Как сделать падежи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.09.2024

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

Падеж Вопросы Возможные предлоги Окончание
Ед. число Множ. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени?тельный (есть) кто? что? - -а, -я –, -о, -е - -ы, и, -а, -я
Роди?тельный (нет) кого?? чего?? без, у, до, от, с, о?коло, из, во?зле, по?сле, для, вокру?г -ы, -и -а, -я –, -ов, ев, -ей
Да?тельный (даю?) кому?? чему?? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Вини?тельный (виню?, ви?жу) кого?? что? в, за, на, про, че?рез -у, -ю -о, -е - –, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори?тельный (творю?, горжу?сь) кем? чем? за, над, под, пе?ред, с -ой (-ою), ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предло?жный (ду?маю) о ком? о чём? в, на, о, об, о?бо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе?рвое склоне?ние Второ?е склоне?ние Тре?тье склоне?ние
все слова мужского и женского рода на -а, -я все остальные слова мужского и среднего рода все остальные слова женского рода
в ед. числе -а, -я в муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е
во множ. числе -ы, -и -а, -я, -ы, -и
примеры слов ма?ма па?па стена? ли?ния тётя дя?дя роя?ль нож окно? мо?ре ночь дочь пасте?ль

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени?тельный -а, -я -ы, и
Роди?тельный -ы, -и –, -ей
Да?тельный -е, -и -ам, -ям
Вини?тельный -у, -ю –, -ы, -и, -ей
Твори?тельный -ой (-ою), ей (-ею) -ами, -ями
Предло?жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? па?па па?пы что? ра?на ра?ны
Р. кого? па?пы пап чего? ра?ны ран
Д. кому? папе па?пам чему? ра?не ра?нам
В. кого? па?пу пап что? ра?ну ра?ны
Т. кем? па?пой па?пами чем? ра?нами ра?ны
П. о ком? о па?пе о па?пах о чём? о ра?не о ра?нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? дя?дя дя?ди что? ви?шня ви?шни
Р. кого? дя?ди дя?дей чего? ви?шни ви?шен
Д. кому? дя?де дя?дям чему? ви?шне ви?шням
В. кого? дя?дю дя?дей что? ви?шню ви?шни
Т. кем? дя?дей дя?дями чем? ви?шней ви?шнями
П. о ком? о дя?де о дя?дях о чём? о ви?шне о ви?шнях

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. число множ. число
И. кто? Мари?я что? ли?ния
Д. кому? Мари?и чему? ли?нии
П. о ком? о Мари?и о чём? о ли?нии
И. кто? Фра?нция что? исто?рия
Д. кому? Фра?нции чему? исто?рии
П. о ком? о Фра?нции о чём? об исто?рии

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Муж. род Ср. род
Имени?тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Роди?тельный -а, -я –, -ов, -ев, -ей
Да?тельный -у, -ю -ам, -ям
Вини?тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Твори?тельный -ом, -ем -ами, -ями
Предло?жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? конь ко?ни что? дива?н дива?ны
Р. кого? коня? коне?й чего? дива?на дива?нов
Д. кому? коню? коня?м чему? дива?ну дива?нам
В. кого? коня? коне?й что? дива?н дива?ны
Т. кем? конём коня?ми чем? дива?ном дива?нами
П. о ком? о коне? о коня?х о чём? о дива?не о дива?нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? о?блако облака? что? мо?ре моря?
Р. кого? о?блака облако?в чего? мо?ря море?й
Д. кому? о?блаку облака?м чему? мо?рю моря?м
В. кого? о?блако облака? что? мо?ре моря?
Т. кем? о?блаком облака?ми чем? мо?рем моря?ми
П. о ком? об обла?ке об облака?х о чём? о мо?ре о моря?х
ед. число множ. число
И. что? музе?й музе?и
Р. чего? музе?я музе?ев
Д. чему? музе?ю музе?ям
В. что? музе?я музе?и
Т. чем? музе?ем музе?ем
П. о чём? о музе?е о музе?ях

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. число ед. число ед. число
И. кто? Васи?лий что? жре?бий И. что? дове?рие
П. о ком? о Васи?лии о чём? о жре?бии П. о чём? о дове?рии

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени?тельный
Роди?тельный -ей
Да?тельный -ам, -ям
Вини?тельный -
Твори?тельный -ами, ями
Предло?жный -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? мышь мы?ши что? ткань тка?ни
Р. кого? мы?ши мыше?й чего? тка?ни тка?ней
Д. кому? мы?ши мыша?м чему? тка?ни тка?ням
В. кого? мышь мыше?й что? ткань тка?ни
Т. кем? мы?шью мыша?ми чем? тка?нью тка?нями
П. о ком? о мы?ши о мыша?х о чём? о тка?ни о тка?нях

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл. III скл. II скл. II скл.
И. кто? дочь что? ночь И. кто? грач_ И. что? нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. число множ.число ед. число множ.число
И. что? да?ча да?чи И. что? ро?ща ро?щи
Р. чего? да?чи дач_ Р. чего? ро?щи рощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.

В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:

ПадежиВопросыВспомогательные слова
Именительныйкто? что?это
Родительныйкого? чего?нет
Дательныйкому? чему?дать
Винительныйкого? что?вижу
Творительныйкем? чем?горжусь
Предложныйо ком? о чём?думаю

Им. п. это (что?) стул
Род. п. нет (чего?) стула
Дат. п. дать (чему?) стулу
Вин. п. вижу (что?) стул
Твор. п. горжусь (чем?) стулом
Предл. п. думаю (о чём?) о стуле

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.

Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

Предлоги падежей в русском языке

Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:

говорил о доме, живёт в доме.

Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:

нет леса, остановился у леса – родительный падеж,

подарить маме, идти к маме – дательный падеж.

Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.

Таблица падежей с вопросами и предлогами
ПадежВопросыПредлоги
ИменительныйКто? Что?нет
РодительныйКого? Чего? от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме
ДательныйКому? Чему? по, к
ВинительныйКого? Что? на, за, через, про, в, под
ТворительныйКем? Чем? за, под, над, перед, с, между
ПредложныйО ком? О чём? о (об), на, в (во), при, обо

Предлоги родительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:

у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.

Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета:

нет (чего?) чая,

нет (кого?) слона.

Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:

(где?) у озера,

(откуда?) из шкафа.

Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:

праздник (кого?) сестры,

дверь (чего?) шкафа.

Предлоги дательного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:

Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:

рассказал (кому?) другу,

вернул (кому?) маме.

Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:

едет (куда? или к чему?) к морю.

Предлоги винительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:

в, на, за, под, через.

Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:

вошли (куда? во что?) в класс,

пришли (куда? на что?) на вечеринку.

Предлоги творительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:

за, на, под, перед, с.

Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечают на вопрос где? Например:

летит (где?) над океаном,

висит (где?) под деревом.

Предлоги предложного падежа

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:

о, об, в, во, на, при.

Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:

сказал (о ком?) о океаном,

рассказал (о чём?) о мечте.

Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда? , то оно стоит в винительном падеже:

гуляет (где?) в парке – предложный падеж,

идёт (куда?) в парк – винительный падеж.

Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.

Как запомнить падежи русского языка

Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.

Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:

Именительный падеж

Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.

Вопросы: Кто? Что?

Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

как запомнить падежи русского языка

Родительный падеж

Вопросы: (нет) кого? чего?

Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
с, и до, и у, и из
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Как запомнить падежи

Дательный падеж

Вопросы: (дам) кому? чему?

Предлоги: к, по

Как запомнить падежи русского языка

Винительный падеж

Вопросы: (вижу, виню) кого? что?

Предлоги: в, на, под, про

Как запомнить падежи русского языка

Творительный падеж

Вопросы: (творю) кем? чем?

Предлоги: перед, под, над, с, за

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! –
Чем?
Творите! –
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

Как запомнить падежи русского языка

Предложный падеж

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.

Вопросы: (думаю) о ком ? о чём?

Предлоги: о, в, при, на

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и
в чём гулять?

Как запомнить падежи русского языка

Сказка про падежи

Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Как ещё можно запомнить падежи русского языка?

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
  • Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
  • Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
  • Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
  • Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить

Как запомнить падежи русского языка

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.

Как запомнить падежи русского языка

Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.

По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.

Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …

Игра

Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.

Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.

Например: слово КОШКА

  • И.п. В нашей квартире живёт кошка.
  • Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
  • Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
  • В.п. Пора кормить нашу кошку.
  • Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
  • П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.

Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы . Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.

Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.





Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Читайте также: