Как сделать прогулку в детском саду интересной

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Я обратила внимание, что воспитатели не занимаются с детьми во время прогулок.

Решила поинтересоваться, должно ли так быть. С одной стороны , это неплохо. Дети должны уметь играть самостоятельно и иметь возможность передохнуть от контроля взрослых. С другой стороны , пускать процесс полностью на самотёк - неправильно. Дошкольники ещё не способны контролировать себя в полной мере, переключаться с активных игр на спокойные.

Сейчас лето - чаще всего воспитатель утром встречает детей на площадке перед садом. Вечером тоже почти всегда забираем детей на улице.

По моим наблюдениям, дети всегда играют сами по себе. Сын говорит, что ситуация аналогична и на дневной прогулке .

Также из моих наблюдений: у детей не так уж много вариантов самостоятельных занятий на прогулке в детском саду.

Вот они какие:

1) Чаще всего вижу, как дети гоняются друг за другом. В моём детстве подобная игра называлась "Салочки" . Сейчас - "Бабка Гренни" . Она конечно активная, спортивная и связана с физическим развитием. Но вот что мне не нравится: во-первых , дети взмокшие, красные, запыхавшиеся; во-вторых , игра жестокая. Дети грубо дразнят водящего - "Бабку Гренни". Поэтому быть "водой" в этой игре - дело обидное.

Моё мнение: если уж и разрешать детям эту игру во время прогулок, то всё равно нужно контролировать их. Как только стало заметно, что дети устали - переключить их на спокойную игру.

2) Футбол . В нашей группе на прогулке это занятие на 2 месте. Если дети не играют в "Бабку Гренни" - значит гоняют в футбол. Причём и девочки, и мальчики. В общем и целом, эта игра более позитивная. Мой сын обожает футбол. Играем в него и дома, даже со мной.

Но основной минус тот же - дети сами не могут вовремя переключиться и, как результат, они все вспотевшие и разгорячённые. Любой сквозняк, сильный ветер в таком состоянии окажется опасным. А дети в садике и так часто заболевают.

Я постоянно говорю сыну: "Учись контролировать себя. Поиграл в активные игры, чувствуешь, начинаешь потеть - остановись. Поиграй в спокойные игры, остынь. А потом можно и опять побегать". Он соглашается со мной. Но вот прихожу забирать его из сада, а он опять неестественно малинового цвета. Убегался. И, вообще-то, он в этом возрасте не может себя настолько контролировать. И как же устоять, когда "в бой" рвутся и бегают все друзья.

Да,да. Контролировать должен воспитатель. И ФГОСы есть специальные и СанПиН согласен со мной))))). Почитала их перед написанием статьи. Но там только общие рекомендации, на основании которых каждый Детский сад составляет собственные внутренние документы. Об этом чуть ниже.

3) Песочница. Лепить куличики, строить дороги и многое другое можно в песочнице, но эта забава больше подходит для малышей. Дети из старших групп уже "насиделись в песочнице" и это их мало привлекает. Хотя занятие спокойное и даже интересное. Ещё прошлым летом мы с сыном строили на куче песка тоннель.

Здесь тоже, конечно можно найти свои минусы, например, брошенный в глаза или насыпанный на голову песок.

Сколько не спрашиваю сына, занимается ли с ними воспитатель на прогулке - говорит, что нет. Они гуляют сами по себе. Возможно он в силу возраста ещё не может дать мне точную информацию. Из того, что удалось увидеть самой - его слова подтверждаются.

Говорила с воспитателями. Мне ответили, что дети, в основном, занимают себя сами на прогулке и контролировать их очень сложное занятие.

Стала интересоваться дальше. Узнала, что у каждого садика есть собственное " ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК С ОБУЧАЮЩИМИСЯ", составленное именно для конкретного учреждения.

Вот что я прочитала в документе одного из садиков:

Описание мне очень понравилось. Хочется верить, что и на деле в том саду всё обстоит именно так. Да и в других тоже.

На сайте нашего садика подобного документа найти мне не удалось. Может там его и не должно быть. Может называется по-другому. В общих положениях удалось найти пару строк о прогулке, схожего содержания с цитатой выше.

В общем-то садик у нас хороший. И территория красиво оформлена, и внутренние помещения. Организуются отличные праздники и мероприятия, проводятся собрания. Занятия с детьми тоже организованы. Вопрос только к прогулкам.

А как обстоят дела с прогулкой в ваших детских садах? Если вы работаете в детском саду или водите туда детей, мне будет очень интересно почитать информацию от вас в комментариях!

P.S. Нереально ответить всем в комментариях. Решила дополнить тут:

1. Я не против свободной деятельности детей. Очень даже за самостоятельность. Но нужен контроль. Дети малы и ещё не способны в некоторых вещах вовремя себя "тормозить". Речь только об этом.

2. Дошкольное ОБРАЗОВАНИЕ - это не только "присмотр и уход". Это образовательная деятельность согласно возрасту.

4. Люди в комментариях полезли в дебри. Много негатива, к сожалению. Не думала такое "вызвать". Просто каждый воспринимает инфо по-разному. В соответствии со своим жизненным опытом, взглядами. Да и в садах всё по-разному. Где-то работают от души. Где-то абы как. Соответственно, и судят по разному.

Понравилась статья? Поставьте лайк!)

ПОДПИШИТЕСЬ на канал, если хотите видеть статьи в своей ленте рекомендаций!

Мы будем делиться с вами интересными развивашками, в том числе, НЕ ТРЕБУЮЩИМИ МНОГО ВРЕМЕНИ, но несущими огромную ПОЛЬЗУ в развитии.

Будем благодарны, за РЕКОМЕНДАЦИЮ нас вашим знакомым (всем, кто воспитывает/работает с детьми) и КОММЕНТАРИИ! ))

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, вожатым, студентам, осуществляющим работу с детьми в летнее время. Разработка представлена для работы в природе и наблюдением за реальностью без применения иллюстраций. В материале размещены разные виды прогулок с наблюдениями, приведены примеры применения художественного слова и элементов фольклора, что позволяет сделать прогулки более интересными для малышей и детей младшего и среднего школьного возраста.


7. Прогулка на огород
Посадка овощных культур: огурцов, гороха, лука, репы, бобов. Отметить, что семена огурцов - овальной формы, белого цвета с белым ростком; семена гороха - круглые, крупные, светлые; семена лука - черного цвета, треугольной формы, а бобы - крупные, овальные, черные. Одним детям предложить сделать бороздки и посадить семечки, а другим - засыпать землей и осторожно полить.

18. Наблюдение за ветром
Обратить внимание детей на ветер. Дать детям вертушки или полоски бумаги для определения силы ветра. Если дует ветер, обратить внимание на то, как качаются ветки деревьев и их верхушки.
Художественное слово.
«Ветер, ветер, ветерок,
Ты сегодня нам помог.
Сдул с дороги тучи пыли,
С ними скрылся вдалеке.

24. Обратить внимание на изменения погоды
Отметить цвет неба, есть ли облака, дует ли ветер. Объяснить, что по виду неба можно определить погоду. Если небо днем голубое, а во время захода солнца золотистое или желто-розовое, будет ясная погода. Если во время дождя во второй половине дня появляется радуга - наступит хорошая погода. А если радуга утром - то будет дождливый день.

29. Прогулка на огород
Отметить, что вся грядка лука стала зеленой. Всходы лука похожи на оружие для метения стрел, вот поэтому его называют луком. Отметить заметно подросший тонкий стебель гороха с перистыми листочками. Поставить к гороху палочки.

З9. Наблюдение за поведением животных
В жаркие дни обратите внимание детей на поведение животных. Кошка лежит в тени, собака высунула язык и тяжело дышит. Животным тоже жарко, им хочется пить. В укромном месте можно поставить сосуды (большие, плоские) с водой для птиц.

45. 0тметить состояние погоды
Вспомнить, какой была погода вчера. Что изменилось сегодня? Солнечно или пасмурно?

53. Наблюдение за пижмой.
Покажите детям растение с высоким прямым стеблем, унизанное рассеченными стеблями. Это пижма. Растение имеет сильный запах. Наверху ярко - желтый щиток. Пижму еще называют дикой рябиной за сходство листьев с листьями рябины. Пижма - лекарственное растение. Предложите зарисовать с натуры это растение.

54. Прогулка на огород
Поспел горох, бобы. Можно собирать урожай. Показать, как нужно правильно обрывать стручки гороха и бобов. Порадоваться, какой богатый урожай собрали.

55. Наблюдение за цикорием
Голубые соцветия радуют взор. Рано утром они открываются навстречу солнцу, а днем закрываются. Отметить, что цикорий применяется в пищевой промышленности как заменитель кофе.

60. Наблюдение за изменениями в природе.
Вспомнить, какое сейчас время года, какой месяц. Предложить сравнить погоду и состояние природы в начале и в конце лета. Что изменилось?
Почему на некоторых деревьях появились желтые листья?
Что случилось с цветами на клумбах?
Какие новые цветы расцвели?
Какой стала трава на участке?
Как греет солнце?
Какое время года сменит лето?
Какие признаки говорят о том, что наступает осень?

При организации на улице спортивного досуга или прогулки надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими в любое время года.

К месту прогулки на поле, на лугу или спортивной площадке предъявляются как санитарно-гигиенические, так и эстетические требования. Необходимо убрать всё, что может угрожать здоровью ребёнка.

Особое внимание уделите одежде ребёнка. Ребёнку должно быть удобно и легко в одежде, а также он должен быть максимально задействован – тогда дошкольнику будет интересно и радостно.


Весной пробуждается вся природа. Весеннее солнышко своими лучами обогревает и ласкает малышей. Весной и летом проводите как можно больше времени на воздухе, используя для этого природный ландшафт: луг, лес, реку.

Лес – отличное место для проведения спортивного досуга. Дети могут прыгать через ветки, ручейки, канавки, бросать шишки. А если встретится поваленное дерево, то его можно использовать в качестве гимнастического бревна. Спортивные игры делают пребывание детей в лесу интересным и полезным.


Летом дети любят играть на лугу в различные игры с мячом. На мягкой траве хорошо бегать босиком, кувыркаться, прыгать. Помните, что весенне – летний период – это самое лучшее время для закаливания.

Самая удивительная пора – осень. Как правило, погода в начале осени теплая и сухая, а солнце ещё ласково греет. Позвольте детям как можно дольше насладиться последними деньками перед короткими зимними днями.


Сентябрь и октябрь – это прекрасное время для проведения прогулок и походов в лес за природным материалом. Такие прогулки объединяют семью не только во время прогулок, но и в процессе последующей творческой деятельности, например, при изготовлении поделок из природного материала.

Выпал первый снег – значит пришла зима… Можно ли описать радость детей? С каким удовольствием они играют на снегу!


Чистый зимний воздух очень полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катания на санках, лыжах и коньках.

Предлагаем игры –забавы, которые можно проводить в любое время года:

Перекидывание предмета (игрушки, снежного комка и т.д.) и ловля его ведущим, выбранным считалкой.

Одновременное перепрыгивание группой из 3 – 5 человек через длинную скакалку.

Выбранный считалкой ребёнок пытается догнать и забрать предмет (рукавичку, конфету, снежный ком), передаваемый из рук в руки стоящими по кругу.

Группа из нескольких человек идут по кругу, взявшись за руки и по команде ведущего повторяют движения.

- Ровным кругом друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что Андрейка нам покажет,

То и будем повторять!

Составитель: воспитатель первой квалификационной категории Чеснокова О.Ю.

10 зимних занятий на свежем воздухе для дошкольников

Если вы планируете прогулки с детьми на улице, заранее предупредите об этом родителей. Дети должны быть одеты соответственно погоде. Попросите родителей дать детям запасные варежки и шапку на случай, если ребенок испачкается.

Когда вы будете готовы к зимним прогулкам на свежем воздухе, вы можете попробовать занятия, которые, несомненно, понравятся детям.

1. Наблюдайте за хвойными деревьями

Зимой особенно заметны хвойные деревья. Наблюдение за ними поможет детям больше узнать об окружающей среде. Если рядом со школой, детским садом растут сосны или ели, вы можете совершить прогулку возле них. Предложите детям следующие занятия:

  • ищите шишки на земле и на деревьях;
  • ищите кормушки для птиц на лиственных деревьях;
  • станьте под сосной или елью и посмотрите вверх сквозь ветви. Пусть дети расскажут, что они видят. В свою очередь, вы расскажите детям о том, что хвойные деревья защищают от непогоды;
  • расскажите детям о том, что возраст сосны или ели можно определить по количеству мутовок (ярусов веток, расположенных кольцами). Предложите детям определить возраст дерева.

2. Выберите дерево

Совершите прогулку в ближайший парк. Предложите детям выбрать дерево, которое им нравится, и понаблюдать за ним. Предложите поразмышлять над такими вопросами:

  • В чем выбранное дерево похоже на окружающие деревья и в чем отличается от них?
  • Как это дерево помогает окружающей среде?
  • Это дерево живое? Как ребенок это узнал?

Предложите детям записать признаки того, как по внешнему виду дерева узнать, что наступила зима. Это могут быть голые ветви, следы животных на снегу возле дерева, кормушки на ветвях и т. д.

3. Выдувайте мыльные пузыри

Пускание мыльных пузырей – это не только летнее занятие. Возьмите на прогулку мыльный раствор. Предложите детям пускать пузыри и наблюдать, как они кристаллизуются на морозе. Понаблюдайте, как пузыри, долетая до земли, не лопаются, а катятся по асфальту. Предложите детям прикоснуться к пузырям и описать, что они при этом чувствуют. В конце концов мыльный раствор замерзнет, и дети смогут наблюдать, как на поверхности появятся кристаллы. После этого расскажите детям о том, как жидкости замерзают при низкой температуре. После этого возвращайтесь в помещение, чтобы не замерзнуть.

Помните, что этот эксперимент можно провести только при температуре ниже нуля. Мыльный раствор перед выходом на улицу лучше охладить.

4. Проведите эксперимент с водой и снегом

Раздайте каждому ребенку по три чашки и вынесите их на улицу, чтобы наполнить их снегом. Затем вернитесь в помещение. Долейте в первую чашку с снегом немного горячей воды, во вторую – немного воды комнатной температуры и в третью – немного холодной воды. Попросите детей сравнить, что стало со снегом в каждой чашке.

Этот забавный научный эксперимент продемонстрирует детям, как и при какой температуре тает снег. В начале эксперимента спросите у детей, что они знают о снеге и что, по их мнению, произойдет, если добавить в снег воду. Снег растает или останется таким же, как и раньше?

5. Сделайте кормушку для птиц

Расскажите детям о птицах, которые не улетают на зиму в теплые края. Чтобы ваш рассказ был наглядным, сделайте вместе с детьми кормушку для птиц. Кормушку можно сделать из обыкновенных шишек.

Возьмите шишку и обвяжите вокруг нее веревку. Затем смешайте арахисовое масло с кукурузной мукой и овсяными хлопьями. Ложкой или пальцами нанесите эту смесь на шишку. Наконец, насыпьте на тарелку разных семян и обваляйте в них шишку, чтобы покрыть всю поверхность.

Повесьте кормушку на дерево и наблюдайте за птицами и белками, которые будут приходить к кормушке. Предложите детям записывать виды птиц, которых они увидят, и сравнить с теми, которых они обычно видят летом.

6. Окружающие звуки

Когда вы вернетесь в помещение, попросите детей поделиться тем, что они услышали. Запишите на доске все звуки, которые назовут дети.

7. Следы животных

Во время игры вы можете дать детям подсказки:

  • Отпечатки следов. Есть ли у животного когти? Сколько их?
  • Следы перьев. Если рядом со следами лап есть еще и выпавшие перья, это может стать хорошей подсказкой.
  • Походка. Животное шло или бежало? Постановка лап параллельная или диагональная?
  • Помет. Это может вызвать у детей смех, но это также указывает на то, что здесь недавно было животное.
  • Следы когтей на коре деревьев. Подобные знаки могут также указывать на то, что здесь было животное.

8. Создайте аппликацию из природных материалов

Даже если зимой не растут яркие цветы, это не значит, что нельзя создать аппликацию. Во время прогулки предложите детям собрать все, что они захотят использовать в аппликации. Это могут быть листья, ветки или даже камни. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте дерево или животных, которых можно встретить зимой. Добавьте к рисунку природные материалы. Рядом с рисунком напишите свои наблюдения. Насколько большое животное, изображенное на рисунке? На кого или на что оно похоже?

Вы можете взять на прогулку фотоаппарат и сфотографировать места, которые вы исследовали, и другие объекты, которые дети могли пропустить. Когда вы вернетесь в помещение, обсудите с детьми то, что им больше всего запомнилось во время прогулки.

9. В поисках цветов

Хотя зимой практически вся природа окрашена в белый цвет, все же можно найти большое количество красочных объектов. Выдайте каждому ребенку лист бумаги, поделенный на два столбца. В левом столбце написано название цвета, в правом ребенок должен нарисовать предметы, соответствующие этому цвету. При творческом подходе дети могут отыскать много подходящих предметов зимой.

10. Охота за сокровищами

Эта игра всегда приносит детям много удовольствия. Перед выходом на улицу составьте для детей список предметов, которые им нужно будет найти. Это могут быть шишки, камни, ветки и т. д. Выдайте детям список и корзину и скажите, что во время прогулки они должны собрать как можно больше предметов из списка.

Читайте также: