Как сделать рабочую тетрадь
Интерактивные цифровые рабочие листы, представленные в этой публикациии, удобны тем, что они позволяют автоматизировать предоставление обратной связи учащимся и высвободить время учителя для индивидуальной работы с учениками.
Учебные рабочие листы, созданные при помощи этих веб-сервисов, можно использовать как в качестве домашней работы, так и для работы при очной встрече с учащимися. Основная цель создания таких учебных материалов заключается в том, чтобы поддержать процесс учения учащегося и помочь ему достигнуть учебных результатов.
Рассмотрим несколько сервисов. Кстати, о работе с каждым (с пошаговой инструкцией) из них вы можете прочитать в отдельных публикациях, ссылки на которые будут указаны.
Live Worksheets
Веб-сервис Live Worksheets позволяет рабочие материалы, созданные в форматах docx, pdf, jpg и png, превратить в интерактивный материал для самопроверки. Можно создавать рабочие листы, которые содержат несколько типов заданий: добавление текстовых полей для ввода текста, выбор правильного ответа, викторина с выбором правильного ответа, сопоставление, перетягивание правильного ответа, задания на прослушивание, задания на произношение, открытые вопросы; добавление mp3 файлов, добавление видео с YouTube, добавление ссылок. Как видно из этого списка, материал может получиться очень разнообразным.
Прежде чем создавать свои рабочие листы, можно исследовать, какие уже созданы и опубликованы коллегами.
Этот сервис содержит различные учебные видео, которые вам, с технической точки зрения, помогут в создании своих учебных материалов. Также вы можете воспользоваться инструкцией по использованию сервиса Live Worksheets, которую составила я.
Wizer.me
С помощью сервиса Wizer.me вы создаете невероятно красивые по дизайну цифровые рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять уч ащимся обратную связь. В учебной работе можно использовать этот инструмент как для формирующего, так и для итогового оценивания. Однако я всегда обращаю ваше внимание на поддерживающую и направляющую функцию этих учебных материалов. Отметки мы точно умеем выставлять, а дать формирующую оценку сложнее, и эти инструменты для нас хорошие помощники.
Сервис Wizer.me содержит достаточно большое количество различных учебных заданий, при помощи которых вы составите рабочие листы, максимально позволяющие учащимся разобраться с учебной темой. Более того, коллекция интерактивных упражнений регулярно пополняется.
Воспользуйтесь этой пошаговой инструкцией по созданию учебных материалов в сервисе Wizer.me и создайте красивые интерактивные учебные материалы.
Formative
Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся и в любой момент комментировать их ответы и предоставлять обратную связь. Этот сервис мне напоминает комбинацию из функционалов двух инструментов — Google Document и Nearpod.
Принцип работы простой. Вы создаете учебный материал в этом сервисе (видео, тексты, викторины, открытые ответы и т.д.), предоставляете доступ учащимся и со своего компьютера наблюдаете за их работой в режиме онлайн. Все :).
Учитель видит, какие ответы учащиеся выбирают в викторинах, какие тексты вводят и какие рисунки/графики изображают. Можно сразу давать комментарии на их ответы или предоставлять подсказки. По окончании работы отчеты вместе с именами ребят и их ответами сохранятся у вас на специальной вкладке.
Интересных учебных цифровых материалов, которые будут мотивировать и помогать вашим учащимся!
МАСТЕР-КЛАСС ДАРЬИ КУТУЗОВОЙ
"Как создать рабочую тетрадь
для самоисследования и самопомощи"
Для кого этот мастер-класс?
в первую очередь, для помогающих практиков
(психологов, социальных работников, коучей)
для тех, кто "вынашивает" сборник заданий или подумывает о том, что хорошо было бы оформить свой способ работы письменно
и превратить в продукт
для тех, кто ищет алгоритм “как это сделать”
и критерии “что нужно учесть, чтобы сделать хорошо”
На мастер-классе мы рассмотрим:
- типы рабочих тетрадей / воркбуков в зависимости от их цели ( сопровождение курса, идущего в ином формате (“тетрадь для домашних заданий”), промо-продукт, автономная технология для самостоятельной работы);
- типы рабочих тетрадей / воркбуков в зависимости от их основного фокуса (фокус на целевой аудитории, фокус на проблеме / навыке, фокус на методике);
- особенности читательской аудитории рабочих тетрадей / воркбуков (по результатам нашего исследования) и способы учета этих особенностей в структуре и стиле текста;
- основные элементы структуры рабочей тетради / воркбука, ориентировка в заданиях, гибкость, модульность и подбор упражнений;
- обеспечение безопасности (противопоказания, часто задаваемые вопросы, основные сложности при заполнении рабочих тетрадей / воркбуков и преодоление этих сложностей);
- способы оценки эффективности отдельных упражнений и рабочей тетради / воркбука в целом;
- варианты обращения к читателю, “голос автора”;
- некоторые нюансы оформления.
Что в результате?
В результате вы получите чек-лист из 50 пунктов
“На какие вопросы нужно найти ответы, чтобы получился качественный оригинальный сборник письменных заданий”
и будете ориентироваться в том, как с ним работать дальше
полная (не льготная) цена
для тех, кто работает с маргинализованными группами и/или сами находятся в сложной ситуации
Подойдет ли мне МК, если прямо сейчас нет идеи, что переложить в рабочую тетрадь, но очень хочется в ближайшем будущем заняться?
Да, и, надеемся, МК поможет приблизиться к реализации ваших идей.
Кому не подойдет МК?
Мастер-класс не отвечает на вопрос “как начать заниматься письменными практиками?” (при помощи рабочих тетрадей / воркбуков или без).
Он также не будет особенно полезен, если вы хотите дать письменное сопровождение обучения знаниям / навыкам, не связанным напрямую с рефлексией, самопознанием, самоорганизацией, самопомощью или иными “психологическими факторами”.
Выделяем номер страницы (ставим курсор перед цифрой 1, нажимаем левую кнопку мышки и, не отпуская её, двигаем мышку вправо). Теперь нажимаем на иконку функции “Выравнивание” и перемещаем номер страницы на середину.
Если необходимо, чтобы на первой странице номера не было видно, щёлкаем левой кнопкой мышки рядом с номером 1, нажимаем “Изменить колонтитул первой страницы” - в квадратике появляется галочка.
Щёлкаем мышкой в любом месте страницы. Номер первой страницы исчез, а на остальных страницах нумерация осталась. Прежде, чем ввести текст, необходимо выбрать шрифт, размер и цвет шрифта.
Также текст можно надиктовать с помощью функции “Голосовой ввод”. Для этого нажимаем на “Инструменты” - “Голосовой ввод”.
Слева на странице появляется микрофон.
Нажимаем на него. Микрофон становится красным в красном кружке. Одновременно появляется окно с надписью “Разрешить доступ к использованию микрофона”. Нажимаем разрешить.
Теперь можно чётко и громко диктовать текст. Он будет автоматически печататься в тетради. Когда текст напечатан, нужно нажать на микрофон. А потом на крестик, чтобы эта функция исчезла.
Теперь останется только отредактировать - и текст готов.
Для того, чтобы приблизить или отдалить содержимое документа, не изменяя размера его шрифта, можно воспользоваться функцией “Масштаб” .
Картинки, гифки
Если необходимо вставить картинку, нажимаем "Вставка" - "Изображение". Выбираем место, откуда будем вставлять картинку.
Например: необходимо скачать с рабочего стола:
Размер картинки можно уменьшить или увеличить. Для этого надо навести курсор на синюю точку в левом или правом верхнем углу (в левом или правом нижнем углу), нажать на левую кнопку мышки и, не отпуская, тянуть в сторону уменьшения или увеличения до нужного размера.
Картинку можно и повернуть. Нажимаем левой кнопкой мышки на синюю точку в самом верху картинки и, не отпуская кнопку, переводим вправо или влево.
Картинку можно обрезать, если она нужна не целиком. Дважды щёлкаем левой кнопкой мышки по картинке. Появляется чёрная рамочка.
Зажимаем левой кнопкой мышки чёрточку посередине справа или слева, снизу или сверху (в зависимости от того, что надо обрезать).
Затем щёлкаем в любом месте документа.
Рисунок готов.
Если необходимо вставить гифк (анимированную картинку), открываем новую вкладку, пишем в поисковой строке, например: “Гифк Винни-Пух”, нажимаем клавишу “Enter”.
Нажимаем на любую понравившуюся картинку. Выбираем подходящий гифк, щёлкаем по нему левой кнопкой мышки. В правом верхнем углу открывается увеличенная картинка.
Наводим курсор, щёлкаем правой кнопкой мышки.
В открывшемся окне выбираем “Копировать URL”.
Возвращаемся в Google-документ. Нажимаем “Вставка” - “Изображение” - “Вставка изображения” .
В открывшемся окне щёлкаем правой кнопкой мышки и вставляем скопированный URL.
Появляется гифк-картинка. Нажимаем “Вставить”. Гифк появляется в документе.
Теперь можно отредактировать размер (аналогично корректировке размера картинки “яблоко”).
Чтобы вставить таблицу, нажимаем “Вставка” - “Таблица”.
Нажимаем левой кнопкой мышки на голубое окошечко и, не отпуская, ведём мышку вправо на столько клеток, сколько будет колонок, и вниз на столько клеток, сколько будет строк в таблице. Отпускаем кнопку. Таблица готова.
В таблице можно измениить фон всех ячеек, каждой в отдельности, увеличить или уменьшить размер границы таблицы и задать ей цвет. Для этого устанавливаем курсор на середину таблицы, нажимаем правой кнопкой мышки. В открывшемся списке выбираем “Свойства таблицы”. В появившемся окне выбираем ту функцию, которая нужна в конкретном случае:
Границы таблицы
- увеличить или уменьшить (убрать) размер границы - выбираем нужный размер (стандартный размер границ 1 пт):
- цвет границы (стандартный цвет чёрный):
Выбираем понравившийся цвет или создаём новый. Для этого нажимаем на “Другой”.
Нажимаем На “ОК” и ещё раз на “ОК”. Цвет таблицы поменялся.
Далее выбираем цвет, нажимаем “ОК”, “ОК”. Теперь необходимо выбрать фон ячейки. Для этого выбираем ячейку, щёлкаем внутри правой кнопкой мышки, выбираем “Свойства таблицы” и работаем с функцией “Цвет фона ячейки”.
Цвет ячейки поменялся.
Если необходимо задать фон всем или нескольким ячейкам, надо поставить курсор мышки в левую верхнюю ячейку, зажать кнопку мышки и, не отпуская, вести вправо (если только закрашивать будем несколько ячеек по горизонтали),
или вниз (если закрашиваем по вертикали),
или вправо-вниз (если хотим закрасить всю таблицу).
Отпускаем левую кнопку мышки. Перемещаем курсор мыши (не нажимая на кнопки. ) на середину таблицы, нажимаем правую кнопку мышки, выбираем “Свойства таблицы” и в “Цвет фона ячейки” (смотреть алгоритм выбора цвета ячейки).
С помощью правой кнопки мышки можно объединить несколько ячеек.
Для этого щёлкаем левой кнопкой мышки по той ячейке, которую нужно будет объединить с другими. Зажимаем левую кнопку мышки и двигаем мышку вдоль всех ячеек, которые нужно объединить.
Наводим курсор мыши на середину выделенной ячейки, нажимаем на правую кнопку мышки, выбираем “Объединить ячейки” и нажимаем на эту функцию.
Если необходимо совершить обратное действие (разъединить), то снова выделяем ячейки, которые нужно разъединить, нажимаем правую кнопку мышки и выбираем функцию “Оменить объединение ячеек”.
Теперь в таблицу можно вставлять текст, картинки, гифки… Для того, чтобы вставить картинку или гифк, нажимаем правой кнопкой мышки на картинку (гифк), открывается список. Выбираем “Вырезать”. Теперь нажимаем правой кнопкой мышки в той ячейке, куда надо вставить картинку (гифк), из списка выбираем “Вставить”. Картинка (гифк) появляется в ячейке.
Если в документе было совершено ошибочное действие, можно отменить его, нажав на стрелочку слева на Панели интсрументов:
Google-документ позволяет создавать и документы с различным форматом:
- книжный (2 колонки):
Для этого необходимо, чтобы страница находилась в альбомном расположении. Нажимаем “Файл” - Настройки страницы” .
В “Ориентации” выбираем “Горизонтальная”.
Можно уменьшить размер полей:
Нажимаем на “ОК”. Теперь страница размещена по горизонтали.
Нажимаем на “Формат” - “Столбцы”. И выбираем то количество колонок, которое необходимо для работы.
Теперь весь текст будет печататься в двух колонках, как в книгах.
Если необходимо оформить буклет (с тремя колонками), то для этого снова выбираем горизонтальное расположение страницы, далее нажимаем “Формат” - “Столбцы” и выбираем третий вариант оформления.
Теперь весь текст будет размещён в трёх колонках.
Остаётся предоставить доступ обучающемуся, с которым будет проходить обучение. Нажимаем “Настройки документов” в правом верхнем углу.
Открывается окно “Совместный доступ”.
В открывшемся окне вписываем фамилию и имя обучающегося.
либо его электронную почту (аккаунт).
Справа можно выбрать формат, в котором будет работать обучающийся: редактирование (будет иметь возможность вносить изменения в документ) или просмотр (будет всё видеть, но не сможет вносить изменения). Также можно предоставить доступ большому количеству обучающихся. Для этого выбираем “Расширенные” справа внизу окна.
Далее - “Изменить”
Затем выбираем “ВКЛ для всех, у кого есть ссылка).
И далее формат доступа: просмотр или редактирование.
Нажимаем “Сохранить”. Потом “Готово”.
Теперь в электронной тетради можно работать параллельно с обучающимся или обучающимися.
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Рекомендации по структуре
и содержанию рабочей тетради
Рабочие тетради получили широкое распространение в современном образовании, т.к. играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.
Рабочие тетради способствуют:
формированию и развитию у студентов учебной деятельности, интеллектуальных умений;
обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний по конкретной учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.
Цель создания рабочей тетради:
выявить уровень знаний, умений и навыков студентов;
способствовать осознанному и прочному усвоению учебной информации через овладение навыками самостоятельной работы с учебной литературой.
Рабочая тетрадь может быть использована студентом:
в процессе обучения под руководством преподавателя;
при самостоятельном изучении теоретического материала, а также при закреплении, обобщении и систематизации изученных знаний.
Содержание рабочей тетради учебной дисциплины, междисциплинарного цикла (МДК), профессионального модуля (ПМ) должно соответствовать требованиям ФГОС, содержанию рабочей программы и календарно-тематического плана.
Уровень заданий должен соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по конкретной специальности.
Виды рабочих тетрадей:
рабочая тетрадь для проведения и выполнения практических, лабораторно-практических работ;
рабочая тетрадь (сборник ситуационных задач с алгоритмами их решения);
рабочая тетрадь (сборник контролирующих материалов).
Какой вид рабочей тетради выбрать? Выбор вида рабочей тетради напрямую зависит от:
специфики учебной дисциплины;
типа учебного занятия;
формы проведения учебного занятия (теоретическое или практическое), его дидактических целей;
методики преподавания конкретной учебной дисциплины.
Для чего необходима тематическая рабочая тетрадь на теоретическом занятии?
во избежание монотонного переписывания содержания учебников на лекциях под диктовку преподавателя или с интерактивной доски;
для активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе усвоения нового учебного материала и повышения эффективности процесса обучения.
Основой для создания тематической рабочей тетради теоретического занятия является дидактическая структура комбинированного занятия, которая состоит из 5-ти структурных элементов или этапов:
организационная часть занятия;
изучение нового материала;
закрепление изученных знаний;
При разработке рабочей тетради необходимо:
выделить раздел учебной дисциплины, МДК, ПМ и определить темы раздела;
уточнить соответствие тем раздела содержанию рабочей программы учебной дисциплины, МДК, ПМ;
структурировать и систематизировать дидактический материал учебно-методического комплекса для составления рабочей тетради;
изучить и выбрать разновидность заданий, приемлемых для включения в рабочую тетрадь;
разработать задания для различных этапов учебных занятий;
дифференцировать задания по уровням их сложности.
К каждому этапу учебного занятия необходимо продумать дидактический материал, который будет способствовать:
восприятию, осмыслению, запоминанию, воспроизведению учебного материала;
переработке учебной информации в знания;
закреплению, обобщению и систематизации знаний;
приобретению знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Провести градацию заданий по критериям:
уровень познавательной активности;
временные рамки выполнения задания;
развитие и формирование отдельных умений и навыков;
(последовательность заданий в рабочих тетрадях должна совпадать с последовательностью изучения учебного материала конкретной дисциплины).
В рабочей тетради вопросы и задания должны быть расположены по степени нарастания сложности: от заданий, требующих простой репродукции знаний, к заданиям, требующим знаний, предполагающим элементы аналитической, творческой работы.
Задания, имеющие стандартное решение, должны чередоваться с заданиями, требующими нестандартного решения.
Общие результаты и способы выполнения заданий будут отражать в целом уровень развития индивидуальных способностей студента.
В рабочей тетради могут быть представлены различные варианты заданий ( на воспроизведение изученного материала, для практического применения полученных теоретических знаний, для развития мыслительных операций):
вопросы для самоконтроля;
задания в тестовой форме;
схемы, таблицы, графики, рисунки, логико-дидактические структуры;
ситуационные задачи разного уровня сложности;
типовые, развивающие и творческие задания;
алгоритмы решения заданий, ситуационных задач;
инструкции для проведения самостоятельных, лабораторно-практических занятий.
Рекомендуется включить в рабочую тетрадь:
критерии оценивания выполненных заданий;
список рекомендуемой литературы;
систему чистых листов, которая позволит студентам делать пометки непосредственно на страницах рабочей тетради.
Рабочая тетрадь для проведения практических занятий создается с учетом дидактической структуры практического занятия и должна быть представлена в виде практико-ориентированного учебного пособия, в котором дается описание профессиональных компетенций по конкретной специальности, должны быть представлены нормативно-правовые документы и инструкции по технике безопасности.
Структура изложения учебного материала в практико-ориентированных учебных пособиях существенно отличает их от традиционных.
Это практикумы, где дается описание выполнения профессиональных приемов, манипуляций, единиц работы.
Преимуществом этих пособий является большое количество иллюстраций, которые представляют описание медицинских манипуляций более ярким, конкретным, точным и дают возможность использовать учебные пособия во всех структурных элементах практического занятия, на всех его этапах, при применении различных методов обучения.
Текстовая часть рабочей тетради для практических занятий должна быть краткой и доступной, понятной для восприятия и понимания, сопровождаться большим количеством дидактического материала: таблицы, схемы, алгоритмы выполнения манипуляций, примеры практических ситуаций, образцы выполнения лабораторно-практической работы, образцы решения ситуационных задач, образцы заполнения таблиц, схем, опорных сигналов.
При создании рабочих тетрадей для практических занятий
Преподавателю необходимо структурировать, систематизировать обобщить изученный теоретический материал и отразить его в таблицах, схемах, опорных сигналах, т.е. создать дидактический материал для проведения актуализации опорных знаний на практическом занятии.
Таким образом, рабочие тетради являются средством управления учебно-познавательной деятельности студентов. Они способствуют формированию и развитию у студентов учебной деятельности, интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.
Читайте также: