Как сделать пародию
Поскольку чаще всего пародии удовлетворяют критериям, которые предъявляются законом к результатам интеллектуальной деятельности, могут ли они пользоваться правовой охраной с позиции части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) как произведения? Всегда ли пародии носят безобидный характер? Могут ли они причинять вред чести, достоинству и деловой репутации? На перечисленные и другие вопросы попытаемся ответить в настоящей статье.
Пародист всегда намеренно подчеркивает связь пародии с оригиналом произведения, повышая узнаваемость первоисточника; плагиатор, наоборот, намеренно скрывает ее. Автор пародии не калькирует, а переосмысливает произведение или его элементы.
Пародия — это переосмысление и основанная на переосмыслении интерпретация исходного объекта (произведения или поведения/образа личности), предполагающая сохранение общих (базовых) свойств объекта и привнесение в него некоторых других свойств, изменений в целях создания сатирического эффекта, а также дальнейшее представление такой интерпретации исходного объекта перед публикой.
Таким образом, по нашему мнению, пародия сочетает в себе ряд важных признаков:
- пародия — всегда результат переосмысления исходного объекта (произведения или поведения личности);
- переосмысление исходного объекта выражается во внесении в него определенных изменений, с позиции авторского права — в осуществлении переработки оригинального произведения;
- сатирическая (комическая) направленность;
- чаще всего готовится для сценического искусства, поэтому цель создания, как правило, — дальнейшее представление созданного производного объекта перед аудиторией.
С позиции части четвертой ГК РФ пародии чаще всего являются производными произведениями. По общему правилу, в силу п. 3 ст. 1260 ГК РФ, создание производного произведения требует согласия автора оригинального произведения на осуществление переработки, в результате которой появляется производное произведение.
Между тем, согласно п. 4 ст. 1274 ГК РФ создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Резюмируя, можно констатировать, что создание пародий подпадает под пределы свободного использования произведений и является исключением из общего правила о получении согласия на осуществление переработки от автора оригинального произведения.
Следует уточнить, что пародии должны создаваться в соответствии с действующим законодательством и не посягать на какие-либо охраняемые объекты или блага. Недопустимыми являются пародии:
1) порочащие честь, достоинство или деловую репутацию лиц либо посягающие на иные нематериальные блага (изображение гражданина, частную жизнь);
2) нарушающие интеллектуальные права лиц.
Именно в двух приведённых плоскостях будет построено дальнейшее исследование. Рассмотрим наиболее громкие споры о пародиях в российской правоприменительной практике.
Рассматривая дело второй раз, АСГМ не изменил свою позицию, отказал в иске по тем же основаниям, привел некоторые правовые позиции:
В теории также обращается внимание на две особенности пародийных произведений - пародия неизменно связана с комическим эффектом и должна быть сразу же узнаваема, соответственно, пародия не может быть совершенно отделена от оригинального произведения, так как в этом случае пропадает сам смысл создания пародии. …
Кассационная инстанция обращает внимание, что Истец указывает на наличие у него прав на Фильм в соответствии с прокатным удостоверением. Суд согласен с доводами ответчиков, что для установления исключительного права Истца на Фильм прокатного удостоверения недостаточно.
Следовательно, закон регламентирует, что доказательством наличия исключительного права Истца на Фильм могут быть договоры с лицами, творческим трудом которых он создан, содержащие условия об отчуждении права на Фильм или иные установленные законом основания. Прокатное удостоверение в соответствии с ГК РФ не является таким договором и не может являться документом, подтверждающим исключительное право на Фильм. Поэтому считаем, что наличие или отсутствие исключительного права Истца на Фильм, а, следовательно, и права на защиту данного права путем подачи искового заявления, нужно устанавливать на основе договоров с лицами, творческим трудом которых Фильм был создан.
При повторном обжаловании решения АСГМ 9ААС, ФАСМО и Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее — ВАС РФ) согласились с выводами суда первой инстанции, признали отказ в иске правомерным.
Таким образом, суды применили норму о свободном использовании пародий и допустили их создание без согласия автора оригинального произведения и без выплаты ему вознаграждения.
Оставляя апелляционную жалобу без удовлетворения и соглашаясь с позицией суда первой инстанции, который отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, Московский городской суд в упомянутом деле № 11-27507/2013 подчеркнул:
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в художественном фильме использовано не оригинальное изображение истца, что предполагало необходимость получения его согласия, а показана пародия на собирательный образ российского шоу-мена - эстрадного исполнителя, созданная на основе переработок различных образов.
Доказательств того, что образ переработан не в целях создания пародии, или в спорном фильме использованы фотографии истца, видеозаписи с его участием и произведения изобразительного искусства, в которых истец запечатлен, а также их фрагменты, истцом в нарушение ст. ст. 12, 56 ГПК РФ не представлено. Исходя из указанных обстоятельств, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что использование изображения истца в фильме осуществлено через изображение индивидуальных элементов и признаков внешности истца Михайлова С.В. в таких произведениях изобразительного искусства как грим, персонаж и исполнение роли персонажа Михаила Стасова, включенных в видеозапись фильма как сложного объекта, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в ходе рассмотрения дела истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказано тождество изображений истца и героя фильма.
В итоге суд разграничил два объекта: собирательный образ личности и изображение гражданина, признав их нетождественными.
К слову, по аналогичным делам № 33-43979/2014 (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 ноября 2014 года), № 33-25191/2014 (Определение Московского городского суда от 21.04.2015 № 4г-3894/2015), связанным с этим же фильмом, истец также потерпел поражение.
Подробнее об использовании изображения гражданина читайте здесь.
/источник: Апелляционное определение Московского городского суда от 8 сентября 2014 года по делу № 33-23050/2014/
Резюмируя, можно заключить, что при создании пародий важно обращать внимание на объекты, в отношении которых они создаются. Если пародия создается в отношении аудиовизуального произведения, в составе которого использовались охраняемые музыкальные произведения, то предполагается, что использование таких музыкальных произведений в составе пародии в неизменном виде без согласия авторов названных музыкальных композиций будет признано недопустимым.
Пародируйте не ошибки, а авторский стиль, остроумно подхватывая и развивая или тему произведения, или специфику речи поэта, стараясь в пародии сделать автора узнаваемым. Можно предложить свой собственный вариант сюжета, но так, чтобы четко прослеживалась связь вашего произведения с исходным. В любом случае необходима сцепка с источником пародии. Сцепка может быть разной. Например, можно использовать в вашем тексте авторскую цитату – самую яркую, выразительную его строку или фразу. Можно опереться на какой-то ключевой эпизод. Например, изложить по-своему завязку сюжета: что-то преувеличить, что-то сделать зеркальным отражением, а что-то – остроумно переиначить. Используйте все доступные вам приёмы выразительности. Желательно написать пародию в том же стихотворном размере, что и первоисточник, и с похожей рифмовкой строк. Это положительно работает на качество пародии.
В итоге мы должны получить ироничное стихотворение, а не ядовитый пасквиль. Пародия безликая, несмешная, того хуже – нравоучительная и морализаторская – это тоже не лучший вариант. Но таких, я уверена, и не будет. Наши авторы – люди остроумные, с хорошим чувством юмора и меры. А это – очень важные качества для пародиста. Значит, всё у нас получится.
На выполнение задания даётся три дня. Голосуйте за самые яркие, впечатляющие работы коллег. Итоги подведём в субботу, 13 марта. Всем желаю успеха и вдохновения.
За синим краем
Константин Гордов
За синим краем,
За белым кроликом,
Запрись в сарае,
Прикройся столиком.
За светом тени,
За птицей ветреной,
Сквозь воскресенье,
Средь груды пепельной.
За точкой манящей,
За запятой,
Из ней соткали Мы
Простор земной.
За синим краем,
За белым кроликом,
Пред Ним предстанем,
Но в форме нолика.
Женщина прекрасна, лебедями руки.
Павел Горбунов
Домик деревенский с ломаною крышей
Окнами своими рвётся в небеса.
Шум и городские дребезги не слышит,
Вечность поглотила даже голоса.
Тишина приходит, женщина садится,
Платьице комкает, мокрые глаза.
Пленом это место, часто ей не спится,
Где её мужчина? Катится слеза.
Женщина прекрасна, лебедями руки,
Кожа, как оливки, шея высока.
А душа, как пламя, бьётся и разлука
Потихоньку старит пряди у виска.
Холодно и зябко, звёзды не спасают,
Даже если губы мягче, чем парча.
Мир чудесный меркнет, и никто не знает
Где же её счастье, ключик от ларца.
Колесо Вселенной вдруг едва качнулось:
К гриве припадая, всадник скачет к ней.
К милой и желанной, чтобы та очнулась,
К рыцарю прижалась головой своей!
Зимою мёрз собачий нос.
Виталий (Иосиф) Ворон
Зимою мёрз собачий нос
И я связала шапку.
Теперь не будет злой мороз
Кусать мою Собаку.
"Гав-гав,-пролаяла она,-
Про лапы позабыла.
Уж больно колется Зима,
От холода простыла"
"Свяжу, -ответила, - носки,
Дай шерсти мне немного.
Но, чур, не рви их на куски,
Не будет запасного"
Андрей Басацкий
Ямайка
Я мечту, и надежду лелея,
Отдыхаю, вдыхая рассвет,
Словно песни, Боба Марлея,
Проливается на сердце свет!
Сложно просто сказать и придумать,
То, что на сердце, прямо сейчас,
Как я мог, в тот момент передумать?
От тебя уезжая на час.
Я бежал, в подворотнях виляя,
И хотел, чтоб она умерла,
Почему я хотел? Я не знаю,
Но хотел я того, не со зла.
За закатом, рассвет, провожая,
Мне всё чудилось, кто-то идёт,
Кто-то мысли свои выражает,
Где-то Боба Марлея, поёт.
Пусть пока, мне до одури грустно,
Мне не станет с годами легко,
И в карманах копеек не густо,
И Ямайка, увы, далеко.
Кто-то тихо поёт и тоскует,
За невидимым белым окном,
А она, на асфальте рисует,
Белыми мелом, как острым стеклом.
Александр Басин
Мне вчера предложили пластинку,
Там пол Анки* чего-то поёт.
На фига мне её половинка,
На фига мне её пулемёт?
А вчера по TV сообщили,
К песням мой интерес подогрев,
Что в Америке Джоэла били*…
Лучше б взял он гражданство РФ.
__________________________________
ПРАВИЛЬНЫЕ ИМЕНА ПЕВЦОВ
*Боб Марли - ямайский музыкант, гитарист, вокалист, композитор.
*Джон Ле?ннон - Один из основателей и участник группы The Beatles
*Дже?ннифер Линн Ло?пес - американская актриса, певица, танцовщица, модельер, продюсер и бизнес-вумен.
*Ди?тер Гю?нтер Бо?лен - немецкий певец, музыкант, музыкальный продюсер и композитор. Известен, прежде всего, как основатель и участник дуэта Modern Talking,
*Пол Анка - канадско-американский автор-исполнитель и актёр ливанского происхождения, звезда эстрадного рок-н-ролла и кумир подростков 1950-х годов.
*Би?лли Джо?эл - американский автор-исполнитель песен и пианист, один из шести наиболее продаваемых артистов в США за всю историю страны.
К заданию: не обязательно это должен быть весь клип, достаточно какого-то узнаваемого фрагмента. Не обязательно пародировать клип с самого начала и до конца.
Так что ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПАРОДИИ - по желанию.
Не обязательно петь самим. Можно снять пародию под песню оригинала.
Пародия может быть снята как в реальном актерском, так и допустим в амв-стиле. И наоборот. (Но это не просто сделать в амв клип, а именно спародировать уже существующий).
Так что СТИЛЬ ПАРОДИИ - по желанию.
Не обязательно пародировать точь-в-точь. Можно сделать узнаваемую пародию на узнаваемый клип и поиздевавшись над клипом. Главное чтобы было похоже и узнаваемо.
ТАК ЧТО СЦЕНАРИЙ ПАРОДИИ - по желанию
ЧТО СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО: пародия должна быть цензурной, строго в рамках 18+, без пропаганды суицида, наркоты, без мата и обнаженки. ЭТО - ОБЯЗАТЕЛЬНО.
А теперь кто смелый - записываемся и пробуем! Не стесняйтесь. Дурачиться вместе - это весело)))
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ
25 МАРТА - 11 АПРЕЛЯ СОЗДАНИЕ РАБОТЫ.
14-21 АПРЕЛЯ ГОЛОСОВАНИЕ.
22-23АПРЕЛЯ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Требования к работе:
1. Один участник - одна работа в категории. Клип выбирается по желанию. Если сложно выбрать самим - можно прийти в личку и получить задание от организатора.
Работа заливается на ютюб (или другой работающий канал) и присылается ссылкой. Плюс присылается ссылка на пародируемый клип.
Обе ссылки должны работать в шаблоне видео группла, проверяйте, пожалуйста, ссылки на существующие клипы (чтобы не было по ссылке: правообладатель запретил контент, видео в вашей стране недоступно и тд и тп).
2. Запрещается выкладывание и рекламирование работ на левых ресурсах (вк, фейсбук и тд) до и в течение голосования (после голосования можно).
3. Обходимся в рамках цензуры, четко в пределах правил нашего сайта.
Сомневаешься - проконсультируйся.
ПОПРОБУЙТЕ СВОИ СИЛЫ!
Нужно знать того или что вы хотите "отпародировать". Выбираются наиболее слабы, напрягающие вас стороны (или вызывающие улыбку), садитесь в гордом одиночестве, можно лечь, но главное, чтобы вас не отвлекали, и думаете, обыгрываете пародируемое с какой-то другой стороны. Удачи!
Сделать пародию по-моему можно только на того, кто отличается ярко выраженными, характерными особенностями как в положительном, так и в отрицательном плане. Надо досконально изучить объект предполагаемой пародии: внешний вид, стиль поведения, мимику, жесты, движения,голос, манеру речи человека. Невозможно пародировать посредственность.
Новую пародию на популярную "высокоинтеллектуальную" песню украинской группы "Грибы" - "Тает лед" записали весьма неожиданные исполнители - пенсионеры из Краснодара. Посмотреть видео кавер-версии можно здесь:
В пародии присутствуют слова:
"Где-то дождь идет под Москвой, Навальный шагает с братвой по Тверской,
Надежда в его пустой голове: как бы Россию присвоить себе.
Только Лехе башкой не понять, что Россию под себя не подмять.
Специальные службы за нею следят и ему по башке настучат."
Выглядит и смешно, и глупо.
Что интересно, видео в интернете было размещено уже давно (еще в марте), а популярным стало лишь сегодня.
В сети сегодня появился очередной кавер на песню группы "Грибы" - "Тает лед". Исполнители весьма неожиданные - пенсионеры из Краснодара. Посмотреть пародию можно по ссылке или прямо здесь:
Видео забавное, текст тоже.
Пародийные ролики от Satyr можно часто увидеть на YouTube в трендах. Проект Satyr включает в себя несколько людей: оператора, сценариста, гриммера. Но лицом проекта является Илья Шабельников. Он и главный актер во всех роликах. Он - профессиональный актер, много лет играл в театре, также вел корпоративы и утренники в детских садах.
В интервью каналу The Люди он рассказал много интересного о себе.
Самые яркие его пародии были на Амирана ("Дневник Хача"), Пашу Техника, Ресторатора ("Versus Battle"), Егора Корда, Алексея Навального, Юрия Дудя, Хованского. В своих пародиях Илья не стесняется в выражениях, при этом очень жестко высмеивает некоторых своих героев (особенно Егора Крида).
Илью также звали работать на телевидение (канал ТНТ предлагал Илье главную роль в сериале, а канал СТС предлагал роль в одном из эпизодов сериала), но он отказался.
30 ноября 2018 года Илье исполнится 28 лет.
Зарабатывает канал Satyr очень неплохо благодаря рекламе. Цена на которую в роликах постепенно растет. Сейчас на канал подписано около 920 тысяч человек.
Илью можно увидеть не только на его канале, но и в новом сезоне "Зашкварных историй" вместе с Ильей Прусикиным и Даней Поперечным.
"Люди горазщдо болезненнее воспри нимают критику своих вкусов, нежели критику своих политических взглядов." Ницше.
Всё в точности с этим изречением. Конечно, я привык, что аниме- это для понимающих, но иногда непрятно, когда вместо Инуяшу дразнят Хуяшей в моем присутсвии и уговаривают не включать "эту порнуху" при племяннице.
Что же касается, интернет- и ТВ- пародий на анимешную графику, то они сделаны слишком бездарно, чтобы на них обижаться.
Куприн и Бунин были дружны, но поскольку они были писателями разного характера, то между ними и отношения возникали весьма своеобразные. Они восхищались успехами друг друга, но при этом между ними существовало соперничество. Да к тому же Бунин иногда подтрунивал над Александром Ивановичем, затрагивая тему его родовитости.
Один раз Бунин высказался об этом так:
Куприн отреагировал на остроту писателя довольно интересно: написал пародию на бунинские "Антоновские яблоки". В первых же строках пародии Куприн дразнит Бунина такими словами:
Пародия называлась "Пироги с груздями", а нам остается вспомнить, что Бунина звали Иван Алексеевич, и это вариант ответа под литерой "А".
Читайте также: