Как сделать радиатор на ваз 2109

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 06.09.2024

радиатор 2108, 2109, 21099

Для снижения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) за счет увеличения площади отдачи тепла в систему охлаждения карбюраторного двигателя установлен радиатор.

Радиатор системы охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство радиатора

Стандартный радиатор системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Средняя часть радиатора состоит из нескольких алюминиевых трубок, по которым циркулирует ОЖ, объединенных в каркас. По бокам каркаса из трубок на резиновых уплотнителях установлены пластмассовые бачки. Трубки защищены алюминиевыми пластинами.

В радиаторе нет заливной горловины. Для залива жидкости используется расширительный бачок, который тонким шлангом соединен с патрубком в верхней части левого бачка радиатора.

Так же на два патрубка левого бачка радиатора одеты два толстых шланга (один – подводящий идет от выпускного патрубка головки блока, другой — отводящий к нижнему бачку термостата). Шланги закреплены хомутами.

— Место установки радиатора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях радиатор системы охлаждения установлен в носовой части автомобиля для улучшения его обдува потоком встречного воздуха.

— Принцип действия радиатора

Радиатор системы охлаждения задействован в работе ее малого и большого круга.

Пока двигатель не прогрет, радиатор практически не задействован, так как термостат закрыт, и жидкость через него не циркулирует. Часть прогретой жидкости поступает лишь в левый бачок радиатора по подводящему шлангу от рубашки охлаждения двигателя (выпускной патрубок головки блока). Это так называемый малый круг системы охлаждения.

После прогрева ОЖ более 87 градусов термостат постепенно открывается. Вступает в работу большой круг системы охлаждения. В нем радиатор задействован в полной мере. Охлаждающая жидкость по подводящему шлангу от блока цилиндров и головки поступает в него и, охлаждаясь набегающим потом воздуха, через отводящий патрубок уходит на нижний бачок термостата и далее в систему.

Термостат в зависимости от температуры ОЖ автоматически включает или отключает радиатор, пропуская жидкость через него или минуя его.

При сильном повышении температуры ОЖ, когда радиатор перестает в достаточной мере охлаждать, в работу вступает электровентилятор системы охлаждения. Происходит это после замыкания контактов в температурном датчике электровентилятора, в правом бачке радиатора. Температура ОЖ должна превысить 102 градуса.

— Неисправности радиатора системы охлаждения
— Применяемость радиатора
Примечания и дополнения

— Помимо алюминиевых радиаторов в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут устанавливаться латунные радиаторы.

— Радиатор системы охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не имеет датчика включения электровентилятора. В отверстие под него вставлена заглушка.


Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

В данном случае снятие/замена радиатора ВАЗ 2109-099 как и снятие переднего бампера является попутной задачей поскольку основная причина по которой эти элементы подлежат демонтажу — небольшой кузовной ремонт, лопнувшая балка на которую крепится двигатель.

И так чтобы снять передний бампер ВАЗ 21099 нужно будет открутить несколько болтов и снять его с защелок.

А если есть потребность в снятии или замене радиатора двигателя то нужно также снимать решётку радиатора, слить антифриз (ОЖ) с радиатора, также как и при замене радиатора печки, отсоединить штекера датчиков и освободить место для доступности к самому радиатору. После чего можно будет открутив крепящие болты для снятия/замены радиатора охлаждения ВАЗ 2109 своими руками в гаражных условиях. Смотрите видео по подробной инструкции всех важных моментов нюансов.

Пошаговая замена радиатора Ваз 2109

Для замены радиатора вам понадобиться:

  1. Ключи на десять и на восемь
  2. Плоская отвертка
  3. Новый радиатор
  4. Посудина для слива охлаждающей жидкости
  5. Новая охлаждающая жидкость

И так начнем замену радиатора.

1. Снимите минусовую клемму с аккумулятора. Если вы только ездили, подождите пока остынет мотор. Далее снимите защиту картера и откройте краник отопителя. Так же откройте крышку расширительного бачка. Отверните сливную пробку, и слейте всю охлаждающую жидкость в заранее подготовленную посудину.

2. Отсоедините 2 проводка от датчика электровентилятора. Далее отключите разъем проводов вентилятора. Теперь отсоедините все шланги от радиатора. Чтобы снять шланги, нужно перед снятием попустить хомуты. Далее отверните 2 гайки крепления сверху кожуха вентилятора, и после этого снимите крепящую скобу радиатора.

3. Демонтируйте радиатор (в купе с корпусом вентилятора), немного наклоняя его к мотору. Крепиться корпус вентилятора на четырех болтах. Отверните болты и уберите корпус вентилятора. Советую посмотреть на состояние подушек, они находятся на нижнем креплении радиатора. Если они повреждены, советую заменить.

4. Берем новый радиатор и ставим на него корпус вентилятора. Далее устанавливаем подушки на нижнее крепление. Теперь берем радиатор и аккуратно заводим его и опускаем на подушки в отверстия кронштейна. Далее закрепляем подушки штифтами. Теперь подсоединяем все шланги и провода. При подключении датчика вентилятора, вставьте в его корпус защитные кольца из резины, и только потом сами наконечники проводов.

5. Проверьте закрепление всех шлангов и посмотрите закрутили ли вы сливную пробку. После проверки залейте новую охлаждающую жидкость. Далее подключите АКБ.

Вот и вся работа, если что-то непонятно посмотрите видео урок.

Еще хотел бы сделать заметку для тех, кто хочет отремонтировать старый радиатор. Чтобы проверить где есть пробой, его нужно опустить в чан с водой, и посмотреть где пойдут пузырьки. Запомните места течи, и производите ремонт. Удачи!

Замена радиатора охлаждения на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Когда нужно менять радиатор?

Он подлежит замене, при деформации, а именно при появление из него течи охлаждающей жидкости.

Но не всегда при появление утечки в радиаторе, его необходимо менять на новый, если радиатор поврежден несильно, то его так же можно будет отремонтировать, где ни будь в специальных автомастерских, такой ремонт вам поможет сэкономить ваши же деньги!

При помощи отвертки таким же образом, ослабьте винт хомута, который удерживает тонкий шланг на патрубке радиатора.

И после ослабления хомутов тонкого и толстого шланга, отсоедините их от обоих патрубков радиатора.

Замена радиатора в ВАЗ 2109

В данном видео будет показан процесс замены радиатора системы охлаждения ваз 2109(99) своими руками. Основные.

Замена радиатора ваз 2109

Замена главного радиатора на Ваз 21099 Ваз 08 Ваз 09 Ознакомительное видео по замене главного радиатора. Всё.

5) Затем отсоедините от радиатора, но на этот раз уже самый нижний шланг, который крепится к патрубку радиатора, ослабив для этого винт хомута его крепления.

6) И в завершение операции, наклоните радиатор охлаждения в сторону двигателя, и тем самым снимите его с автомобиля.

Когда радиатор будет снят, снимите с его нижних боков, две боковых подушки, и проверьте их состояние, порванные а так же сильно затвердевшие подушки, замените на новые!

1) В начале установите новый радиатор, на свое место.

При установке, следите за тем, что бы обе резиновые подушки радиатора, вошли в отверстия поперечной рамки!

2) Затем к нижней части радиатора, подсоедините нижний шланг, и после чего заверните винт хомута его крепления.

3) Далее подсоедините два верхних шланга к радиатору, и после этого закрутите винты хомутов, которые крепят эти шланги на патрубках.

4) Теперь на радиатор охлаждения, установите вентилятор, закрутив для этого два боковых болта его крепления, а так же две гайки, которые этот вентилятор так же крепят, но в правой части.

5) Следом установите прижимную пластину, и после ее установки, заверните обе гайки ее крепления.

6) И в завершение операции, соедините между собой, колодку со жгутом проводов электродвигателя вентилятора.

Радиатор подлежит замене при обнаружении течи охлаждающей жидкости из него. В мастерской, оборудованной специальным оборудованием, радиатор можно проверить и отремонтировать.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снятие и установка радиатора выполняются на холодном двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

3. Отсоедините провода от датчика включения электровентилятора радиатора.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Отверните два болта и две гайки крепления кожуха электровентилятора радиатора.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Отверните две гайки крепления и снимите кронштейн.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Отсоедините колодку с проводами от электродвигателя вентилятора радиатора.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Наклоните кожух с электоровентилятором в сторону двигателя и выньте кожух радиатора из моторного отсека.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините два верхних шланга от радиатора.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Отсоедините нижний шланг от радиатора.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

10. Наклоните радиатор в сторону двигателя и выньте радиатор из моторного отсека.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

11. Снимите с радиатора две подушки нижнего крепления, если они остались на установочных штифтах радиатора. Замените порванные или потерявшие упругость подушки.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Одной из возможных причин перегрева двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 может быть засорение радиатора. В случае перегрева двигателя промойте радиатор водой.

статья про замена радиатора системы охлаждения на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Элементы системы охлаждения автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 — радиатор; 2 — пробка сливного отверстия радиатора; 3 — расширительный бачок; 4 — подводящий шланг радиатора;
5 — отводящий шланг радиатора; 6 — пароотводящий шланг (к расширительному бачку); 7 — кожух с вентилятором

Радиатор ВАЗ-2109 является составным элементом системы охлаждения (СО), служащей для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. От ее устойчивого функционирования зависит безопасность двигателя и автомобиля. Прекращение циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ), вызванное течью радиатора или выходом из строя другого элемента системы, приводит к перегреву и поломке. Стабильная работа системы охлаждения позволяет обеспечить равномерный съем тепла с деталей работающего двигателя, без чего нормальное его функционирование невозможно.

Алюминиевые радиаторы

Конструкция и технические характеристики радиатора

Если давление в СО снизилось до 0.03-0.13 кг/см? ниже атмосферного на холодном двигателе, то открывается впускной клапан. При выравнивании параметров последний закрывается. Радиатор охлаждения ВАЗ-2109 представляет собой элемент СО состоящий из 2 вертикальных пластмассовых бачков, соединенных между собой по высоте 2 горизонтальными рядами алюминиевых трубок. Для увеличения площади теплосъема на них напрессованы охлаждающие пластины. Левый бачок разделен горизонтальной перегородкой для изменения направления движения потока.

Охлаждающая жидкость подается через патрубок, расположенный в верхней части радиатора, а отводится через нижний. В правом бачке установлен датчик-выключатель, который управляет вентилятором радиатора. При температуре жидкости около 100 °С включается электродвигатель, а при 95 °С — отключается. Радиатор устанавливается в рамку. На него закрепляется кожух с установленным вентилятором. Рамка радиатора ВАЗ-2109, в свою очередь, крепится к корпусным конструкциям автомобиля.

Причины замены устройства

Если в процессе эксплуатации возрастает температура охлаждающей жидкости и при этом уровень не снижается, то, скорее всего, возникли проблемы с радиатором. Поскольку трубки устройства алюминиевые, а диаметр их мал, ремонту они не подлежат. Сегодня автомагазины предлагают различные присадки, растворимые в ОЖ, и тампонирующие свищи. Однако следует помнить, что их применение является временной мерой. Во время поездки неисправность может возникнуть вновь и привести к тяжелым последствиям.

Чаще всего течи радиатора возникают из-за механического повреждения пластмассовых бачков и охлаждающих трубок во время аварий либо ремонтных работ в моторном отсеке. При таком дефекте проводить восстановление нецелесообразно. В этом случае рекомендуется выполнить замену радиатора охлаждения двигателя на исправный.

Чтобы убедиться в том, что прибор не герметичен, его погружают в ванну с водой, предварительно заглушив отверстия, и подают сжатый воздух. По наличию появившихся пузырьков судят о месте и степени повреждения. Во время эксплуатации автомобиля зимой и в дождливую погоду радиатор загрязняется, особенно в нижней части. При этом существенно ухудшается охлаждение жидкости, что неблагоприятно сказывается на работе двигателя. Имеющиеся в грязи агрессивные вещества вступают в реакцию с материалом трубок, в результате чего появляются свищи.

Использование некачественного антифриза может не только привести к выходу из строя радиатора, но и стать причиной поломки других элементов системы охлаждения. Не рекомендуется в качестве ОЖ использовать воду, т. к. на внутренних поверхностях рубашки блока цилиндров, водяной помпы и трубках радиатора появляется накипь. Она приводит к ухудшению теплосъема, что негативно влияет на работу двигателя.

Для эффективной работы СО необходимо периодически проводить ее промывку и замену ОЖ. Это поможет избежать возникновения поломок и продлит срок службы элементов системы.

Пошаговая инструкция по замене радиатора

При наличии некоторых навыков демонтировать радиатор можно своими руками. Если же автолюбитель не имеет опыта ремонта, то эту работу лучше поручить специалисту. Перед началом разборки нужно подготовить емкость для отработанного антифриза. Сливать его на землю не рекомендуется, т. к. жидкость токсична и можно нанести вред окружающей среде.

Для замены радиатора ВАЗ-2109 необходимо выполнить ряд последовательных действий:

После этого снимают шланги с патрубков радиатора и оставшееся оборудование.

Если во время разборки были вынуты подушки нижнего крепления, то их необходимо установить на место, а при наличии трещин или потере эластичности — заменить. На этом работы по демонтажу дефектного радиатора считаются оконченными.

Сборка и проверка системы охлаждения

После проверки на герметичность проводят установку нового радиатора. Сборка осуществляется в обратной последовательности. После окончания монтажа в систему заливают ОЖ. Производитель рекомендует использовать оригинальные марки ТОСОЛ А-40 или А-40М. Согласно инструкции объем СО составляет 8.7 л, но на практике более 7.5 л залить невозможно.

Чтобы в системе не образовывалось воздушных пробок, машину нужно установить так, чтобы моторный отсек был выше багажника. Для контроля заполнения СО необходимо снять шланг со штуцера дроссельной камеры карбюратора. Жидкость наливают в расширительный бачок, из которого она распределяется по системе. Как только из штуцера карбюратора начнет выливаться антифриз, заливку немедленно прекращают, а шланг устанавливают на место и закрепляют хомутом.

Перед тем как закрыть горловину расширительного бачка, пробку промывают проточной водой и нажатием пальца проверяют работу клапанов на отсутствие заклинивания. Если возникли сомнения в работоспособности, крышку заменяют исправной. Прежде чем запустить двигатель, проводят визуальный осмотр системы на отсутствие протечек в местах соединений. Если таковые имеются, то неплотности устраняются, а пролитая жидкость насухо вытирается.

Для проверки системы в работе двигатель должен работать на холостых оборотах. При этом необходимо контролировать температуру ОЖ и герметичность всех соединений. Проверяется действие термостата, автоматический пуск вентилятора и работа отопителя. Если по результатам осмотра и функционированию СО замечаний нет, то на этом этапе действия по восстановлению работоспособности системы заканчиваются. После остановки двигателя и охлаждения жидкости проверяется уровень в расширительном бачке и, при необходимости, доливается до нормы.

Для стабильной работы СО двигателя необходимо периодически промывать соты радиатора, через 50-70 тыс. км проводить замену антифриза, следить за герметичностью соединений и контролировать работу других механизмов системы.

Читайте также: