Как сделать проект средневековая деревня
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 08.10.2024
Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;
личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
III. Актуализация знаний
— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?
— Из кого образовался класс зависимых крестьян?
К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.
— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
(Знакомство с планом урока.)
План урока
- Господская земля и крестьянские наделы.
- Феодал и зависимые крестьяне.
- Крестьянская община.
- Как жили и трудились крестьяне.
- Натуральное хозяйство.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?
IV. Работа по теме урока
1. Господская земля и крестьянские наделы
(Работа со словарем.)
Вотчина — наследственное земельное владение феодала.
Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.
Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.
Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.
(Ученики выполняют задание.)
2. Феодал и зависимые крестьяне
Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?
За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.
Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.
— обработка господской пашни;
— строительство и починка его дома, мостов;
— долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
Исторический документ
— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?
— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?
— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?
— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?
(Проверка выполнения задания.)
— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?
— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?
3. Крестьянская община
Крестьяне в Средние века были объединены в общины.
Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.
(Проверка выполнения задания и составление схемы.)
Причины объединения крестьян в общины:
Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать
- Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
- Поддерживала мир и порядок на своей территории
- Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
- Следила за соблюдением традиций и обычаев
- Помогала беднякам выплачивать налоги
- Разыскивала преступников
- Опекала крестьянских вдов и сирот
- Проводила празднества и игры
- Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ
4. Как жили и трудились крестьяне
— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?
Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.
Дополнительный материал
Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.
Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.
Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.
А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.
Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.
Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.
Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.
Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…
Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.
Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.
У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.
— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!
Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.
— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.
— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили ) землю. Бороться надо!
С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.
Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…
(Проверка выполнения задания.)
5. Натуральное хозяйство
— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?
— Кто делал орудия труда?
— Кто строил дом феодалу?
— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?
— Как называется такое хозяйство?
(Работа со словарем.)
Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.
— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.
1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .
2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?
— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?
№ слайда 1
Средневековая деревняи ее обитатели История средних веков 6 класс Составил: учитель истории МОУ ООШ №12 г.о. Новокуйбышевск Дерегузова Наталья Васильевна
№ слайда 3
Что такое турнир?Кого называли герольдами?Кто допускался к турниру?За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире?
№ слайда 5
"Знаешь ли ты истрию военного искусства?" 1. Известно, что рыцарь – это конный воин. Перечислите, чем он был вооружен. И как он был экипирован.
№ слайда 6
2. Во время турнира рыцарей поджидали опасности: можно было получить увечье, травму при падении из седла и даже погибнуть. Но самым большим наказанием для участников турнира следует считать …пыль.Объясните, почему?
№ слайда 7
"Путешествие в средневековье" Представьте, что вы попали… в рыцарский замок. Расскажите, что он представлял.
№ слайда 8
План изучения новой темы Отношения феодала с крестьянами.Крестьянская община.Жизнь крестьянНатуральное хозяйство.
№ слайда 9
Феодалы – собственники земли (поместье) – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
№ слайда 10
Феодал и зависимые крестьяне. Это принудительные обязанности за пользование крестьян землей феодала.Все работы в поместье ФеодалаЧасть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину.
№ слайда 11
№ слайда 12
Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?
№ слайда 13
№ слайда 14
Вы наверное устали?Ну тогда все дружно встали.
№ слайда 15
Ножками потопали,Ручками похлопали,
№ слайда 16
Покрутились, повертелись,И за парты все уселись.
№ слайда 17
Глазки крепко закрываем,Дружно до пяти считаем.
№ слайда 18
Открываем, поморгаемИ работать продолжаем
№ слайда 19
Крестьянская община ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай. Владела угодьямиподдерживала мир и порядокпомогала бедным выплачивать налогиоказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ
№ слайда 20
Жизнь крестьян Прочитайте текст и ответьте на вопросы:Какие работы выполняли крестьяне в поместье феодала?Какие повинности несли крестьяне?Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого источника?
№ слайда 21
5.Труд крестьян. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.
№ слайда 22
5.Труд крестьян. Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.
№ слайда 23
Натуральное хозяйство. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине.
№ слайда 24
Натуральное хозяйство Хозяйство, где все необходимое производиться не для продажи,а для собственного потребления называется натуральным
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Содержание
Подготовил: учитель истории ГБОУ школы 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга Ивашко Ирина Алексеевна Феодалы и крестьяне Средневековая деревня и её обитатели.
Слайд 2
Выпишете определения в тетрадь. Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода). Феодали?зм— правовая административная система правоотношений в обществе, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам. Фео?д, также фьеф, лен— зе?мли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором (иногда в наследственное ) владения, пользование и распоряжение которыми осуществлялось на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Вассалите?т— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров). Широко была распространена в средневековой Западной Европе.
Слайд 3
Слайд 4
Вотчина, поместье Господский надел Крестьянский надел Амбар феодала Крестьяне кормили себя и свою семью
Слайд 5
Феодал и зависимые крестьяне.
Повинности (принудительные обязанности) Барщина Оброк
Слайд 6
Крестьяне
Лично зависимые Поземельно зависимые Судебно зависимые
Слайд 7
Почему крестьяне несли повинности?
Слайд 8
Деревнякрестьян.-Обычно насчитывали 10-15 дворов(реже 30)
Жилище Приусадебный участок: -сад -огород -виноградник Хоз. постройки Пашни и покосы
Слайд 9
Кухня крестьян
Средневековая похлебка: Говяжья рулька- 900 г 4-6 штук мозговых костей 2-3 литра воды2 пера лука порея 2 репчатые луковицы Четверть плотного кочана белокочанной капусты 100 г хлебных крошек Несколько веточек шафрана 2 столовые ложки соли Черный молотый перец
Слайд 10
Урожай крестьян.
Посеянное зерно Полученное зерно Остаток на семена Оброк господину Для церкви Пропитание семьи крестьянина
Слайд 11
- Трехполье- система севооборота с чередованием пара, яровых и озимых культур. Нехватка удобрений Плохая погода Большая смертность людей Старые орудия труда
Слайд 12
Голод и болезни.
1221 год- в Польше 3 года подряд лили проливные дожди и происходили наводнения, результатом чего стал двухлетний голод. Многие умерли. 1223 год- были сильные заморозки, которые погубили посевы, отчего последовал великий голод во всей Франции. Жестокий голод в Ливонии, настолько, что люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы воров, чтобы пожирать их. 1263 год- очень сильный голод в Моравии и Австрии. Многие умерли. Ели корни и кору деревьев. 1277 год- в Австрии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы.
Слайд 13
Голод Эпидемии В X веке в Европе появляется так называемая горячка, или священный огонь. Туберкулез Проказа Экзема Чума Нехватка рабочей силы Облегчение жизни крестьян.
Слайд 14
Слайд 15
Подавляющее большинство населения средневековой Европы проживало в сельской местности. Средневековая деревня и ее обитатели были главными поставщиками продуктов питания духовенству, феодалам и обитателям городских поселений. Земли, на которых хозяйствовали крестьяне, находились в собственности феодальных сеньоров. Так, на рубеже IX—X вв. еков сформировались феодальные вотчины и поместья, обрабатываемые попавшими в кабалу крестьянами.
Планы средневековых деревень
Крестьяне составляли основную часть средневекового населения Европы. Однако деревенские поселения имели существенные отличия друг от друга. Расположение крестьянских домов и иных деревенских строений, а также их количество, в первую очередь, определялось характером местности, в которой находилась деревня.
На плодородных землях равнин с обширными луговыми пастбищами размещались деревни, число крестьянских домов в которых могло достигать пяти десятков. С уменьшением плодородности окружающих деревню земель пропорционально снижалось и количество деревенских строений.
Большую роль в процессе организации деревенских поселений играл тот фактор, что средневековый крестьянский дом мог без особых проблем перемещаться его хозяевами на значительное расстояние. Причем для этого были не нужны какие-либо сложные приспособления и механизмы. Достаточно было специальной повозки.
В зависимости от того, как выглядит деревня на план-схеме, историками введена следующая классификация:
- Крестообразная деревня. Тип поселения, состоящий из двух, пересекающихся под прямым углом, улиц. В точке пересечения располагался своего рода административный центр. В нем размещались поместье феодала и часовня.
- Кучевое поселение, или несколько хаотично расположенных улиц, большинство из которых оканчивались тупиком.
- Лучевая деревня, считающаяся наиболее популярным типом средневекового поселения. Центральная площадь селения с обязательной часовней, занимала географический центр населенного пункта. В непосредственной близости от него возводился дом или поместье феодала. Остальные улицы отходили от площади в радиальных направлениях, напоминая картинку с солнечными лучами.
- Деревня-дорога. Такая схема расположения строений, представляющая собой одну длинную улицу, была характерна для поселений, размещавшихся в поймах крупных рек.
В рабочий процесс средневекового поселения были включены и дети простолюдинов, как правило, продолжавшие дело своих родителей. Широкое распространение получали ранние браки, а количество детей в семьях поселян составляло 3-7 человек. При религиозных общинах функционировали школы и дети бедноты иногда, правда, очень редко, имели возможность учиться.
Тип ведения хозяйства в средневековых деревнях носил характер натурального, то есть продукция, в нем произведенная, в нем же и потреблялась. Все недостающее становилось предметом обмена с бродячими или ярмарочными торговцами.
Орудия, применявшиеся в процессе обработки земли, использовались без каких-либо существенных усовершенствований на протяжении всего средневекового периода:
Читайте также: