Как сделать рефлексивный отчет

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 29.08.2024

Согласно идеям Программы, "Если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее". (Руководство для учителя, стр.142)

Краткое объяснение уроку:

Целями данного урока были:

1. пополнение лексического запаса по данной теме.

2 . применение новой лексики в монологической и диалогическ ой речи.

Первая цель была выбрана мной для ознакомления с новой лексикой, для обогащения словарного запаса, работа по произношению.

Вторая цель была выбрана мной для развития говорения в целом, а особенно на казахском языке, развития понимания,саморегуляция.

Для достижении этих целей мною были выбраны следующие стратегии и задания ;

Почему именно так

Работа с текстом.

Развивают непроизвольную память, внимание, умение выражать свои мысли, развивают мышление, речь, умение анализировать над тем, что было сделано ими .

« Вытащи новые слова

Работа в группе предполагает тесное взаимодействие детей.Данная форма групповой работы способствовала формированию навыков самостоятельной работы, умения формулировать свои мысли.

При проведении урока с целью развития речевых,коммуникативных управленческих навыков учащихся, формирования у учеников таких качеств как уважение к другому мнению,развития мотивации учеников

применяла активные формы работы такие как: парная и групповая работа, опрос, применение оценивания для обучения (формативное оценивание) .

правил групповой работы ,которые всем необходимо соблюдать.

1. Не говорить всем сразу

2. Реагировать жестам и знакам

3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего

4. Обращаться друг к другу по имени.

После осмысления текста каждая группа добавляет факты на стикерах в качестве ответа ( на основе их Никита, Алина, Егор должны пересказать содержание).

Выполнение этого вида деятельности на этом уроке удалось благодаря созданию благоприятной образовательной среды в классе иблагодаря тому, что у учеников укрепились умения сотрудничать в группе.

Что получилось при выполнении этого задания? Ученики и учитель с помощью этого задания определяют для себя, на каком уровне находятся ученики и как поняли текст.В ходе этого задания ученики, слушая устные рассуждения своих одноклассников, мысленно вспоминали свои ошибки, одновременно это задание для талантливых и одаренных . Я увидела как учащиеся старались не отстать друг от друга,в группе царил дух соперничества,даже слабые учащиеся старались наклеить хотя бы одно слово.

Никита :

- Послушай предложение длинное не берите

- ну-ка, повтори еще раз…

- а ты долж ен так сказать…

- постарайся запомнить.

- кому еще непонятно… ?

Групповая работа на этом уроке прошла лучше, чем на предыдущем

У учеников-спикеров развивалась устная речь, появлялись уверенность и умение вести себя в публичном выступлении. Ученики, слушающие выступления спикеров (талантливых и одаренных), учились у них, как это надо делать.

Результаты. 1группа - 9слов, 2 группа-7 слов,3 группа-11слов

У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Я использую эту потребность в процессе работы с текстом и предлагаю ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.

Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ученик использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.

. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволила им легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем. кластеров развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выдел ять главное. . Кластер давал возможность наглядно увидеть и вспомнить сквозной лексический материал .

Для работы, для того, чтобы идти в ногу со временем и своими учениками, каждый учитель должен владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в преподавании и обучении. Использование ИКТ является одним из условий компетентного учителя, так как способствует улучшению процессов обучения и преподавания. Поэтому на практике при проведении уроков я постаралась максимально использовать интерактивную доску, показывать обучающие презентации, учила детей работать с различными источниками информации. Выполняя практическое задание Валерия на интерактивной доске с помощью опорных схем виды отдыха на природе.

Развивают непроизвольную память, внимание, умение выражать свои мысли, развивают мышление, речь, умение анализировать над тем, что было сделано ими .

Какие были барьеры?

Что можно улучшить?

Для преодоления трудностей групповой работы нужно постоянно менять ее состав, лидеров раскидывать в разные группы во избежани я разногласии и помощи более слабым.

Чему научился учитель?

Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие:

  1. Понимание детьми процесса обучения.
  2. Понимание того, чему обучать.
  3. Представление о том, как структурировать учебный процесс.
  4. Как оценить результативность обучения. (Руководство учителя – стр. 138)

Урок обязательно должен охватывать все семь модулей. Учитель к каждому заданию должен задавать проблемные вопросы, заставляющие учеников рассуждать для развития критического мышления. На каждом уроке особо важен диалог в классе, которая приносит большую пользу, т. к.

  • позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
  • помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
  • содействует аргументированию учениками своих идей;
  • помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Рук. учителя – стр. 145)

Важностью оценивания является саморегуляция. Особо важен учет возрастных особенностей т. к. те знания которые легко могут постичься семикласснику в силу его возраста, шестикласснику трудно постигается. Для талантливых и одаренных должны быть усложненные задания, для еще большего их раскрытия .

Работа в группе никого не оставляет равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность самовыражения. Но меня стало волновать другое: оценивание учеников при работе в группе, так как я не могла точно определить вклад каждого школьника в работу групп . И здесь мне на помощь пришли лидеры , которых я назначила. Лидерами в группах оказались сильные способные ученики. Каждый лидер в начале урока получал лист оценивания. Я провела инструктаж. Они с удовольствием выполняли эту работу и наблюдали за вкладом каждого члена группы, оценивали его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходили очень критично и, на мой взгляд, объективно, затем эти символы переходилив отметки

Оценить 3255 0

2) Актуализация мастер – класс

Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- как вы считаете, что ответил мудрец?

3)“Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

Сегодня и я вваших руках, как эта бабочка, если вам понравится мой мастер- класс и вам пригодятся знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии среди учащихся на уроках в начальной школе - это для меня будет значить, что мои труды не напрасны.

4)Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

5)6) Цель: Сегодня я вас познакомлю с конкретными вариантами проведения рефлексии на уроках в начальной школе.

7) Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией.

8) Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная, Личностная, Интеллектуальная.

9) При взаимодействии с учащимся я использу ю , в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1. физическую (успел - не успел);

2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
испытывал);

4. духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Основные способы обучения рефлексии:

-Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока

10) Рефлексия бывает: индивидуальная, групповая

В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

11. Звонок . Сегодня мы будем работать в 4 группах.

Я предлагаю поздороваться всем тем,

кто родился зимой, летом, весной, осенью.

Кто пришел с хорошим настроением.

Станет радостно кругом!

13) Сейчас я вас научу таблице умножения 9 на число.

14)Коллективная рефлексия. Фразы из рефлексивного экрана:

Вы сегодня придёте домой, родители зададут вам вопросы: подумайте, что вы им ответите

15. Возьмите , пожалуйста, памятки . Поработайте с ними.

( я написала на букву П - , что мне понравилось, умножать 9,на число, я думала, что никогда в жизни не выучу, М - мне вот не понятно, почему у нас так мало пальцев, я бы еще дальше умножал и умножал, И- А можно я сесру научу так же умножать?

16) Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке.

------- я ответила на анкету, можно вам отдать.

17) если …( на слайдах смотреть)

18) На какую ступеньку постала себя Юля?

19)Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят бабочки… цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо , пусть прилетят бабочки…. Цвета (Музыка от улыбки)

Что такое рефлексия ? Знаем ли мы, что такое рефлексивный отчет ? Знаем ли мы, как писать и что писать в рефлексивном отчете?

Знаем ли мы, как писать и что писать в рефлексивном отчете?

Роль рефлексивного отчета в оценивании результатов работы Тема : Анализ владения знанием и пониманием основных направлений и содержания Программы Цель и задачи рефлекивного отчета :

Роль рефлексивного отчета в оценивании результатов работы

Анализ владения знанием и пониманием основных направлений и содержания Программы

Цель и задачи рефлекивного отчета

  • Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
  • Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
  • When people use the term “rubric,” what do they mean?
  • People define rubric in somewhat different ways.
  • Airasian and Russell’s (2008) definition focuses on the instructional value of rubrics.
  • In their view, a rubric is “a set of clear expectations or criteria used to help teachers and students focus on what is valued in a subject, topic, or activity.”

Рефлексивный отчет

Хохотва Ольга Ивановна

Содержание рефлексивного отчета Учителя включат в портфолио материалы подтверждающие их глубокие знания и професиональное развитие. Структурированные Валидные Каждое доказательство соответствует требованиям Приложены все доказательства, и они соответствуют требованиям Достаточные Все представленные доказательства являются собственной работой автора Подлинные

Содержание рефлексивного отчета

Учителя включат в портфолио материалы подтверждающие их глубокие знания и професиональное развитие.

Структурированные

Каждое доказательство соответствует требованиям

Приложены все доказательства, и они соответствуют требованиям

Достаточные

Все представленные доказательства являются собственной работой автора

ПРИНЯТИЕ СУММАТИВНОГО РЕШЕНИЯ

Знание и понимание

СИЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Знание и понимание

СИЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

СИЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Знание и понимание

СЛАБЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

СЛАБЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

СЛАБЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Доказательство портфолио учителя

Знание и понимание ключевых идей

Отзыв - обоснование оценки

Один рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков (2 000 слов).

В данном отчете тематика модуля должна быть отличная от модуля, обсуждаемого в презентации .

Сильные доказательства по первому и второму критериям

Запись об одном среднесрочном планировании серии последовательных уроков (не менее четырех уроков), демонстрирующая методику использования учителем семи модулей Программы в собственной практике преподавания и обучения.

Комментарий (250 слов), объясняет, как Вы объединили при планировании серии последовательных уроков новые подходы в преподавании и обучении;

Среднесрочный план включает примеры всех видов деятельности в рамках не менее 4-х уроков и демонстрирует умение планировать:

Один отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков, с предоставлением фактических доказательств процесса обучения учеников (фотографии занятий учеников, примеры работы учеников, материалы по оцениванию и т.д.).

  • реализацию идей семи модулей в учебном процессе;
  • объединение новых подходов в преподавании и обучении.

Тематика предоставленных материалов должны быть отличной от обсуждаемой тематики в презентациии (2000 слов)

Сильные доказательства по второму и первому критериям

Слабые доказательства по второму критерию и сильные по первому

Один отчет о совместном обсуждении презентации, касающейся выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период практики в школе (1000 слов)

Слабые доказательства по второму и первому критериям

Рефлексия и развитие

Один рефлексивный отчет по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения, управления ими (2000 слов)

Отзыв тренера: .

Сильные доказательства по третьему и первому критериям

Уровень, согласно таксономии Блума

Знание и понимание

Глаголы для формулировки обоснования

Описывать, выявлять, отмечать, называть, подчеркивать, представлять, соотносить

Интерпретировать, объяснять, различать, иллюстрировать, приводить примеры, разъяснять, формулировать, выражать, сравнивать

Применять, демонстрировать, изменять, открывать, управлять, видоизменять, показывать, использовать, приводить примеры, пояснять, составлять, выбирать, объяснить как, находить, подтверждать

Различать между, анализировать, отличать, выводить заключение, выделять, устанавливать связь, выбирать, разъединять, сравнивать, противопоставлять, подтверждать, делать вывод, критиковать, категоризировать /классифицировать

Предлагать, представлять, структурировать, составлять целое / интегрировать, формулировать, проектировать, видоизменять, планировать, пересматривать, подбирать, управлять, обобщать, извлекать, заключать, синтезировать, сопоставлять, предлагать

Рассматривать / судить, расценивать, оценивать, сравнивать, противопоставлять, описывать как, критиковать, давать оценку, задавать вопрос, обосновывать

Формулировки по оценке доказательств в соответствии с критериями

Критерий 1

Критерий 2

подчеркивается важность идей … для …

идеи … подтверждаются примерами из практики

Критерий 3

соотносятся идеи … с…

интерпретируются идеи …. для …

представлены доказательства внедрения идей … в собственную практику (необходимо назвать конкретные примеры)

практика иллюстрируется на основе идей ….

имеют место изменения в отношении … (конкретные направления)

рефлексия представлена на уровне анализа … (необходимо назвать конкретные примеры)

оцениваются идеи … и проводится параллель с …

аутентичная практика подтверждается … (необходимо назвать конкретные примеры)

рефлексия продемонстрирована на уровне конкретных выводов по описанным изменениям… (необходимо назвать конкретные примеры)

оценивается влияние идей …. на изменение практики … (необходимо назвать конкретные примеры)

внедрение изменений иллюстрируется … (необходимо назвать конкретные примеры)

через осмысление идей … сделан вывод о…

доказательства являются валидными, подлинными, структурированными

структурированы выводы о …

пересмотрены подходы/принципы/методы и т.д. …

запланированы конкретные изменения относительно…

продемонстрировано управление изменениями через …

в дальнейшем планируется обратить внимание на

определены конкретные направления …

определены конкретные шаги …

Используем безличные предложения для оценивания представленных доказательств, а не самого учителя, его личности

Подход к написанию холистического отзыва

Пояснение относительно качества доказательств портфолио в целом в соответствии с критериями 1, 2 и 3.

  • 3-4 предложения с оценочными суждениями по доказательствам относительно каждого из критериев;какие именно доказательства были оценены как очень сильные, если они имели место в портфолио.Выводы должны быть конкретными, с указанием сильных сторон портфолио.Слабые стороны должны быть названы таким образом, чтобы было понятно, какие доказательства были слабыми или не представлены в полной мере, чтобы подтвердить соответствие ключевым критериям.
  • 3-4 предложения с оценочными суждениями по доказательствам относительно каждого из критериев;
  • какие именно доказательства были оценены как очень сильные, если они имели место в портфолио.
  • Выводы должны быть конкретными, с указанием сильных сторон портфолио.
  • Слабые стороны должны быть названы таким образом, чтобы было понятно, какие доказательства были слабыми или не представлены в полной мере, чтобы подтвердить соответствие ключевым критериям.

Вывод о структурированности, валидности, достаточности, подлинности доказательств.

Проанализировав свою работу в ходе педагогической практике, я осталась вполне довольна.

Во-первых, я получила ценный опыт разработки и проведения лекций. Так же я познакомилась с образовательным процессов другого вуза (ПГПУ). Сам процесс преподавания оставил неизгладимое впечатление. Порадовал факт встречи с другими студентами. В процессе практики я столкнулась со студентами разных отделений: очного и заочного. Причем студенты заочного отделения оставили более негативное впечатление, чем студенты очного отделения. Чтение же лекции студентам-психологам пятого курса оказалось легче, чем я предполагала. Наверное, потому, что это была моя вторая лекция, и я учла ошибки, сделанные мною в первой лекции, а также, потому что я учла особенности именно этого курса.

Ценным был для меня опыт посещения лекций студентов-практикантов, так как это позволило мне учесть их ошибки в чтении лекции и не повторить их на своем занятии.

Так же был получен опыт преодоления тревожности и неопределенности перед первым ведением лекции. Успешное преодоление этих трудностей помогло увеличить уверенность при ведении второй лекции.

В итого можно сказать, что педагогическая практика помогла мне почувствовать себя в новом качестве и справится с трудностями выступления на публике. Так я получила ценный опыт взаимодействия с аудиторией и подготовки текста лекции, который может пригодиться мне в дальнейшей моей профессиональной деятельности.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (13):

Рефлексивный анализ урока(осн).doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“КОЛОМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ”

Анализ урока по физике:

Студентки 4 курса

Коноваловой Александры Николаевны , гр.ФМ 41

Проходившей практику в МОУ СОШ № 17

Учитель физики: Цуцких Ю.И

Классный руководитель: Рябова. Т. А

Методист по физике: Шамов.А.А

Методист кафедры педагогики: Яковлюк.С.М

Методист кафедры психологии:Летникова С.Н

^ Образовательное учреж дение: средняя общеобразовательная школа №17.

Цель урока: рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов.

^ Тип урока: комбинированный.

Логика урока соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, информация о домашнем задании, анализ лабароторной работы, объяснение нового материала, закрепление новых знаний с помощью решения задач. подведение итогов урока.

По моему мнению, наиболее интересным для учащихся был этап объяснения нового материала, т.к. эта тема носит яркий характер.Обычно ученики достаточно много знают об истории развития флота,читают различную литературу,с интересом наблюдают за движением морских судов в повседневной жизни.На основе этого был рассказано об воздухоплавании с использованиеи легенд. Ребята сами охотно приводили примеры из жизни.

Данный урок расширил знания в разделе: давление твердых тел,жидкостей и газов.Мои приведенные жизненные примеры повлияли на хорошее усвоение учебного материала по этой теме. Изученные законы и явления очень часто встречаются в реальной жизни, в быту, и знания, которые были получены на уроке, они смогут применить на практике вне школы.

Оценивание деятельности учащихся происходило в различных формах. Например, я часто использовала словесное поощрение, похвалу. Выставила оценки за урок в классный журнал и дневник.

На данном уроке я поставила перед собой цель не просто изложить новый материал, а сделать это как можно доступнее, интереснее и нагляднее, привести примеры из жизни, чтобы ученики хорошо усвоили новые для них понятия, законы, явления. Доказать, что эти знания нужны не только на уроках физики, а несомненно понадобятся им в быту, за пределами школьного кабинета.

Я старалась, как можно понятнее объяснить материал, приводя яркие примеры из жизни.

По моему мнению, поставленная перед уроком цель достигнута. При решении задач (на этапе закрепления материала) особых трудностей не возникало. Ответы учащихся на уроке в основном были положителыные.

Основная причина недостаточного понимания отдельных частей учебного материала связана с невысоким общим уровнем подготовки, отсутствие базовых знаний по физике и математике, и неумение применять математические операции к физическим задачам. Так же одна из причин недостаточного понимания (и отставания от программы) заключалась в систематических пропусках занятий и не подготовленности к уроку (вследствие недостаточного контроля со стороны родителей).

^ Методы обучения, используемые на уроке, были разнообразны (словесные, наглядные, практические и другие).

Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся.

Читайте также: