Как сделать самозанятость

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 01.09.2024

Разбираемся, почему стоит оформить самозанятость и легко ли это сделать.

Согласно последним данным Федеральной налоговой службы, число самозанятых в России сравнялось с количеством индивидуальных предпринимателей и составило больше 3,5 млн человек. Как оформить самозанятость в 2021 году и для чего она нужна?

Стать самозанятым подтолкнуло желание спокойно спать по ночам, при этом не переплачивая за бухгалтерию и социальные налоги. Кроме того, есть очевидные преимущества в стоимости и скорости вывода средств.

Самозанятые — люди, которые работают сами на себя и выплачивают налог на профессиональный доход. Чтобы стать самозанятым, нужно соответствовать трем несложным критериям.

По сравнению с индивидуальными предпринимателями у самозанятых много преимуществ:

  • Не нужно составлять декларации и отчеты;
  • Нет обязательных взносов и налогов на прибыль;
  • Не нужно вести бухгалтерию, вся работа ведется через приложение;
  • Низкий процент налога — 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с организациями.

Я зарегистрировался как самозанятый, а потом открыл ИП как самозанятый. Мне не нужно сдавать отчетность, консультироваться с бухгалтерами или платить за услуги эквайринга, но я ничем не ограничен от классического ИП: могу составлять договоры, выписывать счета на оплату и пользоваться госуслугами для предпринимателей.

Веб-мастер Admitad Affiliate, создатель ЕДАТОП

Если же вы не платите налоги со своих доходов, мы собрали основные причины, почему стоит задуматься об оформлении статуса самозанятого.

Стать самозанятым можно всего в 2 шага.

Самозанятость — ставка на легальность, которая сыграет в долгой перспективе. Оформляйте самозанятость и не рискуйте своими доходами!

Я в этом ничего не понимаю, гуглить лень, тут как раз наткнулся на этот пост, тогда сюда и задам вопрос.

Я работаю наемным сотрудником. Параллельно шабашил с одной компанией, но за них сейчас крепко взялись, и лавочка с шабашкой для меня закрывается, т.е. наликом платить не смогут. Единственный вариант моего с ними дальнейшего взаимодействия - это чтобы я сделался самозанятым.

Собстно, вопрос: если я запилю себе самозанятость, это каким-либо образом может повлиять на мою работу наемным сотрудником и/или наоборот?

Нет, это никак не повлияет. Можно совмещать работу в найме и самозанятость. Причем на налоги и стаж это также не влияет. Ваша зарплата не будет учитывается при расчете налога на профессиональную деятельность. А трудовой стаж по месту работы при оформлении самозанятости не прерывается.

Работаю официально в компании, к этому являюсь ИП с 2015 года, а с прошлого года стал самозанятым ИП. За всё это время с работодателем проблем по поводу ИП не возникало, с налоговой тоже.

Про кредиты это вы банкам расскажите) 2/3 банков из топ20 считают самозанятых безработными, проверено на себе)



Затем нужно открыть приложение и согласиться на обработку персональных данных.

Шаг 2. Согласиться на обработку персональных данных


Затем нужно дать согласие на обработку персональных данных и принять правила приложения. Без согласия на обработку персональных данных оформить самозанятость не получится.


В приложение нужно вводить персональные данные: номер телефона, фамилию, имя, паспортные данные. И в соглашении пользователь дает налоговой право эти данные собирать, хранить и передавать другим государственным органам.



Затем появится экран, на котором можно будет выбрать способ регистрации.

Шаг 3. Оформить самозанятость через Госуслуги или по паспорту


Разберем все три способа.


Затем нужно выбрать регион, в котором будет работать самозанятый, и отсканировать паспорт:



Процедура несложная, но еще проще оформить самозанятость через Госуслуги или личный кабинет на сайте налоговой: не нужно будет сканировать паспорт и фотографироваться.

Через портал Госуслуг. Сначала нужно создать учетную запись на портале Госуслуг, если ее еще нет. Для этого понадобится номер телефона, СНИЛС и паспорт. Затем запись нужно будет подтвердить: прийти с паспортом и тем же номером телефона в любой МФЦ и сказать, что хотите подтвердить учетную запись на Госуслугах.


Нужно ввести логин и пароль от Госуслуг, подождать ответ от сервера 5-15 секунд и ввести номер телефона


Через ЛК физического лица — это оформление самозанятости на сайте налоговой. Логин и пароль для этого кабинета можно получить в любой налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Логин и пароль в налоговой могут получить и иностранные граждане, поэтому им подходит регистрация самозанятости через ЛК физического лица.

Процесс регистрации почти не отличается от оформления самозанятости через Госуслуги: нужно войти в личный кабинет налогоплательщика, подождать, ввести номер телефона и код.



Если у пользователя есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах или логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика, проще оформлять самозанятость через них. Если же нет, подойдет регистрация по паспорту — это будет быстрее, чем идти в МФЦ или налоговую.

Самозанятость можно оформить без приложения

Есть способ оформить самозанятость без приложения — зарегистрироваться через личный кабинет налогоплательщика НПД. Но для регистрации понадобится логин и пароль с сайта налоговой, который можно получить лично в налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Для физических лиц на этом всё, а ИП после регистрации в качестве самозанятого нужно будет подать в налоговую уведомление об отказе от другого специального налогового режима, например упрощенки. Подробнее об этом мы рассказывали в другой статье.

Как ИП перейти на самозанятость
Сервис Модульбанка для работы с самозанятыми

Автоматическое формирование чеков, защита от штрафов и проверка надежности подрядчиков

Как быстро стать самозанятым через Госуслуги: полностью онлайн и не выходя из дома

Для налоговых резидентов в России существует особенный режим налогообложения – налог на профессиональный доход. Налоговая ставка при таком режиме весьма низкая – всего 4% при работе с физическими лицами, и 6% при работе с юридическими лицами.

Способы регистрации

Существует 3 простых способа зарегистрироваться в этом налоговом статусе онлайн:







Сразу поясним – сменить регион можно только один раз в год, поэтому четко определяем для себя, в каком регионе ведем деятельность. Если регионов несколько – выбираем один, какой больше нравится.

Готово. Интерфейс сам уведомит налоговые органы – никуда ничего не нужно нести:


Дальнейшее взаимодействие с сервисом и налоговой

Дальнейшее взаимодействие с налоговыми органами выглядит так:

Покажем на примере веб-версии:



Указываем конкретно поступившую сумму на банковский счет/карточку. Ничего не додумываем – если пришло на карточку 1001,81 рубля, указываем: 1001 рубль 81 копейка.

Читайте также: