Как сделать плавающий запорожец

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 01.09.2024

старый запорожец

История создания

старый запорожец

старый запорожец

журналисты осматривают новый автомобиль эконом-класса Fiat 500, 29 июля 1957 года / GettyImages

старый запорожец

экспортный вариант ЗАЗ-965 / GettyImages

В 1966 году в серию вышел кардинально переработанный ЗАЗ-966, в котором конструкторы учли опыт эксплуатации предшественника и устранили самые существенные его недостатки. А в 1971-м ему на смену пришел более современный ЗАЗ-968 с новыми поворотниками и приборной моделью.

старый запорожец

© Depositphotos

Пожалуй, нет другого советского автомобиля, отзывы о котором были бы настолько диаметрально противоположными. Одни клянут перегрев мотора летом и плохой запуск зимой, вспоминают высокий уровень шума, недовольны тесным салоном и капризной печкой.

Чем же всё-таки ЗАЗ-968 так поразил Джереми Кларксона?

старый запорожец

Что ж, Джереми шутник еще тот. Но штука вот в чём: точно определить назначение так заинтриговавшего англичанина артефакта никто не может. В Интернете, как водится, вагон мнений. По одной из версий, это загадочное отверстие предназначено для слива воды. Мол, снял сиденья, помыл пол из шланга, а вода с грязью спокойненько стекла в лючок.

Д а-да, вы не ослышались, тот самый, с мотором в багажнике. А вот, кстати, и он сам пролетел мимо нас на скорости 300 км/ч. Скажете, все вышеописанное выглядит, как сказочный сон? Уверяю вас, речь идет о нашей действительности, и такой автомобиль существует наяву.

Замысел

IMG_0067

Снаружи

IMG_0060

IMG_9991

IMG_9989

Внутри

Техника

IMG_0045

Стойки выбрали укороченные, с более жесткими пружинами и амортизаторами. Передняя подвеска схематически осталась родной зазовской, с торсионами – поменяли только амортизаторы на более жесткие газонаполненные от Нивы. Даже тормоза спереди оставили родные барабанные – и ведь удается им каким-то чудом остановить этот снаряд с умопомрачительных для него скоростей! Уверены, что разработчики на подобное точно не рассчитывали. Правда, Евгений все же планирует их поменять: с 200 км/ч они машину осаживают неплохо, но с 300 км/ч и выше, на которые способен Запорожец, их уже явно маловато. Сейчас, чтобы более мощные задние механизмы не перетормаживали, и машина не уходила на торможении юзом, Евгений добавил в систему регулятор тормозных усилий.

IMG_0055

IMG_0020

Коленвал, поршни и вкладыши остались стоковыми. И вся эта начинка вполне неплохо справляется с давлением в 2 (!) бара, нагнетаемым, скажем прямо, немаленькой турбиной – китайским аналогом 35-го Garrett. Правда, с реализацией мощности и момента бывают сложности: сцепление и приводы стали, по сути, расходным материалом. Что касается коробки передач, то заводского варианта от ВАЗ-2109 хватило на два старта, после чего пришлось идти по трассе и собирать разрушенные шестерни. После замены КПП на новую Евгений усилил ее плитами – теперь агрегат с нагрузками пока справляется.

Выхлоп сварен самостоятельно, что было не сложно – мотор расположен в задней части кузова, и тянуть длинную трассу не нужно. Из турбины просто выходит труба диаметром 70 мм, а отдельно от нее – труба поменьше, из вейст-гейта.

По системе охлаждения все так же лаконично. Правда, в стандартном Запорожце она воздушная, но в случае с высокофорсированным мотором такой трюк уже не пройдет. Поэтому в багажник установили трехрядный медный радиатор от ГАЗели и вентиляторы охлаждения от Нивы. При проектировании и сборке машины вообще старались использовать проверенные решения, которые вряд ли подведут. Это, например, относится и к топливной системе: известный насос Bosch 044 в сочетании с фильтром от УАЗа и форсунками производительностью 870 куб. см надежно снабжает мотор необходимым количеством бензина.

Турбина – это не единственное, что позволяет выжимать из двигателя дополнительные лошадиные силы. Под капотом, который, как мы все помним, у Запорожца является по сути багажником, расположился баллон с закисью азота от известного бренда NOS. Евгений нечасто им пользуется, но если машина обута в хорошие слики, то закись помогает сделать ускорение еще более безумным. Ведь речь идет об автомобиле с массой в 730 килограммов, не считая пилота.

Двигатель: Блок ГБЦ от 16-клапанного ВАЗ Трансмиссия: КПП от ВАЗ-2109, усиленная плитами Электроника: Январь 5.1 Задняя подвеска: передняя подвеска от ВАЗ-2109 Передняя подвеска: стоковая + амортизаторы от Нивы




Эксплуатация

Автомобиль был подготовлен в рекордно короткие сроки: всего около двух недель понадобилось владельцу, чтобы собрать все воедино. После настройки ЭБУ Январь 5.1 оставалось лишь тренироваться и исправлять выявленные по ходу заездов недостатки. Одним из них было нестабильное поведение автомобиля на скоростях за 200 км/ч – машину начинало буквально кидать из стороны в сторону. Проблема оказалась в настройке задней подвески, и после решения этого вопроса все встало на свои места. На момент написания этой статьи лучшее время на дистанции 402 метра у этого безобидного с виду Запорожца составляло 10,6 секунды. И мы уверены, что это не предел.



Основой ЗАЗ-95 стал итальянский Fiat-600. Несмотря на внешнее сходство, начинка машины была серьезно переработана. Советские инженеры изменили ходовую часть, увеличили пространство в салоне, поставили совершенно иной двигатель.

Поездки с остановками


Ресурс у него был небольшой — до 50 тысяч километров. Затем требовалась переборка, как минимум, замена масляных колец. Но конструкция была настолько простой, что хозяин мог сам двигатель снять, занести в квартиру и там его отремонтировать.


При этом расположение мотора хорошо сказалось на проходимости авто. Основная нагрузка пришлась на заднюю ось, и ведущие колеса плотно прижаты к дорожному покрытию. Передняя ось разгружена, еще у машины почти ровное днище, так как нет карданной передачи, которая соединяла бы двигатель с передним мостом. Поэтому автомобиль меньше цепляет кочки и неровности, объясняет специалист.


А спереди, под капотом разместилась запаска, бензобак объемом 30 литров, малюсенькая емкость для омывателя и оставлено какое-то свободное место под багаж.

Высота ЗАЗ-965А не дотягивает до 1,5 метров. Чтобы залезть в него и не ударится, нужна определенная сноровка. Облегчает посадку то, что двери открываются не в ту сторону. Это примета старых авто, позже от такого расположения отказались из-за рисков открытия дверей на ходу в случае поломки замка.

Возле руля непривычные сейчас рычажки-тумблеры, которые управляют указателями поворота и фарами. Приборная панель черная, хотя должна быть под цвет салона — слоновой кости. Но такой желтый пластик был непрочным и разрушался от перепада температур и воздействия солнца.


На одометре сейчас странная цифра для почти 60-летнего авто — 28 километров. Крупский объясняет, что они на старых машинах ограничены до 99 999 километров. После одометр идет по второму кругу, потом по третьему. Определить реальный пробег в них можно только по состоянию кузова, агрегатов и салона.

Еще одна особенность модели — лобовое и заднее стекла одинаковы и взаимозаменяемы. Крупский вспоминает байку, что это сделали из соображений частой необходимости замены лобовика. Так как передние кресла откидывались для прохода пассажиров на задний диван, при этом спинки никак не закреплялись, и не было ремней безопасности, при резком торможении автовладельцы оставались без лобового стекла. Но на самом деле, конечно, такое решение было обусловлено особенностями производственных линий.

1000 бутылок водки


Сезонная машина

Машину берегли. Тогда не было масел, при которых двигатель завелся бы в минус 30. До 1970-х годов не было зимней резины. Первую выпущенную сегодня приравняли бы к грязевой резине — у нее был аналогичный протектор, шипов не было.


"Запорожец" считается культовым автомобилем, но мало кто четко ответит, почему именно. И еще меньше людей знают, что эта машинка помимо прочего стоит особого уважения за свою оригинальную конструкцию.

“Запорожцев” фактически было два – ЗАЗ-965 “Горбатый” и ЗАЗ-966 “Ушастый” с тремя рестайлингами, и оба имеют немало преимуществ. Причем об одном из самых главных вспоминают совсем нечасто – о конструкции ЗАЗиков. Между тем именно она повлияла и на милую внешность этих машинок, и на их невысокую цену, и на легендарную неприхотливость в обслуживании. Так как же устроен “Запорожец”?


По мировой практике середины ХХ в. смена облицовки и двигателя давала повод изменить и название модели, поэтому ЗАЗ-966 и -968 имели отдельные индексы

Рассказывая о конструкции “Запорожца”, мы будем иметь в виду оба поколения – и первенца 965-того, и линейку его преемников ЗАЗ-966/968. Они хоть и разные внешне и почти не имеют одинаковых запчастей, но не отличаются по компоновке и конструкции агрегатов.


Конструкция первого “Запорожца” ЗАЗ-965 была рациональной, но не была дешевой с технической точки зрения: все было спроектировано “на века”

Кузов

Несущий кузов "Запорожца" был прочным и устойчивым к коррозии. Но главное, что конструкторы сделали его пригодным для крупносерийного производства: крупные штампованные детали, минимальное количество сварочных швов, естественным путем образовавшиеся силовые элементы, к которым крепятся ответственные агрегаты. И не слушайте тех, кто говорит (и пишет), что “Запорожцы” были маловаты и тесноваты – на самом деле “горбатый” был всемирным лидером в классе по простору в салоне, а “ушастый” по этим параметрам вполне соответствовал европейским конкурентам.

Двигатель

Мотор воздушного охлаждения простой и неприхотливый, и имеет необычную компоновку – V-образная 4-цилиндрический. То есть агрегат получился коротким и широким, что целесообразно для того типа крепления на машине, которое выбрали конструкторы ЗАЗа.


Двигатели обоих "Запорожцев" удачно спроектированы именно для заднемоторной компоновки. Агрегат был подвешен на моторном щите

Кстати, такого способа знатоки техники из редакции “Авто24” не встречали нигде больше – мотор подвешен. А вот в том, что он размещен сзади, на самом деле нет ничего особенного, потому что в 1950 – 1960-е это было нормальным делом для компактных машин.

Трансмиссия

Четырехступенчатая механическая коробка передач расположена фактически под задним сиденьем, где она не занимает полезный объем кузова. В одном корпусе с ней поместилась и главная передача. Передача крутящего момента на ведущие задние колеса снабжена простыми шарнирами с сухарями и карданами.


В свое время “Запорожец” занимал самую низкую строчку в табели о рангах отечественного автопрома. Но сегодня возле него “фоткаются” самые красивые фотомодели

Ходовая часть

Подвеску колес делали одновременно прочной и неприхотливой к обслуживанию. Кроме того, благодаря применению торсионов удалось сделать более простой и прочной переднюю часть кузова. Большие вертикальные ходы колес, вполне независимая подвеска и мягкие пружины позволили эксплуатировать “запорожцы” даже на сельских путях. Этому способствуют также колеса большого диаметра, нетипичные для машин данного класса.

Торсионная передняя подвеска отбирала полезное пространство у багажника, но была прочной и неприхотливой к сервису

Если говорить о конструкции “Запорожцев” вообще, то можно отметить главное – это дешевый автомобиль, в котором нет дешевых технических решений. В его агрегатах нет компромиссов, конструкторы не делали ничего в ущерб прочности и долговечности.




Интерьеры двойных одноклассников: ЗАЗ-965 и Citroen 2CV: сравнение явно в пользу “горбатого”

То же касается и оснащения салона, который по меркам своего времени был невиданно щедрым: с автономным отоплением, поворотными форточками, опускными окнами, козырьками против солнца, мягкой обивкой потолка и тому подобное. Этим ЗАЗики разительно отличаются от заграничных одноклассников.

Читайте также: