Как сделать резец для гравюры

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 29.08.2024

Светлана Большакова
Гравюра. Мастер-класс.

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.

Гравюра. Мастер-класс.

Эта гравюра сделана из картона


А здесь кроме картона использованы кружева


Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.

Гравюра на картоне (от франц. gravure) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела.Она очень многогранна: линогравюра, гравюра по металлу, гравюра на картоне, ксилография, литография.Есть много способов снимать оттиски с природных объектов: листьев, перьев, цветов. Граттаж - это имитация гравюры.

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.


Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно


Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней


Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев




Все наклеила на основу


Решила взять бордовую гуашь


Но мне не понравилось.



Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то


Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку


Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться


В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации) - гравюрой с использованием полистирола - подложки для овощей. У меня была одна такая "мисочка" из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках







Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск






Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Как создаются гравюры?

Печатная графика или гравюра, наверное, один из наиболее доступных видов искусства, ведь изначально она и задумывалась для массового распространения. Принято различать три вида гравюры: выпуклая (высокая печать), углубленная и плоская. Каждый вид представлен несколькими вариантами, но мы остановимся на основных, т.к. невозможно сразу объять необъятное, а история гравюры невероятно интересна и богата открытиями, нововведениями и изобретениями, а уж сколько прекрасных мастеров в этой сфере!

Древнейшей техникой эстампа является ксилография — печать на деревянной доске.

Известная еще с VI века в восточных странах, в Западной Европе ксилография стала популярна в преддверии Ренессанса. Это было связано с появлением возможности широкого применения бумаги, а также изменениями в социальной, религиозной и духовной жизни.

Ксилография — сравнительно недорогой и многотиражный вид искусства — получила признание во всех кругах общества. Изначально основной функцией оттисков была пропаганда: печатали изображения религиозного содержания, которые были похожи на народные лубочные картинки. Эти изображения пользовались особой популярностью среди неграмотного населения. Также появляются игральные карты, агитационная графика, иллюстрированные брошюры и даже сатирические листки.


Изначально для создания ксилографии использовали деревянные доски продольного распила, в Европе это чаще всего была груша, а в Японии вишневое дерево.

На гладко выструганную поверхность художник наносит рисунок, используя карандаш или перо, затем промежутки между линиями рисунка вырезаются специальными инструментами — ножами, резцами, долотцами. При работе нужно быть очень внимательными, т.к. потребуется много времени и дополнительных действий для исправления малейшей ошибки. Когда рисунок готов, на доску наносится краска, а затем делается оттиск на бумаге.


Для ксилографии характерны четкие, немного обособленные линии. С одной доски можно сделать до нескольких тысяч хороших четких оттисков — это важное преимущество техники.

Большое влияние на развитие и популяризацию техники ксилографии в эпоху Возрождения оказали немецкие мастера Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. В их работах сочетаются напряженная выразительность линий и динамика рассказа, простой и точный пластический язык.


Новый виток в развитии ксилографии связан с именем английского гравера Томаса Бьюика. На рубеже XVIII и XIX веков он предложил использовать для досок не мягкую, а твердую древесину и делать поперечный распил. Он также вводит новые инструменты. Благодаря введениям Томаса, появилась возможность с легкостью проводить любые линии в любых направлениях, создавать изображения с более тонким тоновым переходом цвета, а также увеличить тираж.


Школу советской ксилографии сформировали такие мастера как А. Остроумова-Лебедева, стоявшая у истоков авторской ксилографии, а также И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский, В. Фаворский.



Интересной разновидностью гравюры на дереве стала техника кьяроскуро — цветная ксилография. В Западной Европе была наиболее популярна в Италии благодаря граверу венецианской школы Уго да Карпи. Он придумал использовать для одного изображения несколько досок: одну для контура и несколько с разными оттенками. Гравюры с произведений Рафаэля и Пармиджанино стали его самыми известными работами.


Но если в Европе эта техника потеряла свою популярность к XVIII веку, то в Японии период расцвета кьяроскуро был долгий и яркий. Японские работы отличаются большей поэтичностью в изображении пейзажей, тесной связью с каллиграфией.

Всемирно известные и часто цитируемые ксилографии Хокусая также выполнены в технике кьяроскуро.


К типу углубленной гравюры относится гравюра на металле.

В основном для этой техники используют медные доски. Изображение процарапывают резцом или штихелем, в это время доска лежит на подушечке с песком, которую поворачивают для получения округлых линий. Прорезая металл, инструменты образуют по краям бороздок небольшие кромки, барбы, которые можно удалить или оставить и тогда при печати они будут оставлять бархатистые следы. Когда рисунок готов, пластина покрывается краской, которая проникает в прорезанные борозды, а излишки удаляются. После этого на пластину помещают влажную бумагу и пропускают через пресс.


Линии, прочерченные на доске, имеют заостренные окончания, а с помощью силы и направления нажима можно варьировать эффект моделировки, градацию тона. Рисунок, созданный в технике резцовой гравюры, более гибкий и утонченный, переходы света и тени мягче, чем в ксилографии. Постепенно бороздки на меди затираются и качество рисунка портится, поэтому более ранние оттиски ценятся больше.

Мартин Шонгауэр и особенно Альбрехт Дюрер оказали значительное влияние на развитие техники. Интересны работы и Питера Брейгеля Старшего.


В России XVIII-XIX веков мастера, работы которых очень ценятся и по сей день, создавали в технике резцовой гравюры батальные сцены, портреты, пейзажи, а также книжные иллюстрации.


К разновидности углубленной гравюры также относится техника офорт. Процарапанные бороздки протравливаются кислотой, а доска перед этим покрывается специальным лаком, который не разъедается. Оригинальный офорт отличается мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света. Многие мастера работали в нескольких техниках, часто добавляли к офорту резец и сухую иглу.

Именно офортом исполнены великолепные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези, сатирические листы У. Хогарта, многочисленные гравюры Рембрандта, воспроизведены картины Ватто и Фрагонара.



К третьему типу печати относится литография – печать на камне. Эту технику в 1796 изобрел немецкий актер Алоиз Зенефельдер, изначально он просто искал дешевый способ воспроизведения и размножения нот. Способ оказался не только действенным, но и получил широкую популярность! Даже сам автор бросил сценические подмостки и открыл типографию!


Печать изображений с использованием нескольких цветов называется хромолитография. Для каждого цвета используется свой камень, картинка получается яркая, эффектная.

Для литографии не характерны точные линии, этой технике, наоборот, свойственны мягкие переходы, глубокие тона, зернистость фона, дымка.

Агамемнон и Менелай


"Агамемнон и Менелай" Мазо Финигуэрро
Гравюра из "Иллюстрированной флорентийской хроники". Около 1460. Лондон. Национальная галерея

Парис и Елена


"Парис и Елена" Мазо Финигуэрро
Гравюра из "Иллюстрированной флорентийской хроники". Около 1460. Лондон. Национальная галерея

При выполнении резцовой гравюры мастер брал ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона* наносил рисунок, который затем проходил уже более основательным инструментом – резцом или штихелем. После этого в доску втиралась краска, снимались ее излишки и можно было печатать лист.

и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра (Martin Schongauer),

Искушение святого Антония


"Искушение святого Антония". М. Шонгауэр. ок.1471-73

немезида или фортуна

А. Дюрера (Albrecht D?rer) в Германии,

"Немезида, или Фортуна", Альбрехт Дюрер 1502 г.

А. Поллайоло

А. Поллайоло (Antonio del Pollaiolo),

"Битва обнаженных" А. Поллайоло Ок. 1470

лукреция

и М. Раймонди (Marcantonio Raimondi) в Италии.

"Лукреция". Маркантонио Раймонди. 1525 г.

Коровница

Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский (Lucas van Leyden)),

"Коровница". Лука Лейденский 1510 г.

Р. Нантёй.

а во Франции — в 17 в. (Р. Нантёй и др.)

"Портрет К. Реньольдена". Р. Нантёй. 1658.

Старые мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью резцовой гравюры., сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут*), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т.н. увражей*).

В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.), в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина).

"Апостол Петр" Афанасий Трухменский. 17 в.

"Буква А". Гравюры Леонтия Бунина. Карион Истомин. Букварь. М., 1694.

В 18 в. видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Р. г. в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов.

"Портрет императрицы Екатерины II". Чемесов Е.П.. 1762.

"Портрет Е. Р. Дашковой." Г. И. Скородумов.Гравюра пунктиром. 1777.

В 19 в. в петербургской традиции резцовые гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана.

Уткин


"Пушкин Александр Сергеевич" (гравюра, Н.И. Уткин) 1838 г.

1. * Чернь , ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный), сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другими металлам было известно уже в античном мире.

2. * Пунсон - (франц. poincon) - стальной инструмент в виде гвоздя. Употребляется в гравюре на металле для нанесения точек.

4. * Увраж - изобразительное издание, набор отдельных листов иллюстраций (в папке или переплетенных) с минимальным текстом-подписью или с обширным пояснительным текстом в виде отпечатанного типографским способом и переплетенного самостоятельного книжного блока. Увражи появляются в Европе в 15 в. Расцвет их издания в 16-18 вв. обусловленразвитием техники гравюры на меди, а также технической сложностью совмещения качественных гравированных иллюстраций и наборного текста.

техника граттаж для детей

Граттаж для детей: поделка-гравюра своими руками. Расскажем о технике выполнения граттаж поэтапно, работы и рисунки в этой технике: граттаж салют, пейзаж, космос.

Граттаж — один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания. Нестандартная техника рисования интересна всем детям независимо от возраста. Разница лишь в том, что малышам мы должны помочь подготовить исходный материал, а старшие могут сделать все самостоятельно, так как техника выполнения граттаж для детей достаточно проста.

Слово граттаж происходит от французского Gratter — скрести, царапать. Это известный способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой.

граттаж для детей - насекомые

Все шаги подготовки листа к работе интересны и полезны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на подготовленном темном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Именно поэтому самые популярные мотивы в технике граттаж для детей — те, что всегда выполняются на темном фоне: космос, ракета, ночной пейзаж, праздничный салют.

Готовые наборы для граттажа производители называют скретч-картами и гравюрами.

Гравюра своими руками

Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.

На цветном картоне

Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант — граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.

граттаж для детей своими руками

Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.

Палочка для граттажа

Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.

Палочка для граттажа для детей

Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.

Гравюра восковыми мелками

техника граттаж для детей

Граттаж для детей

Праздничный салют — цветные всполохи на угольно-черном небе — идеальная тема для творческой работы в технике граттаж.

Граттаж салют

Также эффектно смотрятся ночные пейзажи.

граттаж для детей - ночной пейзаж
граттаж для детей - ночной пейзаж

Животные, насекомые и рыбки, да практически любой мотив выглядят красиво в этой технике.



Идеи для гравюр

Формы

Когда вам (или вашим детям) надоест процарапывать простые пейзажи и салюты на прямоугольниках, попробуйте вырезать формы и украшать их в технике граттаж.

граттаж для детей: идеи форм

Фотобумага

Распечатайте фотографию на бумаге, нанесите ее воском и покройте краской для гравюр. Таким образом вы можете сделать удивительные поздравительные открытки и обрадовать своих родителей, бабушек и дедушек или друзей таким подарком.

фотобумага своими руками в технике граттаж

Экспериментируйте с цветом: помимо черного, хорошо смотрятся золотые и серебряные оттенки.

идеи граттаж: эксперименты с цветом

Шаблон


Распечатайте красивый шаблон и наложите его поверх подготовленного листа для граттаж. Обведите все линии карандашом, следуя всем контурным линиям. Важно давить достаточно сильно, тогда ажурный рисунок проявится на листе.

Читайте также: