Как сделать ребенка уверенным в себе
Вера в себя, убежденность в собственных силах (стоит подчеркнуть, что адекватная и оправданная убежденность) – условие, обеспечивающее жизнеспособность индивида, успешное становление человека как личности и активного члена (субъекта) общества, профессионала, супруга, родителя.
Детский возраст наиболее подвержен упадническим тенденциям. Ребенок с самого рождения начинает знакомиться с собой и миром. Он пробует, ошибается, познает законы общества, правила общения, закономерности дружбы, любви и других отношений.
Суть веры в себя
Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.
Самооценка
Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:
- самостоятельное сравнение себя с окружением;
- чужая оценка;
- убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
- сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).
Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.
Воля – второй элемент веры в себя.
Мотивация
Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.
Чем опасна неуверенность в себе:
- замкнутостью;
- агрессивностью;
- пассивностью;
- застенчивостью;
- чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
- страхом;
- отсутствием целей;
- неумением строить свою жизнь.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.
Практические рекомендации для родителей
До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка. Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?
В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.
К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.
Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:
Примеры тренинговых упражнений
В работе с подростками можно использовать тренинговые техники.
Поиск причины поступков
Существует один метод, который позволяет разобраться в себе, повысить уровень самоконтроля и самооценки, обнаружить истинные мотивы поступков, то есть поработать с тем, о чем говорилось в начале этой статьи.
Задача родителей – ознакомить сына или дочь с этим методом. Проводить методику можно наедине или с кем-то (при желании). Также по желанию можно потом обсудить результаты.
- я должен это делать (обязанность);
- случайность (сам не знаю и не понимаю, как так вышло);
- это моя потребность;
- это моя привычка, от которой я не хочу/не могу избавиться.
Самовнушение
Можно также попробовать использовать самовнушение. Это тренинговое упражнение, подтвердившее свою пользу во многих сферах психологии. Его суть в проговаривании (лучше вслух) словесных установок.
Спор с собой
Еще одна хорошая методика по повышению уверенности – спор с самим собой.
Визуализация успехов
Следующая методика – визуализация успехов. Памятные фото с важных событий, грамоты, почетные письма, просто описание собственных успехов или положительных качеств в любой творческой форме оформляются в коллаж, который крепится на видное место.
На самом деле поспособствовать уверенности ребенка просто. Важно разговаривать с ним, быть самим открытыми, подавать личный пример.
- Для уверенного в собственных силах человека нет границ. Предыдущие победы вдохновляют на новые.
- Неуверенный человек напротив боится пробовать что-то новое и всегда ждет неуспеха в привычном.
В итоге получаются совершенно разные подходы к жизни и способы взаимодействия с миром. Неуверенный человек не бывает счастливым. Потому, дорогие родители, делайте счастливыми своих детей! Инвестируйте в их будущую уверенностью.
Наташа, как белка, лазает по высочайшим альпинистским горкам и в 8 лет уже прыгнула с 5-метровой доски в бассейне. Света останавливается внизу, боится залезать и говорит:
– Я все равно упаду. Не стоит пробовать.
Никита должен купить молоко в супермаркете, потому что дома оно закончилось. Он останавливается в растерянности и опускает плечи – не знает, какое взять. Его друг Даня говорит:
– Давай я позвоню твоей маме и спрошу, какое молоко вам нужно.
Эти ситуации, которые на первый взгляд кажутся очень разными, имеют много общего: они об уверенности в себе и её отсутствии. У детей есть это или нет? И это решает, осмелится ли ребенок что-то сделать. Иногда речь идет о производительности, иногда о смелости, а иногда о напористости. Но что заставляет одного ребенка обрести уверенность в себе, а другого сдаться?
Семь шагов, которые могут сделать родители, чтобы их дети были уверены в себе
- Подарите детям свой собственный опыт
Позвольте им получить как можно больше непосредственных личных (сенсорных) переживаний. Имеет огромное значение, смотрит ли маленький ребенок, как некоторые персонажи катят мяч по телевизору, или он делает это сам.
- Играйте и открывайте для семьи природу
Опыт на природе предлагает стимулы для всех органов чувств без необходимости создавать что-либо искусственно. Балансировка над лежащим на земле стволом дерева намного интереснее и бросает больший вызов ребенку, чем гладкая и, следовательно, менее увлекательная игровая площадка.
Движение и мышление тесно связаны, вплоть до старости. Так что было бы ошибкой делать односторонние интеллектуальные предложения ребенку и считать игру на улице пустой тратой времени! (И мы еще не приняли во внимание другие профилактические и оздоровительные эффекты физических упражнений.)
- Пробовать, допускать ошибки, двигаться дальше
Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Покажите, что вы доверяете ему, чтобы он справился с задачей, и предлагайте попробовать еще раз, если это не сработает сразу. Это также показывает ребенку, что не сделать все правильно с первого раза – это нормально.
Хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо, а также за то, что он пробовал что-то и не сдавался!
Подчеркните, что ребенок чего-то добился и что успех не был ни случайностью, ни везением. Что он сделал это сам.
Кстати, каникулы очень хороши для развития у детей уверенности в себе. Так что не имеет значения, делает ли ваш ребенок перерыв в учебе. То, что они изучают на своём опыте и берут с собой в будущее, всегда влияет на их успехи в школе.
Вот и все об основах. Теперь о деталях: формирование у детей уверенности в себе.
– Мой ребенок должен получить хорошее образование и устроиться на престижную работу.
Становится ясно, что цели, которые родители ставят перед своим ребенком, могут сильно различаться. Соответственно, взрослые будут принимать разные меры, применяя методы, которые они считают успешными в достижении этих целей.
Некоторые постараются устранить все препятствия для своего ребенка, чтобы это было как можно проще. Другие, возможно, будут усиливать давление, чтобы собрать как можно больше знаний как можно быстрее. Ребенок может ходить на занятия каждый день, и его время полностью забронировано. Но давление совсем не способствует мышлению.
Обе стратегии одинаково не подходят для развития зрелых, уверенных в себе, независимых личностей. Потому что для того, чтобы ребенок действительно успешно справлялся со своей жизнью, ему нужна настойчивость, уверенность в том, что он сможет достичь того, что он намеревается сделать, глубокая уверенность в том, что с ним все в порядке, что он хорош такой, как есть, и любовь родителей всегда с ним, несмотря ни на что.
Развивайте уверенность в себе на собственном опыте
Возможно, вы все помните, как сами что-то преодолевали, а потом, наконец, испытали гордость за то, что это удалось. Этот опыт дает вам ощущение свободы, потому что вы убедились, насколько глубок личный резерв!
Такой опыт больше не является чем-то само собой разумеющимся для детей и молодых людей. Но стоит дать им возможность прожить это. Например, пойти на занятия, даже если не хочется и совершенно нет настроения – или если ночь была короче, чем ожидалось. Иногда нужно сделать первый шаг через силу, чтобы управлять событиями в своей жизни. И взрослые это прекрасно знают. Свобода, которую вы затем получаете, приносит пользу во многих ситуациях.
Так дети развивают базовое доверие
Родители должны оказывать ребенку поддержку, давать элементарную безопасность. Исходя из этого, он может осмелиться открывать и исследовать мир – и укреплять уверенность в себе.
Что делает отношения между родителем и ребенком такими особенными, так это безусловная любовь. Любовь, которую не нужно сначала зарабатывать. Тем более хорошими оценками! Такая надежная связь – важный защитный фактор и самое большое сокровище, которое родители могут подарить своему ребенку.
Мыслить нестандартно
Вы можете практиковать это изменение точки зрения в мышлении. Почему бы не разработать вместе с детьми безумные объяснения технических или природных явлений. Например, как на самом деле работают часы? Конечно, там есть маленькие человечки, толкающие шестерёнки. Это может быть очень весело. Факты можно получить быстро; дивергентное мышление как стиль формулировки идей выходит далеко за рамки этого. Дело не в том, чтобы просто играть в подобные игры разума. Здесь родители также являются важными образцами для подражания для своих детей.
Цель: ощущение потока
Если вы можете испытывать энтузиазм по поводу чего-то, если вы действительно чем-то заинтересованы, вы не замечаете усилий, концентрации или времени. Это может помочь выработать принципиально позитивное отношение к работе и готовность к трудностям.
Шансы на получение такого опыта увеличиваются, если ребенок находит что-то, что соответствует его интересам и способностям и чем он может увлечься. Для этого нужна возможность опробовать все интересное и проявить себя, конечно, в соответствии со своим возрастом. Это здорово, если ваш ребенок сохраняет любопытство и хочет открывать для себя мир.
Поощряйте ребенка найти свой путь
Покажите, что вы гордитесь своим ребенком, и дайте ему понять, что вы всегда рядом, когда он в вас нуждается. Но не навязывайте свой совет. Со временем, конечно, помощь родителей используют все реже и реже, если все идет хорошо. Тогда вы сможете с радостью и гордостью видеть успехи своих детей.
Умение общаться легко и непринужденно очень пригодится вашим детям в будущем. Это ценный ресурс, который поможет завести друзей, повзрослеть, поступить в университет, устроиться на работу, создать крепкую семью.
Издайте звук и проследите за реакцией
Ребенок в возрасте до месяца должен уметь поворачивать голову на знакомый звук, например на голос родителя. Понаблюдайте за ним: если вам кажется, что он не реагирует на звук, обратитесь к педиатру.
Говорить легко!
Подражайте звукам ребенка
Вы испытываете радость? Счастлив ли ребенок? Если да, значит, вы все делаете правильно. И очень важно говорить по очереди. Необязательно даже общаться голосом; это может быть какой-то жест — протягивание руки, бряцанье тарелкой или постукивание чашкой.
Говорите то, что они сказали бы, если бы умели говорить
Источник
Говорите простыми короткими предложениями и повторяйте их почаще. Любая фраза ребенка о собаке или вопрос помогут продолжить разговор. Что бы он ни сказал, одобрительно поддерживайте его, как будто он сказал что-то гениальное.
Выскажитесь на тему, которая интересна ребенку
Продолжайте беседу, говорите выразительно, но простыми словами, давая ребенку возможность высказаться и ответить на ваши вопросы. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его.
Не читайте бездумно и не смотрите телевизор молча — обсудите книгу или телепередачу
Задавайте детям вопросы
Устраивайте семейные ужины
Если у вас есть дети младшего школьного возраста и постарше, постарайтесь хотя бы иногда устраивать семейные ужины. Важно, чтобы все члены семьи собрались вместе. Вы должны подготовиться, потому что разные обстоятельства будут вам всячески мешать.
Телевизор за ужином лучше выключить, а мобильные телефоны — убрать.
Источник
Будьте дружелюбны
Разговоры за ужином должны сближать членов семьи и избавлять от переживаний. Старайтесь вести за столом непринужденную беседу. Попробуйте просто пообщаться с ребенком, даже если хотите убить его за какую-то шалость. Но помните: это должен быть обычный разговор, а не допрос.
ОТЕЦ: Как прошел твой день?
ОТЕЦ: Что получил за контрольную?
ОТЕЦ: Когда будет следующая контрольная?
Вам наверняка знакомы подобные разговоры. Возможно, вы уже успели побывать и на месте сына, и на месте отца. Теперь взгляните на другой вариант.
ОТЕЦ (шутливым тоном): Ну-с, и в каком ты сейчас классе?
СЫН: Папа! Я в четвертом.
ОТЕЦ: Серьезно? А выглядишь так, будто в седьмом! Когда я был в четвертом классе, наша учительница научила нас играть с йо-йо. Мое лучшее воспоминание о том учебном годе… А что тебе больше нравится в школе?
СЫН: Пожалуй, больше всего я люблю перемены.
СЫН: Ну там стоят большие гимнастические снаряды, и я очень хорошо лазаю по веревочным лестницам. Могу подняться быстрее всех в школе.
ОТЕЦ: Ничего себе! Здорово! Я всегда боялся с них упасть. А ты молодец!
Чем этот разговор отличается от предыдущего? Отец рассказывает истории, которые происходили с ним в четвертом классе, чтобы сыну было легче общаться с ним.
Семья с двумя девятилетними двойняшками часто играет в эту игру за обеденным столом. У этих мальчиков есть все: образование и заботливые родители, которые растят их в вежливой и доброй атмосфере. Но двойняшек часто задирают и оскорбляют в школе, как это бывает в начальных классах.
Они рассказывают об оскорблении за обеденным столом, и все члены семьи предлагают свои варианты ответа.
Долго думать тут не надо; главное — быстро и находчиво отразить удар. Дети могут спокойно пробовать в кругу семьи различные варианты поведения, эмоций и разную манеру речи.
Дайте детям возможность общаться с людьми
Водите детей в такие места и на такие мероприятия, где они смогут отточить разговорные навыки. Чем больше у них будет опыта, тем больше шансов научиться правильно общаться.
Источник
Подавайте пример
Лучше всего дети учатся тому, что видят и слышат. Ведете ли вы при них непринужденные беседы? Видят ли они, как вы соблюдаете правила этикета? Молодое поколение должно понимать, как надо вести себя на людях и заводить знакомства.
Объясните детям, как обмениваться рукопожатиями, вежливо отвечать на звонки, и научите их писать благодарственные письма. Молодые люди обычно не считают ритуалы и правила вежливости чем-то важным, поэтому вам придется запастись терпением.
Покажите на собственном примере, как нужно вести дискуссию. Вы можете отстаивать свою точку зрения и поддерживать ее аргументами, но нельзя критиковать и оскорблять собеседника за его мнение. Отношения с людьми должны быть для вас дороже, чем желание выиграть какой-нибудь политический спор. Помните: ваши дети учатся, глядя на вас.
Многие исследователи утверждают, что главная задача родителей в воспитании ребенка - это вырастить уверенную в себе личность. Мы раскроем мамам и папам 9 секретов, которые помогут вырастить уверенного в себе, успешного и счастливого человека.
1. Пересмотрите свои поощрения и похвалы
Конечно, маленькие дети нуждаются в большом количестве поощрения и похвалы независимо от того, учатся они ползать, бросать мяч или рисовать. Но дети также очень быстро привыкают к этому: тогда похвала становится для них чем-то обычным и каждодневным. Еще один нюанс - малыши очень сильно чувствуют, когда родители преувеличивают ("Это самая высока башня из кубиков, которую я когда-либо видел!"). Из-за этого кроха может начать игнорировать комплименты родителей.
Не хвалите ребенка в тех случаях, когда он делает то, что должен делать. Если чадо чистит зубы или бросает свою рубашку в корзину для грязного белья, например, достаточно простого "спасибо". Попробуйте предложить ребенку конкретную рекомендацию: вместо того, чтобы расхваливать рисунок своего малыша, вы можете указать на то, как хорошо он использовал тот или иной цвет.
2. Не жалейте своего ребенка
Когда ребенку больно или он находится в подавленном состоянии - это естетсвенно, если вы его поддержите. Но в том случае, когда чадо находится в расстроенных чувствах из-за того, что его не пригласили на вечеринку по случаю дня рождения или когда футбольный тренер посчитал нужным не выпускать его на поле, считая его не готовым, не стоит делать никаких поблажек и проявлять жалость.
Дети должны знать, что потерпеть неудачу - это нормально. Также являются нормальными ощущения грусти, тревожности или гнева, утверждают психологи. Таким способом малыши учатся добиваться успеха, преодолевать препятствия, не имея возможности избежать их.
Это особенно важно для маленьких детей: они должны иметь возможность играть и рисковать, не чувствуя, что их родители будут критиковать или исправлять за неправильные действия. Также психологи советуют родителям делать небольшие ошибки в тех или иных действиях. Видя, что даже взрослые ошибаются, малыши чувствуют себя намного увернней.
3. Позвольте ребенку принимать решения
Когда ребенок имеет возможность делать выбор с самого раннего возраста, он будет более уверен в собственных силах. Конечно, дети любят, когда принимают решения за них, но излишний контроль может быть подавляющим. Предлагайте чаду несколько вариантов на выбор, например, не спрашивайте своего трехлетнего ребенка, что он хочет на обед. Лучше предложить ему выбор из нескольких вариантов блюд, чтобы он сам мог определить, что он будет есть.
При этом нужно постараться донести до ребенка то, что главный выбор все же за вами. Например, если дочь отдает предпочтение в одежде брюкам, а волосы любит стричь под мальчика, то это ее выбор. А вот отказываться от курсов иностранного языка она права не имеет - здесь решение примают родители.
4. Воспитывайте оптимизм и целеустремленность
Если ваш ребенок чувствует себя подавленным от разочарований, помогите ему стать более оптимистичным. Но вместо того, чтобы искать светлые стороны в поражении, лучше рассмотрите конкретные пути решения по улучшению ситуации. Если ваш школьник в числе отстающих по технике чтения, объясните ему, что каждый развивается в своем темпе, и предложите тратить некоторое свободное время на улучшение своих навыков чтения. Если дитя подавлено, потому что не получило ведущую роль в пьесе, не говорите: "Зря они так. Я думаю, что ты звезда!" Вместо этого скажите: "Я вижу, как ты разочарована. Давай вместе придумаем план, как ты сможешь увеличить свои шансы на получение нужной роли в следующий раз."
5. Поощряйте хобби ребенка
Дайте ребенку возможность заниматься широким спектром занятий: так у него появится возможность выбрать то, что ему ближе всего по душе. Поощряйте свое чадо, когда он находит то, что действительно му нравится. Дети, у которых есть хобби - будь то динозавры или приготовление пищи - очень гордятся своим опытом и, скорее всего, они будут успешным и в других областях своей жизни.
Необычные хобби могут быть особенно полезными для детей, у которых есть трудности адаптации в коллективе. И задача родителей воспользоваться этим и подвести свое чадо к тому, чтобы свести его ближе с ровестниками. Например, если ваш сын любит рисовать, но большинство мальчиков в его классе любит спорт, то ему можно посоветовать рисовать спортивные рисунки, потом из них сделать художественную книгу и показать в классе.
6. Содействуйте в решении возникших задач
Психологи утверждают, что даже маленькие дети в состоянии договориться, если они что-то хотят получить. Поощряйте это качество у своего ребенка. Есть исследования, в которых доказано, что даже четырехлетние дети могут решить свои проблемы самостоятельно.
Например, ребенок приходит к родителям и жалуется, что кто-то из детей отобрал у него игрушку на детской площадке. Вместо того, чтобы бежать и отбирать игрушку, предложите крохе самому придумать способ, как получить ее обратно. Если дитя предложит отобрать, то спросите у него, что может случиться, если он так и сделает. Затем спросите: "Можешь ли ты придумать несколько других способов получить игрушку обратно?" Дети в таких случаях выдают массу идей, при этом некоторые из них довольно зрелые. Чадо даже может ответить: "В одиночку играть намного скучнее, чем вместе".
7. Научите ребенка помогать другим
Дети чувствуют свою важность, когда помогают другим, будь то помощь в одевании малышей в младшей школе или дарение подарков детям из детских домов. Психологи утверждают, что это чувство очень важно для детей. Также нужно, чтобы у ребенка была своя часть посильных домашних обязанностей. Дитя должно воочию убедиться в том, что решение взрослых задач требует определенных усилий.
8. Разрешате чаду общаться со взрослыми
Детям нравится общаться со сверстниками, но им также нужно общаться и с разными взрослыми. Покажите ребенку, что общение с пожилыми людьми расширяет кругозор и дает много информации для размышлений. Исследования также показали, что наличие тесной взаимосвязи с конкретными взрослыми (учителями, родственниками, няней или родителями друзей) делает детей более гибкими и общительными.
9. Фантазируйте вместе о будущем
Если дети могут представить себе, чем они буду заниматься в будущем, когда вырастут, они более уверенно чувствуют себя в настоящем. Поговорите с ребенком о том, как мама или папа определялись с карьерой. Ваш ребенок может мечтать стать поп-певцом или космонавтом, но не отговаривайте его от этого. Даже если он в будущем кардинально изменит свое решение, главное в том, что он думает о достижении своих целей.
Читайте также: