Как сделать саржевое переплетение

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

После дождичка в четверг. 25.07.2013 --> Смотрели: 85 (18) Жара. 29.06.2013 --> Смотрели: 69 (6) . И опять дорога. 06.11.2012 --> Смотрели: 58 (5)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Саржевое переплетение из газет


Сегодня будем знакомится с саржевым плетением из газет.

Мастер бумажного ткачества покажет как создавать крышки для круглых корзин. Кстати - для многих новичков этот шаг даётся непросто!

Мастер класс отличный! После просмотра у вас наверняка появятся необходимые навыки в плетение крышек для плетёных круглых корзин.

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:


Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:



1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.



2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.



3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.



4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.



5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.



6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!



7. Его можно делать разных размеров и цветов.



8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.
Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

  • Саржа суровая – это полотно из 100% хлопка повышенной плотности, с четырехниточным переплетением
  • Саржа ломаная – также ее называют елочкой. Для этой материи характерен узор и плетение со сдвигом по диагонали
  • Хлопчатобумажная – более тонкое, но при этом, на 100% натуральное хлопковое полотно.
  • Усиленная – вариант с рельефными широкими диагоналями
  • Стеганая или сложная – имеет диагонали разной ширины, что придает изделию вид стеганого
  • Саржа на изнанке – изготавливается с добавлением вискозы, полиэстера. Как правило, такой материал более мягкий и приятный к телу


Сатиновое переплетение

Сатиновое переплетение отличается от саржевого числом уточных нитей, которые подряд перекрывают сверху одну нить основы. Число нитей при сатиновом переплетении колеблется от пяти до двадцати. Строение тканей при таком переплетении еще более рыхлое, поэтому значительно увеличиватся пропускная способность, но ухудшаются фильтрационные и прочностные свойства. Сатиновое переплетение имеет хлопчатобумажная ткань фильтросванбои и ряд тканей из стеклянного волокна.

Ткани сатинового переплетения применяются в конструкциях с высокими напряжениями во всех направлениях в сочетании с легким весом.

Раппорт сатинового переплетения содержит по меньшей мере 5x5 точек связи, причем зев здесь больший, чем на рис. 8, а. Поскольку на одной стороне ткани находится 87 5 % нитей основы, а на другой — 87 5 % нитей утка, внешний вид обеих сторон ткани резко различается. По этому признаку легко отличить сатиновую ткань от других видов. Нити пряжи в ткани сильно вытянуты. Поэтому механические свойства стеклопластиков на основе сатиновых тканей особенно хороши. При нагружении волокна сразу воспринимают напряжения, не растягиваясь предварительно. Ткань выглядит исключительно плоской. Поверхность стеклопластиков из этой ткани получается поэтому также плоской, без обозначения рисунка переплетения. Сатиновые ткани благодаря сравнительно редкому переплетению должны иметь довольно большую плотность.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике. Ткани выпускаются в широком ассортименте — от равнопрочных до кордных.

При сатиновом переплетении сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее чем на две нити. Это переплетение позволяет получать ткань с гладкой лицевой поверхностью, образованной уточными нитями.

Схемы расположения нитей в стеклотканях.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике.

Основной ассортимент стеклянных тканей и вид переплетения нитей в них.

К производным сатинового переплетения относятся усиленные и отклоненные сатины. Усиленный сатин получают добавлением основных перекрытий к одиночным основным перекрытиям сатинового переплетения; отклоненный сатин-сатин с переменным сдвигом.

Технические показатели ткани ТУПР.| Технические показатели ткани ТС-8 / 3 — 250.

Ткань вырабатывают сатиновым переплетением .

Ткани, имеющие сатиновое переплетение , обладают более высокой пропускной способностью, но худшими фильтрующими и прочностными свойствами. К этому типу относится также хлопчатобумажная ткань фильтросванбой.

Для изделий сложной формы применяется гибкая ткань сатинового переплетения , для других изделий — ткань с одинаковым номером нити для утка и основы.











Разновидности

Саржа — это множество материалов разного состава и плетения на основе синтетического и натурального сырья.

Рассмотрим классификации по основным критериям:

По происхождению сырья

Состав ткани — один из факторов, который определяет виды саржи:

жакет из твида с саржевым переплетением

Шелковая саржа ткань с характерным блеском и приятная на ощупь. Востребована при производстве нательного белья, домашней одежды.

По типу переплетения

Наклон диагональных полос и тонкости переплетения лежат в основе еще одной классификации саржевых полотен.

Захарова Нина Афанасьевна

Надеюсь, вам нравится моя статья! Если вы нашли недочеты — просто напишите мне об этом! Я всегда готова к беседе и отвечу на любые ваши вопросы, задавайте их!

Ткачество – одно из древнейших ремесел, которое возникло в тот момент, когда первобытные люди стали отказываться от ношения только лишь шкур животных. Поначалу материи ткали простейшим способом, переплетая всего лишь две нити, но со временем количество переплетений увеличивалось. Современная текстильная промышленность насчитывает несколько десятков разнообразных способов плетения тканей, которые называются ткацкими переплетениями.


Что такое ткацкое переплетение?

Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.


В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.

Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.

Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:

  • Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
  • Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
  • Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).

Классификация переплетений нитей в тканях со схемами


Существует несколько разновидностей ткацких переплетений, от простых полотняных и саржевых до сложных петельных и перевивочных. В ткачестве существует набор символов, благодаря которым составляют рисунок материи. Перекрытия обозначаются клетками, белая клетка – уточное перекрытие, а черная – основное. Как выглядят разные классы переплетений можно увидеть на фото далее.

Простые: саржевое, полотняное, сатиновое и атласное


Классификация переплетений основывается на повторяющемся перекрытии ниток основы и утка. Наиболее простыми являются саржевое, полотняное, сатиновое и атласное.

Основным, самым простым переплетением, которое было изобретено много тысячелетий назад, является полотняное. В нем две нити попеременно покрывают друг друга с наименьшим раппортом. Полотно получается плотным, крепким, гладким. Лицо и изнанка одинаковы на вид.


Можно ли разнообразить текстуру такой материи? Если нить основы будет тоньше утка, то на поверхности полотна образуется диагональный мелкий узор, который называется ложным репсом. Формулы, которые подскажут, как делать полотно: Ro=Rу=2, So=Sу=1, nFO=nFУ=1.

При саржевом переплетении на материи получается мелкий, еле заметный рубчик, который идет под углом 45 градусов сверху вниз и справа налево или слева направо. Ткань-диагональ более эластичная, чем полотно, но менее крепкая. Ткань, созданная саржевым переплетением, очень хорошо тянется по диагонали и драпируется, что необходимо учитывать при раскрое. Схема и формула саржи: Ro=Rу=R=nFO+nFУ=>=3, So=Sу=1.


Атласное и сатиновое переплетение имеют общий рисунок, но отличаются тем, какие нити проходят сверху. Если уточные нитки образовывают лицевую сторону, то это сатин, если основные – атлас. Рисунок обозначается дробными числами, показывающими раппорт. Сатин и атлас имеют гладкую поверхность, отличаются блеском. Ткани сатинового переплетения скользящие, легкие, драпирующиеся, но они сыплются в процессе кройки. Такими же качествами обладают и ткани атласного переплетения.

Мелкоузорчатые: производные от простых и комбинированные

От полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений образуются различные производные, которые классифицируются как мелкоузорчатые:

  • Репсовое переплетение. Полотняное переплетение, которое характеризуется редкими волокнами с рубчиком по диагонали. По своим свойствам репс отличается меньшей растяжимостью.
  • Рогожка. Основа и уток образуют довольно крупные квадраты, благодаря чему становится более выражена фактура ткани в отличие от простого полотняного переплетения.



Комбинированные переплетения сочетают в себе сразу две разновидности, например:

  • креповое и репсовое;
  • саржевое и рогожку;
  • сатиновое и саржевое переплетения;
  • сатиновое и креповое переплетение;
  • сатиновое и атласное.


При соединении полотна и репса получается так называемое просвечивающее полотно. Ромбовидное в сочетании с саржевым дает вафельную ткань. При совмещении рогожки и полотна получается креповый способ переплетения.

Сложные: 1,5- и 2-слойное, ворсовое, петельное, перевивочное

Характерной чертой сложных переплетений является использование более чем 2 нитей основы и утка. Разновидности сложных видов:

  • Двухслойные. 2-слойные ткани образуются при использовании 4–5 нитей, например 2 основы и 2 утка, 3 основы и 2 утка, 2 основы и 3 утка. Фактически получается 2 отдельных слоя ткани, которые соединены между собой нитью. Материя получается плотной, тяжелой и прочной. Если полотно состоит из 3 нитей, то его называют 1,5-слойным или двухлицевым.
  • Ворсовое. На поверхности материи из уточной или основной нити образуется ворс разной длины. Основу составляет полотняное или саржевое переплетение.
  • Петельное. Разновидность ворсового, при котором ворсинки не разрезаются, а остаются на поверхности материи в виде петелек.
  • Пике. Способ переплетения, при котором на поверхности тканей образуются выпуклые узоры. Используются 3 нити: 2 плетутся как полотно, в то время как третья стягивает волокна в выпуклый узор.
  • Перевивочное. Ажурное переплетение, которое образует прозрачные ячейки. Используются 3 нитки: 1 уток и 2 основы. Перевивочная основа обвивает стоевую, образуя ажурный узор.

Крупноузорчатые (простые и сложные жаккардовые)

Отдельно в классификации переплетений существует определение крупноузорчатых жаккардовых переплетений. Их можно плести только на специализированных жаккардовых станках. Благодаря подобному плетению можно получить на ткани крупные тканые узоры.


Жаккардовое переплетение

Крупноузорчатые схемы, в свою очередь, подразделяются на простые и сложные. Для того чтобы выткать простую ткань, используют 2 системы нитей. Из таких материй шьют скатерти, салфетки, гардины. Сложные переплетения состоят из 3 и более систем ниток. Они образуют разнофактурные узоры, из них ткут гобелены, ковры, покрывала, обивочную материю для мебели.

Примеры и описание материй разных видов переплетения, их свойства и применение


Каждая материя характеризуется своим способом переплетения, которое напрямую влияет на его свойства. Применяя определенный вид плетения, можно сделать материю более прочной, эластичной, износостойкой или, наоборот, легкой, прозрачной, ажурной.

В таблице представлены материи разных видов плетения:


Вид переплетенияМатерияКачества и сфера применения
ПростоеПолотняноеИз хлопка – ситец, батист. Из льна – парусина, бортовка. Из шелка – крепдешин, креп-шифон. Из шерсти – сукно.Высокая прочность и жесткость, легкий крой.
СаржевоеСаржа, подкладочная ткань.Высокая плотность, эластичность, растяжимость, драпируемость. Ткани толстые и тяжелые, но износостойкость у них ниже, чем у предыдущей группы.
СатиновоеХлопок – сатин; лен – коломенок; шелк – атлас, креп-сатин; шерсть – драп, бобрик, байка.Повышенная износостойкость, мягкость, эластичность. Гладкая, блестящая поверхность обеспечивает скольжение.
Атласное
МелкоузорчатоеРепсРепс, файдешин, плательная и костюмная ткань.Мягкая слаборастяжимая ткань.
РогожкаОксфорд, двунитка, рогожка, ткань для костюмов и жакетов.Плотная, но мягкая и эластичная материя.
Усиленная саржаШотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин.Плотная ткань, используемая для пошива костюмов и пальто.
СложноеДвухслойные и двухлицевыеДрап, байка, сатин-трико.Двухслойные ткани могут иметь разный цвет с изнаночной и лицевой стороны.
ПикеТкань для детской одежды, покрывал.Узорчатая мягкая материя.
ВорсовоеВельвет, бархат, плюш, мех.Используется для пошива различных изделий, от одежды до игрушек, и обивки мебели.
ПетельноеМахровые ткани.Используется для пошива полотенец, халатов.
ПеревивочноеАжурные ткани.Применяют для пошива сорочек, белья, платьев, занавесок.
КрупноузорчатоеПростоеДамаст, сатин-жаккард, штоф, парча.Из таких тканей шьют салфетки, скатерти, занавески. Их используют для пошива одежды – платьев, блузок, белья.
СложноеМебельно-декоративные ткани.Отличаются высокой прочностью и износостойкостью. Применяются для изготовления гардин, портьер, мебельной обивки.

Ткацкое плетение – важнейшая характеристика каждой конкретной материи. От него во многом зависят свойства ткани, правила раскроя и ухода за ней.

Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно?вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто?чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.


И то, как они переплетены и определяет в конечном итоге, как же будет выглядеть лицевая и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщина, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.

Виды тканей для одежды.

Ткани для шитья одежды.

Деление тканей для шитья одежды на легкие, средние и тяжёлые.

Как правильно выбрать ткань?

Основные типы переплетений текстильных полотен.

Что означают знаки на ярлыках одежды?

Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор модели, которая будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.

Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.

Ткацкие переплетения делятся на 4 класса.

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые, сатиновые (атласные).

Полотняное переплетение.

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.


Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.

Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.

Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей – сукно, костюмно-плательные и др.

Саржевое переплетение.


Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.

Обычно диагональные рубчики идут под углом 45?. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.

Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.

Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью – шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток – саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.


Если лицевая сторона ткани образована из осно?вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.


Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.

Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.

Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.

Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Мелкоузорчатые.

Мелкоузорчатые подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Репсовое переплетение.


Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.

Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.

При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка.


Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.

Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.

Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно – плательные ткани.

Усиленная саржа.


Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа.

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.

Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа.

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.


Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа.


Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно?вных перекрытий располагаются диагонали из уто?чных перекрытий.

Усиленный сатин (усиленный атлас).

Усиленный сатин (усиленный атлас)- это переплетения которые образуются путем усиления осно?вных перекрытий в сатине и уто?чных в атласе. При этом повышается прочность ткани. Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Креповое переплетение.

Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.


Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).

Двухлицевые переплетения.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.


Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.

Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.


Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.

С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.

При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.

Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.

Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.

Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.

Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.

Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.

Вот, например, полотняное переплетение. Очевидно раньше, на “заре” советской власти, когда даже за ситцем выстраивались сумасшедшие очереди, было придумано, постановлением какого-то ВЦСПС, чтобы быстрее обслуживать покупателей, рвать отрезы руками. Ведь полотняное переплетение разрывается строго по поперечной нити.

Так что, даже слегка коснувшись темы переплетения нитей текстильных полотен, мы многое о них узнали.

До встречи в следующей статье! С уважением, Милла Сидельникова!

Техника: вертикали и горизонтали

На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

сатиновое переплетение из бумаги

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.

У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Мелкоузорчатые

этот вариант переплета можно поделить на две подгруппы: производственные и комбинированные. Первый вариант получают методом изменения или усложнения простых переплетений. А вот комбинированные – это материи, полученные методом чередования и совмещения простых переплетений.

Производные переплетения подразделяются на репсовые и рогожку. Репсовое переплетение получается в результате удлинения основных и уточных переплетений . Поперечный репс – это когда, направление каждой основной наблюдается через 2-3 и более уточных нитей. Таким способом можно получить фланель и репс.

Рогожка представляет собой двойное или тройное переплетение. В нем симметричное увеличение в основе и утке основные и уточных нитей. Таким образом, можно получить хлопчатобумажную, шелковую и шерстяную материю. описание ткани саржа.

Саржа может быть ломаной и обратной. Суть ее в том, что имеет елочное переплетение, а направление саржевой полосы меняется под наклоном 90 градусов.

Отличие обратной саржи от ломанной состоит в том, что на участке излома наблюдается сдвиг саржевой полоски. Задействуют ее при получении тканей для платья и пальто.

К производным сатинового переплетения стоит отнести усиленный сатин. Он включает в себя в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия, которые чередуются с шестью уточными. Таким способом, можно получить следующие материи: молескин, хлопчатобумажное сукно, замш, вельветон.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы

Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.
Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.

Ткань – это текстильное полотно, произведенное с использованием ткацких станков методом переплетения нитей. Они могут быть двух видов – основные (вдоль материи) и уточные (нить утка). Расположение нитей относительно друг друга перпендикулярное. Именно от того, как сосредоточены они, зависит внешний вид изнаночной и лицевой стороны. Также от типа переплета нитей зависят такие характеристики полотна, как прочность, толщина, растяжимость.

Читайте также: