Как сделать падежи
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 04.09.2024
Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:
Падеж | Вопросы | Возможные предлоги | Окончание | |||
Ед. число | Множ. число | |||||
I склонение | II склонение | III склонение | ||||
Имени?тельный | (есть) кто? что? | - | -а, -я | –, -о, -е | - | -ы, и, -а, -я |
Роди?тельный | (нет) кого?? чего?? | без, у, до, от, с, о?коло, из, во?зле, по?сле, для, вокру?г | -ы, -и | -а, -я | -и | –, -ов, ев, -ей |
Да?тельный | (даю?) кому?? чему?? | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Вини?тельный | (виню?, ви?жу) кого?? что? | в, за, на, про, че?рез | -у, -ю | -о, -е | - | –, -ы, -и, а, -я, -ей |
Твори?тельный | (творю?, горжу?сь) кем? чем? | за, над, под, пе?ред, с | -ой (-ою), ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предло?жный | (ду?маю) о ком? о чём? | в, на, о, об, о?бо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
В русском языке три типа склонения существительного.
Пе?рвое склоне?ние | Второ?е склоне?ние | Тре?тье склоне?ние | |
все слова мужского и женского рода на -а, -я | все остальные слова мужского и среднего рода | все остальные слова женского рода | |
в ед. числе | -а, -я | в муж. роде – согласный и -ь в ср. роде -о, -е | -ь |
во множ. числе | -ы, -и | -а, -я, -ы, -и | -и |
примеры слов | ма?ма па?па стена? ли?ния тётя дя?дя | роя?ль нож окно? мо?ре | ночь дочь пасте?ль |
Падеж | Окончание | |
Ед. число | Множ. число | |
Имени?тельный | -а, -я | -ы, и |
Роди?тельный | -ы, -и | –, -ей |
Да?тельный | -е, -и | -ам, -ям |
Вини?тельный | -у, -ю | –, -ы, -и, -ей |
Твори?тельный | -ой (-ою), ей (-ею) | -ами, -ями |
Предло?жный | -е, -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | па?па | па?пы | что? | ра?на | ра?ны |
Р. | кого? | па?пы | пап | чего? | ра?ны | ран |
Д. | кому? | папе | па?пам | чему? | ра?не | ра?нам |
В. | кого? | па?пу | пап | что? | ра?ну | ра?ны |
Т. | кем? | па?пой | па?пами | чем? | ра?нами | ра?ны |
П. | о ком? | о па?пе | о па?пах | о чём? | о ра?не | о ра?нах |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | дя?дя | дя?ди | что? | ви?шня | ви?шни |
Р. | кого? | дя?ди | дя?дей | чего? | ви?шни | ви?шен |
Д. | кому? | дя?де | дя?дям | чему? | ви?шне | ви?шням |
В. | кого? | дя?дю | дя?дей | что? | ви?шню | ви?шни |
Т. | кем? | дя?дей | дя?дями | чем? | ви?шней | ви?шнями |
П. | о ком? | о дя?де | о дя?дях | о чём? | о ви?шне | о ви?шнях |
Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:
ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | Мари?я | что? | ли?ния |
Д. | кому? | Мари?и | чему? | ли?нии |
П. | о ком? | о Мари?и | о чём? | о ли?нии |
И. | кто? | Фра?нция | что? | исто?рия |
Д. | кому? | Фра?нции | чему? | исто?рии |
П. | о ком? | о Фра?нции | о чём? | об исто?рии |
Падеж | Окончание | ||
Ед. число | Множ. число | ||
Муж. род | Ср. род | ||
Имени?тельный | – | -о, -е | -а, -я, -ы, -и |
Роди?тельный | -а, -я | –, -ов, -ев, -ей | |
Да?тельный | -у, -ю | -ам, -ям | |
Вини?тельный | – | -о, -е | -а, -я, -ы, -и |
Твори?тельный | -ом, -ем | -ами, -ями | |
Предло?жный | -е, -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | конь | ко?ни | что? | дива?н | дива?ны |
Р. | кого? | коня? | коне?й | чего? | дива?на | дива?нов |
Д. | кому? | коню? | коня?м | чему? | дива?ну | дива?нам |
В. | кого? | коня? | коне?й | что? | дива?н | дива?ны |
Т. | кем? | конём | коня?ми | чем? | дива?ном | дива?нами |
П. | о ком? | о коне? | о коня?х | о чём? | о дива?не | о дива?нах |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | о?блако | облака? | что? | мо?ре | моря? |
Р. | кого? | о?блака | облако?в | чего? | мо?ря | море?й |
Д. | кому? | о?блаку | облака?м | чему? | мо?рю | моря?м |
В. | кого? | о?блако | облака? | что? | мо?ре | моря? |
Т. | кем? | о?блаком | облака?ми | чем? | мо?рем | моря?ми |
П. | о ком? | об обла?ке | об облака?х | о чём? | о мо?ре | о моря?х |
ед. число | множ. число | ||
И. | что? | музе?й | музе?и |
Р. | чего? | музе?я | музе?ев |
Д. | чему? | музе?ю | музе?ям |
В. | что? | музе?я | музе?и |
Т. | чем? | музе?ем | музе?ем |
П. | о чём? | о музе?е | о музе?ях |
Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:
ед. число | ед. число | ед. число | |||||
И. | кто? | Васи?лий | что? | жре?бий | И. | что? | дове?рие |
П. | о ком? | о Васи?лии | о чём? | о жре?бии | П. | о чём? | о дове?рии |
Падеж | Окончание | |
Ед. число | Множ. число | |
Имени?тельный | – | -и |
Роди?тельный | -и | -ей |
Да?тельный | -и | -ам, -ям |
Вини?тельный | - | -и |
Твори?тельный | -ю | -ами, ями |
Предло?жный | -и | -ах, -ях |
ед. число | множ. число | ед. число | множ. число | |||
И. | кто? | мышь | мы?ши | что? | ткань | тка?ни |
Р. | кого? | мы?ши | мыше?й | чего? | тка?ни | тка?ней |
Д. | кому? | мы?ши | мыша?м | чему? | тка?ни | тка?ням |
В. | кого? | мышь | мыше?й | что? | ткань | тка?ни |
Т. | кем? | мы?шью | мыша?ми | чем? | тка?нью | тка?нями |
П. | о ком? | о мы?ши | о мыша?х | о чём? | о тка?ни | о тка?нях |
В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:
III скл. | III скл. | II скл. | II скл. | |||||||
И. | кто? | дочь | что? | ночь | И. | кто? | грач_ | И. | что? | нож_ |
Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:
ед. число | множ.число | ед. число | множ.число | ||||
И. | что? | да?ча | да?чи | И. | что? | ро?ща | ро?щи |
Р. | чего? | да?чи | дач_ | Р. | чего? | ро?щи | рощ |
В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.
Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.
В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:
Падежи | Вопросы | Вспомогательные слова |
---|---|---|
Именительный | кто? что? | это |
Родительный | кого? чего? | нет |
Дательный | кому? чему? | дать |
Винительный | кого? что? | вижу |
Творительный | кем? чем? | горжусь |
Предложный | о ком? о чём? | думаю |
Им. п. | — | это (что?) стул |
Род. п. | — | нет (чего?) стула |
Дат. п. | — | дать (чему?) стулу |
Вин. п. | — | вижу (что?) стул |
Твор. п. | — | горжусь (чем?) стулом |
Предл. п. | — | думаю (о чём?) о стуле |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.
Предлоги падежей в русском языке
Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:
говорил о доме, живёт в доме.
Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:
нет леса, остановился у леса – родительный падеж,
подарить маме, идти к маме – дательный падеж.
Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
---|---|---|
Именительный | Кто? Что? | нет |
Родительный | Кого? Чего? | от, без, у, до, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, вроде, среди, между, кроме |
Дательный | Кому? Чему? | по, к |
Винительный | Кого? Что? | на, за, через, про, в, под |
Творительный | Кем? Чем? | за, под, над, перед, с, между |
Предложный | О ком? О чём? | о (об), на, в (во), при, обо |
Предлоги родительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:
у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета:
нет (чего?) чая,
нет (кого?) слона.
Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда?:
(где?) у озера,
(откуда?) из шкафа.
Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:
праздник (кого?) сестры,
дверь (чего?) шкафа.
Предлоги дательного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:
Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:
рассказал (кому?) другу,
вернул (кому?) маме.
Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:
едет (куда? или к чему?) к морю.
Предлоги винительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:
в, на, за, под, через.
Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:
вошли (куда? во что?) в класс,
пришли (куда? на что?) на вечеринку.
Предлоги творительного падежа
Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:
за, на, под, перед, с.
Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечают на вопрос где? Например:
летит (где?) над океаном,
висит (где?) под деревом.
Предлоги предложного падежа
Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:
о, об, в, во, на, при.
Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:
сказал (о ком?) о океаном,
рассказал (о чём?) о мечте.
Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда? , то оно стоит в винительном падеже:
гуляет (где?) в парке – предложный падеж,
идёт (куда?) в парк – винительный падеж.
Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.
Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.
Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.
Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:
Именительный падеж
Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.
Вопросы: Кто? Что?
Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
Родительный падеж
Вопросы: (нет) кого? чего?
Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Дательный падеж
Вопросы: (дам) кому? чему?
Предлоги: к, по
Винительный падеж
Вопросы: (вижу, виню) кого? что?
Предлоги: в, на, под, про
Творительный падеж
Вопросы: (творю) кем? чем?
Предлоги: перед, под, над, с, за
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
Предложный падеж
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.
Вопросы: (думаю) о ком ? о чём?
Предлоги: о, в, при, на
Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
Сказка про падежи
Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
Как ещё можно запомнить падежи русского языка?
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
- Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
- Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
- Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
- Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
- Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
- Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
- Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
- Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.
Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.
По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.
Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.
Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.
Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!
Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.
И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.
Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …
Игра
Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.
Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.
Например: слово КОШКА
- И.п. В нашей квартире живёт кошка.
- Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
- Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
- В.п. Пора кормить нашу кошку.
- Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
- П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.
Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы . Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.
Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.
Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).
Читайте также: