Как сделать проект по литературе 5 класс

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Организуйте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; "критики" оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы "Русские басни".

Составим план проекта "Русские басни" по материалам программы для 5 класса.

  1. Рассказ о творчестве Ивана Крылова - выступает один или два ученика
  2. Чтение басни Крылова "Свинья под дубом", которое сопровождается театральной инсценеровкой, в которой участвует свинья, дуб, и ворон.
  3. Рассказ о творчестве Ивана Дмитриева, выполняется одним учеником
  4. Чтение басни "Муха" сопровождается инсценировкой с участием Быка и Мухи.
  5. Краткий обзор творчества баснописцев Сумарокова, Хемницера, Майкова.
  6. Выступление критиков. Критики, пять человек,поочередно дают оценку выступлениям и выбирают лучшего исполнителя.
  7. Подведение итогов, вывод о роли басни в литературе.

Проект по теме "Русские басни".

Басня оказалась самостоятельным жанром литературы, короткой поучительной историей, в которой обязательно имеется мораль

Обозначим читателей буквами А и Б.

А: Какие события послужили источником для совершения отроком своего подвига?

Б: Печенеги осадили Киев, а князь Святослав с дружиной был где-то далеко.

А: И что творилось в Каиеве во время осады?

Б: Голодали люди. Никто не мог выйти из города. Ольга даже хотела сдать Киев.

А: Но ведь какие-то планы у них были, какая-то надежда?

Б: Единственный шанс был переплыть на другой берег Днепра - там стоял воевода Претич, который не знал о голоде в Киеве.

А: И почему они сразу не послали никого к Претичу?

Б: Чтобы добраться до Днепра надо было пройти через лагерь печенегов

А: Но ведь как-то они спаслись?

Б: Да, благодаря отроку, который вызвался пробежать через лагерь печенегов и переплыть Днепр

А: И печенеги его не схватили?

Б: Отрок умел говорить на их языке и запутал их, а когда печенеги спохватились было поздно

А: Хорошо, что есть еще такие отроки на белом свете.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение - кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

В своей басне "Две бочки" Крылов описывает ситуацию, когда один производит много шума, но пользы от этого нет совершенно, а второй молча делает свое дело и приносит всем пользу. В басне героями сделаны бочки - пустая и с вином. Пустая несется громко и быстро, но она пустая и ничего не принесет. Бочка с вином катится медленно и тихо, зато польза от нее очевидна.

Мораль здесь в том, что надо спокойно делать свое дело, а не носится с шумом ничего не делая.

Вопросы для викторины:

  1. С чем были бочки?
  2. Почему пуста бочка громыхала?
  3. Почему бочка с вином катилась медленно?
  4. Как реагировали на приближение пустой бочки прохожие?

Даже не знаю, как бы оценила учительница мое видение и ассоциации. Возможно двойку бы влепила, а может быть и нет.

Ассоциация со строками известного произведения А.С. Пушкина современная.

Лукоморье - это моя многострадальная страна.

Леший бродит - бомж бродит, роясь в мусорных баках.

Среди невиданных зверей - богема.

Там лес и дол видений полны - куча супермаркетов и торговых центров, которыми застроили столицу.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных - новая полиция патрулирует город иногда толпами по праздникам, иногда на машинах с сиреной.

В образе королевича мне представляется какой-нибудь идейник, который борется с несправедливостью законности в нашем обществе.

Организуйте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; "критики" оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы "Русские басни".

Составим план проекта "Русские басни" по материалам программы для 5 класса.

  1. Рассказ о творчестве Ивана Крылова - выступает один или два ученика
  2. Чтение басни Крылова "Свинья под дубом", которое сопровождается театральной инсценеровкой, в которой участвует свинья, дуб, и ворон.
  3. Рассказ о творчестве Ивана Дмитриева, выполняется одним учеником
  4. Чтение басни "Муха" сопровождается инсценировкой с участием Быка и Мухи.
  5. Краткий обзор творчества баснописцев Сумарокова, Хемницера, Майкова.
  6. Выступление критиков. Критики, пять человек,поочередно дают оценку выступлениям и выбирают лучшего исполнителя.
  7. Подведение итогов, вывод о роли басни в литературе.

Проект по теме "Русские басни".

Басня оказалась самостоятельным жанром литературы, короткой поучительной историей, в которой обязательно имеется мораль

Обозначим читателей буквами А и Б.

А: Какие события послужили источником для совершения отроком своего подвига?

Б: Печенеги осадили Киев, а князь Святослав с дружиной был где-то далеко.

А: И что творилось в Каиеве во время осады?

Б: Голодали люди. Никто не мог выйти из города. Ольга даже хотела сдать Киев.

А: Но ведь какие-то планы у них были, какая-то надежда?

Б: Единственный шанс был переплыть на другой берег Днепра - там стоял воевода Претич, который не знал о голоде в Киеве.

А: И почему они сразу не послали никого к Претичу?

Б: Чтобы добраться до Днепра надо было пройти через лагерь печенегов

А: Но ведь как-то они спаслись?

Б: Да, благодаря отроку, который вызвался пробежать через лагерь печенегов и переплыть Днепр

А: И печенеги его не схватили?

Б: Отрок умел говорить на их языке и запутал их, а когда печенеги спохватились было поздно

А: Хорошо, что есть еще такие отроки на белом свете.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение - кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

В своей басне "Две бочки" Крылов описывает ситуацию, когда один производит много шума, но пользы от этого нет совершенно, а второй молча делает свое дело и приносит всем пользу. В басне героями сделаны бочки - пустая и с вином. Пустая несется громко и быстро, но она пустая и ничего не принесет. Бочка с вином катится медленно и тихо, зато польза от нее очевидна.

Мораль здесь в том, что надо спокойно делать свое дело, а не носится с шумом ничего не делая.

Вопросы для викторины:

  1. С чем были бочки?
  2. Почему пуста бочка громыхала?
  3. Почему бочка с вином катилась медленно?
  4. Как реагировали на приближение пустой бочки прохожие?

Даже не знаю, как бы оценила учительница мое видение и ассоциации. Возможно двойку бы влепила, а может быть и нет.

Ассоциация со строками известного произведения А.С. Пушкина современная.

Лукоморье - это моя многострадальная страна.

Леший бродит - бомж бродит, роясь в мусорных баках.

Среди невиданных зверей - богема.

Там лес и дол видений полны - куча супермаркетов и торговых центров, которыми застроили столицу.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных - новая полиция патрулирует город иногда толпами по праздникам, иногда на машинах с сиреной.

В образе королевича мне представляется какой-нибудь идейник, который борется с несправедливостью законности в нашем обществе.

Методическая разработка

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.

Методическая разработка

I. ВВЕДЕНИЕ - с. 2 - 3

II. Основная часть

1. Глава 1. Организация проектной деятельности

на уроках литературы.

1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся

в технологии проектного обучения - с. 4 – 11

1.2. Правила успешной проектной деятельности - с. 11

1.3. Общие подходы к структурированию проекта - с. 11

1.4. План действий учащихся в проекте - с.11 - 12

1.5. Критерии оценивания работ учащихся - с.12

2. Глава 2. Классификация проектов по литературе

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу

или виду деятельности - с. 13

2.2. Виды проектов по содержательной деятельности - с. 13 - 14

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта - с. 14

3. Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы. - с. 14 - 15

III. Заключение - с.16 – 17

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ - с. 18 – 19

V. ЛИТЕРАТУРА - с. 20

На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха, зато должна присутствовать радость от преодоления трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Школьный проект — это первая научная работа школьника. Оформляется она примерно так же, как остальные исследовательские работы, в несколько упрощенной форме.

Титульный лист

Правильное оформление титульника - это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки.

  • В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта.
  • В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку.
  • Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: "Выполнил ученик 3 "А" класса Иванов Иван".
  • Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы (номер школы). Выравнивание по правому краю. Выглядеть это должно так: "Руководитель проекта: Петрова Мария Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №100 г. Якутска".
  • В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта.

Оглавление

В разделе "Содержание" указываются все разделы по порядку (они выравниваются по левому краю). Напротив, с выравниванием по правому краю, указывается страница, на которой начинается соответствующая глава. Между названием раздела и его страницей в оглавлении ставятся точки. Обратите внимание: каждый раздел из указанных ниже начинается с новой страницы.

Цели и задачи

На второй странице нужно указать, какие цели и задачи преследует выполненная работа.

  • Цель вытекает из темы, которую мы указали на титульном листе.
  • Задачи - это те действия, которые ребенок предпринял, чтобы достичь цели. Их всегда должно быть несколько, как минимум, две.

Тело проекта

На третьем листе начинается собственно описание хода исследования. Оно должно быть структурировано, а не идти сплошным, непрерывным массивом текста.

Каждую задачу и ход ее решения нужно описывать в отдельном абзаце (если они мелкие). Если же задачи более объемные, можно описать каждую в небольшом подразделе с подзаголовком.

Иллюстрации станут дополнительным плюсом. К тому же, они дополнительно структурируют текст и сделают его более наглядным.

Выводы

После того, как описание работы закончится, нужно подвести итог. Для этого нужен раздел "Выводы". Он начинается с новой страницы.

Выводов тоже несколько, как и задач. Каждой задаче должен соответствовать свой итог. Кратко, одним предложением описываем, что мы узнали, решая ту или иную задачу.

Список использованной литературы

Список использованных книг размещается на последней странице презентации. Названия книг располагаются в алфавитном порядке, они должны быть полными. Чтобы верно указать название книжки, лучше всего списать его с первой страницы, где указываются выходные данные.

Если информацию брали с сайтов, ссылки на них тоже нужно включить в список.

Обычно именно этот лист представляет наибольшие сложности. Ребенку сложно правильно оформить сложные названия, все упорядочить. Поэтому некоторые школы упрощают оформление последней страницы. Об этом нужно дополнительно узнавать у педагога. Если возникли сложности, тоже есть смысл заранее подойти к учителю и попросить совета.

Читайте также: