Как сделать памятку по русскому языку 3 класс
Меняется время, меняются программы, меняются дети – меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.
Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых – лично мне больше по душе программа 1-3.
Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.
1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я - ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями, звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я – ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.
Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.
2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.
Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕРЕД 1 СЕНТЯБРЯ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА
1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.
Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
- Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
- Имена собственные: город М осква, пёс Ш арик.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща , чу до, щу ка, ши ло, жи ть
- Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: но чк а, пте нч ик.
- Мягкий знак показатель мягкости согласного: де нь , де нь ки.
- Правописание слов с удвоенными согласными: шо сс е, а лл ея
- Разделительный мягкий знак: дерев ь я
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: гла з , гла з ки – глаза.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: л е са - лес, п я тно – пятна
- Написание предлогов со словами: у м оря, к г ороду.
- Словарные слова: к о рова.
Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,
которые ученики проходят в 3-ем классе
(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн)
Орфограммы конца года 3-его класса
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова похо д ка, хо д - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Правописание слов с удвоенными согласными: те рр аса, ко лл екция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: пот я желел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Словарные слова: п а льто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный Ь: в ь юга, в ь ёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) под ъ ехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелес т ный - прелесть
- Сочетания СН – ЗН: чуде сн о - чудеса, алма зн ый - алмаз
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: пол ем , жаворонк ом , степ ью , (вижу) жеребёнк а .
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по морков и , по морковк е.
- Сложные слова: верт о лёт, земл е трясение.
- Неизменяемые приставки на А и О: з а шёл, п о дход.
- Написание суффиксов: мал е нький, бел и зна, выс о та, баб ушк а.
- Написание имен существительных с шипящей на конце: но чь , луч.
- Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: син яя , син ее , син ий , син ие.
- Родовые окончания глаголов: солнце встал о , девочка встал а , ученик встал, ребята встал и.
- Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): по ехал.
- НЕ с глаголами: не в идел, нег одовал.
3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.
4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать здесь.
5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.
Цените время
А можно мы придём в школу не 1 сентября,
а 12 (любого, не первого) сентября?
Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) – это 4 класс.
Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:
Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ – а это (если забыли J! ) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…
- ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
- сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.
Не получится
2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.
3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.
- ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
- фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.
Всё пригодится
1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь.
2) Про жизнь . Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь . В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни .
3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.
4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.
ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ
И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ
Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику
с пользой провести лето
Математика+русский
Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. . ).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Правила - памятки по русскому языку 2-3 классы
Не путай звуки и буквы.
Гласных звуков 6 :
Гласных букв 10 :
а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.
В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком ’ .
Например: [ сол ’ ] – соль .
В слове может быть только одно ударение . Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё.
Например: кот, ковёр.
В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный . Остальные гласные звуки в слове – безударные .
Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласных звуков больше – 36 , потому что есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.
Например: р – [ р] (руль), р – [р ’ ] (река).
Буквы е, ё, ю, я в начале слова (яма [й ’ ама] ), в середине и в конце слова после гласных звуков (маяк [май ’ ак]; лилия [л ’ ил ’ ий ’ а]) и после ь , ъ (полью [пал ’ й ’ у]; съем [сй ’ эм]) обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й’и].
Например: соловьи [ салав’й’и ].
Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими . Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими .
Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
Например: ма[к] – ма[к ’ ]и – пишу мак.
В сочетаниях жи – ши пишется буква и.
В сочетаниях ча – ща пишется буква а.
В сочетаниях чу – щу пишется буква у.
Сочетания чк – чн пишутся без ь.
Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й ’ ] + гласный.
Например: воробьи – [ вараб’й’и ]
Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слова переносят по слогам . При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке , а также переносить на другую строку .
Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.
Слова, отвечающие на вопросы кто? (мальчик, девочка, котёнок, окунь) и что? (тетрадь, метель, небо), называют предметы.
Эти слова называются имена существительные.
Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные.
Например: (какой?)синий, (какое?)высокое, (какая?) гладкая, (какие?) громкие .
Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что будет делать? Что сделает? – это глаголы.
Например: (что делать?) петь, (что будет делать?) будет читать, (что сделали?) прокатились.
- Состоит из слов;
-В предложении выражается законченная мысль.
Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставят !) и невосклицательные.
Интонация – чувство, настроение, передаваемое голосом.
Предложения по цели высказывания:
2. Вопросительное. (содержит вопрос) Ты пойдёшь играть?
3. Побудительное. (содержит приказ, просьбу, восхищение, удивление) Немедленно убери игрушки! Какой красивый рисунок!
Окончание слова – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание обозначают так: ?. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
Например: зима – зимой – зимы.
Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: ?. (стол?)
В русском языке есть неизменяемые имена существительные , они не имеют окончания. У них одна форма слова.
Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия ( имена собственные ) пишутся с прописной (заглавной ) буквы:
сестра Надя, пёс Бим, город Пермь, гора Эверест, река Волга, Чёрное море, Красная площадь, село Иваново, озеро Байкал.
Корень – общая часть родственных слов. Корень – главная часть слова . В корне содержится основное значение слова. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные (родственные слова).Корень обозначают так:
Например: лес – лесной – лесок - лесничий.
Чтобы проверить безударный гласный в корне , необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. (безударный стал ударным)
Например: [сады] – с а д – с а ды; [паля] – п о ле – п о ля.
Чтобы проверить глухой согласный звук на конце слова или в середине слова , надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р] , [й’].
Например: са[т] – са д ы – са д, тру[т] – тру дн ый – тру д .
Один : ро[к] – Много : ро г а.
Есть : зу[п] – Нет : зу б а.
Суффикс – часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс находится между окончанием и корнем. Суффикс обозначают так: ?.
Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной.
Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать родственные слова и посмотреть, есть ли там этот звук. Опасные места: [ сн ] (c тн ), [ зн ] (здн).
Например: изве[ c н]ый – вес т ь – извес т ный, по[зн]ий – опоз д ать – поз д ний, чуде[сн]ый – чуде са – чуде сн ый.
Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость - мудрость)
Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. ( игривый - волевой)
В суффиксах –лив-, -чив - всегда пишется буква и . ( пугливый, доверчивый)
Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Например: мех + ов = меховой, шуба + к = шубка.
Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.
Например: бежать + при = прибежать.
Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно – суффиксальным.
Например: при + море + ск = приморский
Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения . Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.
Например: земля + е + мерить = земл е мер, снег + о + падать = снег о пад.
Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка имеет значение. Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Приставку обозначают так: ? .
Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход.
Основа слова – часть слова без окончания. Основа обозначается так: .Чтобы найти основу, надо найти окончание.
Например: книги, морозный, степь..
Фонетический разбор слова
Умею, у-ме-ю [у м’ э й’ у]
[у] – гласн., безударный, б.(у);
[м’] – согл., мягк.([м]), непарн., звонк., б.(м);
[э] – гласн., ударн., б.(е);
[й’] – согл., мягк., непарн., звонк.
[у] – гласн., безуд., б.(у)
умею – 5 звуков, 4 буквы.
Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)
Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения .
Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.
Как находить подлежащее и сказуемое?
1. Найди слово в предложении, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос Кто? или Что?
3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.
4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков?
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.
Например: Приехал а сестр а . Ученик и слуша ют учителя.
Обращение – слово, которое называет того, к кому ты обращаешься. Обращение всегда выделяется запятыми.
Например: Мама , здравствуй! Дорогие друзья , поздравляем вас.
Второстепенные члены предложения – поясняют, уточняют, дополняют предложение.( определение, дополнение, обстоятельство )
Предложение с второстепенными членами называется распространённым . Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым .
Например: На столе лежит новая книга.
Как найти второстепенные члены предложения?
1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.
3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.
4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Это уже предложение.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно .), когда совершается действие (Он гулял вечером .), где совершается действие (Мы гуляли в саду .), по какой причине совершается действие (Я купил мяч для игры .). Подчеркивается так: скоро
Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Фразеологизм является одним членом предложения.
Он бежал (как?) со всех ног .
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Подчеркивается так: красивый
Например: Сегодня дождливый день.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о собаке.
После шипящих в корнях слов под ударением звук [ о ] обозначается буквой ё , если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [ о ] не слышится. (пч ё лы – пч е ла, ж ё лтый - ж е лтеть) В остальных случаях звук [ о ] обозначается буквой о . (ш о рох, ш о рты)
Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Являются одним и тем же членом предложения.
Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий , лёгкий , летний .
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая.
Схемы однородных членов предложения.
В сборник входят правила по русскому языку, которые изучаются в начальных классах. Все правила компактно изложены и подойдут для печати на бумаге и для использования как памяток.
В сборнике представлены следующие правила по русскому языку
- Гласные и согласные звуки и буквы;
- Падежные окончания имён существительных;
- Состав слова;
- Падежи;
- Мягкий и твёрдые знаки;
- Части речи;
- Безударные гласные в корне слова;
- Парные согласные в корне слова;
- Правописание суффиксов -ек-, -ик-;
- Непроизносимые согласные;
- Склонение имён прилагательных;
- Главные и второстепенные члены предложения;
- Виды предложений;
- Однородные члены предложения;
- Прямая речь в предложении;
- Личные местоимения;
- Склонение местоимений единственного числа;
- Спряжение глаголов.
В каждой карточке по четырёх до восьми разнообразных заданий по русскому языку для первоклассников. Хорошая помощь учителю начальных классов.
В файле даны девять текстов для подготовки к ВПР по русскому языку для учащихся 4-го класса начальной школы.
Карточки на отработку правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, чк-чн, жи-ши. Каждая карточка состоит из 5 заданий. В каждом задании более десятка слов с пропущенными буквами.
Проверочная работа на проверку знаний по русскому языку во втором классе на правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
Проверочная работы для учеников 2-3 классов начальной школы по русскому языку. 4 варианта.
Читайте также: