Как сделать районирование территории 9 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 31.08.2024

\u0421\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044b \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f:

\u043e\u0434\u043d\u043e\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043f\u043e\u0434 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0438\u0441\u043a \u0438 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0434\u0438\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u043e\u0432. \u041e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0445\u043e\u0436\u0438\u0445 \u043f\u043e \u0440\u044f\u0434\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c \u0441\u0438\u043d\u0442\u0435\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u044b. \u0420\u0430\u0437\u043b\u0438\u0447\u0430\u044e\u0442 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f.;
\u0443\u0437\u043b\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043f\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u043d\u0441\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0435\u0439 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u043d\u0438\u0445. \u0423\u0437\u043b\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u044b\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0441\u0444\u0435\u0440\u044b \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432, \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0437\u043b\u043e\u0432, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439. \u0413\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0442\u0430\u043c, \u0433\u0434\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442 \u043c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f.
\u041f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0438, \u043f\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u044b, \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b \u043f\u043e \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0443, \u043f\u043e \u0448\u0438\u0440\u043e\u0442\u0435 \u043e\u0445\u0432\u0430\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432, \u043f\u043e \u0446\u0435\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440: \u041f\u043e\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438 \u0426\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d. \u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0433\u0435\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c.
\u0412 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438, \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438, \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0430\u043c\u0438.


Тип урока: урок-обобщение.

ІІІ. Работа по теме.
1 ) Что такое районирование? Слайд №2

( Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.)
Районирование – важнейший метод изучения географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие.

- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении больших стран.
- Районирование должно выполнять следующие функции:

-упорядочивать информацию о территории;

-синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

-создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны
Слайд №4
Вы знаете, что существует несколько вариантов районирования.
Из предыдущих курсов изучения географии, вы изучали природу России на основе деления ее на физико-географические районы.
В 9 классе мы с вами познакомились с административно-территориальным районированием и с экономическим районированием.
В 2000 году по указу президента Путина была образована новая федеративно-территориальная единица – федеральный округ. Всего образовано 7 федеральных округов.

- При выделении районов всегда соблюдаются определённые правила.
Обратите внимание на экран
Слайд№ 6
1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

3. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией.(например Центрально-Чернозёмный район состоит из нескольких областей Воронежская, Курская и т.д). В России выделено 11 экономических районов.
2) Вот сейчас мы с вами повторим и закрепим знания экономических районов России .

Я сейчас буду давать краткую характеристику района, не называя его, а вы попробуйте определить о каком районе идет речь.

Характеристика №1 Слайд№7

1. В этом районе важнейшими отраслями специализации являются машиностроение, гидроэнергетика, нефтехимия.

2. Развит речной транспорт

3. Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
(Ответ: Поволжье) ( КАМАЗы – Набережные Челны; Тольятти – ВАЗ; Ульяновск – УАЗ; Самолёты – Казань, Самара, Саратов. Вертолёты – Казань. Троллейбусы - Энгельс

Вопрос: Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск?
(Волгоград) Ульяновск

Характеристика №2 Слайд №8

1. Это самый маленький по площади район.

2. Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.

3. Крупнейший город района – морской порт
(Ответ: Северо-Западный район)

Задание: Показать на карте субъекты, входящие в состав Северо-Западного района
(-Ленинградская область
- Псковская область
- Новгородская область
-город федерального назначения - Санкт-Петербург
)

Характеристика №3 Слайд №9

1. На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

2. Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

Характеристика №4 Слайд №10

1. В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2. В районе нет ни одного города-миллионника.

3. Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (илиАПК).
(Ответ: Центрально-Чернозёмный район)
Задание: 1.Показать на карте области, входящие в состав Ц-Ч. Района
(- Воронежская область
- Белгородская область
- Липецкая область
- Тамбовская область
-Курская область (и иногда относят и Орловскую)
-Пензенская область
- Республика Мордовия

Кому случалось из Болховского уезда в перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздниках ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу…И для охотника в Калужской губернии лучше. В орловской губернии последние леса исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…

-- в чем же причина того, что население, имеющее гораздо лучшие природные условия, плодороднейшие чернозёмные почвы, в итоге оказались в худших условиях жизни. Почему же «орловский мужик угрюм, глядит исподлобья, а калужский глядит смело и весело?
( Ответ: У жителей Ц-Ч района было однообразие видов деятельности – они занимались преимущественно земледелием. Чрезмерная распашка привела к резкому взрастанию водной эрозии и потере гумуса в почвах. Чернозем уже не сохранился в полной мере уже в XІX веке. В результате Центрально-Чернозёмный район оказался менее развит, чем его северный сосед.)

Характеристика №5 Слайд №12

1. На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).

2. Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3. Здесь недавно начата добыча алмазов.
(Ответ: Северный район)
Вопрос: На европейском Севере произошло несколько периодов колонизации. Что это за периоды?
(1. Новгородская колонизация привела к формированию поморов (Архангельская область, побережье Белого моря), которые занимались промыслом рыбы и морского зверя
2. Московская колонизация – монастырская привела к расселению русских вдоль рек и монастырей. Занимались они сельским хозяйством, охотой, солеварением)
3. Значительно увеличилась численность населения Севера старообрядцами (в период царствования Алексея Михайловича), которые уходили в таежные дебри от гонения за стремление сохранить свою веру.
4. В сталинское время север заселялся заключенными (Архипелаг ГУЛАГ), которые прокладывали дороги(Печорскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал), добывали полезные ископаемые, работали на лесоповале.

Доклад о старообрядцах

Характеристика №6 Слайд №13
1. Это один из самых крупных по площади районов России

2. Отраслями специализации являются гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.

3. На территории района нет городов – миллионников.
(Ответ: Восточная Сибирь)

Задание: Показать на карте России какие субъекты входят в состав Восточной Сибири

(-Краноярский край с Таймырским АО и Эвенкийским АО

- Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО

- Читинская область с Агинским Бурятским АО

- Республика Хакасия, Тыва, Бурятия.

Иногда сюда включают республику Саха (Якутию))

Характеристика №7 Слайд №14

1. В районе очень благоприятные природные условия.

2. Отрасли специализации АПК, рекреационное хозяйство.

3. Важная проблема района – водная.

(Ответ: Северный Кавказ)

Вопрос: 1. Какое хозяйство называется рекреационным?
2. Сколько субъектов входит в состав северного Кавказа?(10)

Физкультмнутка –гимнастика для глаз.

Характеристика №8 Слайд №15

1. В состав района входят только области.

2. Это индустриальное ядро России.

3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
(Ответ: Центральный район)

2. Какие кустарные промыслы на территории Центрального района вам известны?
(в Лесном Заволжье – изделия из древесины
в южных районах – изделия из железа
в районе г.Кимры – кожаная обувь
в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда

Нижегородская губерния – Хохломская роспись

Характеристика №9 Слайд №16

1. Это район нефти, газа и угля.

2. Значительная часть района заболочена

Задание: показать на карте территорию Западной Сибири и субъекты входящие в ее состав:
(- Тюменская область с Ханты – Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО
- Новосибирская
- Томская
- Омская
- Кемеровская
- Алтайский край (г.Барнаул)

-- Республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск))

Характеристика №10 Слайд №17

1. На территории района находится старая металлургическая база

2. Это сухопутный район.

3. Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
(Ответ: Урал)

Вопрос: Известно, что Урал очень беден водными ресурсами. Как на Урале решалась водная проблема?
(Создано около 300 прудов)

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели все экономические районы России, но у нас остался один субъект, который мы не назвали, но который имеет очень важное значение для России.

( Калининградская область – находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Это наиболее приближенный к Европе российский регион, наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике)

Слайд№18 - А сейчас мы с вами выполним следующее задание №2 некоторые экономические районы по определённым признакам объединены в макрорегионы . В России их 2 макрорегиона . Вспомните названия и регионы, входящие в их состав:
( Центральная Россия:
Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский и Северо-Запаный.
Восточный макрорегион
Западная Сибирь, Восточная Сибирь Дальний Восток)

-Скажите, ребята, для чего же нам необходимо знать районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) Слайд№20

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.


-75%

Оборудование: Политико-административная карта России с границами экономи­ческих районов, физическая карта России.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

- Россия - огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.

Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов про­дукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь тер­ритория получает из других частей страны ту продукцию и те услуги, которых ей не достает.

Запись в тетрадь

Обмен результатами труда называется географическим и территориальным раз­делением труда. ГРТ (географическое разделение труда) выражается в специализа­ции территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его произ­водительность:



- Итак - ГРТ (географическое разделение труда выражается в специализации территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его производи­тельность). Результатом географического разделения труда являются экономические районы.

Запись в тетрадь

Экономический район - это территория, страны, состоящая из нескольких субъ­ектов (областей, республик, краев), которая отличается от других своей специализа­цией.

- Как определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:

Я - доля продукции района, в общем производстве страны,

Я - доля населения района в общем населении страны.

Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

- По уч. А., с. 308, табл. 1 и с. 317, прил. табл. 4, с. 197, рис. 61 определите спе­циализацию Центрального и Северного районов России.

- По уч. Д., с. 373, табл. 3 и с. 8, табл. 2 определите отрасли специализации Ев­ропейского Севера и Центральной России.

- Согласно последней переписи, население России составляет 145 млн человек. Население Центрального района 32 млн чел. Определим показатель Я - долю насе­ления района:

Доля промышленной продукции превышающей 22% населения - по машино­строению (28,9%) и пищевой промышленности (22,6%).

Северный район. Численность населения 5,7 млн человек:

Доля населения района составляет - 4%.

Смотрим Северный район (табл. 4): доля продукции топливной промышленно­сти 16,1%, т. е. продукции производится в 4 раза больше нужд района; продукции черной металлургии (24%) больше в 6 раз, цветной (8,5%) больше примерно в 2 раза, пищевой (9%) больше в 2 раза, лесной (20,9%) больше в 5 раз.

Вывод : Следовательно, отраслями специализации, т. е. ведущими, главными, экспортными отраслями Северного района являются: топливная промышленность (К = 4), черная металлургия (К = 6), цветная металлургия (К = 2), пищевая про­мышленность (К = 2), лесная (К = 5).

- В экономическом районе кроме отраслей специализации имеются вспомога­тельные отрасли, которые способствуют развитию главных отраслей (отраслей спе­циализации). Например, энергетика, производство оборудования для отраслей спе­циализации (для рыбной промышленности Северного района - ремонт судов, произ­водство тары).

Одна из форм территориальной организации хозяйства - территориально­производственные комплексы (ТПК) и научно-производственные комплексы, их называют - технополисы.




ТПК - дает экономию средств за счет близкого размещения взаимосвязанных предприятий, использующих единую транспортную сеть, энергетическую, строи­тельную базу, природные и трудовые ресурсы, дает возможность использования вторичного сырья (металлолом, например) и отходов. ТПК различаются по охвату территории, составу отраслей (уч. Д., табл. 47, с. 205).

- Назовите ТПК от самого низшего уровня до макроуровня? (1. Микроуровень - промышленные узлы (город); 2. Мезоуровень - область, часть ее, или крупный промышленный узел (Самарский, Нижегородский); 3. Районный ТПК - КМА (металлургический комплекс); 4. Макрорайон - Волго-Уральский, Централь­ная Россия; 5. Общероссийский (Газпром).)

- Назовите, к каким ТПК разного ранга относится экономика вашей местности?

- Назовите научно-производственные комплексы разных уровней? (НПК - круп­ных городов Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Новосибирска.)

- Приведите примеры. (Технополисы (города - науки с крупными научными и учебными центрами, новейшими отраслями); технопарки - небольшие науч­ные комплексы, разрабатывающие новейшие технологии.)

Функции, которые должно выполнять районирование:

1. упорядочение информации о территории;

2. синтез информации для выработки целостного представления о районах;

- Назовите признаки районирования, которые легли в основу районирования России (по уч. А., с. 191). Какой вид районирования выбран?

а) сплошное или «выборочное;

б) стабильное или плавающее;

в) объективные или субъективные;

г) иерархическое или одноуровневое;

д) проблемное или исследовательское;

е) индивидуальное или типологическое;

ж) частное или комплексное;

з) однородное или узловое.

В результате изучения видов районирования учащиеся приходят к выводу, что районирование в России (сплошное, стабильное, одноуровневое, исследовательское, индивидуальное, комплексное, однородное, объективное).

На этом же уроке поработать с политико-административной картой и дать знания учащимся о том, что по Конституции Российской Федерации (от 12 декаб­ря 1993 г. - мы живем в федеративном государстве, состоящем из 89 равноправ­ных субъектов Федерации.

В состав России входит: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федераль­ного подчинения, 10 автономных округов, 1 автономная область.

Работа с картой :

- По политико-административной карте (уч. А., форзац; уч. Д., рис. 1, с. 7) найдите

21 республику России и их столицы. (1. Якутия (Саха) - Якутск; 2. Коми - Сыктывкар; 3. Карелия - Петрозаводск; 4. Удмуртская республика - Ижевск; 5. Татарстан - Казань; 6. Башкортостан - Уфа; 7. Марий-Эл - Йошкар-Ола; 8. Чувашия (Чаваш) - Чебоксары; 9. Мордовия - Саранск; 10. Даге­стан - Махачкала; 11. Чечня (Ичкерия) - Грозный; 12. Ингушетия - Магас;

13. Северная Осетия (Алания) - Владикавказ; 14. Кабардино-Балкария - Нальчик; 15. Карачаево-Черкесия - Черкесск; 16. Адыгея - Майкоп; 17. Кал­мыкия - Элиста; 18. Алтай - Горноалтайск; 20. Тыва - Кызыл; 20. Хакасия - Абакан; 21. Бурятия - Улан-Удэ.)

- Найдите на карте автономные округа, назовите главные города округов? (1. Не­нецкий АО - Нарьян-Мар; 2. Ямаю-Ненецкий АО - Салехард; 3. Ханты- Мансийский АО - Ханты-Мансийск; 4. Таймырский (Долгано-Ненецкий АО) - Дудинка; 5. Эвенкийский АО - Тура; 6. Корякский АО - Палена; 7. Чукотский АО - Анадырь; 8. Арчинский Бурятский АО - Арчинское; 9. Усть-Ордынский Бурятский АО - Усть-Ордынская; 10. Коми-Пермяцкий АО (по референдуму вошел в состав Пермской области и перестал существовать).)

Отработав карту (на что понадобится минут 5-6), учащиеся знакомятся с делени­ем России на федеральные округа, созданные по указу Президента в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации.

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномоч­ных представителей Президента. Федеральных округов - 7.

Вопросы к классу :

- К какому федеральному округу относится ваша область (республика, край, ав­тономный округ)?

- Назовите центры федеральных округов. (Центральный федеральный округ (центр - Москва); Северо-Западный округ (центр - Санкт-Петербург); Юж­ный округ (центр - Ростов-на-Дону); Приволжский округ (центр - Нижний Новгород); Уральский округ (центр - Екатеринбург); Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск); Дальневосточный округ (центр - Хабаровск).)

Экономических районов -11.

Работа с картой :

- На политико-административной карте (уч. А., рис. 59; уч. Д., рис. 1 и рис. 63) покажите экономические районы и определите их состав. (1. Центральный (12 областей и Москва); 2. Центрально-Черноземный (5 областей); 3. Северо- Западный (3 области и Санкт-Петербург); 4. Северный (3 области, 2 республи­ки, 1 автономный округ); 5. Волго-Вятский (2 области и 3 республики); 6. По­волжский 6 областей и 3 республики); 7. Северо-Кавказский (1 область, 2 края,

1 республик); 8. Уральский (5 областей, 2 республики) - эти экономические рай­оны образуют Западную экономическую зону; 9. Западно-Сибирский район;

1. Восточно-Сибирский район; 11. Дальневосточный район - три района Си­бири и Дальневосточный район образуют Восточную экономическую зону.)

При изучении экономического района будем использовать план характеристики района:

1. Состав района (субъекты РФ, природные единицы).

2. Физико- и экономико-географическое положение района:

- положение по отношению к другим странам, регионам;

- положение по отношению к хозяйственным центрам;

- положение по отношению к транспортным путям;

- положение по отношению к главным грузопотокам;

- положение по отношению к внешним рынкам.

3. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматиче­ские, лесные, водные, рыбные, рекреационные).

4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения района

5. Население и трудовые ресурсы

- естественное и механическое движение населения;

- рынок труда, занятость населения.

6. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы).

7. Транспортная сеть.

8. Проблемы района и перспективы его развития.

Предлагается составить свой проект районирования России и как вариант пред­лагается деление России на 2 широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Можно также обсудить проблемы конкретных экономических районов.

1. Отметить на контурной карте границы экономических районов, подписать районы.

2. Выполнить задание (по уч. А.) № 2-3, с. 200.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить подходы к районированию территории России и виды районирования; познакомить учащихся с административно-территориальным делением страны.

Оргчасть. Разделить класс на 3 группы.

Актуализация темы:

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

- Ребята, вы видите у меня в руках модели двух стран. Каких? /Россия и Италия. Чем отличаются? /разные страны по площади, по населению и т.п.

- Вы, российские школьники, так же, как и итальянские изучаете свою страну. Как вы думаете, кому из вас легче учить родину? / итальянским, т.к. она меньше. - Получается, что чем больше страна, тем сложнее способы ее изучения и познания.

-Если я карту дополню / карта физическая Италии и политико-административная карта России /. Что изменится? Каким способом появилась новая модель карты? /нанесения условных знаков, цветов./

- МОЗАИКА. – Ребята, у вас на столах лежат кусочки карты нашей страны. Сложите карту воедино. Что у вас получилось? / карта физическая, карта административная, карта природных зон.

-Вы все мне показали карту нашей страны, изображенную разными способами, таким образом, показали разные модели карты. - Уже изучая физическую географию, загляните в карты атласа 8 класса. Вы сможете, я думаю, привести примеры способов деления территории России по каким-то признакам и показать по карте. / способ деления по РЕЛЬЕФУ, КЛИМАТУ, ЧАСТИ СВЕТА, РАЗМЕРЫ ТЕРРИТОРИИ, ПОЧВЫ, ЧАСТИ СВЕТА…

- Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.

- Любой большой объект трудно изучать целиком – его необходимо разделить на части. Изучить каждую часть отдельно, но, сложив все части, можно увидеть единство территории.

- История знает немало примеров, когда разные ученые и исследователи предлагали свои способы деления территории России. У вас на столах тексты, по которым вы смело сможете привести примеры.

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686-1750)

КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ АРСЕНЬЕВ (1780-1865)

Один из первых деятелей в области русской экономической географии, очень много сделавший для развития районного направления в ней. Родился в Костромской области, в семье священника. Окончил Санкт-Петербургский педагогический институт, преподавал географию и статистику. Писал много научных трудов, избирался членом-корреспондентом Российской академии наук. Был назначен преподавателем истории и статистики к наследнику престола Александру II, работал в отделении статистики Министерства внутренних дел, много путешествовал. Выделил 10 пространств. Он охватил в своем районировании природу, население и хозяйство.

ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1827-1914)

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907)

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОЛОСОВСКИЙ (1891-1954)

- Способов современного районирования мы назвали много. Давайте подведем итог вышесказанному. Обратимся к рисункам 20 и 21 в учебнике. Одинаковые ли районы нанесены на карту? /нет- природные и экономические районы/.

- Совпадают ли все территории по разным способам районирования? /нет. В каком экономическом районе живете вы? Скажите, а в каком экономическом районе я живу?

- Издавна каждая территория и ваш район, и мой занимались производством определенного вида продукции. Что они потом с ней делали? / обменивались. То есть уже тогда происходило разделение труда по территориям. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию, которую ей не достает. Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.

Рассмотрим и объясним факторы специализации района:


н аличие транспорта для обмена продукцией

о собенности экономико-географического положения

продукция необходимая стране




С пециализация


т ерриторий

производство продукции дешевле, чем в других странах

продукции может выпускаться больше, чем необходимо

для выпуска продукции имеются природные ресурсы

Результатом ГРТ (географического разделения труда) являются экономические районы.

Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.

- Как определить специализацию того или иного района?

Работа по карте стр. 20-21 рис. 6,7(природные географические и экономические районы).


К ак определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:

К= ,где

П – доля продукции района в общем производстве страны,

Н – доля населения района в общем населении страны.

Если К 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

Читайте также: