Как сделать подушку для золочения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?


СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Поталь - имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.


Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь.



МЕТОДЫ ЗОЛОЧЕНИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном - деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон.


Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

МЕТОД ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ


Золочение “на смесях”

Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали.



СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ


Грунтовки


Пастообразный клей-грунт

Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники.

Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов.

Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей.

Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.


Клей

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.


Клей на водной основе (водно-акриловый)

Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду - стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа.


Клей на спиртовой основе

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.


Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.


Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание


Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.


Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.


Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.


Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.


Любой садовод, пытаясь воплотить свои интересные идеи в жизнь, зачастую сталкивается с необходимостью получения дополнительной информации. Именно для предоставления этой информации и создан наш проект. На нем вы найдете советы не только по садоводству, но и по кулинарии, различным бытовым проблема и многое другое. На данной странице мы разбираем тему: как сделать подушку для золочения. Каждую тему мы стараемся отразить с разных углов и точек зрения. Для подачи материала, мы выбрали формат видеороликов, в которых показано не только решение конкретной проблемы, но и некоторые данные которые вам могут дополнительно понадобиться. Если в отношении вопроса: как сделать подушку для золочения, у вас остались неясности, или вы хотите что-то дополнить, оставьте пожалуйста комментарий.

Золочение является одним из самых популярных методов оформления лепнины. Подобные элементы декора отлично вписываются в классический стиль, делают интерьер ярким и роскошным. Они обеспечивают стилизацию зданий под старину, делают их более теплыми и солнечными. С их помощью можно расставлять акценты. Золочение лепных элементов выполняется с применением разных материалов, необходимо разобраться в особенностях этой технологии.







Материалы

Под декорированием лепнины подразумевается изменение ее цветовой палитры. Для идеального выполнения позолоты требуются определенные навыки и эстетический вкус. Существует несколько методик золочения, большинство из них просты в реализации, обеспечивают яркое воплощение художественной идеи.



Для декора лепнины применяют следующие материалы:

  • сусальное золото;
  • поталь;
  • краску.




Декорирование сусальным золотом является самой дорогостоящей методикой. Золотая лепнина придает помещениям роскошный и статусный вид. Такие элементы декора часто можно встретить в интерьерах, выдержанных в стиле барокко и ампир. Сусаль представляет собой тонкие листы золота. Даже волос больше по толщине. Это дорогостоящий материал, с помощью которого выполняют поверхностное золочение. Данный способ выбирают люди, стремящиеся достичь совершенства в интерьере, не приемлющие компромиссов.

Прежде чем нанести сусаль, поверхность подвергают шлифовке. Затем наносят полимент, обеспечивающий эффект глянца. Золочение поталью схоже с сусальным золочением. Отличие состоит лишь в главном материале: листы золота заменяют поталью, представляющей собой фольгу, не содержащую драгоценные металлы. Существует несколько разновидностей потали: золотая, серебряная, бронзовая. Лепные элементы, декорированные поталью, смотрятся почти так же красиво, как и покрытые золотом. Различия заметны исключительно профессионалам.



Позолота краской – самый бюджетный вариант. Гипсовую лепнину покрывают акриловым составом на водной основе. Данная разновидность краски самая востребованная, поскольку содержит большое количество металлических частиц. Для обработки полиуретановой лепнины применяют силиконовые и латексные красители. Этот материал плохо переносит воздействие растворителей.

Гипсовую лепнину перед окрашиванием покрывают грунтовкой, а затем наносят фоновое покрытие. Полиуретановые изделия декорируют сразу после очистки поверхности от пыли. И в одном и в другом случае после высыхания красителя лепнину вскрывают лаком в защитных целях.




Максимальной насыщенностью обладают краски для золочения на акриловой основе. Из-за наличия в них металлических вкраплений в большой концентрации золотой цвет смотрится как настоящий. При использовании других видов красителей имитация получается не настолько достоверной.

Оттенок золота бывает светлым и темным.

Акриловая краска имеет кремообразную либо жидкую консистенцию, ее также выпускают в виде спреев. Преимущество спрея заключается в том, что для его нанесения не требуется кисточка. Золотая краска наносится путем напыления. Это исключает образование разводов на поверхности, краситель ложится ровно. Краски, имеющие акриловую основу, применяемые для оформления гипсовой лепнины, также продают в порошкообразном виде. При их разведении руководствуются инструкцией.



Как сделать?



С помощью замшевой подушки сусальные листы достают из книжки и режут их ножом для золочения. Лампензель нужен для переноски фрагментов. Полировочным приспособлением с агатовым наконечником создают глянцевый эффект на изделиях. Если в планах декорирование сусальным золотом всей поверхности, то мордан наносят по всему периметру, его заливают и в углубления. При необходимости украсить золотом выступы клеем покрывают только их.

Процесс нанесения потали включает:

  • зачистку лепных элементов;
  • грунтование;
  • нанесение мордана;
  • декорирование поталью;
  • обработку позолоченной поверхности;
  • нанесение слоя, выполняющего защитную функцию.







Особое внимание уделяется подготовке поверхностей. Грунтовочную смесь наносят в 2 слоя. На высыхание каждого требуется полчаса.

Для перемещения листов потали рекомендуется пользоваться пинцетом, поскольку они прилипают к рукам.

Через несколько месяцев поталь на лепнине может изменить цвет, стать более темной. Чтобы этого не случилось, позолоту покрывают шеллаком. Он обеспечивает защиту декорированных участков от неблагоприятных внешних воздействий, сохраняет подлинный блеск золота.

Краситель на акриловой основе наносят тонким слоем. На его высыхание требуется около 40 минут. На финальном этапе изделие покрывают лаком. При реставрации лепного декора в обязательном порядке удаляют остатки старого покрытия. Золотая краска держится очень долго, при необходимости лепнину можно реставрировать.

Красивые примеры

Гипсовая лепнина с позолотой – это изысканное украшение, преображающее внутренние пространства. Лепные изделия способствуют созданию особой атмосферы, удачно вписываются в разные стилевые направления. Различают несколько техник художественного декорирования гипсовой лепки. Декорирование лепнины дает возможность стилизовать обычные дома под дворцы и замки.

Позолота лепных элементов смотрится очень эффектно.

Самым роскошным вариантом считается оформление сусальным золотом.

Золоченая лепнина делает интерьеры изысканными. Такой декор уместен не только в жилых домах, но и в ресторанах, отелях.

Золочение поталью не отличить от настоящего золота.

Декорируя комнату лепными элементами, соблюдайте правило золотого сечения. Это один из самых эффектных способов оформления интерьеров, лепнина придает помещениям аристократичный вид, делает их похожими на дворцы.

Как работать с поталью и сусальным золотом, смотрите в следующем видео.

Читайте также: