечаемой контуры будущего натюрморта. По скольку техника предполагает из тёмного к светлому. Так что все светлые места мы выбираем пластиком,а тёмные оставляем или усиливаем мелком( сангина, сепия).
  • Мягкие тональные переходы также делают пластиком. Возможно введение дополнительных цветов,но не более трёх.
  1. Начало любой работы – это подготовка материалов на которых вы будете работать(рисовать) и чем. Натягиваем бумагу на планшет, для чего? Для того чтобы в дальнейшем лист не покоробило от воды. После того как плашет натянут его нужно загрунтовать. Как? Берем мелок-сепия, с помощью канцелярского ножа точим на палитру или тарелку. Затем добавляем по не многу воду и перемешиваем кистью. Берем обычную губку для посуды и набираем в нее сепию. Располагаем планшет с листом горизонтально и движениями с лева на право и по диагонали распределяем тон до полного высыхания. Готово, осталось подождать когда высохнет и можно начинать творить.
  2. В работе сепией как такового построения нет. Намечаем основные пропорции на глаз с помощью мелка или ластика. Ластик будет выполнять ту же роль ,что и карандаш и можно не только стирать ,но и рисовать. В рисовании сепией мы работаем по принципу темное, светлое.
  3. Переходим к уточнению силуэтов. Разбиваем на три тона- самый светлый, средний и темный. Средний мы оставляем тем тоном которым загрунтовали планшет, темный набираем с помощью мелка- сепии и светлый вытираем ластиком. Намечаем собственные и падающие тени .
  4. Прорабатываем детали первого плана- цветы, вытираем ластиком свет и блики.
  5. Уточняем форму, обьем распределение света. Рисуем детали и орнамент на белой ткани. С помощью ластика вытираем свет и форму. А детали уточняем мелко- сепией.
  6. Обобщаем, подчиняем второстепенное главному. Работа закончена.

У сепии есть несколько определений: светло-коричневое красящее вещество; светло-коричневый оттенок; цвет, который присущ старым ретро чёрно-белым фотографиям (которые имеют коричневый цвет).

В фотографии сепия также очень распространена. Сейчас это продиктовано модой на ретро-искусство, которая заставляет современных фотохудожников и фотографов обесцвечивать свои снимки и придавать им приятные светло-коричневые оттенки. Изначально же такой подход был продиктован чисто практическими целями. Натуральная сепия тонирует фотографии и превращает металлическое серебро в сульфид. Сульфид более стоек к внешним факторам и поэтому именно коричневые фотографии являются настоящими долгожителями по сравнению со своими чёрно-белыми вариантами. В настоящее время, как уже говорилось выше, сепия является очень модной, так как актуальным является интерес к старине. Во всех оффлайн и онлайн фоторедакторах, а также фотокамерах есть функция придания своим изображениям цветов сепии.

Николай Алексеевич Касаткин - Соперницы

Набор карандашей у акварелистов часто бывает скудный. Правда, карандаш в акварели выступает в качестве вспомогательного материала, но такое пренебрежение к нему несправедливо.

Прежде всего необходим набор обычных свинцовых карандашей с графитом разной твердости. Твердый графит дает тонкую, светло-серебристую и непрерывную линию. Мягкий графит дает широкую, прерывистую, зернистую и темную линию.

Для нанесения контура корпусных, или собственных, теней, где свет падает касательно и обнаруживает фактуру поверхности, уместно применять мягкий графит, легко касаясь фактуры бумаги боковой стороной карандаша. По изобразительному эффекту мягкий графит подобен сухой кисти. Его преимущество перед кистью заключается в том, что рисунок легко подвергается исправлению. Там, где нужно нанести точную и тонкую границу или детально прорисовать освещенную деталь, не загрязняя бумаги, следует взять твердый графит.

Цветные карандаши на восковом связующем дают такой изобразительный эффект в освещенных частях формы, какого ничем другим добиться нельзя.

Употребление цветных карандашей требует большой осторожности. Этот прием с успехом употреблялся старыми мастерами — акварелистами, которые светлыми восковыми карандашами намечали небольшие искрящиеся блики на зрачках и золотом шитье портретов. Подобный прием и сейчас уместен в изображении тонких светящихся сучков дерева, мелких архитектурных деталей, гребешков морской зыби, в тонких деталях натюрмортов, бликах и т. п.

Техника применения восковых карандашей основана на том, что мокрая краска не ложится на карандашные штрихи, а скатывается с них и соединяется с бумагой на том месте, где ее не коснулся восковой карандаш. Наметив блики, можно большой кистью смело наносить полутона, не заботясь об оставлении сухих белых бликов.

Тот, кто обратит внимание на такие, казалось бы, второстепенные материалы, как карандаш, тот сторицей окупит свой труд на техническое их освоение.

Известный интерес представляет в акварельной технике гуашь. Она очень часто применялась старыми мастерами вместе с акварелью. Наиболее важное для акварельной живописи свойство гуаши — ее корпусность. Как кроющая корпусная краска она уместна на бликах, где на небольшой площади будет незаметен толстый слой кроющей краски; нанесенная тонким слоем, она хороша в освещенных местах. Гуашь, в меру употребляемая в свету, приятно сочетается с лессировочными акварельными красками, наносимыми в тенях. Хороший эффект получается при применении в освещенных местах белил. Наряду с разбелкой они создают едва заметную бархатную фактуру и хорошо передают яркое освещение. Успешное применение гуаши в акварели возможно еще на дальних планах, где необходимо передать воздушную дымку, мягкость цветовых переходов и очертаний.

Среди технических способов старых акварелистов можно еще отметить способ приготовления акварельных чернил. Акварельная краска разводилась в небольших бутылочках крепким раствором. Этот способ позволяет быстро приступать к делу, иметь готовый прозрачный, отстоявшийся раствор краски, давая возможность проверить новую краску, установить ее технические качества. Наиболее целесообразно разводить чернила из тонких лессировочных красок. Применение акварельных чернил важно во время большой и интенсивной работы, когда приходится разводить много красок и доводить их до густой концентрации. Применение чернил важно и в миниатюрных работах, где необходима максимальная насыщенность, яркость, прозрачность, тонкость красок, рассматриваемых на близком расстоянии.

Пастель, как дополнительный материал, применяется в акварельной технике в тех местах, где нужно придать законченному красочному слою бархатистую матовую фактуру, где необходимо сделать цветовое обобщение и придать некоторую воздушность, где нет возможности больше работать сырой акварелью и необходимо наносить краску сухим способом. Краска наносится равномерным штрихом и растушевывается либо растирается и наносится щетиновой кистью, растушевкой или ватой. Большой слой пастели наносить не рекомендуется, ибо она будет сниматься простым прикосновением. Тонкий втертый слой пастели заполняет поры бумаги и краски и держится вполне удовлетворительно. Применять пастель в акварельных работах рекомендуется очень осторожно, не нарушая общего характера акварельной живописи.

Тушь — прекрасный изобразительный материал; она замечательна своей тонкостью и прозрачностью, глубиной теней и темных тонов и чрезвычайно подходит к архитектурному чертежу.

При изучении архитектурных форм тушь является незаменимым материалом. В архитектурных школах тушь употребляется как первый изобразительный материал. Он дает учащимся возможность детально и тонко прочувствовать рисунок и пластику изучаемой архитектурной детали и передать тончайшие оттенки светотени оттушеванного рисунка или чертежа. Хорошим примером такой работы служит ученический рисунок (рис. 36) талантливого архитектора первой половины XIX века А. Г. Григорьева. На рисунке показаны различные приемы нанесения туши: заливка широкой кистью, чеканка мелких деталей тонкой кистью, нанесение очертаний острым пером и т. д.

В соединении с акварелью тушь по большей части употребляется для предварительной светотеневой моделировки архитектурных форм. Предварительная тушевка затем покрывается акварельной краской. Такой способ облегчает обработку чертежа, расчленяя ее на две стадии — на стадию бесцветной светотеневой моделировки и на стадию цветовой лессировки. В опытных руках этот прием дает хороший результат. Но очень часто работа принимает мрачный, безжизненный, схематический характер, ибо акварельная краска ложится не на белую, а на серую бумагу, а потому выглядит тускло.

Тушь, употребляемая с акварелью для предварительной тушевки или моделировки формы, понижает светлоту бумаги и красок, ослабляет насыщенность цвета.

Соединение туши и акварели более эффективно тогда, когда тушь выступает как цвет либо относительно холодный, либо теплый. Тушь, взятая, например, в контраст к лазури, представляет теплые тона, противопоставленная сиене жженой — холодные тона. В первом случае (рис. 37) тушью могут обрабатываться собственные тени, рефлексы и все остальные места, которые должны производить впечатление теплых тонов. Во втором случае (рис. 38) тушью покрываются полутона, падающие тени, воздушные дали и т. п. В этих случаях тушь выступает более многогранным изобразительным материалом, работающим как цвет с очень сдержанной интенсивностью, дающим в архитектурном чертеже богатую и строгую гамму цветов.

Рисунок 37


Рис. 37. Соединение туши с голубой краской. Тушь применяется как теплая краска. Наряду с тем, что она может служить для уплотнения тона, тушь может быть применена и для изображения собственных теней и рефлексов. Такое соединение придает чертежу воздушно-серебристый колорит.

Рисунок 38


Рис. 38. Соединение туши с красной краской. Тушь применяется как холодная краска. В этом случае она также уплотняет цвет, придает ему мягкость, воздушность и передает полутона и падающие тени.

Если обратиться к архитектурной практике и привлечь примеры, иллюстрирующие применение таких приемов, то для первого случая, показанного на рис. 37, можно рассмотреть работы того же архитектора А. Г. Григорьева (рис. 85 и 86). Графические приемы его чертежей также основаны на применении туши в сочетании с холодными тонами акварельных красок. Приемы строгой, сдержанной графики архитектора хорошо передают обдуманную простую форму сооружения. Все исполнение листа носит лаконичный характер. Простое и ясное изображение здания нанесено по белому фону чистой бумаги. Окружающая обстановка опущена. Передний план подан совершенно условно: он показан одной широкой темно-серой полосой, на которой поставлено здание; в темных пустых окнах не показаны переплеты и т. д. Все это придает чертежу деловой характер и строительное назначение.

На примерах работ художников Гонзаго и Г. Робера (рис. 55 и 56) можно проследить применение приемов, показанных на рис. 38. Здесь графические приемы основаны на сочетании туши с теплыми, сдержанными тонами акварельных красок. К черному цвету прибавляются такие темно-красные и темно-желтые коричневые краски, как сепия, сиена жженая, умбра, мумия. Эти краски придают изображению приятный теплый колорит, весьма уместный в эскизных набросках монументальной, каменной архитектуры при теплом солнечном освещении.

Приведенные примеры сочетания туши с акварелью (рис. 37 и 38) не являются единственно возможными. Примеров сочетания может быть неограниченное количество. Это всегда создает большие возможности для архитектурной графики.

Применение всех остальных дополнительных материалов, употребляемых в акварели, должно быть строго рассчитано. Они должны быть взяты в меру и применяться с определенным техническим назначением; тогда они эффективны.

СЕПИЯ

Сепия применяется как материал для рисунка . Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью .

Картинка 46 из 82133

Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII в. ( О. Фрагонар во Франции и др.)

Более двухсот лет назад эта краска привлекла внимание многих выдающихся мастеров . И не­удивительно: ведь сепию отличает нежность тончайших нюансов , сквозящая глубина густых теней, ласковая бархатистость мазков и заливок, теплый коричневый тон .

Сепией работали А. Иванов и П. Федотов, К. Брюллов и И. Айвазовский , И. Репин и И. Леви­тан, Н. Крымов и Д. Кардовский, многие другие выдающиеся художники.

Натуральная сепия изготавливается из черниль­ного мешка морского моллюска. Искусстйенная сепия (теперь обычно делают ее имитацию) имеет самые разнообразные оттенки, но уступает нату­ральной в благородстве, чистоте, прозрачности.

Равнина. Под высоким горячим солнцем идут трое. Сколько нежности во взгляде матери, обра­щенном к дочери, и любви в глазах девочки, устремленных на отца, несущего тяжелую ношу! Вся группа как одно целое, но каждый из трех героев глубоко индивидуален. Усиливает впечат­ление движения крестьян бегущая перед ними собачка.

Сепия с ее теплым коричневым тоном как нельзя лучше помогла Гойе передать ощущение жаркого летнего дня, прозрачность воздуха, насыщенность теней, игру рефлексов.

Многие художники предпочитали писать сепией в соединении с другими художественными мате­риалами . Например, М. Врубель сочетал ее с тушью , графитным карандашом , белилами, черной акварелью, Н. Касаткин — с цветными каранда­шами, сангиной , К. Богаевский — с тушью.

Сейчас искусственная сепия входит в некоторые акварельные наборы. И хотя она уступает по качеству и красоте натуральной, работать ею приятно: легко берется на кисть, мелкозерниста, хорошо ложится на бумагу.

В XX в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная.

Техника работы ею аналогична акварельной.

Цвет натуральной сепии - коричневый с сероватым оттенком, отличается прозрачностью.

Картинка 1 из 82133

Натуральная сепия приготовлялась из чернильного мешка каракатиц.

В настоящее время сепия приготовляется на основе органического красителя и входит в акварельные краски. Искусственная сепия от натуральной отличается многообразием цветовых оттенков.

Натуральная сепия иногда применяется для тонирования фотографий в коричневый цвет. Побочным эффектом сепии является превращение металлического серебра в сульфид , который более стоек к выцветанию . Поэтому многие старые чёрно-белые фотографии коричневые: у них просто больше шансов дожить до наших дней.

Сейчас фотографии цвета сепии ассоциируются со стариной. Почти во всех цифровых фотоаппаратах и фоторедакторах есть функция имитации таких фотографий.

Добавить комментарий

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт.

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.

Читайте также: