Как сделать обстоятельство в русском языке

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 29.08.2024

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.


Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.


Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.


Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет – дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.


В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.

Что такое обстоятельство простыми словами

Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.

Как найти обстоятельство в предложении

Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:

По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.

Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.

Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.

Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.

9 типов обстоятельств, которые надо выучить

Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.

Как подчеркивать обстоятельства

Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.

Правильно подчеркиваю обстоятельство

Как подчеркивать обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.

Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.

И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже – к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:

Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели):

Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот:

Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот):

Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание:

Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот:

…спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места. Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.

Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени. Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.

Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени. Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.

Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины. Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.

Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия. Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?

Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки. Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели. Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?

Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения. Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?

Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто? ) лягушки – это подлежащие.

(Что делали?) квакали – это сказуемое.

Квакали (где?) у озера – это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко – это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером – это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова – это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает – это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту – это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью – это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел – это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит – это сказуемое.

Барабанит (как?) громко – это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши – это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной – это определение.

4. За рекой раздавались голоса.

(Что?) голоса – это подлежащие.

Голоса (что делали?) раздавались – это сказуемое.

Раздавались (где?) за рекой – это обстоятельства места.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: "Как улучшить произношение и понимание

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

- существительным в косвенном падеже (без предлога или с предлогом):

Домик находился (где?) в лесу. Пес (как?) с лаем бежал (куда?) навстречу.

Он сидел (куда?) ссутулившись. Она лежала (как?) отвернувшись.

Она отправилась (куда?) туда же. Ключи лежали (где?) там.

- неопределенной формой глагола (инфинитивом):

Она вышла (зачем?) прогуляться. Она пришёл (зачем?) извиниться.

Обстоятельство может пояснять действие (глагол), признак предмета (прилагательное) и образ действия (наречие):

Мальчик бежал в школу. Он был очень радостным. Это было слишком быстро.

Схема разбора обстоятельства.

1) Указать разряд обстоятельства по значению.

2) Указать морфологическую форму, которой выражено обстоятельство.

Пример разбора обстоятельства.

Там даже трава не растет после дождя.

Там – обстоятельство места, выраженное наречием.

Читайте также: