Как сделать перерасчет за одн

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 03.09.2024

Управляющая организация, занимающаяся управлением МКД, обязана заключить с РСО договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ). Если коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в доме оказывает непосредственно РСО (прямые договоры), УК заключает договоры ресурсоснабжения только в отношении КР на СОИ. Каким образом в этом случае ведутся расчеты УК с РСО, если объем КР на СОИ принимает отрицательное значение (общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления)?

Вступление

Договоры снабжения коммунальными ресурсами с РСО заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров ресурсоснабжения).

Непосредственно из этого пункта следует, что он распространяется на договоры ресурсоснабжения, заключаемые исполнителем в целях содержания общего имущества в МКД, в двух ситуациях:

1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2015 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);

2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

КР на СОИ при наличии ОПУ: общие правила

Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома, объем КР на СОИ, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (Vд), определяется на основании показаний ОПУ за расчетный период (а это расчетный месяц) по следующей формуле:

Vд = Vодпу – Vпотр, где:

Vодпу – объем коммунального ресурса, определенный по показаниям ОПУ за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (индивидуальное потребление).

Получается, что объем КР на СОИ – это ежемесячная разница между объемом общедомового потребления и объемом, подлежащим оплате собственниками и пользователями помещений в МКД.

Расчеты при отрицательном объеме КР на СОИ

Судебный акт

Позиция суда

Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017

Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017

Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы:

– в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды;

– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса

Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении искового заявления, подчеркнув, что оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца возможности обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2018 № Ф07-6098/2018 по делу № А26-2688/2017. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.

Если объем КР на СОИ за расчетный период принимает отрицательное значение (когда общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления), в следующих расчетных периодах может быть произведен перерасчет. Для этих целей между УК и РСО должен быть составлен акт сверки расчетов, из которого было бы видно, каково фактическое потребление коммунального ресурса.

Должна ли управляющая компания в конце года пересчитать оплату за электроэнергию и воду, которые идут на общедомовые нужды, по фактическим показаниям домовых приборов учета? У нас общим собранием утвержден тариф, управляющая компания отказывается делать перерасчет. Правомерно ли это?

По общему правилу, согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества при наличии общедомового прибора учета, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

Данное положение вызвало много вопросов, поскольку однозначного ответа нет: когда делать перерасчет – в конце года или ежемесячно.

На этот счет есть разъяснения Минстроя России, отраженные в письме от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04.

Основной вывод письма сводится к следующим положениям.

Объем общедомовых нужд не может превышать объема, рассчитанного по нормативу, если решением общего собрания не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Размер общедомовых нужд рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В итоге, если в доме есть общедомовой прибор учета, то оплата должна производиться:

по нормативу, если объем общедомовых нужд равен или превышает норматив;

по фактическим показаниям общедомового прибора учета, если фактические показания в объеме меньше, чем объем по нормативу.

Если управление многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляется непосредственно собственниками либо способ управления таким домом не выбран, то плата за ресурсы на общедомовые нужды (далее – ОДН) включается в плату за коммунальные услуги (ч.5 ст. 154 ЖК РФ, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Что включает в себя плата за ОДН за электроэнергию:

  1. Освещение:
    • подъездов;
    • подвалов;
    • лестничных клеток;
    • придомовой территории;
    • лифтов и лифтовых шахт.
  2. Затраты по электроэнергии, необходимые для работы:
    • оборудования интернет-провайдеров;
    • системы пожаротушения;
    • антенн;
    • насосных систем.

2. Что такое дома с непосредственным способом управления и как в них рассчитывается ОДН?

Согласно ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении договоры оказания услуг по содержанию, выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД заключаются собственниками помещений на основании решений общего собрания.

От имени собственников в таком МКД вправе действовать один из собственников (председатель), имеющий полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме.

С 01.07.2020 в МКД с непосредственным способом управления либо в домах, способ управления которых не выбран, размер платы за ОДН рассчитывается исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учета путем распределения между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру их площади.

3. Начисления платы за ОДН в домах с непосредственным способом управления возможно двумя способами:

1. При отсутствии общедомового прибора учёта (ОДПУ) исходя из нормативов.

Расходы на оплату общедомовых нужд за свет выросли, иногда выходит даже больше, чем за квартиру, почему так и что делать, чтобы меньше платить?

Большие ОДН могут начисляться в домах с непосредственной формой управления, где нет управляющей компании или ТСЖ, или форма управления не определена.

Это связано с изменением в законодательстве* - начисление за электропотребление на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах с непосредственной формой управления (либо, если способ управления домом не определён), с 1 июля 2020 года производится по фактическому потреблению. Ранее расчёт был ограничен нормативом. В некоторых домах это привело к увеличению платы: если фактическое потребление превышает норматив.

ОДН рассчитывается так. Из расхода по общедомовому прибору учёта вычитается сумма расхода по квартирным счётчикам (плюс норматив по тем квартирам, откуда показания не поступили), и получившаяся разница делится между всеми жильцами пропорционально размеру площади каждого жилого помещения (квартиры).

Долги неплательщиков на добросовестно рассчитывающихся за электроэнергию жильцов не распределяются. Долги остаются на лицевом счёте должника, и только он должен их погасить добровольно либо через суд.

На увеличение ОДН могут влиять не должники, а ситуации, когда жильцы не передают показания электросчётчиков, передают нерегулярно, неправильно, не в период с 23 по 25 число. Если показания не передаются, по таким квартирам начисление производится по среднему или нормативу, при этом фактическое потребление электроэнергии в квартире может быть больше или меньше.

1.В квартире никто не живёт, потребления электроэнергии нет, показания не передаются, ежемесячно начисляется норматив. Однажды собственник передал показания, либо показания снял контролёр, и выяснилось, что по факту электроэнергия не использовалась. Производится перерасчёт: начисления с этой квартиры снимаются и перераспределяются на ОДН. Т.е. у всех остальных жильцов разово возрастает ОДН.

То же самое происходит, когда показания передаются примерно, округляются в большую или меньшую сторону, передаются с ошибками.

На величину ОДН могут влиять и потери электроэнергии во внутридомовой сети, а также вмешательство жильцов в работу приборов учёта. В домах, где есть управляющие компании, УК следят за состоянием электропроводки, предпринимают меры. Если УК нет, выбрана непосредственная форма управления домом, либо не выбрана вообще, привести электрохозяйство дома в порядок могут только сами собственники. Так как и сама квартира и общедомовое имущество — это их собственность, и бремя содержания, в том числе общедомового имущества, законодательством возложено на собственников. Для этого нужно объединиться, определиться с финансированием и обратиться в специализированную организацию, которая проведёт аудит, выявит возможные несанкционированные подключения, факты вмешательства в работу приборов учета и проведёт необходимые работы по устранению причин высоких ОДН.

Но для начала лучше просто всем жильцам передавать показания электросчётчиков. Снятые одномоментно показания со всех приборов учёта электроэнергии в доме чаще всего помогают снизить расходы на оплату ОДН.

*Изменения внесены в п.44 постановления Правительства РФ №354 (постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950).


КР на СОИ как дополнительное бремя расходов управляющих организаций

Коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирный дом, используется для двух целей: первое – это предоставление коммунальных услуг, второе – поддержание функционирования общего имущества.

Общедомовое потребление коммунальных ресурсов в законе поименовано как коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества (далее – КР на СОИ).

Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.

Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.

Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.

Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.

Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.

Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.

Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса

Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:

1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.

2.Если в многоквартирном доме есть коллективный (общедомовой) прибор учета, то размер КР на СОИ также определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ, но за исключением следующих ситуаций:

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.

Рассмотрим, откуда берутся небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса:

— прямое воровство коммунальных услуг потребителем (сюда относятся магниты на счетчике воды, электроэнергии, продувка счетчика пылесосом в обратную сторону и прочие многочисленные методы и лайфхаки, описанные в интернете в целях обмана управляющей организации);

— непрямое потребление коммунальных услуг без учета путем переустройства (например, собственник установил бойлер, но продолжает пользоваться полотенцесушителем, потребляя тепловой ресурс с горячей воды; при закрытой системе теплоснабжения вырастет цена за 1м3, а при открытой – взлетит КР на СОИ);

— бардак с коммерческим учетом и показаниями: недружная передача показаний жителями (или отсутствие передачи вовсе), необъяснимо маленькое потребление нежилых помещений (при фактически высоком потреблении) и так далее.

Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса

  1. Самый первый способ борьбы со сверхнормативным потреблением – налаживание коммерческого учета. Поставщику ресурса это не интересно, а управляющей организации просто необходимо контролировать учет, иначе придется переплачивать. Поэтому жителям необходимо максимально подробно объяснить, какважно своевременнопередавать показания приборов учета, чтобы минимизировать все небалансы.
  2. В случае, если жители находятся на прямых договорах, необходимо контролировать те объемы, которые жителям выставляет поставщик ресурса. В соответствии с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, при прямых договорах, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Иногда поставщики ресурса намеренно занижают потребление помещениям, которые не передают показания, чтобы отнести эти небалансы на управляющую организацию. Поэтому контролировать ресурсника совершенно нелишне.
  3. Работа с жителями по несогласованному переустройству. Радиатор на балконе, теплые полы, запитанные со стояка ГВС в ванной или витиеватый полотенцесушитель – все это предпосылки для сверхнормативного потребления коммунального ресурса. Жители должны понимать последствия своих действий, а управляющая организация должна довести до них, что недопустимо в собственной квартире делать все, что заблагорассудится, поскольку могут пострадать интересы остальных жителей.
  4. Наконец, для управляющих организаций, крайне важно объединяться в отраслевые сообщества с реальными возможностями для ЖКХ-лоббизма (так, как это делают поставщики ресурса). На сегодняшний день таких лоббистских организаций у управляющих компаний нет. Все мы разобщены, а потому давление от государства и поставщика ресурса на управляющие компании будет нарастать.

Читайте также: