Как сделать пожертвование в церковь золотом
В каких случаях необходима письменная форма договора пожертвования храму или церкви
Обремененность пожертвования целевым общеполезным назначением в случае его определения жертвователем как первостепенного мотива совершения пожертвования изначально требует письменного закрепления. Такой вывод связан с тем, что нарушение такого назначения, согласно п. 5 ст. 582 ГК, влечет возможность наступления крайне существенных правовых последствий для обеих сторон сделки.
Отсутствие письменного обличения создает для жертвователя препятствия в реализации его прав на контроль над соблюдением такого назначения и, более того, на возможность отмены сделки. Поэтому в случае пожертвования в пользу храма или церкви имущественного блага (денежных средств) стоимостью выше 3 тыс. рублей целесообразно всегда оформлять договор в письменную форму.
Однако, с точки зрения законности, письменная форма является обязательной лишь в исключительных случаях, определенных ст. 574 ГК.
- При пожертвовании недвижимости. Порядок государственной регистрации прав на нее требует предоставления письменного договора, являющегося основанием перехода права собственности.
- При пожертвовании юр. лицом суммы, превышающей 3 тыс. рублей. Согласно ст. 161 ГК, любая сделка юр. лица требует письменного обличения.
- При обещании пожертвования в будущем. Кроме обличения, такой договор требует конкретизации пожертвования и четкого выражения намерений совершить его в будущем.
Кроме указанных случаев, письменная форма потребуется при необходимости нотариального оформления (ст. 45 Основ законодательства о нотариате). Оно, однако, вовсе не является обязательным, но может совершаться по волеизъявлению на то религиозной организации и жертвователя.
Нарушение обязательной письменной формы в случаях, определенных ст. 574 ГК, влечет ничтожность заключенного договора. Что касается нотариального оформления, то оно попросту невозможно. Кроме того, отметим, что договор пожертвования в пользу церкви или храма не требует государственной регистрации.
Христианская церковь адвентистов 7-го дня собирала добровольные пожертвования со своих прихожан. Один из прихожан, гражданин Л., в качестве пожертвования передал церкви 50 тыс. рублей, не указывая конкретного целевого назначения. На собранные с пожертвований средства, не скрывая этого, церковь изготавливала предметы одежды, после чего продавала их, в том числе и своим прихожанам, в прицерковном магазине. Узнав об этом факте, Л. был возмущен, вследствие чего резко изменил свое отношение к исповедуемому учению и, будучи профессиональным адвокатом, решил отменить совершенное им ранее пожертвование, для чего подал иск в суд. В судебном процессе Л. утверждал, что, согласно ст. 582 ГК, совершенное им пожертвование в пользу церкви было обусловлено ее уставными целями — распространение христианских идей, проведение богослужений, миссионерская деятельность, благотворительность, воспитание молодежи, помощь малоимущим прихожанам и т.д. Изготовление же одежды и ее продажа являлись коммерческой деятельностью, что противоречило сущности церкви и общеполезности, на которую он и совершал пожертвование. В связи с этим и на основании п. 5 ст. 582 ГК, он просил отменить дарение и возместить его ущерб.
На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.
Зачем помогать храмам?
Ваша душа просит добра. Помочь людям. Сделать жизнь лучше.
Сколько сегодня одиноких, унывающих, не находящих места в жизни? Если хочешь помочь голодному, подари ему не рыбу, а удочку. Если хочешь сделать жизнь светлее – помоги людям найти веру. Поэтому Вы помогаете строительству и восстановлению храмов. Для Вас важны не стены и не золото на куполах. Значимы подростки, которые найдут смысл бытия в Боге, а не в наркотиках. Дети, которые родятся, а не будут убиты абортами. Старики, о которых позаботятся братья по вере. Зрелые люди, обретшие гармонию своей жизни. Узнавшие, что зарабатывать деньги стоит не ради них самих, а ради возможности творить добро.
Храмы не строит государство, не реконструирует Патриархия. Государство может выделить землю. Патриархия – благословить и призвать к строительству или реставрации. Но средства жертвуют простые люди. Почему разрушенные церкви не может отремонтировать Патриарх? – У него физически нет возможности помогать 40 000 храмов, расположенных на просторах нашей Родины. Речи о сверхдоходах епископата и духовенства, как правило, представляют собой нечистоплотные слухи.
Содержание договора пожертвования храму или церкви
Заключая договор пожертвования в письменной форме, следует помнить, что, согласно п. 1 ст. 432 ГК, договор будет считаться заключенным с момента достижения сторонами консенсуса относительно всех существенных условий договора, единственным из которых является предмет, т. е. само жертвуемое благо.
Во всем остальном содержание договора пожертвования, согласно ст. 421 ГК РФ, определяется исключительно по воле сторон, которые могут вносить туда любые условия, не запрещенные законом и включать элементы любых договоров. Так, кроме стандартных для гражданских договоров условий, договором пожертвования храму или церкви целесообразно определять следующие аспекты.
Пожертвования в виде имущества, предназначенного для использования по определенному назначению
Согласно п. 1 ст. 582 ГК, в качестве такого имущества могут выступать лишь оборотоспособные вещи (деньги) и имущественные права требования. Кроме определения самого имущества, как уже говорилось выше, целесообразно определять его предназначение, в рамках которого оно будет использоваться религиозной организацией. Следует понимать, что при его определении нужно учитывать уставные общеполезные цели организации, так как имущество должно использоваться именно в их рамках. Кроме того, учитывать такие цели следует также и при выборе предмета пожертвования, который, кроме общеполезности, по своей сущности должен предполагать возможность его использования в рамках уставных целей религиозной организации (например, пожертвование одежды для раздачи малоимущим прихожанам, пожертвование новогодних подарков для раздачи их детям в воскресной школе, пожертвование средств для покупки религиозной атрибутики и т. д.).
Порядок передачи пожертвований
Необходимость его определения в содержании продиктована целями избегания спорных вопросов при такой передаче. Так, в порядке передачи определению подлежит:
- способ ее совершения (вручение, передача правоустанавливающих документов или символа имущества);
- срок передачи (конкретной даты, периода, отлагательного условия);
- перечень участвующих лиц (представители, специалисты, нотариус, оценщик и т. д.);
- перечень сопроводительных документов.
Контроль над использованием пожертвования
Проведение контроля над использованием пожертвованного имущества является правом жертвователя, вытекающим из ст. 582 ГК, так как он в случае нецелевого использования имеет право на аннулирование сделки. Вполне логично, что для реализации права на аннулирование он должен удостовериться в нецелевом использовании. Поскольку законом порядок такого контроля не предусматривается, целесообразно определить его содержанием договора пожертвования. Таким порядком следует определить способы проведения контроля, его сроки, периодичность и т. д.
Деятельность Прихода
3.1. Приход осуществляет: — религиозную, миссионерскую, благотворительную, культурно-просветительскую, образовательную деятельность; — иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви и не противоречащую законодательству Российской Федерации.
Основания и порядок отмены договора пожертвования храму или церкви
Отмена пожертвования возможна лишь по основаниям, установленным в п. 5 ст. 582 ГК, т. е. в случае нарушения религиозной организацией целевого назначения переданного жертвователем имущества или самовольное изменение такого назначения в нарушение порядка, определенного п. 4 ст. 582 ГК. Основания для отмены дарения, установленные ст. 578 ГК, к пожертвованию неприменимы, что продиктовано общеполезностью сделки, так как она учитывает интересы не только одаряемого, а в большей степени и массы других субъектов, при условии использования его по назначению.
Правом отмены пожертвования наделен не только сам жертвователь, но и его наследники, и правопреемники, в случае его смерти или ликвидации юр. лица. Для отмены пожертвования они должны иметь четкие доказательства использования пожертвованного имущества и денежных средств не по ранее установленному назначению.
Отмена пожертвования возможна исключительно в судебном порядке. Так, обнаружив доказательства нецелевого использования религиозной организацией пожертвования, жертвователь для отмены сделки должен подать иск в суд по месту нахождения религиозной организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ). При этом он должен убедить суд в том, что такое нецелевое использование было совершено храмом или церковью умышленно.
Обязанность доказывания нецелевого использования лежит исключительно на жертвователе, так как именно он требует отмены и ссылается на наличие оснований для нее. Отметим также, что в качестве нецелевого использования может быть признан любой способ отчуждения церковью или храмом пожертвованного ему имущества или денежных или его фактическое неиспользование на протяжении установленного договором или адекватного периода времени.
В случае отмены пожертвования применению подлежит п. 5 ст. 578 ГК. Согласно ему, церковь или храм должны вернуть жертвователю все сохранившееся имущество. Несохранившаяся часть подлежит возмещению на основании ст. 1105 ГК, как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК).
Куда на самом деле идут деньги с тарелки
В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.
В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.
Тема церковного бюджета сегодня тоже табуирована. Зачастую не только прихожане, но даже и рядовые священники не знают, много ли у прихода денег, на что они тратятся, – это забота настоятеля и казначея. И это тоже особенность нашего менталитета. Одно можно сказать наверняка: существование прихода на какой-то территории означает, что пожертвований хватает. То есть на данной территории хватает людей, которым нужен храм и служители при нем, чтобы покрестить ребенка, отпеть усопшего, повенчать молодых и просто прийти помолиться. Пожертвования людей, посещающих храм, как раз и создают тот бюджет, из которого начисляется заработная плата священнослужителям, певчим, уборщицам, сторожам, оплачиваются коммунальные услуги, налоги, ремонт и все остальное.
В позднесоветское время гонения ослабли, а рубликов, пожертвованных пенсионерами, с избытком хватало и на содержание храма, и на очень неплохое (по советским меркам) жалование священникам и сотрудникам храма. Ведь храм, как правило, был один на областной центр, а верующих было немало. Да и тратить особо некуда было, ведь любая деятельность кроме богослужения была по-прежнему запрещена. Церковь стремительно богатела, и на фоне брежневского дефицита и горбачевских талонов выглядела уже вполне респектабельно, а прихожане не особо задумывались, на что живет Церковь, просто покупали свечки, подавали записки, и было очевидно, что этого вполне хватает.
Прихожане должны быть ответственны за формирование и распределение церковного бюджета
Коллегиальные финансовые решения позволят рационально распределять приходские средства
Мы сможем освободить священника от поисков цемента, профнастила, арматуры, пиломатериала, от необходимости ругаться с бригадами строителей, ведь священнику нужно служить, а не быть прорабом на стройке храма. Наконец, это будет серьезный шаг к формированию реальной приходской общины, поскольку совместные дела, как известно, объединяют.
Ну, а если все останется по-старому, если мы не проведем работу над ошибками.
Пройдет эпидемия, вернутся в храм прихожане, снова принесут свои пожертвования, и все вернется на свои места. Если, конечно, не будет второй волны… Или опасности возникновения второй волны… Или профилактических мер по предупреждению опасности возникновения второй волны… Или настоящих, а не надуманных алармистами гонений… Или еще чего.
Сегодня нам дан шанс пересмотреть приходскую жизнь и сделать наши приходы более устойчивыми, в том числе в финансовом отношении. Конечно, финансы – далеко не самый важный, но, пожалуй, самый трудный и болезненный вопрос. Другие вопросы надеюсь затронуть в других публикациях.
А пока, как это ни банально звучит, – огромная благодарность всем, кто, несмотря ни на что, поддерживал и поддерживает храмы, с пониманием и смирением воспринимая нынешнюю суровую реальность.
Для многих в наше время сбор средств на нужды церкви – почти то же, что интимные супружеские отношения для супер-благочестивого англичанина викторианской эпохи: неприятная обязанность. И духовенство, и миряне видят в сборе пожертвований на приходские нужды лишь досадную помеху в духовной жизни прихода, а в худшем случае – даже недопустимое вторжение посторонних материальных факторов в личную духовную жизнь.
В глазах большинства, материальное положение прихода – словно реклама во время интересной телепередачи: нечто совершенно отдельное от самой программы, и по форме, и по содержанию. Сбор пожертвований полностью выпадает из церковной службы. Духовенство сплошь и рядом поддается соблазну сокращать и затушевывать в проповедях и разговорах с прихожанами все то, что касается денег, якобы ради пользы нашего главного дела – богослужения.
Случается, эту тему прячут, будто в луковую шелуху, в многослойную обертку привычных благочестивых штампов; из-за многократных повторений человек вовсе перестает на нее откликаться. Распространен предрассудок, что ни вера, ни знания не способны помочь нам разобраться в ней всерьез.
В этой связи отметим две важнейшия стороны церковного домостроительства. Во-первых, это христианская обязанность делиться теми дарами, которые мы получаем от Бога – основанная в свою очередь на твердом убеждении, что именно от Бога все наше благосостояние. Во-вторых же, это тяга христианина к освобождению от земных оков, которые в условиях современной жизни сводятся главным образом к деньгам и имуществу. Первая из этих двух сторон обращена к новой жизни; вторая – к отказу от старой. Тем самым, церковное домостроительство неразрывно связано с подлинным христианским обращением: освободиться от того, что связывает и соединиться с тем, что освобождает.
Итак, разговор о деньгах способен стать ключом к двери души человека, если не каждого, то очень многих. Тем самым, правильно поставленное церковное домостроительство оказывается магистальной дорогой духовного роста. Именно об этой возможности напоминают нам слова Спасителя о сокровище и сердце; поэтому так важно, чтобы у нашего домостроительства была прочная православная богословская основа.
Всем нам хорошо известно, что исчерпывающий ответ на фундаментальные жизненные вопросы способна дать лишь религия. Относится это, конечно, и к вопросам о деньгах, имуществе и его употреблении. И в то же время как редко вспоминаем мы православное богословие когда заходит речь о материальном обеспечении приходов, и как плохо справляемся мы с этим делом!
Любому религиозному человеку известно понятие десятина. О нем говорится в Библии, это слово регулярно произносится в российских церквях.
Если вы думаете, что десятина — это пожертвование на нужды храма, то сильно ошибаетесь. Это слово имеет более серьезное значение, о котором каждому православному человеку лучше знать, чем думать, что десятина — деньги, принесенные в храм.
Итак, что это такое, как правильно давать десятину и, главное, кому, куда ее относить? Давайте разбираться вместе.
Что сказано в Библии
О десятине говорится в Ветхом Завете. В этой части Библии рассказывается, как израильтяне обязаны были нести в храм Господень десятую часть всего того, что было заработано ими. Если говорить простым и современным языком, десятина, о которой идет речь в Библии — это нечто вроде известного нам понятия налога.
Самое интересное то, что в Новом Завете о десятине не сказано ничего конкретного. Единственное упоминание о пожертвованиях для церкви можно встретить только в Евангелии от Павла, где сказано, что верующим стоит поддерживать церковь, отдавая на ее нужды часть своего дохода. Только какую именно — об этом ни слова. Получается, христиане могут платить не 1/10 часть своего дохода, а посильную часть. И это не обязанность их, а добрая воля.
Не десятина, а помощь
На самом деле, десятина — это не то, чего ждет Бог от человека. И деньги, принесенные в храм, будь то сумма в размере 10% от дохода, больше или меньше, Господу не нужны. Неправ тот, кто считает, что он приносит деньги в храм и творит тем самым богоугодное дело. Да, поступок хороший, но не более того. В Библии говорится совершенно о другом.
Бог не ждет денег от людей, он завещает другое. Знакомы ли вам такие фразы из Библии?
. и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Милостыня — есть богатый дар для всех, кто творит ее перед Всевышним.
. ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму.
. лучше творить милостыню, нежели собирать золото.
Все эти наставления Господни призывают верующих не деньги отдавать (тем более, в каких-то конкретных суммах), а творить добро. Да, в нашем мире многие проблемы действительно решают деньги — ими тоже можно здорово помочь. Но никто не отменял добрые слова и просто хорошие поступки, о которых люди все чаще забывают, надеясь на то, что можно откупиться деньгами.
Основная задача человека (и вообще всего живого на планете) — отдавать часть того, что довелось взять. Это богоугодное качество передается по наследству, по этим принципам должны жить все потомки.
Что считается десятиной
Как уже было отмечено выше, понятие десятины не ограничивается только денежным выражением. Речь идет, прежде всего, о помощи (заметьте, даже деньги — и те идут на помощь чему или кому-либо).
Помогли нищему, укрыли бездомного, накормили голодного или помогли вылечиться больному — это все и есть десятина. Иными словами, в это понятие включается любое добро, которое люди творят для окружающего мира. Вещи, еда и прочие блага, в которых нуждаются люди, посильная физическая и моральная помощь тоже считаются десятиной.
Что не может быть десятиной
Но важно понимать, что не всякие добрые поступки считаются десятиной. Это понятие никак не может быть связано с выгодой. Причем, речь идет не только о материальной выгоде — о моральной тоже.
Так, например, в понятие десятины не входит трата средств на покупку свечей в храме, в него не включаются те деньги, которые прихожане платят во время подачи поминальных записок. Десятина — любое добровольное пожертвование в окружающий мир.
Десятиной нельзя называть помощь, оказанную детьми родителям, и наоборот. Помогать семье — обязанность каждого порядочного человека и христианина.
Как правильно давать десятину
Запомните главное: даете десятину деньгами — исчисляйте сумму пожертвований не от общей суммы, а от самого дохода. В Евангелии от Луки сказано вот что:
Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет чисто.
Основное правило дачи десятины — тишина. Не стоит рассказывать о делах, совершенных во благо окружающего мира или конкретного человека. Только тихое, тайное пожертвование будет принято, как богоугодное дело. Помните, что сказал Иисус:
Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.
Отдавая десятину, проговорите "Во славу Божию!" Можно сказать это шепотом, но лучше вслух. Попробуйте сделать так хотя бы раз — сразу ощутите, насколько сильно изменилось ваше энергетическое поле.
Творя милость, важно не поддаваться гордыне, которая может начать одолевать душу в момент осознания человеком своей силы. Тем более, нельзя думать, что человек, которому вы помогли, теперь чем-то обязан вам. Десятина — это про милосердие, а не про долг или обязанность.
Когда нужно начинать давать десятину
Многие люди считают, что добровольные пожертвования — это удел состоятельных людей, беднякам самим бы кто помог. Но это неверное представление. Мол, вот станут чуть богаче — тогда и начнут жертвовать.
Платить десятину нужно каждому, независимо от материального или морального положения. И на то есть две причины.
Во-первых, десятина, как уже было отмечено выше — это пожертвование, которое может и не быть связано с финансами. Поэтому, бедность — не оправдание нежелания жертвовать благами. Каким бы бедным и даже нищим ни был человек, у него всегда есть, чем поделиться.
Во-вторых, ни один из нас не знает точного срока жизни, отмеренного ему Богом. Поэтому нарабатывать Божье милосердие нужно прямо сейчас, каждую минуту.
Последнее: отдавать или нет?
Многие верующие интересуются: стоит ли человеку отдавать последнее, что есть у него?
Бог не обязывает людей оставаться ни с чем, но пожертвование последнего — это очень благое дело, которое особо отмечается Богом.
Кому нельзя отдавать десятину
В раздаче десятины главное — мудрый подход. Важно понимать, кому нужно помогать, а кому не стоит.
Отдавать десятину нужно действительно нуждающимся людям. Профессиональным нищим, которых, к сожалению, в городах немало, подавать не стоит. Но и быть подозрительным к каждому человеку, попросившему милостыни, тоже нельзя. Давать деньги человеку, желающему потратить их на свои пагубные привычки, тоже нельзя.
Вот что говорится в Библии:
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением.
Нельзя подавать десятину тем, кто:
- не испытывает благодарности;
- питает к вам зависть и считает деньги в чужом кармане;
- не умеет и не хочет просить помощи;
- не имеет желания выбраться из жизненно западни, даже если ему предлагают помощь.
Помогайте тем, к кому испытываете сострадание — тем людям, помочь которым велит само сердце. Не знаете, кому помочь — попросите Бога, и он непременно приведет к вам того человека, которому нужна та помощь, которую вы можете оказать.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса (ГК) РФ, религиозные организации входят в круг допустимых одаряемых, в пользу которых может быть совершен договор пожертвования. По указанному договору, со стороны жертвователя в пользу храма или церкви безвозмездно передается имущество (в том числе деньги), имеющее установленное им целевое назначение исключительно общеполезного характера, в рамках которого религиозная организация будет его использовать.
Поскольку пожертвование в пользу храма или церкви является обособленным видом дарения, к нему применяется большинство норм гл. 32 ГК РФ, за исключением оснований для отмены (ст. 578 ГК) и правил правопреемства (ст. 581 ГК). Также п. 3 ст. 582 ГК вводится возможность определения жертвователем целевого назначения.
Его определение осуществляется посредством указания в договоре конкретных целей использования передаваемого имущества. Однако, в отличие от пожертвования в пользу гражданина, определение назначения для использования имущества и денежных средств религиозной организацией не является обязательным — предполагается, что даже при его отсутствии она будет изначально руководствоваться своими уставными общеполезными целями.
Религиозные организации, в большинстве своем, существуют за счет пожертвований прихожан, расходуя их по своему собственному усмотрению, которое далеко не всегда сопряжено с общеполезностью. Таким образом, жертвователю, мотивирующему свои намерения совершить пожертвование в пользу храма или церкви именно общеполезностью, в целях ее соблюдения целесообразно оговорить договором целевое назначение передаваемого им имущественного блага.
Поскольку пожертвование является дарением, согласно п. 1 ст. 572 ГК, оно беспрекословно носит безвозмездный характер (отсутствие встречного представления со стороны религиозной организации), нарушение которого делает сделку пожертвования притворной, следовательно, ничтожной (п. 2 ст. 170 ГК). Таким образом, передавая своим прихожанам религиозную атрибутику в обмен на совершение ими пожертвования (что исключает безвозмездность), церковь или храм подменяет им сделку купли-продажи, что с правовой точки зрения определяет притворность, а следовательно, ничтожность сделки, что по меньшей мере незаконно, не говоря об этической стороне вопроса.
Церковь или храм, принимая в свою пользу пожертвования, являясь юр. лицом, согласно абз. 2 п. 3 ст. 582 ГК, обязана вести обособленный учет использования пожертвованных ей денег и другого имущества. Это правило продиктовано целевым характером пожертвования, за рамки которого религиозная организация выходить не вправе.
Исходя из этого, жертвователь имеет возможность требовать от религиозной организации отчет об использовании переданных благ, тем более что нарушение целевого назначения является поводом для отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК).
В качестве жертвователя храму или церкви могут выступать как физические, так и юридические лица. Запрет на совершение пожертвования в пользу религиозной организации установлен в отношении малолетних и недееспособных лиц (п. 1 ст. 575 ГК).
В каких случаях необходима письменная форма договора пожертвования храму или церкви
Обремененность пожертвования целевым общеполезным назначением в случае его определения жертвователем как первостепенного мотива совершения пожертвования изначально требует письменного закрепления. Такой вывод связан с тем, что нарушение такого назначения, согласно п. 5 ст. 582 ГК, влечет возможность наступления крайне существенных правовых последствий для обеих сторон сделки.
Отсутствие письменного обличения создает для жертвователя препятствия в реализации его прав на контроль над соблюдением такого назначения и, более того, на возможность отмены сделки. Поэтому в случае пожертвования в пользу храма или церкви имущественного блага (денежных средств) стоимостью выше 3 тыс. рублей целесообразно всегда оформлять договор в письменную форму.
Однако, с точки зрения законности, письменная форма является обязательной лишь в исключительных случаях, определенных ст. 574 ГК.
- При пожертвовании недвижимости. Порядок государственной регистрации прав на нее требует предоставления письменного договора, являющегося основанием перехода права собственности.
- При пожертвовании юр. лицом суммы, превышающей 3 тыс. рублей. Согласно ст. 161 ГК, любая сделка юр. лица требует письменного обличения.
- При обещании пожертвования в будущем. Кроме обличения, такой договор требует конкретизации пожертвования и четкого выражения намерений совершить его в будущем.
Кроме указанных случаев, письменная форма потребуется при необходимости нотариального оформления (ст. 45 Основ законодательства о нотариате). Оно, однако, вовсе не является обязательным, но может совершаться по волеизъявлению на то религиозной организации и жертвователя.
Нарушение обязательной письменной формы в случаях, определенных ст. 574 ГК, влечет ничтожность заключенного договора. Что касается нотариального оформления, то оно попросту невозможно. Кроме того, отметим, что договор пожертвования в пользу церкви или храма не требует государственной регистрации.
Христианская церковь адвентистов 7-го дня собирала добровольные пожертвования со своих прихожан. Один из прихожан, гражданин Л., в качестве пожертвования передал церкви 50 тыс. рублей, не указывая конкретного целевого назначения. На собранные с пожертвований средства, не скрывая этого, церковь изготавливала предметы одежды, после чего продавала их, в том числе и своим прихожанам, в прицерковном магазине. Узнав об этом факте, Л. был возмущен, вследствие чего резко изменил свое отношение к исповедуемому учению и, будучи профессиональным адвокатом, решил отменить совершенное им ранее пожертвование, для чего подал иск в суд.
В судебном процессе Л. утверждал, что, согласно ст. 582 ГК, совершенное им пожертвование в пользу церкви было обусловлено ее уставными целями — распространение христианских идей, проведение богослужений, миссионерская деятельность, благотворительность, воспитание молодежи, помощь малоимущим прихожанам и т.д. Изготовление же одежды и ее продажа являлись коммерческой деятельностью, что противоречило сущности церкви и общеполезности, на которую он и совершал пожертвование. В связи с этим и на основании п. 5 ст. 582 ГК, он просил отменить дарение и возместить его ущерб.
На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.
Содержание договора пожертвования храму или церкви
Заключая договор пожертвования в письменной форме, следует помнить, что, согласно п. 1 ст. 432 ГК, договор будет считаться заключенным с момента достижения сторонами консенсуса относительно всех существенных условий договора, единственным из которых является предмет, т. е. само жертвуемое благо.
Во всем остальном содержание договора пожертвования, согласно ст. 421 ГК РФ, определяется исключительно по воле сторон, которые могут вносить туда любые условия, не запрещенные законом и включать элементы любых договоров. Так, кроме стандартных для гражданских договоров условий, договором пожертвования храму или церкви целесообразно определять следующие аспекты.
Пожертвования в виде имущества, предназначенного для использования по определенному назначению
Согласно п. 1 ст. 582 ГК, в качестве такого имущества могут выступать лишь оборотоспособные вещи (деньги) и имущественные права требования. Кроме определения самого имущества, как уже говорилось выше, целесообразно определять его предназначение, в рамках которого оно будет использоваться религиозной организацией. Следует понимать, что при его определении нужно учитывать уставные общеполезные цели организации, так как имущество должно использоваться именно в их рамках. Кроме того, учитывать такие цели следует также и при выборе предмета пожертвования, который, кроме общеполезности, по своей сущности должен предполагать возможность его использования в рамках уставных целей религиозной организации (например, пожертвование одежды для раздачи малоимущим прихожанам, пожертвование новогодних подарков для раздачи их детям в воскресной школе, пожертвование средств для покупки религиозной атрибутики и т. д.).
Порядок передачи пожертвований
Необходимость его определения в содержании продиктована целями избегания спорных вопросов при такой передаче. Так, в порядке передачи определению подлежит:
- способ ее совершения (вручение, передача правоустанавливающих документов или символа имущества);
- срок передачи (конкретной даты, периода, отлагательного условия);
- перечень участвующих лиц (представители, специалисты, нотариус, оценщик и т. д.);
- перечень сопроводительных документов.
Контроль над использованием пожертвования
Проведение контроля над использованием пожертвованного имущества является правом жертвователя, вытекающим из ст. 582 ГК, так как он в случае нецелевого использования имеет право на аннулирование сделки. Вполне логично, что для реализации права на аннулирование он должен удостовериться в нецелевом использовании. Поскольку законом порядок такого контроля не предусматривается, целесообразно определить его содержанием договора пожертвования. Таким порядком следует определить способы проведения контроля, его сроки, периодичность и т. д.
Основания и порядок отмены договора пожертвования храму или церкви
Отмена пожертвования возможна лишь по основаниям, установленным в п. 5 ст. 582 ГК, т. е. в случае нарушения религиозной организацией целевого назначения переданного жертвователем имущества или самовольное изменение такого назначения в нарушение порядка, определенного п. 4 ст. 582 ГК. Основания для отмены дарения, установленные ст. 578 ГК, к пожертвованию неприменимы, что продиктовано общеполезностью сделки, так как она учитывает интересы не только одаряемого, а в большей степени и массы других субъектов, при условии использования его по назначению.
Правом отмены пожертвования наделен не только сам жертвователь, но и его наследники, и правопреемники, в случае его смерти или ликвидации юр. лица. Для отмены пожертвования они должны иметь четкие доказательства использования пожертвованного имущества и денежных средств не по ранее установленному назначению.
Отмена пожертвования возможна исключительно в судебном порядке. Так, обнаружив доказательства нецелевого использования религиозной организацией пожертвования, жертвователь для отмены сделки должен подать иск в суд по месту нахождения религиозной организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ). При этом он должен убедить суд в том, что такое нецелевое использование было совершено храмом или церковью умышленно.
Обязанность доказывания нецелевого использования лежит исключительно на жертвователе, так как именно он требует отмены и ссылается на наличие оснований для нее. Отметим также, что в качестве нецелевого использования может быть признан любой способ отчуждения церковью или храмом пожертвованного ему имущества или денежных или его фактическое неиспользование на протяжении установленного договором или адекватного периода времени.
В случае отмены пожертвования применению подлежит п. 5 ст. 578 ГК. Согласно ему, церковь или храм должны вернуть жертвователю все сохранившееся имущество. Несохранившаяся часть подлежит возмещению на основании ст. 1105 ГК, как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК).
Заключение
Любая религиозная организация, согласно п. 1 ст. 582 ГК, может принимать в свою пользу пожертвования.
Жертвователями в пользу церкви могут выступать любые юр. и физ. лица, кроме малолетних и недееспособных.
Пожертвование, совершенное в пользу храма или церкви, может иметь установленное жертвователем целевое назначение, по которому оно должно использоваться.
При отсутствии назначения церковь должна использовать имущество в своих общеполезных уставных целях.
Пожертвование в пользу церкви всегда имеет безвозмездный характер, предоставление взамен него каких-либо вещей незаконно, что делает сделку ничтожной.
Пожертвование в пользу религиозной организации может совершаться устно, кроме исключений, определенных в ст. 574 ГК.
Жертвователь имеет полное право проверять порядок использования церковью или храмом переданного им в качестве пожертвования имущества.
Церковь обязана вести обособленный учет использования пожертвованных денег и другого имущества.
При нарушении целевого назначения жертвователь и его правопреемники имеют право отменить пожертвование в пользу храма или церкви, которая совершается в судебном порядке.
Отмена пожертвования предполагает возврат религиозной организацией всего сохранившегося из благ жертвователю или возмещение его стоимости на момент передачи.
Консультация юриста
Моя дочь является послушницей Церкви Христиан Веры Евангельской. Туда же уже более 2-х лет водит мою 11-летнюю внучку. До того как она начала водить туда внучку, я оформила на девочку дарственную, по которой передала ей квартиру в которой мы живем (чтоб она не досталась дочери и та не передала ее церкви). Однако совсем недавно я узнала, что поскольку дочь является законным представителем внучки, то может совершать сделки от ее лица. Так буквально на днях она сообщила мне, что намерена от лица дочери пожертвовать нашу квартиру в пользу своей церкви. Подскажите, как этого не допустить?
Ваша внучка, являющаяся собственницей квартиры, согласно ст. 28 ГК РФ, является малолетним лицом, ваша дочь — ее законным представителем, который совершает от ее лица сделки. Согласно ст. 582 ГК, сделка пожертвования является обособленным видом дарения. Согласно п. 1 ст. 575 ГК, дарение (пожертвование) от малолетнего лица и его представителя запрещено. Таким образом, сделка пожертвования квартиры в пользу церкви будет считаться незаконной. Даже если ваша дочь и представители церкви подпишут договор пожертвования, право собственности к церкви перейдет только после государственной регистрации перехода прав на недвижимость (ст. 131 ГК). Регистрационный орган, в свою очередь, проверяя основание для перехода прав на недвижимость, будет проверять законность заключенного договора. Определив его незаконность, он откажет в регистрации прав на недвижимость, вследствие чего право собственности, по крайней мере, до достижения ею 14 лет, останется за вашей внучкой.
Я договорился с настоятелем местного православного храма о том, что совершу в пользу церкви пожертвование в размере 400 тыс. рублей в обмен на то, что церковь передаст в мою собственность одно из ее нежилых помещений. Однако меня настораживает то, что святой отец просит оформить пожертвование именно на его имя, а не на имя церкви, без определения конкретных целей, что якобы не потребует лишней бумажной волокиты. Скажите, законно ли это?
Оформление пожертвования на имя настоятеля церкви, как на физическое лицо, согласно п. 3 ст. 582 ГК, в обязательном порядке требует указания в договоре целевого назначения такого пожертвования, т. е. определения предназначения передаваемых вами средств, на которые они будут обязаны использоваться батюшкой. Согласно этой же норме, в случае отсутствия такого указания пожертвование следует считать обычным дарением, что позволяет использовать средства по собственному усмотрению. А это уже не позволит вам применить норму п. 5 ст. 582 ГК, позволяющую вам отменить пожертвование в случае его нецелевого использования. Таким образом, настоятель церкви наверняка руководствуется своими корыстными мотивами. В то же время, обещая передать вам взамен пожертвования объект недвижимости, он предлагает совершить вам притворную сделку (подмена купли–продажи пожертвованием), что исключает безвозмездность и, согласно п. 2 ст. 170 ГК, определяет ничтожность сделки. Таким образом, можно с уверенностью говорить про незаконность не конкретно передачи пожертвования в пользу настоятеля церкви, а про проведение модели такой сделки в целом.
Читайте также: