Как сделать рельефную лепку

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 07.09.2024

Поговорим о рельефе это очень мощный прием в работе керамиста. При помощи рельефа мы делаем поверхность изделия сложной по своей фактуре создаем богатый объёмный рисунок, который красиво смотрится под глазурью и прекрасно сочетается с другими способами декорирования поверхности изделия.

Есть вещи которые специально созданы для того чтобы человек держа их в руках получал наслаждение от тактильных ощущений. Так может работать рельефная поверхность изделия.

Для этого керамисты придумывают разные штуки в ход идут любые предметы которые могут оставлять на глине интересные отпечатки.

С приходом в нашу жизнь новых технологий стало возможным получать поверхности с тонким и сложным рисунком. Таких предметов с рельефом, который можно отпечатать на глине, много вокруг нас. Стоит только оглянуться вокруг и посмотреть на всё с этой точки зрения.

Хороший пример этому скалка для печенья. Керамисты давно взяли себе этот инструмент на вооружение. С её помощью можно делать рельефы на больших и малых поверхностях.

Покажу еще пару своих примеров где я использовал рельеф полученный при помощи скалки:


Творчество привлекает многих людей возможностью проявить себя в новой сфере деятельности и реализовать свои идеи без посредников. Я воспользовалась ремонтом в квартире и решила сделать барельеф на стене. Это оказалось несложно и очень увлекательно. Хочу поделиться полученным опытом.

Лепка барельефа

  • разведенная полимерная шпатлевка более эластичная и послушная в отличие от гипсовой;
  • цвет полимерной шпатлевки чисто белый, гипсовой – серый;
  • при высыхании полимерная шпатлевка легко, без усилий обрабатывается наждачной бумагой, гипсовую приходится шкурить со значительным усилием.


Консистенция должна быть достаточно плотная, но не тугая, а эластичная.
Я работала мастихином. Удобнее начинать от середины цветка. Сначала выкладываю и разравниваю центральные лепестки.


Затем постепенно передвигаюсь к следующим. Выкладывается масса на стену по линиям рисунка небольшими частями.


Немного их приглаживаем, разравниваем, придавая нужную форму. При окончательном разравнивании можно смочить мастихин в воде и мокрым провести по лепестку. Вообще, лучше стараться разровнять как можно более гладко, чтобы потом не пришлось много сошкуривать.


Слегка приглаживаем шпатлевку по направлениям боковых прожилок. При этом не нужно слишком разглаживать поверхность.


Когда все цветы обработаны, нужно как следует их очистить щеткой от пыли и покрыть грунтовкой, желательно 2-3 раза.
На этом фото как раз видно, где цветы из гипсовой шпатлевки (темные), а где из шпатлевки на полимерной основе (белые).


Когда грунтовка просохла, закрашиваем стену с барельефом белой краской. Мне нужно было закрасить серый цвет гипса и выровнять все цветы по тону. Затем я нанесла колерованную краску (светло-бежевый цвет).


Теперь акриловой краской (золотой металлик) закрасила края лепестков. Я хотела, чтобы цвет был не слишком насыщенным, поэтому наносила краску с помощью полусухой кисти-щетины. Когда она подсохла, я влажной губкой еще немного сняла блеск.


Можно покрыть барельеф лаком. Так лучше сохранится краска от выгорания и загрязнения.
Процесс лепки очень захватывает. Я теперь продумываю вариант лепнины на балконе. Кстати, если не можете решиться слепить барельеф на стене, можно взять лист ДВП и для начала сделать картину. Удачи!

Что такое скульптурная живопись

Особая техника живописи декоративной штукатуркой заключается в лепке рельефных изображений из окрашенной штукатурной массы, хорошо держащей придаваемую мастихином (некоторые делают это ещё и пальцами) форму. То есть, это не живопись, когда краски наносят на основу кистью или мастихином, получая разноцветные живописные полотна.

Скульптурная живопись штукатуркой

С другой стороны, это и не скульптура, получаемая лепкой из глины. Данное искусство назвали рельефной живописью, поскольку результат получается чем-то средним, объединяющим оба вида творчества. Как в любом искусстве живопись штукатуркой выполняется особыми приёмами.

Рабочим материалом служит декоративная штукатурная масса, содержащая волокнистый наполнитель с армирующим средством. Благодаря волокнам тонкие лепестки цветочных композиций легко формируются, даже сырая масса держит форму, не трескаясь при высыхании. Штукатурный раствор окрашивается до применения. Поэтому скульптурная живопись после формирования не окрашивается.

Фото картин, сделанных декоративной штукатуркой

Чтобы вы получили представление, насколько скульптурная живопись декоративной штукатуркой прекрасна, а также как она смотрится в интерьере, предлагаем посмотреть фотографии.

Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи

Приёмы формирования высоких рельефов можно легко понять, посмотрев видеоролики, в которых запечатлены мастер–классы. Однако сам материал, от которого более, чем наполовину, зависят возможности мастера и успех процесса, чаще всего работающие в этой технике, готовят материалы сами. Смеси, предлагаемые производителями, дешёвыми назвать невозможно. Кроме того, иногда самодельные смеси позволяют добиваться особенных результатов.

С другой стороны, преодоление трудностей порождает настоящего мастера, который во всём становится способным открыть новые возможности для творчества.

штукатурка для скульптурной живописи

Основой массы служат полимерные связующие и волокнистый наполнитель.

  • иметь долгий период жизни;
  • не быть слишком клейкой (не тянуться за инструментом);
  • быть пластичной;
  • держать пространственную форму;
  • не быть склонной к усадке.

Составы, изготовленные в заводских цехах, не всегда удовлетворяют этим требованиям в полной мере. Начинать можно даже с работы универсальной акриловой шпаклёвкой ВГТ. Материал держит рельеф высотой до 2 см. Штукатурка способна держать рельефные формы, возвышающиеся над основанием до 3см.

Из готовых продуктов популярны:

  • Marmur Stucco;
  • VGT Барельеф;
  • Clavel Riviera;
  • авторская смесь мастера Евгении Ермиловой.

Рабочие инструменты

    Мастихин – инструмент, используемый не только живописцами. Внешне рабочая лопатка напоминает миниатюрную кельму. Сделана рабочая часть из тонкой пластины нержавейки. Пружинит, изгибаясь. Чем мягче мастихин, тем удобнее работать. Мастихины разнятся размерами и формами лопатки.

Мастихин

Новичкам для старта достаточно будет 2-3 мастихинов разных размеров, самой популярной лепестковой формой

Кисть малярная с мягким ворсом

  • Шпатель (средней или малой ширины) применяют для формирования базового слоя.
  • Ножи и скребки понадобятся, если нужно загладить или процарапать узор. Пригодятся стамески или заточенные отвёртки. Можно изготовить подобный инструмент из подручных средств.
  • Кондитерский шприц с нужной формой насадки. Есть готовые пасты, упакованные в тюбики с наконечниками.

Кондитерский шприц

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой

Те, кто освоил или только попробовал скульптурную живопись, по-разному отзываются о процессе освоения техники. Одни говорят, что постижение приёмов просто, другие высказываются противоположно. Поэтому каждый познаёт степень сложности на опыте собственном.

Порядок выполнения следующий:

  • подготовка основания;
  • замешивание и колерование пасты;
  • подбор эскиза, перенесение картинки на стену;
  • создание рельефного панно.
  • высушивание, покрытие лаком.

Остающиеся на лопатке следы раствора подсыхают быстрее, чем масса в ведёрке.

Насохший раствор препятствует правильному формированию. Поэтому лопатку мастихина регулярно очищают влажной тканью или салфеткой.

Основание для скульптурной живописи

Основание подготавливают. Процедура подготовки проста, в чём-то аналогична подготовке под нанесение декоративной штукатурки. Требуется очистить (для увеличения адгезии) и выровнять основание.

Колеровка основания акриловыми красками

Если штукатурная или шпаклёвочная масса, применяемая для базового слоя, уже окрашена, то получится ровный цвет фона подложки барельефа. Его можно сделать с переливами или цветовыми переходами, сделав на палитре несколько кучек пасты, заколерованной в разные оттенки или тона. Тогда, создавая фон, пользуются шпателем (и дополнительно кистью), смешивая тона при нанесении массы на основание, растушёвывая. Допускается при колеровке использовать акриловые краски.

Колеровка основания

Готовим и переносим эскиз

Эскиз можно нарисовать самому, если имеется умение, либо распечатать из сети интернет. Для переноса на стену или холст, рисуют сеточку, и переносят рисунок по точкам как по клеткам тетрадного листа в детстве.

Можно распечатанный в нужном масштабе эскиз перенести с бумаги на основание через копирку.

эскиз для скульптурной живописи

Колеруем штукатурку

Колеруем штукатурку

Формируем скульптуру

Чем меньше угол между лопаткой и палитрой при наборе массы на мастихин, тем тоньше получится изготовляемый лепесток. С другой стороны, чем тоньше лепесток, тем труднее ему держать форму, приданную при наборе и прикреплении.

Скульптурная живопись штукатуркой

Рецепт самодельной смеси

Штукатурку для скульптурной живописи можно сделать своими руками. В процессе освоения техники, поняв механику, а также постигнув, какие рабочие качества нужны пасте, всегда можете поэкспериментировать. Как сделали это многие мастера, ведущие мастер классы (видео ниже).

Декоративный состав 1.

База пасты — гипсовая универсальная штукатурка Knauf Fugen. Данный материал недорог, отличается малой усадкой. С разведённой смесью можно работать полчаса.

гипсовая универсальная штукатурка Knauf Fugen

Декоративный состав 2.

  1. В качестве компонента – поставщика волокон берут шёлковую штукатурку (что указана выше). Можно вместо неё взять фибровое волокно – 10 мл (1 колпачок).
  2. Основой служит 200 гр. декоративного акрилового состава с мраморным наполнителем.
  • отмерить нужное количество акрилового декоративного состава, помещаем в стеклянную банку (которую можно закрыть герметично и хранить до 2 месяцев);
  • фиброволокно намочить, добавить в первый раствор;
  • смесь перемешивают, используя мастихин (до размещения фиброволокон равномерно).

Мастер классы полезное видео

Видеоряд поможет ознакомиться с приёмами, используемыми на всех стадиях процесса создания картины, имеющей рельефный вид.

Красивые картины с барельефом смогут стать отличным украшением для любого интерьера. Декоративные барельефные композиции позволяют использовать безграничную фантазию человека, можно сделать самые разные изображения. Сегодня мы поговорим об основных особенностях таких картин и о том, как их можно сделать своими руками.



Особенности

Барельефные изображения создаются при помощи шпаклевки. При этом следует подбирать наиболее качественные образцы. Нередко для декорирования помещения сразу берут готовую плиту, ее можно приобрести в магазине или сделать под заказ. В некоторых случаях рисунок выполняется прямо на настенном покрытии.

При создании изображения не потребуется дополнительного выделения отдельных элементом при помощи различных расцветок. Рисунок всегда при этом делается немного объемным. Благодаря игре света он и так будет необычно смотреться без выделения цветами.



Часто барельефы выступают не только в качестве интересных декоративных деталей в интерьере, но и выполняют ряд важных функциональных задач.

Так, они могут служить для маскировки неровностей стены, закрывать коммуникации.

Чтобы получилось наиболее оригинальное и красивое оформление, стоит правильно сочетать декоративную роспись и объемный рисунок. Такую технику нельзя отнести к популярным из-за слишком высокой стоимости.



Что потребуется?

Чтобы самостоятельно изготовить красивый барельеф для интерьера, вам понадобятся следующие вещи.

  • шпаклевка и шпатель;
  • клей;
  • акриловые краски;
  • резак;
  • рейки;
  • акриловый контур;



Подготовка к работе

Приниматься к изготовлению изображения сразу не следует, нужно провести некоторые обязательные подготовительные мероприятия. Если вы запланировали выполнить барельеф на самом настенном покрытии, то тогда его перед этим тщательно очищают и грунтуют.

После этого очищенную и загрунтованную стену надо полностью просушить. Когда она высохнет, ее поверхность обрабатывают шпаклевкой. Одновременно с этим следует подобрать наиболее подходящий эскиз для создания будущего рисунка.

Его контуры аккуратно изображают на подготовленной поверхности. Набросок чаще всего делают при помощи простого карандаша.

Если вы создаете барельеф впервые, то тогда начинать лучше с самых простых композиций. В противном случае в процессе работы могут возникнуть трудности.

Если у вас нет навыков рисования, то можно воспользоваться трафаретами в виде клеток. Для этого рисунок делят на несколько квадратов с помощью таких элементов, после их убирают, а на каждый образовавшийся отдел поочередно переносят контуры с эскиза. Но при использовании такой техники стоит точно соблюдать масштаб рисунка.

Как сделать своими руками?

Рассмотрим, как пошагово сделать такую картину самим.



Также для создания барельефа можно сформировать отдельные детали единого изображения.

После этого их в нужном порядке приклеивают на заранее подготовленную твердую основу (можно сделать это на гипсокартоне), создавая при этом целостный декоративный рисунок.

Иногда отдельные части сразу прикрепляют к настенному покрытию. Между ними будут образовываться небольшие швы. Чтобы сделать их незаметными, их замазывают гипсовым раствором, ждут его полного высыхания, а затем обрабатывают наждачной бумагой.

Обратное литье тоже используется для создания барельефов. В данном случае, когда заготовка твердеет, ее вынимают из формы с нужным эскизом, на лицевой стороне заготовки при этом отпечатывался данный рисунок. Часто его называют контррельефом. Такие экземпляры можно использовать не только для декорирования помещений, но и в качестве самостоятельной формы для изготовления других барельефов.

Если вы выполнили барельеф отдельно, не в настенном покрытии, его стоит прикрепить к поверхности при помощи клея. Часто используются строительные образцы. Массу нужно наносить не только на само изделие, но и на стену.

Если картина получилась слишком тяжелой, рекомендуется в нижней части под ней закрепить специальные маленькие штифты. Они при этом не должны сильно выступать над изображением. Их устанавливают в подготовленные заранее отверстия.




Когда плита получилась слишком большой толщины, под нее подбирают гнездо в стене. Чтобы его скрыть, лучше нанести слой штукатурки, а затем все это выровнять. После этого картина закрепляется на поверхности на требуемом уровне. В данном случае также можно предусмотреть отверстия в самих декоративных плитах для анкеровки. Часто этот прием применяют, когда получились рисунки большого объема и веса.




Из чего делать барельеф смотрите далее.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лепка декоративного рельефа. Презентация на заданную тему содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Рельеф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.

Барельеф – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Горельеф – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

Первый способ – нанесение отдельных элементов на поверхность. Он самый простой и напоминает технику аппликации. На предварительно нанесенный на поверхность рисунок прилепляют элементы рисунка, добиваясь его выпуклости. Полученный барельеф дорабатывают с помощью стека. Готовую пластилиновую поверхность можно обработать, чтобы она стала твердой и прочной, затем расписать цветными красками. Первый способ – нанесение отдельных элементов на поверхность. Он самый простой и напоминает технику аппликации. На предварительно нанесенный на поверхность рисунок прилепляют элементы рисунка, добиваясь его выпуклости. Полученный барельеф дорабатывают с помощью стека. Готовую пластилиновую поверхность можно обработать, чтобы она стала твердой и прочной, затем расписать цветными красками.

Второй способ называется Второй способ называется скульптурным. Поверхность основу сначала покрывают толстым слоем пластилина, наносят стеком или зубочисткой рисунок, после чего срезают излишки пластилина, формируя также выпуклый рисунок. Такой барельеф можно покрыть защитным слоем и расписать. Барельефы можно выполнять, одновременно используя два способа – накладывая отдельные элементы и отсекая излишек пластилина.

Техника выполнения Пластилиновую массу следует нанести на поверхность основы, придать ей определенную форму. Работа производиться только на стороне, которая обращена к исполнителю. Лепку выполняют пальцами. Работают над всем изделием полностью, а не по отдельно законченным элементам и деталям. Сначала необходимо выявить общее строение рисунка (эскиза) – линии контура, пропорции. Далее все элементы прорабатывают более тщательно – некоторые детали изменяют и дополняют. Заключительная отделка изделия – проработка боле мелких деталей – производится при помощи стека. Готовый барельеф можно покрыть водоэмульсионной краской и раскрасить красками.

Читайте также: