Как сделать опосредованное присоединение к электрическим сетям

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 29.08.2024


Определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-16113 от 24.04.2017 Верховный Суд РФ (определение № 306-ЭС16-16113 от 24.04.2017) вернул на новое рассмотрение дело по иску ТСО к МУП о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии, встречному иску МУП к ТСО о признании договора на оказание услуг по передаче недействительной (ничтожной) сделкой.

ТСО обратилась в арбитражный суд с иском к МУП о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии. В свою очередь МУП подал встречный иск о признании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии недействительной (ничтожной) сделкой, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований ТСО сослалась на условия заключенного сторонами договора, подписанные по окончании спорного расчетного периода документы, а также на положения нормативного акта регулирующего органа, определяющего порядок расчетов между сетевыми организациями и тариф. В подтверждение обоснованности заявленных требований МУП указал на то, что с появлением 3-его лица, получившего в аренду от иного собственника электросетевое оборудование, прекратилось опосредованное присоединение (через сети иного собственника) сетей ТСО к сетям МУП, и стороны утратили статус смежных сетевых организаций.

Судами установлено, что сети ТСО и МУП имеют опосредованную технологическую связь через объекты иного собственника и сети 3-его лица, переданные ему в аренду. Указывая на появление 3-его лица в качестве сетевой организации, которой для расчетов с ТСО был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии, и на то, что технологическое присоединение непосредственно между истцом и ответчиком отсутствует, суд первой инстанции удовлетворил встречный иск МУП и отказали ТСО в удовлетворении первоначального иска. Постановлениями арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения.

Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства. Вопреки выводам судебных инстанций из приведенных норм не следует, что для установления индивидуального тарифа наличие общей границы электрических сетей является обязательным.

Нормативный правовой акт об установлении тарифа в установленном порядке не оспорен, не отменен, не изменен, основания для его неприменения судами не приведены. Кроме того, судами не учтено, что договор, оспариваемый МУП, заключен после утверждения индивидуальных тарифов и исполнялся сторонами. МУП, как и третье лицо, участвовало в процессе формировании тарифов сетевых организаций и представляло необходимые для этого документы; третьему лицу в предыдущие периоды регулирования уже утверждался тариф для расчетов с ТСО. Пояснения регулирующего органа относительно порядка формирования индивидуальных тарифов, указывающих на правомерность требований МУП, в материалах дела не имеется. В данном случае суду первой инстанции следовало предложить предприятию помимо доказательств совпадения границы раздела балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности представить доказательства, опровергающие его обязанность производить расчеты с компанией в соответствии с нормативным актом регулирующего органа.

Определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-4224 от 23.05.2016 Суды определили точки поставки, и объем оказанных услуг при опосредованном присоединении через сети лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии (определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-4224 от 23.05.2016, судебные акты судов по делу № № А06-11602/2014).

В случае, когда энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, присоединены к электрическим сетям ТСО опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства администрации муниципального образования – лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии точками поставки являются место присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям администрации муниципального образования. В этом случае, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен определяться в месте присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии гарантирующего поставщика к сетям администрации.

Удовлетворяя требования в части взыскания стоимости оказанных услуг суды исходили из сведений, представленных гарантирующим поставщиком об объемах потребления электрической энергии его потребителями, заключившими с ним договоры энергоснабжения., судебные акты судов по делу № № А06-11602/2014). В случае, когда энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, присоединены к электрическим сетям ТСО опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства администрации муниципального образования – лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии точками поставки являются место присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям администрации муниципального образования. В этом случае, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен определяться в месте присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии гарантирующего поставщика к сетям администрации. Удовлетворяя требования в части взыскания стоимости оказанных услуг суды исходили из сведений, представленных гарантирующим поставщиком об объемах потребления электрической энергии его потребителями, заключившими с ним договоры энергоснабжения.
Постановление апелляционной инстанции
Решение
Постановление кассационной инстанции


У большинства предприятий, которые возводились еще в советское время, схемы электроснабжения выглядят примерно так:

схемы электроснабжения

Раньше, ещё до реформирования электроэнергетики, было всё равно кто и в каком количестве запитан от сетей предприятия. Так что предприятия массово подключали к своим сетям тех, кто находился в непосредственной близости.

Зачастую, подключившийся к сетям предприятия потребитель (не важно, юридическое лицо, общежитие или гаражный кооператив) заключал договор поставки электроэнергии с самим предприятием, а не с энергосбытом. Таких потребителей стали называть субабонентами, то есть абонентами абонентов энергосбытов.

абоненты абонентов энергосбыта

Важно! Отключить субабонента от своих сетей возможно только в единственном случае — если сам субабонент принял такое решение.

То есть, собственник объектов электросетевого хозяйства (предприятие) при подключении иных потребителей ограничен в праве распоряжения этими объектами. Он не может их демонтировать (ведь если нет электрических сетей, то нет и перетока через них), а также не может отключить субабонетов, не важно платят они или нет.

Законодательство и в этом отношении также не на стороне собственников объектов электросетевого хозяйства, к которым подключены иные потребители. Денежные средства за переток через свои сети предприятие может получать только в случае, если у него есть статус сетевой организации. Иначе заключение любых договоров, по которым субабоненты оплачивают потребителями, к чьим сетям подключены, денежные средства за обслуживание сетей, не законно.

Получить статус сетевой организации тоже не просто. Нужно, чтобы предприятие соответствовало критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Наиболее трудновыполнимые из которых это:

  • Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
  • Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 уровней напряжения.

Критерии введены Правительством РФ для сокращения числа сетевых организаций.

Позиция законодателя, когда:

  • от сетей предприятия запитаны сторонние потребители;
  • отключить их нельзя, так как это будет препятствием перетоку электроэнергии;
  • невозможно компенсировать затраты на обслуживание сетей и потери в сетях, так как предприятие не соответствует критериям, установленным для сетевых организаций

мягко говоря, не нравится многим потребителям.

Один из таких потребителей в 2019 году обратился в Конституционный суд РФ за отстаиванием своих интересов и добился того, что вышеописанное положение дел было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. Было принято решение, что Правительству РФ надлежит установить правовой механизм возмещения расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства.

Многие потребители с субабонентами возлагали на это решение большие надежды, однако принципиально ничего не изменилось. Во-первых, компенсации теперь подлежат только потери электроэнергии и не подлежит содержание электрических сетей (основная часть расходов на обслуживание субабонентов).

Во-вторых, на компенсацию потерь могут рассчитывать только субъекты электроэнергетики, одновременно выполняющие все нижеперечисленные условия:

  • Владелец объектов электросетевого хозяйства в настоящее время не оказывает услуги по передаче электроэнергии;
  • Ранее имел статус территориальной сетевой организации;
  • Во время функционирования в качестве сетевой организации подключил к своим сетям потребителя в ходе процедуры технологического присоединения в соответствии с правилами технологического присоединения;
  • Подключенные электроустановки не являются генерирующим оборудованием;
  • Подключенные электроустановки не расположены внутри зданий с напряжением ниже 1 кВ.

Таким образом, решение Конституционного суда было формально выполнено. Однако, требования к владельцу объектов электросетевого хозяйства, который желает компенсировать затраты на обслуживание субабонентов, являются практически невыполнимыми.

Что же делать с субабонентами, которые не желают отключаться от сетей предприятия?

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Передавать электроэнергию в смысле оказывать услугу по передаче электроэнергии потребитель не может, так как в этом случае он будет выступать в качестве сетевой организации. То есть, однозначно не должен спрашивать ни у кого разрешения на передачу электроэнергии, так как это его основная деятельность и объект, по которому осуществляется передача электроэнергии, включен в тарифное регулирование.

Таким образом, целесообразно называть подключенных к сетям предприятия потребителей электрической энергии следующим образом:

  • Субабонент — потребитель, подключенный к сетям предприятия, имеющий заключенный с предприятием договор поставки электроэнергии.
  • Транзитный потребитель — потребитель, подключенный к сетям предприятия, НЕ имеющий заключенный с предприятием договор поставки электроэнергии (договор заключен с третьими лицами)

Транзитный потребитель

Путь первый. Передать в аренду питающую подстанцию, от которой запитаны иные потребители.

выгодная схема энергоснабжения

Такая схема является самой выгодной для предприятия, так как:

  • Субабоненты и транзитные потребители больше не подключены к сетям предприятия.
  • Предприятие больше не оплачивает денежные средства за обслуживание подстанции, а также за потери в сданных в аренду объектах электросетевого хозяйства. То есть, оплачиваемый объем потребления уменьшается.
  • Сетевая организация оплачивает предприятию денежные средства по договору аренды.

В каждом регионе РФ помимо основной электросетевой организации, которая образовалась в результате разделения акционерных обществ энергетики и электрификации, функционируют от 3-5 до нескольких десятков электросетевых организаций, которые заинтересованы в том, чтобы взять в аренду у потребителей объекты электросетевого хозяйства.

При передаче питающей подстанции сетевой организации в аренду специалистам предприятия нужно отследить, чтобы предприятие не перешло на расчеты за услуги по передаче электроэнергии по более низкому уровню напряжения. Ведь в этом случае значительно увеличатся затраты на электроснабжение.

Путь второй. Организовать свою энергосбытовую организацию.

Но есть категория предприятий, которые на перепродаже электроэнергии субабонентам организовали отдельный энергосбытовой бизнес. Для этих целей зачастую они регистрируют отдельное юридическое лицо – энергосбытовую организацию.

еще одна схема энергоснабжения

Продать электроэнергию дешевле, чем приобрели они не могут. Следовательно, к цене купленной электроэнергии они прибавляют свою надбавку. Очень часто такая надбавка скрыта от субабонента и составляет разницу в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по разным уровням напряжения. Субабонент опосредовано подключен к сетям сетевой организации через электроустановки предприятия, а значит должен оплачивать услуги по передаче по такому же уровню напряжения, что и само предприятие. Например, по уровню напряжения ВН. Но, поскольку субабоненты подключены по сетям, скажем, 10 кВ, что соответствует уровню напряжения СН2 – по этому уровню напряжения предприятие и выставляет субабонентам отчетные документы по договорам энергоснабжения. А разница в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по уровням напряжения – это сотни рублей за МВтч.

С одной стороны, предприятие или дочерняя энергосбытовая организация не нарушает действующее законодательство, так как не является гарантирующим поставщиком и, соответственно, продает электроэнергию по свободным нерегулируемым ценам. Прописано в договоре СН2 – так и выставляет.

С другой стороны, субабонент может перейти на электроснабжение к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится, а гарантирующий поставщик обязан принять его на электроснабжение и выставить конечную стоимость электроснабжения по уроню напряжения ВН в рассматриваемом случае.

Кроме того, субабоненты, которые понимают, что могли бы платить меньше за электроэнергию, зачастую обращаются в суд за компенсацией затрат в размере разницы уровней напряжения.

Предприятие не является квалифицированным участником рынка электроэнергетики, всё-таки основная его деятельность – это выпуск продукции, а не энергосбытовая деятельность. В результате не редки случаи, когда по результатам судебных разбирательств предприятие вынуждено компенсировать субабоненту разницу в уровнях напряжения за последние 3 года.

Кроме того, с 1 июля 2020 года планировалось введение лицензирования энергосбытовой деятельности. В настоящее время дата перенесена на год и ожидается, что в дальнейшем эту инициативу отменят вовсе. Однако, не исключено, что лицензирование энергосбытовой деятельности все-таки будет введено.

Так что ведение энергосбытовой деятельности требует от персонала предприятия владения соответствующими компетенциями, отсутствие которых может привести к существенным правовым рискам.

Предприятие не может отключить субабонентов. Но если оно не хочет формировать у себя энергосбытовую организацию и выстраивать бизнес-процессы по работе с субабонентами, в том числе по оплате задолженности, предприятие может расторгнуть с субабонентами договорные отношения и перевести их в транзитные потребители. В этом случае согласие субабонентов не обязательно.

транзитные потребители

Между предприятием и субабонентом заключен договор поставки электроэнергии. Предприятие может расторгнуть этот договор согласно его условиям или не пролонгировать на новый период. В этом случае субабонент должен обратиться за заключением договора к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится, а гарантирующий поставщик обязан принять такого потребителя на электроснабжение и заключить с ним соответствующий договор.

Во-первых.

Но эта проблема решается сравнительно просто. Если субабонент не заключит с гарантирующим поставщиком соответствующий договор, для него наступают обстоятельства бездоговорного потребления. Другими словами, его должны отключить от внешней электрической сети, а если нет, то потребление будет рассчитываться как бездоговорное – по токовой нагрузке вводного провода/кабеля. Нужно в понятной форме донести это до субабонента, и тогда процесс заключения договора между гарантирующим поставщиком и субабонентом значительно ускоряется.

В крайнем случае придется уведомить сетевую организации о бездоговорном потреблении после расторжения договора с субабонентом и, может быть, отключить его от внешней электрической сети. Не очень приятная процедура, но закон здесь на стороны предприятия.

Во-вторых.

у субабонента в Акте об осуществлении технологического присоединения или Акте разграничения балансовой принадлежности могут отсутствовать данные о величине максимальной мощности, а зачастую и вовсе отсутствуют данные акты. То есть, субабонент фактически подключен к внешней электрической сети через предприятие, а юридически нет.

В этом случае технологическое присоединение субабонента нужно узаконить. В настоящее время для этого чаще всего используется соглашение о перераспределении максимальной мощности.

Для гарантирующего поставщика, с которым у предприятия заключен договор поставки электроэнергии, да и для сетевой организации, к сетям которой подключено предприятие, до момента расторжения договорных отношений между предприятием и субабонентами, последние как правило не представляют какого-либо интереса.

Есть предприятие, у которого в документах о технологическом присоединении указана величина максимальной мощности. Превышение максимальной мощности контролируется. Но если предприятие приобретает электрическую энергию в пределах максимальной мощности, квалифицированным участникам розничного рынка электроэнергии все равно, куда идет потребляемая электроэнергии – на производственные нужны предприятия или передается субабонентам.

Между предприятием с субабонентом заключается соглашение о перераспределении максимальной мощности. Сетевая организация, к сетям которой подключено предприятие, оформляет Акты об осуществлении технологического присоединения для предприятия (уменьшает объем его максимальной мощности) и для субабонента.

Соглашение о перераспределении максимальной мощности не может быть заключено, если технологическое присоединение предприятия было осуществлено после 1 января 2009 года. Кроме того, не могут отдавать мощность для перераспределения следующие группы потребителей:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели имеющие максимальную мощность до 150 кВт (включительно) и 3 категорию надежности;
  • потребители, технологическое присоединение которых осуществлено по временной схеме электроснабжения;
  • физические лица с максимальной мощностью до 15 кВт (включительно);
  • лица, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • лица, не внесшие плату за технологическое присоединение либо внесшие плату за технологическое присоединение не в полном объеме

После завершения процедуры перераспределения максимальной мощности субабонент становится опосредованно подключенным к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства предприятия. А значит субабонент может заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Выводы

Если у предприятия есть субабоненты и они подключены к питающей подстанции, от которой запитано само предприятие, то подстанцию можно сдать в аренду сетевой организации. Это самый выгодный путь, так как предприятие не просто забудет о существовании субабонентов, но и получит снижение своего потребления в объеме потерь в подстанции, перестанет обслуживать подстанцию – это будет делать персонал сетевой организации, а также получать арендную плату за сданную в аренду подстанцию.

Если технологическое присоединение субабонента надлежащим образом не оформлено, можно заключить соглашение о перераспределении максимальной мощности, по которому предприятие передаст часть своей максимальной мощности субабоненту.

В случае, когда у предприятия отсутствуют субабоненты и поступило предложение о технологическом присоединении к его сетям, советую крепко подумать. Ведь подключив субабонента или транзитного потребителя, отключить его потом от своих сетей будет уже невозможно.

Так что доброта или сиюминутная выгода могут впоследствии обернуться проблемами, которые в действующих правилах полностью решить нельзя. Можно только минимизировать негативный эффект от них.

Опосредованное присоединение к сетям: как сделать это правильно?

Несмотря на то, что соответствующие изменения были внесены в законодательство еще в 2015 году, многие до сих пор пользуются понятием “субабонент”, а это значит, что в большинстве случаев весь процесс изначально происходит неправильно. С 2015 года субабонентский договор сменился опосредованным присоединением к электрическим сетям.

Таким способом вы можете получить требуемую мощность или увеличить имеющийся объем мощности, однако существуют определенные нюансы, которые необходимо учитывать. В противном случае вы можете получить значительный штраф.

Хотите узнать точную стоимость необходимых услуг?

В чем заключается опосредованное присоединение к сетям?

Опосредованное присоединение к сетям — это подключение ваших энергопринимающих устройств к сетям соседнего объекта. Такой способ присоединения обходится дешевле полноценного технологического присоединения, а также позволяет более выгодно увеличить мощность, однако есть ряд требований:

  • Опосредованное присоединение к сетям происходит только при достижении согласия между вами собственником энергопринимающих устройств. Этот параметр остался неизменным.
  • Опосредованное присоединение происходит только при достижении согласия между вами и сетевой организацией. После достижения этих соглашений составляется договор опосредованного присоединения к электрическим сетям, при этом вам все равно необходимо будет получить технические условия.
  • Опосредованное присоединение к электрической сети возможно только в том случае, если собственник энергопринимающих устройств осуществил собственное технологическое присоединение до 1 января 2015 года.
  • Опосредованное присоединение подразумевает выплату денежных средств, определенных договором опосредованного присоединения к электрическим сетям, непосредственно сетевой организации, минуя собственника.

Фактически, такой порядок подключения кажется намного более простым, чем предыдущий способ подключения через другого абонента. Однако на самом деле все далеко не так просто, и может оказаться, что для вас выгоднее пойти классическим путем.

Почему опосредованное присоединение к сетям не так просто, как кажется?

На первый взгляд кажется, что новый способ намного проще, и лучше пойти этим путем. Однако на деле порядок опосредованного присоединения аналогичен алгоритму при обычном технологическом присоединении. Кроме того, если поблизости нет объектов, подключенных к сети до 2015 года, подключиться таким способом не выйдет. Еще одна внушительная сложность - сетевая компания, которая может навязать вам огромное количество дополнительных услуг, которые вам вовсе не нужны. Отказаться от них очень сложно, ведь вы в точности не знаете, какие из них действительно необходимы, а какие нет.

Кроме того, можно выделить и следующие трудности:

  • Множество документов, которые необходимо оформить правильно и в срок, иначе оформление опосредованного присоединения может не состояться вовсе или существенно затянуться. При этом важно помнить о том, что необходимо будет разработать проектную документацию и получить все согласования.
  • Необходимость получения технических условий, при этом вам остается полагаться лишь на сетевую компанию, которая далеко не всегда учитывает ваши нужды и возможности при составлении технических условий. В абсолютном большинстве случаев в таких технических условиях есть работы, которые вам вовсе не нужны, и включены они исключительно в интересах сетевой компании.
  • Необходимость нотариального заверения некоторых документов: это вытекает в дополнительную трату времени и проведение дополнительных согласований.
  • Необходимость получения множества разрешений, многие от которых совершенно от вас не зависят, если вы пытаетесь осуществить опосредованное присоединение к электрическим сетям самостоятельно.
  • Самый существенный минус, который возник после внесения изменений в соответствующее законодательство – необходимость ждать, пока ваша заявка будет обработана, а документы будут одобрены. Кроме того, в отдельных случаях от вас потребуется предоставить проект, а это еще больше времени и еще больше документов и согласований.

В большинстве случаев прямое технологическое присоединение оказывается намного более выгодным решением, однако универсального решения для всех, конечно же, не существует. Именно поэтому лучше начать с консультации профессионала, в ходе которой будет определен оптимальный для вас способ подключения.

Как осуществить опосредованное присоединение к сетям выгодно и быстро?

Если вы уверены в том, что опосредованное присоединение - лучшее решение в вашем случае, оптимальным выбором будет обращение в надежную энергосервисную компанию, специалисты которой окажут вам полноценную помощь в подключении.

Компания “ЭнергоКонсалт” осуществляет свою деятельность с 2002 года, и за это время мы помогли уже множеству заявителей. Посмотреть, кому и чем конкретно, всегда можно в специальном разделе нашего сайта.

Мы хорошо знаем, как подключить любой объект к сетям “Ленэнерго” максимально быстро и выгодно. Все наши специалисты обладают как богатым опытом, так и соответствующей квалификацией. Кроме того, мы также располагаем широкой сетью налаженных деловых контактов, что позволяет нам быстро решать возникающие вопросы в пользу наших клиентов.

Обратившись к нам, вы получаете полный комплекс необходимых услуг, начиная от помощи в оформлении документов и заканчивая выполнением всех видов электромонтажных работ. Мы практикуем по-настоящему индивидуальный подход, что позволяет нам находить оптимальные решения для любой ситуации.

Для того, чтобы получить бесплатную консультацию нашего специалиста или заказать услугу, вам достаточно просто связаться с нами по указанному телефону или заполнить простую форму обратной связи: мы с удовольствием вам поможем!

АСУ "Жилищный стандарт" -> Полезные статьи -> Субабоненты: варианты подключения к внутридомовым инженерным коммуникациям в рамках законодательства

Субабоненты: варианты подключения к внутридомовым инженерным коммуникациям в рамках законодательства

Понятие субабонента и кто им является

В строгом смысле понятие субабонента раскрывается в ст. 545 ГК РФ, где указано, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Однако в рамках настоящего материала субабонентами мы будем понимать юридических лиц, которые используют внутридомовые инженерные сети по поставке коммунального ресурса, используемого, как правило, для ведения предпринимательской деятельности.

— организация точек (пунктов) продажи питьевой воды (получаемой в результате фильтрации водопроводной воды из централизованного водоснабжения);

— нежилых помещений, которые изначально не были подключены к централизованным инженерным системам (например, в случае их вывода из состава общего имущества);

— провайдеры, использующие внутридомовую электроэнергию для ведения предпринимательской деятельности;

— отдельные объекты (например, автостоянки, рекламные щиты, фонтаны), запитанные из многоквартирного дома.

Практикой наработано два варианта подключения субабонентов и каждый из них имеет право на существование.

Первый вариант предполагает отсутствие официального подключения и согласования субабонентов с поставщиком коммунального ресурса. Второй вариант предполагает официальное подключение путем согласования технических условий и их выполнения.

Вариант отсутствия согласований с поставщиком ресурса

а) предмет договора (вид коммунального ресурса);

б) дата начала поставки коммунального ресурса;

в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;

г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.

В случае если управляющая организация не превышает установленный в договоре договорной объем потребления коммунальных ресурсов, все потребление субабонентов проходит через общедомовой прибор учета и в полном объеме оплачивается поставщику ресурса. А вот потребление субабонентов, которое должно быть оприборено, вычитается из коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплачивается в управляющую организацию.

Плюсы такого варианта:

— отсутствие необходимости получения технических условий и последующего согласования с поставщиком ресурса подключения абонента (при условии непревышения договорных объемов потребления);

— простота и удобство учета для управляющей организации (которая самостоятельно минусует КР на СОИ, а не отдает это на откуп ресурснику);

Минусы состоят в рисках штрафных санкций в адрес управляющей организации в случае превышения договорных объемов потребления или установления факта бездоговорного потребления.

Согласование подключения субабонентов с поставщиком ресурса

В этом случае субабонент обращается для получения технических условий на подключение своего объекта. Данные условия выполняются, а итогом является заключенный договор субабонента с поставщиком ресурса.

Управляющая организация в данном случае выступает в качестве некой транзитной организацией, обеспечивающей транспортировку коммунального ресурса. При этом специальный тариф для такого транзита, как правило, не утверждается.

Кроме того, с учетом п. 1 ст. 548 ГК РФ, правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Договорная работа с субабонентами – как основа страхования рисков

Прежде всего, все субабоненты должны быть установлены: управляющая организация должно предельно четко понимать, кто и куда подключен с сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества.

В ситуации подключения субабонентов очень важной является конструкция договорных отношений между управляющей организацией и субабонентом. Логичным видится построение договоров с субабонентами, предметом которых будет являться благоустройство и комфорт жителей. Например, если управляющая организация заключает договор аренды с пунктом продажи питьевой воды, то в его в предмете стоит прописать, что данный договор заключается в интересах жителей в целях их обеспечения чистой питьевой водой, а не в целях транзита коммунального ресурса.

Например, в одном из случаев орган местного самоуправления обратился в суд с требованием демонтажа автомата для продажи питьевой воды, размещенного на территории МКД и подключенного изнутри дома. Суд отказал на том основании, что:

— указанный объект является автоматическим оборудованием по розливу питьевой воды, не имеющим рабочего места продавца, также он не является ни павильоном, ни ларьком, поскольку к палаткам (ларькам, киоскам) относятся торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей;

— спорный объект не имеет обособленного помещения, не имеет торгового зала и т п., является нестационарным автоматическим оборудованием, что подтверждено технической документацией на оборудование (Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 г. по делу № А14-5589/2019).

Читайте также: