Как сделать пекинский шов
Место вышивки в курсе дополнительного школьного образования
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
В формировании духовного климата современной школы важное значение имеют предметы искусства. Художественная вышивка – яркое и неповторимое явление мировой культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к художественной культуре человечества, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства [11].
Как видно из календарно-тематического плана по трудовому обучению в пятом классе художественной вышивке отводится 10 учебных часов [13], (см. табл. 1).
Трудовое обучение 5 класс (девочки)
3. Ручная вышивка (10 часов)
Лабораторные и практические работы
Подготовка к ручной вышивке
Повторить правила ТБ при работе с ручными инструмен-тами, нау-чить пра-вильно под-готовить ткань и вы-
Таблицы по ТБ, учебник, образцы вышитых изделий, укладка с инструментами
Симоненко В.Д. Технология. Учебник для 5 клас-са обще-образова-тельной школы. – М.: Вента-на-Граф,
Подготовка рабоче-го места для вышива-ния
Продолжение табл. 1
брать нит-ки для вы-шивания
Выполнение образцов ручных швов
Познакомить с названиями и приемами выполнения простых ручных швов, повторить правила ТБ
Таблицы по ТБ, учебник, образцы вышитых изделий, укладка с инструментами, ткань, нитки мулине, пяльцы
Максимова М.В., Кузь-мина М.А. Вышивка.- М.: ЭКСМО , 1998
Изгото-вление сувени-ра в технике ручной вышивки
Научить из-готавливать сувенир, применяя все извест-ные ручные швы, соб-людая пра-вила ТБ, в соответствии с инст-рукционной картой, раз-вивать вни-мательность и аккурат-ность в ра-боте
Максимова М.В., Кузь-мина М. А. Вышивка.- М.: ЭКСМО , 1998
Изгото-вление сувени-ра в тех-нике ручной вышив-ки
Сформировать знания и умения
Таблицы по ТБ, учебник,
Максимова М. В., Кузь-мина М. А.
Окончание табл. 1
делка и ВТО вышитого изделия
выполнять ВТО вышитого изделия, повторить правила ТБ при работе с электрическим утюгом, развивать внимательность и аккуратно-сть в работе
образцы вышитых изделий, укладка с инструментами, ткань, нитки мулине, пяльцы, электрический утюг
Вышивка. - М.: ЭКСМО , 1998, Симоненко В.Д. и др. Техно-логия. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. - М.: Вентана- Граф, 1998
и ВТО готово-го изде-лия
Цели и задачи изучения данного раздела:
- совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении древнего искусства вышивания;
- ознакомление с различными видами декоративно–прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
- развитие художественной инициативы;
- воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно - гигиенических правил в быту и на производстве;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.
В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга создание кружков декоративно-прикладного направления, в том числе кружков художественной вышивки в системе школ и внешкольных учреждений, представляется полезным и нужным. Также организация подобных внешкольных и внеклассных кружков целесообразно и тем, что школьная программа рассчитана на изучение только отечественных видов декоративно-прикладного искусства. Подобные кружки приобретают особое значение и в связи с тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов [11].
Цель кружков художественной вышивки – прививать детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитывать и развивать у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызывать интерес к народной вышивке, показывать художественные традиции народов нашей страны и зарубежья [11].
На занятиях в кружках учащиеся приобретают и совершенствуют навыки по оформлению вышивкой предметов декоративно-прикладного характера (салфеток, занавесей, панно и др.), предметов одежды. На подобных занятиях находит свое продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школах на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства и технологии. Помимо расширения курса школьной программы, подобные занятия призваны обучать учащихся основам композиции и цветоведения.
При планировании кружковых занятий можно предусматривать экскурсии в местные музеи, на выставки декоративно-прикладного искусства, на предприятия народных промыслов и т.д.
Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ [16].
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.
Инструкционные карты являются средством организации и активизации учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой документации, как письменный инструктаж, позволяет каждому учащемуся многократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль [16].
Для разработки инструкционной карты необходимо четко представлять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Овладевая той или иной операцией, включающей большое количество приемов, необходимо иметь четкую последовательность действий, которая становится ведущим компонентом, определяющим всю структуру деятельности. Текстовые инструкционные карты выполняются в виде таблиц, в которые входят названия операций, способы выполнения приемов и действий, а также виды контроля за их исполнением.
В подростковом возрасте большое значение приобретают осознание школьником под влиянием обучения своих умственных действий, формирование умения обосновать свои действия, решения. Осознанные умственные действия определяют рациональные пути решения учебного задания, активность, самостоятельность и подвижность мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности.
В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростковом возрасте, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение [6].
В соответствии с возрастными особенностями обучаемой группы при разработке системы инструкционных карт были выбраны принципы, формы и методы обучения особенно подходящие, на наш взгляд, для изучения данной темы. Среди принципов обучения нами было уделено особое внимание индивидуализации, гуманизации, демократизации, интеграции, дифференциации и наглядности.
При проведении занятий на кружках для успешного выполнения практических работ помимо наглядного примера педагога весьма целесообразно использование инструкционно-технологических карт. С их помощью наглядно демонстрируется последовательность выполнения отдельных швов и техник вышивки. Также инструкционные карты можно использовать и при выполнении лабораторно-практических работ. С их помощью педагогу гораздо легче отслеживать неуспеваемость учащихся, и предотвращать возможные ошибки при выполнении заданий.
Инструкционная карта № 1
Материалы и инструменты: канва AIDA 14, вышивальные иглы, нитки мулине любого контрастного с канвой цвета, пяльца, ножницы с загнутыми концами, портновские ножницы.
Всем привет)))
Как и обещал, в предыдущем посте, сегодня с Вами рассмотрим более детально сразу несколько швов.
Для исполнения данных швов, конечно, желательна швейная машинка. Но нет ничего невозможного, можно и руками, прибегнув к имитации машинной строчки, я сшивал свои первые рули, ну не было у меня год назад машинки, а руки очень чесались))) Можно и в ателье обратиться, пожаловаться им на тяжелую судьбу начинающей швей мотористки… но ценник в 3 рубля за сантиметр меня отпугнул (на руль выходит метра 2,5 минимум). Если будет интересно как сделать эту имитацию, пишите, добавлю сюда)
Итак, поехали. На этот раз ручки и т.п. не будет. Делал на бобине от ниток. Снимаем замеры, вырезаем заготовку.
Т.к. мы с Вами еще не супер-пупер мастера, делаем разметку будущей строчки с обоих сторон при помощи того же циркуля и гелевой ручки.
Т.к. максимальная длина на моей машинке ограничена 4-мя мм. Отступ от края я делаю 5 мм, так шов более красивый получается, мне так кажется)))
Далее строчим, я взял красные нитки для большей наглядности. Если нет машинки, то после разметки ручкой с помощью заточеного пинцета или циркуля с 2-ми иглами, набиваем дырочки по линии на равном расстоянии и делаем имитацию машинного шва.
Прострочили или прошили, прикладываем на деталь, отрезаем 4ре длины шва нитку, узел игла и вперед.
Затем с другой стороны уже с лицевой стороны продеваем иглу и так же продеваем её с изнанки через первую дырочку Действие делаем 2 раза
Начинаем шить. Макраме. Забыл сказать. Стежки должны быть параллельны друг другу. Итак, схема.
Основные направления рукоделия – это вышивка, вязание, кройка и шитье белья, верхней одежды. Путь к мастерству в любом из них основывается на умении пользоваться простейшими инструментами: спицами, крючком, иголкой с ниткой.
Как держать иголку и завязывать узелок
Работу (ткань) обычно держат в левой руке. Она кладется на средний и указательный пальцы, прижимается большим, остальные пальцы ее лишь слегка придерживают. Девочкам с непривычки неудобно держать руку слегка выгнутой, особенно когда на средний палей надет наперсток, но это ощущение быстро исчезает.
Иглу держат двумя пальцами правой руки: большим и средним. Даже если она сперва выскальзывает – не сдавайтесь, очень скоро она станет послушной.
Нитка вдевается в иглу правой рукой, левая в это время остается неподвижной, она лишь держит иглу на уровне глаз, чтобы было видно ушко. Помните, как рассекретили Гекльберри Финна, когда он переоделся девочкой? Точно, он начал делать все наоборот, и в нем сразу признали мальчишку.
Продев нитку в игольное ушко, завяжите на одном из ее концов небольшой узелок. Для этого возьмите кончик нитки подушечками указательного и большого пальца, оберните ее вокруг указательного пальца той же руки колечком, зажав в том же месте, где зажат ее кончик. Скрутите нитку с ногтя, одновременно другой рукой вытягивая нить. Колечко сожмется и превратится в узелок.
Это самый простой из швов, который годится и для вышивания, хотя украшающим его нельзя назвать даже с большой натяжкой. Впрочем, потренироваться на несложных рисунках можно, вышив им, например, грибок или рыбку.
Шов вперед иголку (рис. 2.1) - самый распространенный шов в виде прерывистой линии стежков, выполненных справа налево. Иголкой с ниткой прокалывайте ткань через 2-4 нити все время вперед от последнего стежка. Длина стежков и расстояние между ними должны быть одинаковыми. Шов выполняется на тканях полотняного переплетения под счет длинной нитью, так как вышивка на глаз и замена нитей могут исказить рисунок. Если ткань позволяет, можно поднимать на иголку сразу несколько стежков, а затем продергивать нитку; таким образом работа ускоряется.
Частый шов вперед иголку с вдвое меньшим расстоянием между стежками используется для наметки.
Двухсторонний шов вперед иголку (рис. 2.2) выполняется за два приема - вперед и назад - так, чтобы стежки 2-го приема располагались на месте промежутков между стежками 1-го приема.
Переплетенный, или обвитый, шов вперед иголку. После выполнения шва переплетите его вышивальной нитью, вводя иголку под стежки сверху вниз (рис. 2.3) или то сверху вниз, то снизу вверх поочередно (рис. 2.4).
Шов вперед иголку является основой самого древнего вида вышивки - в набор, или проложенной нитью, или рушникового шва, в котором чередование нескольких рядов стежков разной длины и направления образует узорную полосу или фрагмент (рис. 2.5). Этим швом можно также заполнять небольшие мотивы (рис. 2.6).
В белорусской народной вышивке набор, или працяг, - это быстрая двухсторонняя вышивка, имитирующая браное ткачество. Прямые вертикальные или горизонтальные линии стежков выглядят на лицевой и изнаночной стороне ткани как позитив и негатив одного и того же узора. Этот эффект достигается за счет того, что поднимается на иглу и пропускается одинаковое количество нитей основы или утка. Длина стежка зависит от толщины нити и ткани. В настоящее время существует множество вариантов и набора и его сочетаний с другими видами вышивки, например он является одним из самых популярных при замене глади.
Шов за иголку (рис. 2.7) - прерывистая линия стежков, выполненных справа налево под счет. Иголку вколите в ткань справа от нити и вытяните наизнанку, отступив на 6-8 нитей влево, затем отсчитайте вдвое большее количество нитей, выведите иголку на лицевую сторону и сделайте стежок в обратном направлении, снова отступив на 6-8 нитей. Дальше стежки повторяйте в том же порядке. Шов можно выполнять в несколько рядов в разных направлениях, а также использовать как соединительный при сшивании двух полотнищ ткани.
Шов простые точки (рис. 2.8) - каждый стежок за иголку вышивайте 2-3 раза.
Шов диагональная строчка (рис. 2.9) выполняйте за два приема - вперед и назад - так, чтобы стежки 2-го приема заполняли промежутки между стежками 1-го приема. По такому же принципу можно вышить квадраты за четыре приема (рис. 2.10).
Шов строчка (рис. 2.11) - непрерывная линия стежков за иголку. Название свое получил за сходство с машинной строчкой. Вышивайте, как шов за иголку, отсчитывая по 3-4 нити на стежок в зависимости от толщины ткани, но иголку вкалывайте в место выхода предыдущего стежка. Этот шов требует большой аккуратности, поэтому для прямых швов можно выдернуть 1 нить ткани на месте шва, а в остальных случаях предварительно наметать или нарисовать линию будущей строчки.
Переплетенная, или обвитая, строчка. После выполнения шва переплетите его вышивальной нитью в одном (рис. 2.12) или двух (рис. 2.13) направлениях.
Двухсторонняя строчка, или сапожный шов (рис. 2.14). Вышивайте сразу двумя иголками, вводя одну с изнанки, а другую - с лицевой стороны, затем стежок затяните.
Строчкой можно выполнять сразу две или три параллельные линии стежков (рис. 2.15).
Одним из видов не сложной в работе, но эффектной отделки готовых изделий по краю является кайма. Самые простые ее элементы - обвитые швы вперед иголку и строчка, более сложные - различные варианты пекинских, плетеных и других швов, выполненных на их основе. Кайму можно также составить из нескольких различных швов.
Простой пекинский шов (рис. 2.16). Проложите один шов строчка и обвейте его, вводя иголку под 1-й стежок сверху, затем под 3-й снизу, снова сверху под 2-й стежок и снизу под 4-й и т. д., чтобы рабочая нить ложилась петлями.
Двойной пекинский шов (Рис. 2.17). Проложите 2 параллельных шва строчка и обвейте их рабочей нитью, вводя иголку поочередно под стежки обеих строчек так, чтобы нить между ними ложилась в виде восьмерок. Очень интересно этот шов выглядит при вышивании в несколько цветов, где выполненные по очереди восьмерки чередуются по цвету.
Сложный пекинский шов (рис. 2.18). Выполните простой пекинский шов, обвивая каждый стежок строчки только один раз, затем пройдите вдоль строчки еще раз, можно нитью другого цвета, заполняя промежутки такими же петлями, но развернутыми в другую сторону.
Плетеный шов (рис. 2.19) выполняйте косыми стежками, вводя иголку в ткань слева от середины предыдущего стежка и выводя на половину длины стежка ниже его. Рабочую нить проводите под иголкой, чтобы образовались петли.
Кайма (рис. 2.20). Проложите две параллельные линии горизонтальных стежков вперед иголку, располагая их в шахматном порядке, и обвейте с новой нити справа налево: введите иголку в 1-й стежок верхней линии, в 1 -и и 2-й стежки нижней линии, в 1 -и и 2-й стежки верхней линии, во 2-й и 3-й стежки нижней линии, во 2-й и 3-й стежки верхней линии и т. д.
Кайма (рис. 2.21). Проложите три параллельные линии горизонтальных стежков вперед иголку так, чтобы стежки 2-й линии располагались в промежутках между стежками 1-й и 3-й линий. Обвейте эти стежки в четыре хода, для каждого из которых можно взять нить своего цвета. Иголку с рабочей нитью 1-го цвета введите в 1-й стежок 1-й линии, 1-й стежок 2-й линии, 2-й и 3-й стежок 3-й линии, 3-й стежок 2-й линии, 4-й стежок 1 -и линии и т. д. Нитью 2,3 и 4-го цвета вышивайте аналогично, сдвигая начало на 1 стежок.
Кайма (рис. 2.22). Проложите две параллельные линии вертикальных стежков и обвейте их, заводя под них рабочую нить так, чтобы над стежками 1-й линии и под стежками 2-й линии образовывались петли. При желании можно сделать 2-й ход нитью другого цвета, располагая петли в шахматном порядке по отношению к уже вышитым.
Кайма (рис. 2.23). Сделайте основу из вертикальных стежков, как в предыдущем случае, и вышейте между ними зигзаг в два хода, вводя рабочую нить под стежки то верхней, то нижней линии.
Кайма (рис. 2.24). Вышейте группы из трех вертикальных стежков, стягивая их посередине двумя короткими горизонтальными стежками, чтобы придать им вид бантиков.
Швы, используемые для составления каймы, применяются также для заполнения мотивов как замена глади.
Урок № 03 - стебельчатый шов, тамбурный шов, или шов цепочкой, шов шнурочком, полупетля, петля восьмеркой
Казалось бы, кто не знает этих распространённых ручных швов - "вперёд иголку" и "назад иголку" . И, наверно, можно было бы о них и не говорить, но только не всегда очевидное для опытных рукодельниц также очевидно и для начинающих.
Представим ситуацию: никто в семье не шьёт, не вышивает, да и вообще мало знаком с ручной работой. Что же делать тем, кому мама или бабушка не передали свои знания по наследству?
Давайте всё-таки рассмотрим "пошагово шов вперёд иголку" и "назад иголку" , а заодно и узнаем, где и когда можно применить эти швы.
Ниже вы найдёте несколько видео мастер-класс, где увидите собственными глазами этапы выполнения этих простых, но таких нужных ручных швов.
Итак, для чего нужны простые швы?
Конечно, для шитья - ими вручную можно сшить какое угодно изделия. Кстати, вы задумывались о том, как раньше шили одежду, во времена, когда швейных машин ещё не было? Правильно, шили вручную, в том числе и этими швами. И сегодня вручную одежду шьют мастерицы, увлечённые старинными историческими кроем и реконструкциями. В основном же сейчас ручные швы применяются для пошива небольших изделий, например игрушек своими руками.
Но не думайте, что на этом применение простых швов закончено. Например шов "вперёд иголку" - прекрасная основа для вышивки, например для японского сашико. И не только! Обязательно посмотрите наши материалы и убедитесь, на что способен этот простой и прекрасный шов:
Ну а теперь настала пора перейти к мастер-классам:
Ручные швы: "вперёд иголку" и "назад иголку". Видео мастер-классы
1. Ручные швы: шов "НАЗАД ИГОЛКУ" или "Ручная строчка" от канала "TheHappyFamilyLife".
Каждый ручной шов состоит из стежков. Весь процесс выполнения швов вручную состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенное расстояние выводят из нее. На ткани остается след различной длины в зависимости от того, на каком расстоянии друг от друга были сделаны оба прокола. След от нитки на ткани принято называть стежком. Стежок может быть длиной от 1,5 мм до 3 см, выполняться в одном направлении или иметь наклон в какую-либо сторону.
Одинаковые стежки , следующие друг за другом, называются швами. Швы в зависимости от их назначения бывают соединяющими (соединяют два или более слоев ткани вместе), закрепляющими (при их помощи подрубают края, заделывают их) и украшающими (для украшения изделия).
- а) шов выполнен разноцветными или однотонными нитками с соблюдением определенного размера и чередования стежков. Количество линий может быть от двух до десяти. Вышивка напоминает пеструю тесьму;
- б) шов выполнен при строгом соблюдении размеров стежков и их чередования (рис. 10, б). Подобный набор может быть одноцветным или многоцветным;
- в) швы выполнены в шахматном порядке. Для выполнения их по линии рисунка (полосы) выдергивают нитки из ткани, как для мережки.
Если его выполнять в 3 приема нитками одинакового или разного цвета, то получаетсявыпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.
Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе. Шов может выполняться слева направо и справа налево. Стежки располагаются витками по краю среза ткани с наклоном в левую или правую сторону. Глубина стежков и расстояние между ними должны быть на одном и том же изделии одинаковыми, но не больше, чем 5 мм. Чем чаще друг к другу укладываются стежки, тем шов прочнее. Этим швом можно соединить края изделия, если шить мелкими частыми стежками.
Пропустите иголку с ниткой в ткань через точное определённое количество нитей (к примеру, 2 или 4 нити) справа налево, всё время вперёд от последнего стежка.
1. Простой и закруглённый
Чтобы создать определённый художественный эффект можно применить шов "вперёд иголку", выполнив его прямо по готовой вышивке крестом.
Очень хорошо подобные швы смотрятся самостоятельно непосредственно на ткани с плотным переплетением нитей.
Backstitch или обратная строчка и его варианты стержневой шов, контурная строчка и разделенная строчка являются классом вышивка и шитье швы в котором отдельные стежки выполняются в обратном направлении к общему направлению шитье. В вышивке эти стежки образуют линии и чаще всего используются для обводки фигур и для добавления мелких деталей вышитому рисунку. Также ею вышивают надписи. При ручном шитье это универсальный стежок, который прочно и надолго соединяет две части ткани. ткань. Небольшие стежки, выполняемые взад и вперед, делают обратную строчку самой прочной среди основных стежков. [1] Следовательно, его можно использовать для шитья прочных швов вручную без швейной машины. [2]
Содержание
Приложения
Универсальная строчка, с которой легко работать, обратная строчка идеально подходит как для простых, так и для сложных контуров, а также в качестве основного ряда для более сложных стежков вышивки, таких как Заполняющий шов для лестницы в елочку. Хотя внешне похож на Гольбейновая строчка, который обычно используется в блэкворк вышивка, обратная строчка отличается по способу выполнения, требуя только одного прохода для завершения строчки.
Базовая строчка - это строчка, используемая для обводки фигур в современном стиле. вышивка крестиком, в Вышивка Ассизи а иногда в блэкворк.
Стежок стержня - древняя техника; сохранившиеся мантии, вышитые стебельчатым швом Паракас люди из Перу датируются I веком до нашей эры. [3] Стебель ножки используется в Гобелен из Байевышитая ткань, вероятно, датируемая концом 1070-х годов, для надписей и контуров областей, заполненных коушинг или легкая работа. [4]
Разделенный шов на шелке характерен для Opus Anglicanum, стиль вышивки Средневековая Англия. [4]
Описание техники
Эта строчка, аккуратно выполненная по прямой линии, напоминает цепная строчка производится на швейной машине.
Обратный стежок также можно использовать в качестве обычного стежка ручного шитья, чтобы соединить два куска ткани вместе. [1]
Читайте также: