Как сделать правильный моральный выбор между добром и злом

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 02.09.2024

Э т и к а - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика изучает историю развития нравственности человечества, исследует мораль как форму общественных отношений и сознания, ее роль в обществе. Этика размышляет о том, что такое добро, а что - зло, в чем цель и смысл жизни человека, какими людьми мы должны быть и как правильно прожить нашу единственную и довольно короткую жизнь. Мыслящий человек не может обойтись без размышлений над этими вопросами, и в этом ему поможет этика - теория морали.

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром в огромном моральном мире. Нравственный человек стремится строить свою деятельность таким образом, чтобы подавить зло и сотворить добро. Человек - существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей, где сильный всегда прав.

Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных орга­низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото­рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос­нов). Идеал — это образ должного в существую­щем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить. Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.

В тексте А. Алексина есть пример, подтверждающий мои мысли. Ваня Белов сделал свой нравственный выбор, когда пришёл в учительскую и сказал, что это он вытащил тетради с диктантами. Он хотел помочь своему другу и готов был понести наказание вместо него.

Таким образом, нравственный выбор определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Рассуждая о добре и зле, как и каком либо ином понятии, хорошо было бы определиться с пониманием и с терминологией. Начните с того, что такое - добро, что такое - зло и тогда многие вопросы снимаются. Тогда станет понятно, что во первых каждый высказывающийся в теме говорит о своем, то есть по своему понимаети что добро, что зло. Во вторых хорошо было бы посмотреть как объясняет добро и зло Святоотеческое Предание.

Кто то больше стремится ко злу, а кто то больше стремится к добру, и из за этого делается выбор. Но почему стремления разные?

Почему это у Адама было лукавое сердце, неужели Бог создал лукавого человека? Утверждать, что грехопадение было неизбежно. можете подтвердить, на чем основаны подобные утверждения?

Вадим Ламзиков

Желание судить о своем состоянии духовного роста,может привести к самомнению. Но оценить уровень пристрастия ко злу,можно по поступкам, так как поступок - это уже отражение сформированного намерения,или выбора, человека. Как только намерение сформировалось,оно обязательно проявится поступком в материальном мире.Все происходит вначале там,на "небесах", как бы , в духовном мире, а за тем отражается в мире материальном. Это как влага собирается в небе , и когда облако наполняется влагой до состояния тучи,она изливает дождь.
Необходимо изучать свое естество,не боятся смотреть на себя таким, каким ты являешься. Исповедь, в этом и заключается. Осуждение своих поступков - это должно быть естеством, не надо лукавить,пользы от этогоне будет. Разумом понимать,что то что делаешь,есть грех,но естеством своим, тянуться ко греху,любить его проявление. по причине внутренней гордости и самомнения. По этому и происходят повторные падения в этот же грех человека,не осозновая его губительность для души. Нужно не боятся принимать свой грех, благодарить Бога,что Он милостив и дает возможность увидеть свои грехи,свое состояние перед Богом. Ошибка Адама, на тот момент была в том, что он не поблагодарил Бога за откровение и осознание своего греха, а стал искать оправдание своему поступку. То есть, поверил своему самомнению. То есть, в место того, чтобы признать свое не совершенство, он предпочел отстоять и оправдать гордость и хорошее мнение Творца о нем.

дмитрий м

. Почему это у Адама было лукавое сердце, неужели Бог создал лукавого человека? Утверждать, что грехопадение было неизбежно. можете подтвердить, на чем основаны подобные утверждения?

С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-26

Ирина08

С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-2

Геннадий

С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. Прошли времена и окончились лета, — и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Ездр.3:21-26

Ирина08

Отрицать слова Писания нельзя. Если следовать ему формально, то получается, что - да. Противоречие очень сильное. Либо здесь скрывается некое более глубокое духовное вИдение, которого у нас нет. Возможно надо поискать в толкованиях, и высказываниях у Святых Отцев. На это уйдет время.

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия

Образ и подобие Божие в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом.

Есть ли лукавство в нашем Творце? Ответ однозначный - НЕТ! Следовательно, утверждение "Господь создал лукавое сердце Адама" является ложным. Именно поэтому мы утвердительно можем говорить, что Господь не только не создавал лукавого сердца, но и Адам не имел лукавого сердца от своего сотворения и до момента грехопадения.

Священное Писание совершенно однозначно свидетельствует, что в первозданном мире не было никакого беспорядка и разрушения: Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13). И только грехопадение человека, совершившееся по совету лукавого змия-сатаны, подвергло самого человека, а вместе с ним и весь видимый мир, действию смерти и тления: Завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. 2:24). Грех первозданного человека оказался катастрофой мирового масштаба, ибо он нарушил гармонию и порядок в мироздании.

Таким образом, православное вероучение четко разграничивает первопричину зла – грех и его последствия – тление и смерть, и столь же четко указывает, что источник зла – в области нравственной – это злая воля чьей-либо личности – падшего ангела-демона или человека.

Зло. Природа зла

Как только первые люди, Адам и Ева нарушили заповедь Бога о послушании Ему (Быт. 3), только тогда они ниспали из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.

Максим.П

Почему люди направляют свою волю кто то на добро, а кто то на зло. Какие то странные критерии оценки у каждого. Почему разный результат, неужели критерии оценки добра и зла разные?

Видимо это все слишком глубоко, чтобы познать ограниченным разумом.

Да ничего тут глубокого нету, просто система ценностей у всех разная. Вот мусульмане, которые спилотировали самолеты в небоскребы считали, что делают хорошо ибо это воля Аллаха, и многие мусульмане считают их героями, а мы вот считаем их сволочами.
Да и понятие хорошо и плохо тоже не всегда тривиальны, хорошо накормить голодающего? Вроде как да, но если его сегодня накормить, то его и завтра прийдется кормить, а послезавтра и всех его друзей, а через пару недель гляди и сами будете рядом с ними таким же голодающим, а они гляди бы и сами нашли способ себя прокормить. Конечно лучше бы его научить скажем рыбу ловить, но ведь не всегда человека можно чему-то научить тем более если Ваш хлеб это что-то для чего высшее образование нужно.
Еще есть хорошая статейка на тему попрошаек. Советую почитать. И вот такой вопрос хорошо ли попрошайкам вообще давать деньги?
Вряд ли найдется много людей, которые скажут, что они поступают плохо, они скорее дадут обоснование почему то, что они делают либо хорошо либо хотя бы нейтрально. Это обоснование может быть как рациональным так и просто притянутым к уже принятому решению.

Максим.П

Образ и подобие Божие в человеке – сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом.

Есть ли лукавство в нашем Творце? Ответ однозначный - НЕТ! Следовательно, утверждение "Господь создал лукавое сердце Адама" является ложным. Именно поэтому мы утвердительно можем говорить, что Господь не только не создавал лукавого сердца, но и Адам не имел лукавого сердца от своего сотворения и до момента грехопадения.

Священное Писание совершенно однозначно свидетельствует, что в первозданном мире не было никакого беспорядка и разрушения: Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13). И только грехопадение человека, совершившееся по совету лукавого змия-сатаны, подвергло самого человека, а вместе с ним и весь видимый мир, действию смерти и тления: Завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. 2:24). Грех первозданного человека оказался катастрофой мирового масштаба, ибо он нарушил гармонию и порядок в мироздании.

Таким образом, православное вероучение четко разграничивает первопричину зла – грех и его последствия – тление и смерть, и столь же четко указывает, что источник зла – в области нравственной – это злая воля чьей-либо личности – падшего ангела-демона или человека.

Зло. Природа зла

Как только первые люди, Адам и Ева нарушили заповедь Бога о послушании Ему (Быт. 3), только тогда они ниспали из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.

Екатерина, я правильно понял, Адам был идеальным насколько мог быть идеальным человек до того, как на него повлиял змий?

Читайте также: