Как сделать практическую работу по истории
Методические указания по выполнению практических работ подготовлены студентам заочной формы обучения, обучающихся по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в металлургической отрасли) ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ и составлены в соответствии с требованиями ФГОС.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Название практических работ
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для выполнения практических работ созданы вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы.
Все задания к практической работе вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ, поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Каждая практическая работа содержит в себе задания, различной направленности и формы. По факту выполнения заданий выставляется оценка:
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.
Желаем Вам успехов.
Учебные задачи:
1. Продолжить формировать умение выделять главное, анализировать и сопоставлять информацию. Высказывать сваю точку зрения, приводить доводы.
2. Развивать навыки работы с текстовым материалом, историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Назовите территориальные изменения, произошедшие в мире после окончания Второй мировой войны?
Какие изменения кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны?
Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в послевоенном мире?
Задание №2. Внимательно прочитайте фрагменты исторических документов и ответьте на вопросы:
Объясните, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками только военного времени?
Учебные задачи:
Продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Подумайте, чем можно объяснить столь различное отношение к капиталистическому варианту развития, которое имело место в Иране и Турции? Свой ответ аргументируйте.
Задание №2. Дайте определение следующим терминам:
Задание № 3. Подумайте, почему в Иране модель проевропейской модернизации вызвала сопротивление и привела к исламской революции? Ответ оформите в виде тезисов.
Задание №4. Назовите не менее 3 причин усиления влияния религиозного фундаментализма в исламском мире.
Задание № 5. Обозначьте цифрами названия стран Ближнего и Среднего востока, относящихся к группам: 1 – арабских стран, 2 – неарабских стран.
1. Турция 6. Афганистан 11. Мавритания
2. Сирия 7. Иордания 12. Алжир
3. Ливан 8. Египет 13. Катар
4. Ирак 9. Иран 14. Кувейт
5. Пакистан 10. Марокко 15. ОАЭ
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия
Учебная цель: Продолжить знакомство с особенностями развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века, рассмотреть особенности развития Германии в послевоенный период.
Учебные задачи:
2. Продолжить развивать умение работать с историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Какими методами сталинское руководство добилось установления просоветских режимов в странах Восточной Европы, в ГДР?
б) Какие внутриполитические изменения в СССР сказались на политических процессах в социалистических странах?
в) Назовите общие черты в развитии СССР и стран Восточной Европы.
За что Сахаров критиковал эк. политику советского руководства? Почему ученый не был согласен с тем, что соц. блага в СССР считались бесплатными?
Задание №3. Назовите причины раскола Германии сначала на 4 зоны оккупации, а затем на два государства?
Задание 4. В форме эссе расскажите об истории создания данного сооружения.
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века
Учебная цель: Продолжить знакомство с особенностями развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века.
Учебные задачи:
2. Продолжить развивать умение работать с историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №2. Сравните преобразования 1950-х годов в странах Центральной и Восточной Европы с преобразованиями СССР в 1920-1930-е годы. Как вы думаете, почему восточноевропейские государства не во всем следовали советскому образцу?
Задание № 3. Видите ли вы связь между событиями, происходившими в 1980-е- начале 1990-х годов в СССР и в 1989-1990 гг.-в восточноевропейских странах? В чем она заключалась?
Основные направления советской внешней политики
Основные направления внешней политики стран Западной Европы и США
Раздел 3.Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Учебные задачи:
1. Закрепить знания о хронологии послевоенного периода.
2. Продолжить формирование умений работать с историческим источником
3. Продолжить формировать умение излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий кратко и правильно.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Соотнесите термин и определение.
1) Состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами — с другой, продолжавшееся с 1946 г. до конца 80-х гг.
2) Возмещение государством после войны причиненного им ущерба в денежной или иной форме, определяемое мирным договором
3) Возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в ходе войны за ее пределами
5) Одна из форм национализма, направленная против евреев
6) Политика, направленная на наращивание военной мощи государства для решения внутренних и внешних проблем военными средствами
7) Противоборство, столкновение противоположных интересов, противопоставление сторон
8) Идеология мирового гражданства, отрицание узких рамок национального патриотизма и восхваления своей самобытности, замкнутости своей национальной культуры
9) В советское время — система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола
10) Внешнеполитический курс, основанный на стремлении использовать изобретение атомной бомбы в целях политического шантажа и давления на другие страны
Проанализируйте текст, ответьте на вопросы и отразите в ответах личное восприятие.
Попытайтесь охарактеризовать уровень жизни народа на рубеже 40—50-х гг. Размышляя над данной проблемой, прочитайте фрагменты из писем, опубликованных уже в наши дни.
Из письма А. Егорова (Владивосток):
Так вот занесло нас в голодном 47-м году в деревню, где нас сразу же обложили налогом (картошка, яйцо, шерсть, мясо), а приехали мы туда поздней осенью, я хорошо запомнил: 26 сентября, и мне пришлось догонять своих одноклассников. Только мы рассчитались с этой бедой, нам подбросили новую: обложили налогом денежным, как единоличников.
Продал отец все с себя, с нас. Рассчитался и, завербовавшись, повез нас на Сахалин. Но. перед отъездом похоронили брата, в дороге похоронили сестру. В дороге же переболели и мы,с отцом, отлежались в больнице. По приезде на Сахалин похоронили маму, а через полгода отца. Брат мой до трех лет не ходил, а когда выпали молочные зубы, то от голода вообще не выросли.
Из письма инвалида Великой Отечественной войны И. П. Прибрежного:
«Говорят, что Сталин был жесток, и правильно, такой он и должен быть. Гуманность людей доводит до гибели.
Задание № 3. Как вы думаете, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками военного времени?
Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что многие видные ученые разных стран, принимавшие участие в работе по созданию атомного оружия, стали впоследствии активными участниками антивоенного движения, борцами за права человека?
Обратите внимание на строки, написанные академиком А. Д. Сахаровым в июне 1972 г.:
«Я начал общественную деятельность около десяти — двенадцати лет назад, осознав преступный характер возможной термоядерной войны и воздушных испытаний термоядерного оружия. С тех пор я пересмотрел многое в своих взглядах, в особенности начиная с 1968 г., но основа моих взглядов все же осталась прежней.
Я по-прежнему считаю, что преодоление трагических противоречий и опасностей нашей эпохи возможно только на пути сближения и встречной деформации капитализма, и социалистического строя.
В капиталистических странах этот процесс должен сопровождаться дальнейшим усилением элементов социальной защиты прав трудящихся, ослаблением милитаризма и его влияния на политическую жизнь. В социалистических странах также необходимо ослабление милитаризации экономики и мессианской идеологии, жизненно необходимо ослабление крайних проявлений централизма и партийно-государственной бюрократической монополии как в экономической области производства и потребления, так и в области идеологии и культуры.
Задание №5. Появление, какого понятия относится к периоду 1985-1991г.
Раздел 3.Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 3.3.НТР Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Учебные задачи:
1. Проследить процесс развития НТР, раскрыть причины формирования культуры инакомыслящих.
2. Продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами.
3. Формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для ХХ века?
б) Каким образом развитие науки в ХХ веке было связано с проблемами мировой политики?
в) Какой вклад внесли отечественные ученые в развитие научной мысли?
Задание № 4. Проследите связь между развитием киноискусства и НТР. Как повлиял прогресс на формы, жанры, актерские образы?
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности.
Учебная цель: Определить уровень развития международного терроризма, рассмотреть механизмы его возникновения.
Учебные задачи:
1. Продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
2. Научиться работать с текстом, выделять главное фиксировать существенное.
3. Формировать умения работать со схемами и таблицами
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 2. Какие основные периоды и проблемы международных отношений во второй половине ХХ века стояли наиболее остро?
Задание № 3. Почему стала возможной и в чем заключалась разрядка международной напряженности в 1970-е годы?
Задание № 4. Раскройте, какую роль в современных международных отношениях играют политические лидеры. Приведите примеры конкретных событий и ситуаций.
Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.
Исследовательская работа отличается по жанру, структуре и целям. Самое главное – цель исследования. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было никому известно или представить новый взгляд на проблему. Исследование представляет собой четкий ответ на поставленный исследователем вопрос, т.е. достигает определенной цели. Вот примеры тем из реальных лицейских исследований:
· Как отражалась фигура Лжедмитрия I, его жизнь и деятельность в свидетельствах иностранцев о Смутном времени;
· Исследование историографии политики Ивана III по формированию русского централизованного государства в её развитии путем анализа господствующих исторических школ с конца XVIII по начало ХХ века.
Соответственно начинать исследование надо с выбора темы. Казалось бы, что же может быть проще? Чаще всего лицеисты сталкиваются с тем, что выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получится пересказ учебника, во втором – реферат. И тот и другой вид работ не имеет исследовательской составляющей. Правильно выбранная и сформулированная тема обеспечивает возможность выполнения работы в принципе.
Основные ошибки при выборе темы по истории :
2. Иногда получается так, что в исследовании сформулированы сразу две темы. В таком случае становится непонятно, что же именно будет исследовать автор?;
Решили два молодых аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, порадовался, да и заинтересовался:
- Какая же у тебя тема?
- Ух ты . — обрадовался аспирант, с трудом узнавая родную тему.
Hа следующий день встречает он своего друга и спрашивает:
- Ты как работу свою назвал?
- Это ты сам выдумал или профессор подсказал?
- Конечно, профессор подсказал.
- А как до этого-то было?
6. Неподъемная тема. Многие лицеисты любят эпоху Средних веков из-за окружающего их ореола романтики. Но брать какую-либо тему по медиевистике сложно. Надо очень хорошо подумать, прежде чем что-либо выбрать. Основная проблема – незнание древних языков, а при наличии переведенных источников – исследованность темы.
Итак, мы, наконец, выбрали тему исследования, сформулировали для неё цель или ключевой вопрос. Но ключевой вопрос всегда достаточно велик для того, чтобы найти на него ответ один прием. Необходимо раздробить его на несколько вопросов. Представьте, что вопрос вашего исследования – слон, которого вам надо съесть. Целиком съесть слона никому не под силу, а вот если разрезать его на кусочки, есть по частям, да ещё и в течение года, то все выглядит вполне реально. Также дело обстоит и с исследованиями. Для достижения поставленной цели выделяют задачи, которые надо решить в ходе исследования. Любой ключевой вопрос исследования предполагает постановку конкретизирующих его задач .
Частенько в качестве задач исследования ученики представляют ход своей работы, например:
1) Прочитать литературу по своей теме;
2) Собрать базу источников;
3) На основе этих источников сделать выводы;
4) Выполнить анализ данных;
5) Объединить все выводы в ответ на ключевой вопрос исследования.
Это всё к исследовательским задачам не имеет никакого отношения. Это необходимые этапы работы над вашим исследованием, без которого оно просто не состоится. Это делают все учёные, поэтому конкретно к вашему исследованию они не относятся.
Задачи должны отражать содержательный аспект поставленного вопроса. Вот пример того, какие задачи можно ставить применительно к цели исследования.
Например, целью является выявление стратегии научно интеграции историков иммигрантов в США. Для этого необходимо решить ряд задач.
Во-первых, кратко проанализировать вклад русских историков-эмигрантов в развитие американской науки. Наука развивается в двух областях: производство нового знания и подготовка будущих учёных. Следовательно мы будем, уделять внимание обеим сторонам этого процесса.
Во-вторых, мы проанализируем различные стороны жизни русских учёных в США, проблемы, с которыми они сталкивались.
В-третьих, неотъемлемой частью нашего исследования является анализ их отношения к США, в особенности к их академической культуре, чтобы понять, какой стратегии интеграции они придерживались.
В-четвертых, будет уделено внимание политической и общественной деятельности эмигрантов и т.д.
Итак, для того, чтобы получить что-то определённое, нужно чётко сформулировать цель. Соответственно, для успешного исследования необходимы сформулированные под цели задачи, релевантные источниковая база и корректно выбранные методы.
Прежде чем приступить к началу работы, необходимо чётко представлять себе специфику исторического исследования. Во многом деятельность историка напоминает работу сыщика. На основании имеющихся улик (источников), используя релевантные методы, необходимо восстановить картину происходивших событий. Но есть одно большое отличие от деятельности сыщика, а именно необходимо учитывать исторический фон. Для сыщика нет нужды концентрироваться на этом специально, он сам живёт в этой реальности. Для историка всё не так просто, он должен учитывать, что в разные времена людьми двигала разная логика. Картина мира современного человека и картина мира средневекового будут различаться кардинальным образом. Нельзя оценивать события средневековья, ту же инквизициию, с точки зрения современной морали.
Теперь давайте разберём структуру введения любой исследовательской работы на историческую тематику, будь то школьное исследование, курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация.
Научная актуальность может быть связана с недостаточной изученностью темы, открытием новых источников, которые позволяют по-новому взглянуть на старые проблемы, появлением новых методов анализа материала. Например, одна десятиклассница предложила опробовать метод SWOT-анализа, который обычно используется в экономике, на историческом материале.
Следующая часть введения, которая напрямую связана с научной актуальностью - историография . Обычно для разных областей используется общее название это части работы - обзор литературы. В историческом исследовании эта чатсь работы - историография. Историография предполагает более глубокое погружение в материал и, следовательно, более глубокое его понимание. Применительно к школьному исследованию историография в узком смысле слова - это совокупность исследований в области истории, посвященных определённой теме, либо исторической эпохе. При анализе историографии историк должен изучить ключевые подходы к анализу своей темы и определить, что именно он может добавить к этой теме. Возможно, это будет новый взгляд на проблему, возможно несогласие с существующей точкой зрения.
Например, обычно изучение какой-либо войны связано с изучением событийного ряда: сражения, осады крепостей, манёвры войск. Но на эту тему можно посмотреть ещё с десятка ракурсов: снабжение войск, роль личности, бытовые условия жизни солдат, вопросы комплектования армии и многое другое. Таким образом, при написании литобзора вы должны стремиться определить ту узкую область исследования, которой до вас никто не занимался.
Неудачный литобзор представляет собой простое перечисление книг, иногда оно сопровождается изложением основных идей авторов прочитанных работ. Но вот вопрос – какая польза такого литобзора? Что он дает? Ничего. Хороший литобзор должен представлять собой не простое перечисление, а изложение материала по группам. Например, такая-то группа авторов рассматривала данную проблему с такой-то точки зрения и придерживалась такой-то методологии, а такая-то группа, наоборот, с ними полемизировала и не соглашалась. Таким образом вы и сможете выделить эту область вашего исследования, на которой стоит сосредоточиться.
Где же брать научную литературу? Я думаю, что наиболее распространённым ответом является интернет. В интернете существует масса ресурсов, баз данных, где представлены различные монографии, статьи, обзоры, рецензии и так далее.
Из электронных баз стоит отметить следующие:
Зарубежные базы данных:
Поиск лучше всего организовывать по ключевым словам, чтобы не пропустить какую-либо важную работу. Помимо Интернет-ресурсов, которыми наверняка многие и так хорошо владеют, есть библиотеки, в которых можно взять сборники ИНИОН по вашей тематике и найти всю новейшую литературу по вашей теме. Рекомендуется охватывать период последних пяти лет. Ещё одним способом является просмотр литературы, на которую опирались авторы исследовавшие тему до Вас. Но это не дает представления о новейших работах в той или иной сфере.
Ещё одна довольно распространённая ошибка – использование учебной литературы в своем исследовании. Если ваша работа не посвящена изучению этой самой учебной литературы, применять её не нужно. Учебники это не научный жанр. Учебники представляют собой некую общепринятую точку зрения на те или иные события. Они не основаны на проблемном подходе, не решают исследовательских задач. Острые, дискуссионные вопросы в них обходят стороной, в лучшем случае будут приведены разные точки зрения без их подробного анализа. Из учебника вы не можете почерпнуть для себя новой информации. Те общие сведения, которые в них излагаются и так должны быть вам известны.
Следующее, о чем стоит сказать – хронологические рамки исследования . Существуют верхние и нижние хронологические границы. Нижняя граница – наиболее ранняя, верхняя граница – наиболее поздняя дата. Эти границы выбираются не произвольно, а должны иметь логическое обоснование.
В заключение хотелось бы пару слов сказать о таком особом виде исторического исследования, как историографическое. Примерами таких работ могут быть следующие темы:
То есть в историографическом исследовании, мы изучаем не само событие, а то, как его представляли себе историки прошлого, и как это представление менялось с течением времени, какие факторы влияли на этот процесс и так далее. Сама структура исследования при этом не меняется, она остается прежней. Однако меняется историографическая часть ведения.
Теперь нужно понять, что такое источники. Исторический источник это не любая книга или статья, которую Вы можете найти на просторах интернета. Эти книги написаны историками на основе каких-то других источников. Вот они-то нам и нужны! Вторая причина возникающей путаницы - иногда встречающееся название историографии - вторичные источники. В историческом исследовании этот термин в принципе можно не употреблять. Для типичного исторического исследования есть только источники и литература! И все! Исключением из правил являются работы на историографические темы. Итак, исторические источники делятся на множество типов согласно разным классификациям. Освещать их все мы, конечно, не будем. Согласно общепринятой классификации выделяют шесть типов: 1) письменные; 2) вещественные; 3) лингвистические; 4) этнографические; 5) устные; 6) кино-фото-фонодокументы.
Это - источники. Именно из них с помощью различных методов анализа вы должны получить новую информацию, которая приведёт вас к новым выводам. Каждый вид источников делится в свою очередь на разные подвиды и каждый обладает своей спецификой. Эту специфику необходимо учитывать в своей работе.
Что касается письменных источников , то наиболее часто встречаются такие их виды как летописи, законодательные акты, источники личного происхождения и периодические издания. При работе с письменными источниками одним из самых важных этапов является их внешняя и внутренняя критика. Внешняя критика подразумевает под собой определение проблемы достоверности, авторства и обстоятельств появления. На ученическом уровне это не всегда возможно, но приступить к этому стоит.
Для того, чтобы узнать, что было в прошлом, историки применяют множество инструментов. Мы с вами рассмотрим только некоторые из них.
Но, сначала, мне бы хотелось указать на наиболее типичные ошибки в школьных исследованиях. Ученики почему-то очень любят указывать анализ в качестве метода исследования. Это все равно, что указывать метод строительства при возведении здания. Понятно, что вы анализируете материал, об этом можно не писать. Нам интересно как именно вы его анализируете, какие конкретно методы вы используете. Еще ученики очень любят исторический метод, которого в исторической науке не существует. Любой метод в истории будет историческим. Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в исследованиях методы и как именно ими пользоваться.
Историко-генетический метод. Одним из наиболее важных принципов работы историка является рассмотрение всякого исторического события во времени, т.е. в его генезисе, т.е. появлении (отсюда и название метода), формировании и завершении. При этом любое явление необходимо рассматривать с учетом исторических особенностей того времени, в котором оно происходило. Историко-генетический метод подразумевает выявление причинно-следственных связей при изучении изменений институтов, явлений и процессов в ходе их исторического развития. Этот метод актуален не только в истории, он нашел свое место и в других областях знания. Например, юристы используют этот метод для изучения становления системы права, в разных странах. Нередко на стыке истории и какой-либо другой социальной науки возникает пограничная дисциплина (историческая социология, история государства и права, экономическая история, и т.д.). Недаром истоки всех событий таятся в прошлом.
Разновидностью историко-генетического метода является ретроспективный метод. Суть его заключается в том, что исследователь, основываясь на более близких к нему по времени исторических событиях реконструирует знания о более древнем обществе. В этом работа историка похожа на работу сыщика. Также как и следователь, который, основываясь на уликах, пытается восстановить ход преступления, историк на основании имеющихся у него свидетельств пытается восстановить ход событий.
Сравнительный метод. Сравнение есть один из общенаучных методов познания мира. Сравнительный метод базируется на аналогии, т.е. определенном сходстве изучаемых предметов и явлений. Так, мы не можем сравнивать что лучше, груша или яблоко, т.к. это разные фрукты, но мы можем сравнить вес, цвет или объем этих фруктов, т.к. они обладают сходными данными характеристиками. Т.е. для адекватного сравнения необходимы критерии. Предпосылкой историко-сравнительного метода является то, что многие природные и социальные явления повторяются. Задача ученого – понять причины этой повторяемости и попытаться ее прогнозировать. При изучении событий прошлого, важно соблюдать ряд принципов сравнительно-исторического анализа: проведение сопоставлений близкого временного периода или примерно сопоставимого стадиального уровня развития исследуемого общества и общества, используемого в качестве аналога. Понятно, что мы с вами не можем сравнивать современное европейское общество с архаичными племенами бассейна реки Амазонки. Но зато, изучая эти племена, мы примерно можем себе представить, как жили аборигены Австралии. А изучение быта и отношений индейцев Северной Америки Морганом позволило ему проецировать их общественный строй на племенной строй народов Евразии в глубокой древности.
В ряде случаев возможно сравнение достаточно разных объектов, т.к. это может позволить по-новому взглянуть на проблему, поставить новые вопросы перед исследователем.
Теперь несколько слов о структуре работы. После введения стоит переходить к основной части. Её необходимо разделить на главы. Традиционно принято выделять три главы помимо введения и заключения. Но, конечно, никаких ограничений нет. Глав может быть и больше и меньше. Главы в свою очередь делятся на параграфы. В конце каждой главы необходимо подвести ее итог. Также на каждую задачу, обозначенную во введении, необходимо дать отдельный ответ.
Чем выводы отличаются от заключения? Выводы вы делаете непосредственно на основе полученных результатов. В заключении же вы говорите о значении этих результатов для науки и их дальнейшем применении.
В конце хотелось бы несколько слов сказать об академической честности и о плагиате. Что такое плагиат? Плагиат – воровство интеллектуальной собственности, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Чем плагиат отличается от заимствования? Ответ прост. Если вы, заимствуя чужой текст необходимый для вашей работы, даете ссылку на автора этого текста, то есть публично признаете, что текст не ваш – это заимствование. Если этого не сделать, то получается, что вы неправомерно присваиваете чужой текст, это плагиат. В Высшей школе экономики за обнаруженный в работе плагиат, студента могут отчислить.
Будьте честными как сами с собой, так и с другими.
[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – С. 247.
[2] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.
Самостоятельная работа по истории — это не только одна из форм проверки знаний учащихся. Это возможность для студента погрузиться в другую эпоху, больше узнать о жизни людей и исторических событиях.
А как подготовиться к самостоятельной по истории, где найти материал и получить удовольствие от процесса, вы узнаете в нашей статье.
Следите за последними новостями на нашем информационном ресурсе и будьте в курсе всех акций и скидок.
Требования к самостоятельной работе по истории
Чем отличается самостоятельная работа по истории от экзамена или контрольной? Это особый вид деятельности, который даёт студенту простор для творчества и соответствует определённым критериям:
- Срок выполнения задания (сбор информации, подготовка и написание) — одна неделя.
- Работа должна быть правильно оформлена, содержать титульный лист и список литературы в конце.
- Результат работы — самостоятельно подготовленный отчёт в виде конспекта, эссе или презентации.
Подготовка к самостоятельной работе по истории
Для того чтобы сделать самостоятельную по истории нескучно и в радость, лучше готовиться и приступать к выполнению сразу после получения задания.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Для успешной сдачи самостоятельной работы по истории, следуйте плану:
- Выберите тему.
- Найдите нужный материал.
- Организуйтесь и составьте отчёт.
Выбор интересной темы
Поиск исторического материала
Тема выбрана, какие же источники использовать для её раскрытия? Учебник — это классика, но не стоит себя ограничивать. Ищите дополнительные материалы по предмету:
Всё это поможет лучше раскрыть тему и, возможно, совершить открытие.
Будьте аккуратны! Помните, что исторические факты могут по-разному трактоваться в разных учебниках. Так что при выборе материала ориентируйтесь на год издания (книги должны быть выпущены не позднее последних пяти лет) и взгляды преподавателя — ведь именно он будет оценивать вашу работу.
Организация самостоятельной работы
Когда весь необходимый материал собран, начинается самая важная работа — оформление. Без методического подхода и структуры даже гениальная идея может затеряться. Так что используйте следующую тактику:
- Выделите время для подготовки презентации или эссе.
- В отчёте много писать не нужно. Главное — излагать мысли научным стилем, следуя схеме: вступление — цели работы — основная часть (анализ описываемых событий) — выводы —заключение.
- Указывайте точные даты и исторические факты.
- Используйте иллюстрации, картинки и карты. С ними презентация будет выглядеть интересной и наглядной.
- И не забудьте оформить титульный лист и список использованной литературы и материалов.
Если вы действительно хорошо погрузились в тему, делать презентацию будет в удовольствие.
Темы самостоятельных работ по истории
Не можете определиться с темой, чтобы написать самостоятельную работу по истории? Воспользуйтесь нашим примерным списком:
Нужна помощь по поиску материала и в написании самостоятельной работы по истории России и других стран? Обращайтесь в наш студенческий сервис и сдавайте всё на отлично!
Читайте также: