Как сделать рычащий звук электрогитары

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 29.08.2024

Хотите или нет, но за аксиому придется принять то, что звук электрогитары создается струной и снимается (чем бы вы думали?) звукоснимателем. Так что сам собой напрашивается первый элемент нашей звуковой системы – это струна.

Все гитаристы знают, как различается звук старых и новых струн. Грязь, скопившаяся в углублениях между витками обмотки и на самих струнах, ржавчина, деформация струн, ослабление и износ навивки, усталость металла – все это портит звук. Причём это проявляется не только в пропаже звонкости и яркости. Старые струны могут начать дребезжать, перестают строить и вообще ведут себя непонятно.

Думаю, имеющий уши гитарист без труда услышит разницу между звучанием хамбакера и сингла и между датчиками с разными магнитами и сопротивлениями. Короче, звукосниматель вместе с остальной электроникой внутри гитары очень сильно определяет её звук.

Следующий элемент звуковой цепочки – усилитель. Гитарные усилители, как правило, широкополосные (поправьте меня, если это не так). Сами по себе они не сильно окрашивают звук. Замечу, что я не говорю сейчас об эффекте перегрузки каскадов усилителя – он-то сильно меняет характер звука, это и так понятно. Но под окраской я имею в виду сильно нелинейную АЧХ, имеющую один или несколько пиков. Отличный пример окрашивающего звук устройства – педаль Wah-wah, которая представляет собой перестраиваемый полосовой фильтр. Двигающийся туда-сюда по АЧХ педали довольно узкий пик и заставляет гитару квакать и говорить почти по-человечьи. Появление в звуке резкого подъема в узкой области частот и есть окраска звука.

Именно такую характеристику имеют гитарные кабинеты. Это последнее звено нашей цепи. Узкополосные динамики, которые в них ставят, отличаются от тех, что используются в обычных колонках для музыки. Их задача – озвучить гитару и сделать её звук особенным и красивым. Поэтому их АЧХ нелинейна, они не воспроизводят определенные частоты, которых либо вообще нет в гитарном звуке, либо они есть, но нежелательны. В этом можно убедиться, проиграв через гитарный комбик какую-нибудь музыкальную запись. А услышать, как сильно кабинеты меняют характер звука гитары можно в любом программном эмуляторе гитарного оборудования типа Guitar Rig или Amplitube, меняя кабинеты и динамики. Кстати, там можно менять и микрофоны, они тоже влияют на оттенок звука, хотя и не так сильно, как кабинеты. Но это уже особая, студийная магия, не будем в неё углубляться.

Часто значение аппаратуры недооценивают. И напрасно, потому что хороший и грамотно настроенный усилитель сделает хорошим звук любого инструмента, если он не совсем развалился от осознания собственной ничтожности. Но если оборудование плохое, то и самая дорогая гитара станет звучать плоховато. Или вообще не будет, если усилитель сломан (смайл).

Так что, как бы нам ни хотелось ощущать флюиды особого гитарного дерева, высушенного под кроватью прекрасной латиноамериканской (или индонезийской) девственницы , основа электрогитарного звука – электричество и электроника. И пальцы, конечно.

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.


Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.


Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью - использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!


В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.


Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.


Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая


На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.


С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня :)

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране :) Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Студийный гитарный звук у вас дома особенности и секреты

Мы с вами разобрались с усилителями, с примочками, с эффектами, и готовы делать рокнролл. Мы собрали крутую цепочку как у миталики, настроили дилей как у слеша, купили гитару как у ани ранетки, но чето наша гитара все равно звучит как унылое говно и совершенно не похоже на записи ваших любимых исполнителей. Как вариант - вы играете дома через комбик, но решили записаться через пусть и виртуальную, но все же крутую аппаратуру, и у вас тоже получается унылое говно несмотря на то, что на бумаге все должно быть зашибись. Почему так?

Прежде всего, не забывайте, что на записи помимо собственно гитары там часто имеются другие инструменты - в частности, бас-гитара. За мясо (особенно в митале) в основном отвечает бас-гитара - а точнее, синхронная работа бас-гитары и гитары. Многие даже этого не замечают, потому как на записи обычно все сыграно настолько плотно и ровно, что бас-гитара просто сливается с гитарой.

Также, на записи обычно производится дополнительная обработка - как самой гитары, так и всего трека в целом. Например, общая компрессия на весь трек прижмет и разровняет все партии гитары и баса - я уж молчу про эквализацию и прочие процессы, которые изменяют звучание гитар подчас до неузнаваемости. Короче говоря, то, что было записано, вовсе не обязательно звучит похоже на то, что в итоге получилось - особенно с современными треками.

Помните, что немаловажным аспектом гитарного звука является кабинет, а также правильный выбор и правильное положение микрофона при снятии усилителя. Играясь лишь с положением микрофона, можно добиться кардинальных изменений в звуке. Помните также, что он не обязательно один - никто не запрещает вам смешивать звук с разных микрофонов и даже с разных кабинетов. Плюс, звук с разных кабинетов и микрофонов не обязательно смешивать - их можно еще и вычитать друг из друга! Делается это простым разворотом фазы на одном из кабинетов. Также учитывайте, что простое смешение звука с разных положений микрофонов также может привести к неоднозначным результатам (как положительным, так и отрицательным) благодаря тому, что они несут разную фазовую информацию - то есть, отстроив каждый звук по отдельности и соединив их, вы не обязательно получите то, что ожидаете.

Как пример подобной техники, я иногда смешиваю звук с двух (и более) кабинетов следующим образом. Допустим, мне нравятся громоподобные низы у одного кабинета, и хорошо читаемая середина у другого. Я соответствующим образом настраиваю два кабинета (или просто разные положения микрофона на одном и том же кабинете), и в итоге получаю этакого звукового "франкенштейна" - низы от одного кабинета, и середина от второго. Пробуйте, экспериментируйте - благо множество софта позволяет менять положение микрофонов, сами микрофоны, и кабинеты.

И, пожалуй, самое важное - запись гитары, в отличие от живого выступления, позволяет экспериментировать бесконечно. Поэтому не факт, что то, что вы слышите как "одну" гитару на самом деле есть действительно всего одна гитара. Дабл-треки (две дорожки на одну гитарную партию) стали повсеместной практикой еще в 80-х, а уж в тяжелых стилях так и вообще гитарных дорожек может быть от двух до плюс бесконечности. Как пример, в саунде ритм-партии небезызвестной миталиковской Sad But True намешано аж 18 различных гитарных дорожек - от простых дабл-треков и до партий, сыграных в другие кабинеты, снятые другими микрофонами, через другие усилители и на других гитарах (в частности, там подмешана даже баритональная гитара!). Глупо надеяться, что все это безобразие вы сможете повторить, играя в один усилитель через один кабинет на одной гитаре. Так что не бойтесь записывать несколько дорожек. Пара советов: во первых, часто очень полезно развести дорожки по панораме. Во вторых, запись слишком многих дорожек приводит к размазыванию звука, так как очень сложно десять раз сыграть одинаково ровно с точностью до миллисекунды.

И еще кое что, о чем бы я хотел сказать - немаловажным аспектом гитарного звука является пространственная обработка. Когда вы играете в свой комбик, вы воспринимаете не только звук комбика, но и звук вашей комнаты, в которой этот комбик стоит. Снятый микрофоном звук гитарного кабинета (особенно если он снят близко к динамикам, и особенно если вы его слушаете в наушниках) не несет в себе никакой пространственной информации и вообще является одноканальным звуком - поэтому в большинстве случаев он звучит скучно и неинтересно. Добавив чуток пространственной обработки (короткое эхо, имитирующее комнату) можно добиться куда менее унылого звука гитары, при этом не теряя ни в чем другом (а где то даже и выигрывая). Альтернатива этому - снять несколько кабинетов и развести их по панораме, но даже в этом случае как правило понадобится небольшая реверберация для более натурального звука.

Таким образом, как видите, то, что вы слышите на записи, далеко не всегда воспроизводимо путем простого повтора цепочки. Ну и в принципе получение хорошего звука требует опыта и (что немаловажно) свежих отдохнувших ушей. Последнее вы еще вспомните, когда поздно ночью запишете шедевр с суперкрутым звуком, а утром будете плеваться на то, что вы вчера записали - ибо бубнит, песочит и вообще гавно получилось. Все мы с этим сталкивались, столкнетесь и вы.

Читать другие обзоры и отзывы :

Как правильно использовать гитарные ламповые усилители - предварительный усилитель и усилитель мощности? Без разницы, ламповый преамп, или ламповый.

На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не.

Итак, Вы собрали Ваш первый ламповый усилитель (как и я), и он фонит! Ну или гудит, свистит, шепчет, пощелкивает, разговаривает… Для начала.

Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Так что если вы все еще в.

Наверное каждый задавал себе вопрос: из какого дерева корпус моей гитары? Какое из пород дерева предпочтительней. Что лучше: клен или ясень, ольха.

Читайте также: