Как сделать отвод понятым

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

-->

Согласно ст. 25.7 КоАП РФ, понятой это незаинтересованное в исхое дела совершеннолетнее лицо. Сотрудник милиции лицо по моему мнению лицо заинтересованное. Практики не было. Но скорее всего в протоколе указаны свидетели, а не понятые. Если указаны свидетели, то сотрудник милиции может им быть.

Уважаемый Павел. В протоколе указано понятой, свидетель - нужное подчеркнуть. Сотрудник ГИБДД не подчеркнул. Вот и гадай тут кто он.

Тогда в этом случае может лучше сослаться на ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ - сомнения в виновности?

Цена: 100 руб.

Вчера читал разъяснения ВС РФ. ТАк вот, в них прямо указано. что сотрудник милиции понятым быть не может. У каждого суда своя практика по таким вопросам. Как захотят, так и сделают.

Павел, а не можете ли указать ссылку на разъяснения ВС РФ.
Премного благодарен.

Рафаиль, НЕ могу дать ссылку. Я заходил на сайт ВС РФ и там просматиривал бюллетени. Можно задать поиск по слову понятой и он выдаст все документы с этим словом.

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2006 ГОДА вопрос № 12.

Делайте, что считаете нужным, Вас не укусят! Но не будете себя корить за то, что не сделали!

Оформление воздушными шарами открытия магазина

Цена: 9 800 руб.

Подумайте: а надо ли давать пьяному возможность ездить? Может без него безопасней будет?

я думаю , что суд не пойдет вам на встречу . Согласно ФЗ "О милиции" сотруднику млиции не запрещено быть понятым . Понятым может быть любое не заинтересованное ,дееспособное лицо . Другими словами это исключетельно на усмотрение суда , если вы сможете суд убедить , что этот сотрудник милиции заинтересован в исходе дела , то тогда может быть вам и повезет . Подводя итоги вышеизложенного можно сказать , раз четко запрета нет в КоАП на счет понятого , а именно , что сотрудник милиции не может быть понятым , то значит суд его признает как понятого

В том то и дело что запрета нет. Например в УПК есть запрет. Вот и сиди гадай. Дело усугубляется тем, что это уже апелляция в суде. вот и докапываешься до всего.

от 7 марта 2007 года

ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2006 ГОДА

Вопрос 12: Может ли сотрудник милиции привлекаться в качестве понятого при составлении протокола при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения"?
Ответ: В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Из данной нормы следует, что основное требование, предъявляемое к понятому, - это отсутствие какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела.
Понятой - это лицо, привлекаемое в предусмотренных законом случаях к присутствию при производстве определенных действий, и его участие является одной из гарантий объективности при производстве процессуальных действий.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения", составление протокола, формирование доказательной базы осуществляются должностным лицом органа внутренних дел (милиции).
В силу осуществления указанных полномочий сотрудники милиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе данного дела, поскольку являются работниками данного органа.
В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия сотрудник милиции не должен привлекаться в качестве понятого при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения".

Среднестатистический гражданин достаточно редко сталкивается с правонарушениями и преступлениями, однако крайне важно понимать, что в том самом редком случае, когда вы стали понятым или свидетелем, от вас может зависеть правосудие. Эта инструкция ознакомит вас со статусом свидетеля и понятого, их основными правами, обязанностями, а также гарантиями в их отношении со стороны государства.

Оглавление

Свидетель и понятой – роль в уголовном процессе

Роль свидетелей и понятых в уголовном процессе сложно переоценить – эти люди обеспечивают объективное, всестороннее и полное рассмотрение дела, помогают изобличить преступников или оправдать невиновного.

Если вы стали свидетелем совершения преступления, если вам предложили стать понятым при осуществлении следственных действий или обыске – осознайте важность той информации, которой вы обладаете, для интересов правосудия. Просто поставьте себя на место потерпевшего или незаконно преследуемого гражданина – от свидетеля или понятого может зависеть его судьба, поэтому самое время именно сейчас проявить гражданскую сознательность.

Свидетель и понятой являются участниками уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях и наделены как правами, так и обязанностями. Это разные процессуальные статусы, поэтому рассмотрим отдельно каждый из них.

Вы – понятой

Вы можете стать понятым как в уголовном деле (ст. 60 УПК РФ), так и в деле об административном правонарушении (ст. 25.7 КоАП РФ). В общем смысле понятой – это любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Понятой привлекается дознавателем, следователем либо полицейским для удостоверения совершения в его присутствии процессуальных действий (в т.ч. следственных), их содержания, хода и результата.

К примеру, понятой может быть привлечен для осмотра места совершения административного правонарушения или досмотра гражданина, а в уголовном деле – для фиксации выемки документов или опознания преступника.

Если вы стали понятым – крайне важно подмечать все детали процессуальных действий, в том числе те, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. Помните – от вашей внимательности зависит судьба человека!

Понятой вправе

делать заявления и замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, при этом такого рода замечания должны быть в обязательном порядке занесены в протокол (п.1 ч.3 ст.60 УПК РФ, ч.4 ст.25.7 КоАП РФ);

знакомиться с протоколом следственного действия (п.2 ч.3 ст.60 УПК РФ);

подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права (п.3 ч.3 ст.60 УПК РФ).

Понятой не вправе

уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования. О недопустимости разглашения данных расследования (без соответствующего разрешения) понятого в обязательном порядке должен предупредить следователь или дознаватель (ч.4 ст.60 УПК РФ).

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Чего ожидать?

Частота вызовов к следователю или в суд зависит от того, в каких мероприятиях вы принимаете участие в качестве понятого. К примеру, если вы участвовали в опознании подозреваемого, скорее всего в дальнейшем вас больше не потревожат. Если же вы участвуете в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) то возможно придётся потратить целый день, а в дальнейшем вас еще несколько раз вызовут к следователю. Стоит быть к этому готовым.

Вы – свидетель

Статус свидетеля предусмотрен в различных отраслях права – гражданского (69 ГПК РФ), административного (ст.25.6 КоАП РФ) и уголовного (ст.56 УПК РФ).

Свидетель – это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению и имеющие значение для дела.

Если вы стали свидетелем преступления или административного правонарушения, вам необходимо обратиться в правоохранительные органы с целью дачи показаний. Возможно, эти показания станут определяющими в деле и помогут правосудию. По этой же причине крайне важно давать показания как можно точнее и не додумывать обстоятельств, которых вы не помните или помните смутно.

Важно: не ходите в полицию в одиночку. Вы имеете право прийти с адвокатом вне зависимости от вашего статуса.

Чего ожидать?

Общие права свидетеля (ч.4 ст.56 УПК РФ и ч.3 ст.25.6 КоАП РФ):

не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (вы просто можете отказаться давать показания, если они касаются именно этих людей);

давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

В уголовном праве законодательство наделяет свидетелей дополнительными правами:

заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе;

заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

являться на допрос с адвокатом (при допросе свидетеля адвокату могут запретить советовать по ходу допроса, это законно, после окончания допроса он сможет сделать все замечания о наводящих вопросах и других нарушениях, но как правило, такой запрет не применяют)

ходатайствовать о применении мер безопасности. Это значит, что вас могут допросить под другим именем, а настоящие данные будут храниться в конверте при деле. Для редких случаев существуют программы защиты свидетелей. Об этом – см. ниже.

Свидетель не вправе

1) уклоняться от явки по повесткам;

2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний.

За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ и ст.ст. 307 и 308 УК РФ. Вид ответственности зависит от того, в каком деле вы даете показания – уголовном или деле об административном правонарушении.

Однако крайне важно помнить, что и свидетель может отказаться от дачи показаний в определенных случаях. К примеру, вы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких (ст.51 Конституции РФ).

В уголовном процессе также предусмотрена и дополнительная ответственность свидетеля за разглашение данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден (т.е. если вы заполнили подписку о неразглашении данных допроса).

В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.

Государственная защита понятого и свидетеля

Данный закон предусматривает следующие меры безопасности (статья 6):

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место.

Этот перечень не является исчерпывающим и при наличии оснований в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности. На практике чаще всего применяются меры по выдаче специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Обратиться с заявлением о принятии мер государственной защиты можно в случае, если вам поступили угрозы убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества, либо иного опасного противоправного деяния.

Иными словами: в случае если вы опасаетесь за свою жизнь или здоровье в связи с дачей показаний или участием в следственных действиях в качестве понятого, ходатайствуйте о принятии соответствующих мер безопасности в суд, орган дознания или следствия (в зависимости от того, на какой стадии находится уголовное дело, в котором вы являетесь свидетелем или понятым).

Ваше заявление должно быть проверено и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) представители власти обязаны принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении и в этот же день уведомить вас об этом решении (ч.2 ст.18 Закона).

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи (ч.3 ст.18 Закона).

Нужно ли при составлении протокола о нарушении ПДД понятые? Или в каком случае нужны? Может ли отсутствие понятых привести к ничтожности протокола и соответственно к отсутствию нарушения?

Заранее благодарю Вас.

Возможно ли лишение водительских прав при отсутствии протокола, подписанного нарушителем или составленным в его отсутствие, без понятых. Медецинское обследование не проводилось.

Сотрудник ГИБДД составил в отношении меня протокол. Я отказался подписывать. Он остановил понятых взял их данные вписал в протокол. Понятые ничего не поняли мои пояснения слушать не захотели сославшись на отсутствие времени. Я заявил им отвод. Инспектор сделал вид что не слышит меня. Было очень смешно. Я раз 10 ему повторял что понятые не понимают за что меня привлекают к ответственности. ВОПРОС: действительно ли это постановление без моей подписи если я заявлял отвод понятым.

Эвакуировали автомобиль, на что претензий нет, но когда прочитал протокол не обнаружил подписей понятых, ФИО потятых заполнены одним почерком, но без подписей. Как я понимаю это не законно. Как можно наказать инспектора за неправомерные действия?

В отсутствии понятных машину могли ударить и доказать что-либо потом невозможно.

Прибор должен иметь функцию вывода результатов на бумажный носитель?! Если прибор не имеет функции вывода результатов на бумажный носитель, процедура освидетельствования будет незаконна, равно как и при отсутствии двух понятых. И отсутствие понятых при освидетельствовани, а только после их останавливали и просили поставить подпись. Это является нарушением правил на осведетельствование.

При составлении протоколов не было понятых, а была видеофиксация-не является ли отсутствие понятых нарушением?

При составлении административного протокола по нарушению правил ПДД нет подписи нарушителя, нет подписи понятых (в рапорте инспектора указано на отсутствие понятых в связи с отсутствием транспорта на дороге - 2 часа ночи), не вручена копия протокола, нарушитель в протоколе написал что с протоколом не согласен, видео и аудиофиксации нет. Можно ли в суде признать протокол незаконным?

Отсутствие понятых при освидетельствовании является поводом отмены постановления.

Отсутствие понятых при освидетельствовании является поводом отмены постоновления.

Здравствуйте. Действительно ли предписание, при отсутствии понятых, отсутствии их подписей на предписании?

Отстранение от управление транспортным средством проводилось без понятых (подозрение на алкогольное опьянение). Время составления протокола об отстранении 22-15. Понятые, согласно их письменных объяснений, были приглашены на освидетельствование в 22-35. В акте освидетельствования стоит время 22-50, причем с исправлениями. Нарушение статей 26.7, 27.12, 25.7 КоАп. Можно ли говорить о прекращении производства при доказывании факта отсутствия понятых при отстранении?

Возможно ли проведения следственных действий в отсутствии понятых?

Сотрудники дпс на меня составили протокол на лишение прав при отсутствии понятых, а в протоколе в графе понятыенаписали: запись видеорегистратораправомерны ли их действия?

Плюс ко всему я не куда не ехал, двигатель был заглушен, мы с друзьями просто распили 5 л.пива на четверых.

Отсутствие в акте освидетельствования на состояние опьянения подписи одного из понятых, может ли это служить основанием для прекращения производства по делу. Понятых было двое.

Если я не подписывал протокол, и ИДПС приглашал понятых, обязаны ли ИДПС и понятые присутствовать на суде (статья 12.15. часть 4)? Могу я потребовать перенести дело из-за их отсутствия? Так они я являлись свидетелями (хотя я их не видел, а в протоколе - они есть)?

Под какую статью подходит отсутствие понятых и видеозаписи при задержании? По дпс.

У меня такой вопрос. Может ли ИДПС при составлении протокола в отсутствие вблизи от места составления протокола понятых, вызвать понятых позвонив по телефону кому либо?

Имеют ли право оперуполномоченные, ранее проводившие орм по делу, проводить обыск в присутрвии понятых, но при отсутствии следователя/дознавателя, имея на руках постановление следователя?

Является ли отсутствие в протоколе обыска подписи следователя/дознавателя (протокол составлен и подписан оперуполномоченным) основанием для признания протокола обыска недопустимым доказательством?

Лишают прав за управление в состоянии алкогольного опянения, суд откладывался по причине моей болезни 2 раза. Придя на 3 суд, оказалось, что понятые и инспектор уже давали показания в мое отсутствие. Понятые оказались дружинниками (в действительности их не было). подписи понятых в протоколе апн и в суде разные! Судья сказал, что он тоже расписывается по разному! В разных документах. По моему ходотайству суд перенесли! Как доказать праду? Спасибо!

Лешают прав но освидетельствование проводилось в отсутствии понятых как быть.

При прохождении освидетельствования на алг. опьянение отсутстрвовали понятые, также при проведении освидетельствования применялся один прибор с интервалом 10 минут и внешний осмотр врача.

Могу ли я ссылаясь на нарушении процессуального порядка: 1. отсутствие понятых, 2. нарушение интервала между пробами, 3. не проводилось исследование мочи или крови, получить положительное вынесения решения судьи?

Было составлено два протокола. Первый за нарушение пдд (отсутствие одного стопсигнала). Второй за нетрезвое состояние в присутствии понятых в 19.40. В протоколе написали 18.40. А первый оформлен в 19.20. У меня ситуация, что в 18.40 я находился дома, да и понятые, наверное, в другом месте. Могу ли я самостоятельно вернуть свои права?

При эвакуации авто, в отсутствии водителя, обязательно ли наличие понятых?

Отсутствие в акте освидетельствования на состояние опьянения подписи одного из понятых, может ли это служить основанием для прекращения производства по делу. Понятых было двое, а подпись одна.

Является ли нарушением отсутствие двух понятых при осуществлении видеозаписи при проверке водителя на алкоголь?

Меня хотят лишить прав за отказ от медосвидетельствования. Протоколы составлены все, понятые были в мое отсутствие, алкотестер и наркологию не предлагали. Отстранение от управления тоже оформили, но машину не забрали на стоянку. Я ничего не подписала. Есть два посторонних свидетеля, которые подтверждают мое отсутствие в машине дпс при составлении протоколов. Понятых нашла самостоятельно. В суд идти наотрез отказлись, хотя и подтверждают мое отсутствие. Помогут ли мне на суде свидетели? Как быть? За 17 лет управления не имею ни одного нарушения и штрафа.

Постановлением мирового судьи я был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ. После освидетельствования на месте с использованным мундштуком и одним понятым, который является стророжем арестплощадки (заинтересованным) мне было предложено пройти мед. освидетельствование с чем я не согласился, т.к. посчитал что на это небыло оснований из-за отсутствия понятых и соответствующих признаков. Ответьте пожалуйста являются-ли требования инспектора о прохождении мед. освидетельсвования законными без понятых, т.е с одним?

Имеют ли право оперуполномоченные, ранее участвовавшие в проведении орм по делу, проводить обыск на основании постановления следователя, в присутствии понятых, но при отсутствии самого следователя и дознавателя?

Является ли отсутствие подписи следователя/дознавателя в протоколе обыска (протокол составлен и подписан оперативником) основанием для признания такого протокола недопустимым доказательством?

Акт об о сутствии пломбы на водосчетчике составлен без понятых. Я его не подписал. ИМЕЕТ СИЛУ.

Меня привлекли к ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП. На месте освидетельствование прошел. От медицинского отказался. Понятых при составлении протоколов не было. В протоколах отметка "производилась видеозапись". Насколько мне известно, согласно гл. 27 в подобных случаях понятые быть обязаны. Может ли их отсутствие повлиять на решение в мою пользу о прекращении производства, т.к. протоколы составлены с нарушениями?

Необходимой предпосылкой для участия судебного пристава-исполнителя, специалиста, понятого и переводчика в исполнительном производстве является их незаинтересованность, на обеспечение которой направлен институт отводов в исполнительном производстве.

Следует учитывать, что отвод или самоотвод рассматривается также и в качестве меры, направленной на предотвращение и урегулирование конфликта интересов государственного служащего (ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Согласно ст. 63 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу в случаях, когда они:

- состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве и поименованными в ст. 48 Закона об исполнительном производстве;

- подчинены или подконтрольны указанным лицам;

- заинтересованы в исходе исполнительного производства.

Основания отвода понятых идентичны названным и закреплены в ч. 2 ст. 59 Закона об исполнительном производстве.

Необходимо иметь в виду, что само по себе ненадлежащее совершение действий или оформление постановлений (актов), а также бездействие могут влечь за собой признание данных решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными. Отсутствие при этом заинтересованности или иных предусмотренных ст. 63 Закона об исполнительном производстве оснований должно приводить к отказу в отводе судебного пристава-исполнителя .

См.: Постановление ФАС Уральского округа от 18 января 2008 г. N Ф09-11309/07-С1 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. N Ф04-551/2005(8577-А03-17) // СПС "КонсультантПлюс".

При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. Исходя из буквального толкования ст. ст. 59, 60, 63 Закона об исполнительном производстве следует, что на понятого подобной обязанности не возлагается. В то же время с учетом положения ч. 2 ст. 59 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель должен предварительно выяснить у лица, планируемого к привлечению в качестве понятого, об отсутствии оснований его отвода.

Если самоотвод не заявляется, то по тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником, что составляет неотъемлемое право сторон исполнительного производства (ч. 1 ст. 50 Закона об исполнительном производстве). При этом отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Исключение составляют случаи, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. К примеру, принимая решение о назначении специалиста или привлечении оценщика, судебный пристав-исполнитель должен обеспечить сторонам реальную возможность заявить отвод указанным лицам до момента фактического начала действий. Нарушение указанного требования является основанием для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя . В свою очередь, заявление об отводе судебного пристава-исполнителя в условиях отсутствия новых к тому оснований, сделанное после совершения соответствующих процессуальных действий, может рассматриваться в качестве дополнительного основания для отказа в отводе .

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом или его заместителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление.

Законодательство не предусматривает возможности приостановления исполнительного производства на период рассмотрения вопроса об отводе или самоотводе. Вместе с тем если отвод становится предметом оспаривания в суде, то исполнительное производство может быть приостановлено по инициативе суда (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве).

В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Если же речь идет об отводе переводчика, понятого или специалиста, то этот вопрос решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление.

Копии выносимых при этом постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются лицу, заявившему отвод, а в случае удовлетворения заявления об отводе - также лицу, в отношении которого отвод удовлетворен.

Отвод — это средство обеспечения объективности и беспристрастности исполнительного производства. Означает отстранение судебного пристава-исполнителя, лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе от участия в исполнительном производстве в связи с наличием обстоятельств, вызывающих сомнения в их беспристрастности.

Вч. 1 указаны, во-первых, лица, которым может быть заявлен отвод. Это судебный пристав, переводчик, специалист. Данный список не является полным, поскольку в ч. 4 упоминается еще и понятой. Следовательно, он тоже относится к числу лиц, подлежащих отводу. Во-вторых, в норме ч. 1 названы основания отвода. При наличии указанных оснований пристав, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод, что делается в письменной форме.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Заявление об отводе должно содержать обоснование и подается в письменной форме. Важно, что ФЗ № 229 устанавливает сроки заявления отвода — до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Из этого правила есть только одно исключение, которое касается случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В таких ситуациях отвод может быть заявлен и после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

ФЗ № 229 ввел два порядка производства по вопросу об отводе или самоотводе. Первый предусмотрен в отношении судебного пристава. Он предполагает, прежде всего, подачу заявления об отводе или самоотводе. Затем старший судебный пристав (его заместитель) в трехдневный срок со дня поступления заявления выносит мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава в постановлении об освобождении пристава от исполнения требований исполнительного документа указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Вопрос об отводе переводчика, понятого или специалиста решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или, несмотря на отсутствие указания в ч. 4, самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. Назначение новых специалиста, переводчика, выбор понятых проводятся в установленном порядке.

Читайте также: