Как сделать с мотоцикла мотоблок

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.09.2024

Делаем мотоблок своими руками на примере конструкции от Валентина Архипова

Обрабатывать участок с большой площадью, на котором значительная часть территории отводится под огород, обходясь лишь подручными инструментами – непростая задача. Работы по рыхлению, копанию, а также прополке огорода вручную отнимают немало сил и времени. Хорошо, когда есть возможность приобрести мотоблок, который станет незаменимым помощником на участке. Но облегчить работы на земле, можно и сделав мотоблок своими руками.

Что вообще можно соорудить своими силами?

Рынок мотоблоков заводского производства предлагает покупателям довольно широкий ассортимент продукции на любой вкус. Однако цены на такую сельхозтехнику способны осилить далеко не многие. Поэтому на огородах в сельской местности довольно часто можно встретить самодельный мотоблок, который по эксплуатационным параметрам ни чуть не уступает заводскому аналогу.

Мотоблок из старых запчастей

Создавая универсальные конструкции, народные умельцы чаще всего используют детали старых мотоциклов и металлолом

Морально устаревшие модели мотоциклов нередко служат основой для изготовления различных самоделок и полезных в хозяйстве средств малой механизации.

Самодельные многофункциональные сельхозагрегаты

На основе самодельных мотоблоков умельцы создают не менее значимые в сельском хозяйстве инструменты, к примеру: плуги, а также окучники для окучивания кукурузы или картофеля

Один из таких мастеров – изобретатель Валентин Архипов, который является автором изготовления целого ряда полезных устройств и строительства всевозможной приусадебной техники.

Универсальный мотоблок Архипова

Талантливый конструктор создал многофункциональное устройство, с помощью которого можно не только пахать и боронить землю, но и сажать, окучивать клубневые культуры, а также собирать урожай и сгребать ботву

Сооружаем мотоблок по инструкции от Архипова

Конструктивные особенности агрегата

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Основные элементы конструкции агрегата

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Основные детали конструкции сельхозагрегата

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Сборка ходового вала

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Схема изготовления колес агрегата

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Сборка узла управления

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Схема изготовления соединительных элементов

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Как это все дело работает – видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Как можно модернизировать самодельный мотоблок?

Мотоблок Архипова многофункционален. Его можно задействовать в качестве плуга, либо же культиватора. Для этого достаточно съемные детали для плуга заменить деталями со снятыми отвалами для культиватора. Мотоблок по мере продвижения будет заглублять борозды в землю и укладывать в них картофельные клубни. Чтобы запахать клубни нужно лишь установить на место отвалы и пройтись агрегатом между высаженными рядами.

Сельхозагрегат удобен и при сборе урожая. Используя разные отвалы можно изменять ширину захвата. Агрегат хорош и тем, что способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся после уборки ботву растений. Для этих целей его оборудуют граблями или бороной.

Универсальную конструкцию можно использовать не только для проведения сельскохозяйственных работ. В зимнюю пору его с успехом применяют для уборки снега. Верный помощник пригодится и для уборки дорожек придомовой территории. Установив на мотоблок валик с круглой щеточкой и дополнительную звездочку, хозяин облегчит себе работу по расчистке тротуаров.

Многих дачников часто интересует вопрос, как собрать мотоблок своими руками, сэкономив при этом круглую сумму? Прежде чем приступить к конструированию этого устройства, необходимо детально изучить его строение.


Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.

Читать далее>>

Что из себя представляет данная конструкция?

По сути мотоблок – это современный вариант коня. При проживании в селе он является незаменимым агрегатом.

Часто случается так, что нет возможности загнать трактор на приусадебный участок для вспахивания земли из-за его больших размеров. Мотоблок же способен работать в самых труднодоступных местах и даже обрабатывать делянки, размером в один квадратный метр.

Одно из главных достоинств данного устройства – это минимальное потребление топлива. Как правило, полного бака, объёмом 4,8 литров, хватает на полдня работы, а порой и больше. Если учесть, что многие виды работ на земле приходится делать своими руками, такой агрегат является незаменимым в сельском хозяйстве. Вскапывание, окучивание, межевание, посадку и выкапывание картофеля можно смело возложить на его стальные плечи, сэкономив при этом массу времени и сил.

Мужчина работает мотоблоком

Такое устройство заводской сборки стоит от 30 до 200 тысяч рублей, начиная от китайских производителей и заканчивая мощными дизелями BMW и Toyota. Дешёвый китайский вариант может подвести в любую минуту, а приобретать агрегат именитых компаний – накладно. Гораздо проще использовать в качестве донора старую технику и, прикупив некоторые запчасти, собрать мотоблок своими руками. Это обойдётся дешевле, даже чем китайский вариант.

Работы, которые можно выполнить при помощи такого устройства:

  1. Перевозка грузов, максимальная нагрузка 250-300 кг. Для этого за сцепку мотоблока присоединяется прицеп с сидением и местом под перевозимые тяжести.
  2. Вспашка и боронование при помощи фрезы, культиватора и бороны.
  3. Посадка как картофеля, так и любой другой культуры.
  4. Удобрение почвы.
  5. Окучивание.
  6. Уборка картофеля.

Вспашка дачного участка мотоблоком

Благодаря наличию широкого выбора дополнительного оборудования, этот агрегат можно использовать для подметания, бурения и уборки снега. Для установки одного оборудования потребуется сцепка, а другое подключается напрямую к редуктору.

Конструирование устройства

Прежде чем приступать к сборке, необходимо определиться с мощностью агрегата. В зависимости от этого параметра, будет строиться дальнейшая работа.

  • донор запчастей;
  • сварочный аппарат;
  • чертежи (можно найти в интернете или взять руководство по эксплуатации с любого другого мотоблока);
  • набор инструментов.

Для сборки такого устройства своими руками необходимо хотя бы минимальное знание о работе двигателей внутреннего сгорания. Еще под рукой должен быть аппарат для сварки – без него ничего не получится.

Схема устройства мотоблока

Схема устройства мотоблока

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт для создания мотоблока своими руками

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт

На некоторых моментах изготовления самодельного мотоблока стоит остановиться детально. Для тех, кто не сталкивался воочию со сбором этого агрегата, многие вещи могут остаться непонятными.

Основные узлы

  1. Ходоуменьшитель – это составная часть коробки передач, которая отвечает за работу на предельно низких скоростях. Как правило, он устанавливается на многонавесной аппарат, мотоблок как раз является именно таким устройством. Многие работы, проводимые данным агрегатом, необходимо делать на низких скоростях, к примеру, копать картофель или нарезать борозды под посадку чего-либо. На заводских моделях ходоуменьшитель установлен на редуктор, следовательно, в обязательном порядке стоит установить его и на самодельном аппарате. Если этого не сделать, возможности мотоблока по большей части будут ограничены перевозкой грузов, несмотря на то, что вспашка земли проводится без включения этого приспособления. Ходоуменьшитель необходим для вспашки маленьких участков земли, а также между деревьями и около заборов.
  2. Редуктор – это преобразующее устройство, передающее крутящий момент двигателя на отдельные механизмы. На мотоблоке редуктор, как правило, устанавливается между двигателем и колёсами, но при установке некоторого навесного оборудования передавать мощность нужно ему. К примеру, если на мотоблоке установлена фреза, бур, снегоуборщик или гусеницы, то редуктор передаёт крутящий момент именно им. Кстати, в случае установки бура необходимо задействовать ходоуменьшитель, заводской редуктор им уже оснащён. Не имея достаточного опыта общения с техникой и её ремонтом, не стоит самостоятельно пытаться собрать редуктор и установить его на ходоуменьшитель. Проще приобрести их в соответствующем магазине или снять со старой техники.

Дополнительное оборудование

Если для того чтобы собрать самодельный мотоблок, требуются некоторые познания, то для сбора же дополнительных устройств опыта не требуется вовсе. Все, что необходимо, это чертежи, материал для сборки и инструменты.

Адаптер

Некоторым людям для удобства передвижения необходим адаптер. По большей части это непрактично, намного проще сделать прицеп с местом для сидения. Тем не менее, стоит всё же упомянуть, как сделать адаптер для мотоблока своими руками.

Самодельный адаптер простейшей конструкции – это простое устройство, сделать которое в состоянии каждый. Ход действий:

  1. Для начала следует убедиться, имеется ли на мотоблоке сделка, за которую будет подсоединён адаптер. Если да, то можно приступать.
  2. Понадобится труба прямоугольного сечения, размеры которой должны быть следующие: длина – 1,7 метра, ширина и высота – 4-6 сантиметров.
  3. На любом конце трубы перпендикулярно необходимо проварить трубу, длиной 0,5 метра, она станет основой для стоек колёс. Высота стойки от центра колеса до основы крепления должна быть 35 сантиметров.
  4. Раму под посадочное место можно сделать любой конструкции и размеров на ваше усмотрение. Разумеется, она не должна превышать размеры всей конструкции, идеально подойдут габариты 45x45 см.
  5. Для надёжности конструкции от поперечной трубы необходимо проварить раскосы. Сделать их можно из той же трубы, что и основание.
  6. Некоторые на задней части адаптера устанавливают сцепку и уже к ней подсоединяют дополнительное оборудование, например, плуг. Это жутко неудобно, устройство становится громоздким, но, как говорится, у каждого свои потребности. Сцепка покупается в магазине.
  7. На раму устанавливается рычаг управления навесного оборудования. Вот, собственно, и все, устройство готово к использованию.

Адаптер для мотоблока своими руками

Подведём краткий итог по материалам, необходимым для того, чтобы собрать самодельный адаптер:

  • стальная труба;
  • стальной лист;
  • два колеса;
  • сиденье;
  • инструменты и сварочный аппарат;
  • сцепка.

Прицеп

К мотоблоку, который будет использоваться в сельском хозяйстве, в большинстве случаев необходимо такое устройство, как прицеп. Сделать самодельный прицеп так же просто, как и адаптер. Для его подсоединения к всей конструкции необходима сцепка. Сделать прицеп для мотоблока своими руками можно, не напрягаясь, этот процесс крайне прост. Его можно сделать сразу с сиденьем или же подсоединять к адаптеру. Во втором случае, как уже было сказано ранее, конструкция получится крайне громоздкой. Лучше всего все оборудование подсоединять напрямую к мотоблоку, а адаптер использовать в качестве самостоятельной прицепной единицы.

Чертеж прицепа для мотоблока своими руками

Чтобы сконструировать самодельный прицеп, потребуется:

  • труба прямоугольного сечения;
  • колёса;
  • листовое железо: 0,2-0,3 миллиметра;
  • уголки;
  • гайки и болты различных размеров;
  • набор инструментов;
  • сварочный аппарат;
  • дрель.

Рама представляет собой цельную прямоугольную конструкцию. Шаги изготовления:

  1. Из уголка необходимо сделать две поперечины: переднюю и заднюю. Их нужно соединить пятью перпендикулярными трубами прямоугольного сечения. В результате должна получиться решётка.
  2. К продольным поперечинам следует приварить четыре стойки. Они послужат основанием бортов. Для надёжности конструкции также можно добавить по одной стойке по длине прицепа, но в этом случае боковые борта не смогут быть откидными.
  3. Сверху решётки прокладывается листовое железо 0,3 мм, борта можно обшить более тонким – 0,2 мм.
  4. К двум первым поперечинам необходимо приварить лонжероны. С помощью них посредством рессор будет присоединена ходовая балка.
  5. Для изготовления балки нужно два одинаковых швеллера вставить друг в друга Т-образным способом и оборудовать данную конструкцию колёсными осями.
  6. Для создания дышла понадобится труба прямоугольного сечения, её нужно сварить в треугольник и для усиления конструкции из верхней точки треугольника к основной раме приварить ещё одну трубу.

Мотоблок с прицепом, сделанным своими руками

Самодельный прицеп готов, осталось лишь установить сиденье. Его можно поставить как на дышло, так и на прицеп.

Теперь вы знаете, как сделать мотоблок своими руками и подготовить дополнительное оборудование к нему.

Гусеницы

Гусеницы можно приобрести в магазине или же сделать своими руками из самой обычной транспортной ленты или из старой покрышки с протектором. Во втором случае боковую часть покрышки необходимо срезать, оставив только рабочую часть баллона. Важно, чтобы рисунок протектора резины совпадал с рисунком протектора колеса, ведь именно на него будут установлены самодельные гусеницы, чтобы при движении не было холостых прокруток.

Мотоблок, оборудованный гусеницами

На внешнюю часть ленты или покрышки необходимо сделать набойки из толстого железа. Вот и все, гусеницы готовы, можно устанавливать их на мотоблок. Точно такого же эффекта можно добиться, натянув на колесо цепь. Единственный минус при использовании цепей – быстрый износ резины и меньшая проходимость.

Гусеница для мотоблока своими руками из покрышки

Гусеница из покрышки

Теперь можно использовать мотоблок и оборудование в хозяйстве.

Не стоит браться за самостоятельное изготовление этого агрегата, не зная примерного принципа действия двигателя внутреннего сгорания, устройства редуктора и ходоуменьшителя. И, даже прочитав об этом в данной статье и узнав, как все это совместить, стоит хорошенько подумать: все ли вы поняли.

С оборудованием для мотоблока все обстоит гораздо проще. Все, что необходимо – это базовые умения держать в руках инструменты и пользоваться сварочным аппаратом.

Самодельный мотоблок своими руками: подробные фото пошагового изготовления мотоблока.

Приветствую самоделкиных! Уже давно интересуюсь темой самодельных мотоблоков и вот хочу показать один вариант такой самоделки изготовленной Виталием Бочковым.

Давайте подробно рассмотрим конструкцию мотоблока и основные этапы его сборки.

самодельный мотоблок




Мост ВАЗ, укорочен.


Рама мотоблока выполнена из уголка и кусков трубы.







В этой конструкции реализовано ременное сцепление, установлены шкивы на вал двигателя и КПП, пара ремней и прижимной ролик.



мотоблок своими руками


На самоделку установлен мотоблочный четырёхтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 9 л.с.





как сделать мотоблок








Дополнительно изготовлена защитная облицовка для двигателя и крылья на колёса.


Самодельный мотоблок в основном используется для буксировки прицепа.



Автор самоделки: Виталий Бочков.

Мотоблок своими руками

Обработка земли при возделывании приусадебного участка всегда требует определенных физических усилий и времени. Поэтому некоторые владельцы земельных участков со временем обзаводятся мотоблоками, значительно облегчающими данную работу. Их разнообразие сегодня широко представлено на рынке, но при желании его можно сделать и самому, существенно сэкономив при этом средства, и собрав технику под конкретные условия эксплуатации. Многие умельцы предпочитают собирать мотоблок своими руками.

Техника на основе ДВС

Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими собратьями. Это позволяет существенно расширить сферу их использования. Навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, грабель, легко крепится на кронштейне рамы. Также агрегат можно легко трансформировать в каток или домашний мини-трактор.

Для сборочных работ понадобится стандартный набор инструментов: комплект гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарная, и фрезерная обработка некоторых узлов.

Культиватор из бензопилы

Пожалуй, самым оптимальным вариантом при изготовлении самодельного мотокультиватора является использование при его создании двигателя от бензопилы. Плюсами здесь являются производительность и мощность агрегата, нетребовательность к топливу, малый вес и компактность. Да и с комплектующими при его сборке особых трудностей не возникнет. Все необходимое можно найти на авторынке или барахолках.

Общая схема мотоблока:

    рама мотоблока делается в виде ромба из металлического уголка размером 3200х3200х3200 мм;
  • двигатель монтируется на поперечины сверху, бензобак, как правило, крепится чуть ниже;
  • опоры промежуточного вала крепятся к передним стойкам;
  • опоры ходового вала устанавливаются на продольные ребра

При такой компоновке центр тяжести агрегата имеет заднее расположение (над опорным колесом), поэтому для его смещения можно установить дополнительный утяжелитель спереди.

Для регулировки скорости используется родная КПП, также используются мотоциклетные звездочки (основная и промежуточная,) количество зубьев которых подбирается с учетом необходимой выдаваемой мощности. Рабочие инструменты агрегата выполняются в виде колес с ножами и могут выполнять функцию триммера, мотофрезы или мототяпки.

В качестве альтернативы можно использовать и двигатель от бензокосы, который схож по своим характеристикам с приводом мотопилы.

Мотоблок из мотоцикла

Зачастую старая мототехника может годами ржаветь в гаражах и сараях, но ведь она может легко обрести вторую жизнь. Мотоциклетные двигатели отлично подходят для создания самодельного мотокультиватора своими руками, но чаще всего используются двухтактные двигатели от старых моделей, а также от мотороллеров. Но в последнее время активно стали применяться моторы и от скутеров или мопедов, давая переделкой вторую жизнь поломанной технике.

Трансмиссия бывает нескольких типов:

  • зубчатая — наиболее распространенная и легко монтируемая;
  • комбинированная (зубчато-червячная передача);
  • цепно-ременная, зубчатая;
  • гидроредуктор — набирающий популярность, но наиболее дорогой по сравнению с механической вид трансмиссии.

Какую систему использовать, каждый выбирает в зависимости от имеющихся деталей и закладываемой функциональности техники. Но из практики можно отметить, что самодельные триммеры по своим характеристикам могут составить конкуренцию заводским моделям.

Возможные схемы

Электрокультиватор своими руками чертежи

Из уголка сваривается рама необходимого размера, к которой крепится двигатель с системой подачи топлива и бензобаком. Передача крутящего момента от редуктора, понижающего скорость, на колеса, осуществляется через цепь. При этом можно использовать мост от мототехники-донора, установленный на колесную ось. Все органы управления переносятся на руль агрегата.

Агрегаты с электроприводом

Принцип работы

Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные

Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.

Вторая жизнь мясорубки

Как сделать самодельный мотоблок

В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.

Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.

Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.

Читайте также: