Как сделать разработку классного часа

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме:

  1. Воспитательного часа (час классного руково­дителя);
  2. Экскурсии;
  3. Тематической лекции;
  4. Беседа (этическая, нравственная);
  5. Диспуты;
  6. Встречи с интересными людьми;
  7. Викторины по различным областям знаний;
  8. Дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
  9. КВНы;
  10. Интерактивные игры;
  11. Игры — путешествия;
  12. Театральные премьеры;
  13. Психологические игры и тренинги;
  14. Читательские конференции.

Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Функции классного часа

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа
  2. Определение времени и места проведения классного часа
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  4. Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  5. Анализ его результативности.

Виды классных часов

Советы по организации классного часа

z1605431662.JPG

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор загружаемого материла

Фролова Елена Николаевна

Место работы, должность

Педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи1

Шаблон классного часа со встроенной викториной.

Цель, задачи авторского материала

Цель: Планирование воспитательной работы на текущий учебный год.

Личностные: формирование ответственности за свою роль в классном коллективе;

Познавательные: формировать положительную мотивацию обучающихся на совместную организацию школьных дел, значимости их качественной подготовки и успешного проведения;

Коммуникативные: развивать умения выражать и доказывать собственную точку зрения, не унижая достоинств окружающих, слушать и слышать собеседника ;

Регулятивные: формировать умения контролировать свою деятельность в процессе работы в коллективе, беседы с учителем.

Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Office PowerPoint 20 16

Необходимое оборудование для занятия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация с пояснительной запиской.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Шаблон классного часа можно использовать в начале уч.года/четверти.

Презентация состоит из состоит из 24 слайдов.

Смена слайдов осуществляется по управляющим кнопкам.

Шаблон разделен на 4 блока ( слайды с заданиями каждого блока разделены стилем оформления ) :

Цель: положительная мотивация обучающихся на совместную организацию школьных дел.

Цель: довести до учащихся (под запись в дневники) расписание занятий на текущую четверть/год, познакомить с преподавателями, довести информацию о каникулах.

Цель: помочь детям определить свою роль в классном коллективе.

Слайды с вопросами оснащены анимацией, а также используется разделение фоновой заставки права/обязанности.

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Место классных часов в системе воспитательного процесса

Классные часы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса. Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часу, очень полезны для воспитательной работы преподавателя.

На классном часу высказывается мнение не только учителя, но и самих школьников, что очень важно для подростков, которые порой к словам сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым. Таким образом, классные часы более эффективны по сравнению с другими уроками. Здесь можно добиться таких результатов в воспитательной работе, которых не удается получить в ходе многочасовой индивидуальной работы с учеником.

Серьезные классные часы позволяют учителю увидеть класс в естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной работы с классом.

Воспитательные цели классного часа

Классные часы имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Классный час. Формы проведения классных часов

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учащимися;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

1.Определение темы и задач классного часа .

2.Определение времени и места проведения классного часа.

3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

4.Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

5.Анализ его результативности .

Советы по организации классного часа:

Наиболее распространены следующие формы проведения классных часов:

1) час общения ;

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит

школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

Организация и проведение классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

? избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

? слушает доклады учеников о выполнении поручений ;

1. В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

2. В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является: нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Варианты тематики нравственных классных часов

1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

1.Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3. Ответственность и безответственнос ть. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

2. Всему начало - любовь. - праздник.

3.Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

4.Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

1.А если не получилось. Что дальше? - диспут.

2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.

3. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

4.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

1.Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня, студентов педагогических вузов и колледжей, для родителей обучающихся начальной школы. Рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС.

Цели: ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

Описание работы: данный материал будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 9-11 лет, 3-4 класс.

Цели: способствовать приобщению детей к природе, расширению познавательных интересов, развитию творческих способностей; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: на доске карта маршрута путешествия: топкое болото, дремучий лес, заколдованная поляна, поляна эльфов, старшеклассники в костюмах Русалки, Бабы-яги, Лешего, Эльфа, царя Берендея.

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Цели: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.

Цели: углубить представление детей о роли огня в жизни человека; закрепить знание Правил пожарной безопасности; формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение к труду пожарных; развивать речь детей, воображение, наблюдательность.

Материал классного часа будет полезен для учителей начальной школы и воспитателей группы продлённого дня.

Цели: дать первоначальное представление об обитателях леса (в лесу живут разные звери — зайцы, белки, лисы, волки, медведи, лес дает им пищу, лес — их дом, там они выводят свое потомство); научить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни; воспитывать чуткое отношение к ним.

Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.

Цели: подвести учащихся к пониманию роли рук человека в игре, в общении, в труде; повторить названия пальцев рук.

Цель: расширить и закрепить представления детей о внешнем виде различных машин и их назначении, о существовании Правил дорожного движения.

Оборудование: большая картина с изображением улицы, на проезжей части которой имеются прорези для установки маленьких картинок, изображающих различные виды транспорта.

2. Развивающая: способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать полученную информацию, развивать речь, внимание, память, воображение.

Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование: изображения флага и герба России; музыкальная запись гимна Российской Федерации; плакат со словами гимна; бело-сине-красные полоски для составления флага.

Цели: закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.

Цели: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приемам снятия напряжения глаз; пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование: на доске вывешивается карта страны Здоровья, на которой помечены остановки, запланированные во время путешествия, маршрут движения; у каждого ребенка своя индивидуальная зубная щетка, паста; рисунок автобуса, памятка правил сохранения здоровых зубов.

Цели: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Цели: учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки; развивать воображение.

Цели: обобщить полученные знания детей; расширять их кругозор; раскрывать творческие способности; развивать любознательность, находчивость, умение работать в группе.

Цели: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Сцeнарий классного часа прeдназначeн для учащихся 1, 2 классов. Данный матeриал прeдставлeн в игровой формe, помогаeт учащимся обобщить знания о природe и ee охранe.

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, толерантность. Материал классного часа способствует решению этой важной задачи.

Цели: раскрыть значение глаз не только как органа зрения, но и как органа чувств, выражающего душевное состояние человека его внутренний мир;

Данный классный час можно провести ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.

Подготовительная работа: перед проведением заочного путешествия класс делят на группы, каждая из них получает задания:

1. Вспомнить о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика - это общечеловеческая, государственная ценность.

1. На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

2. Сформировать умения находить взаимопонимание, разрешать разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы, научить видеть причины отсутствия взаимопонимания.

Цели: проанализировать результаты внеклассной работы за год; учить детей самоанализу; способствовать формированию адекватной самооценки.

Читайте также: