Как сделать обращение интервалов

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

- одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал)
- последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал). Играется путём перебора ступеней, входящих в интервал.

2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.

Количество ступеней Название интервала
1 - Прима
2 - Секунда
3 - Терция
4 - Кварта
5 - Квинта
6 - Секста
7 - Септима
8 - Октава

Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.


Основной интервал - Обращённый интервал
Прима (1) - Октава (8)
Секунда (2) - Септима (7)
Терция (3 - )Секста (6)
Кварта (4 - )Квинта (5)
Квинта (5 - )Кварта (4)
Секста (6) - Терция (3)
Септима (7) - Секунда (2)
Октава (8) - Прима (1)

проще запомнить. Первый интервал Гимна России, это кварта, "в лесу родилась елочка, это секста и т. д.

Интервалы можно определить путем подсчета полутонов между звуками. Или по окраске, на слух.
Чтобы сделать обращение, перетасуй звуки интервала (или аккорда) по разным октавам так, чтобы нижним звуком стал какой-нибудь другой. Например, обращение интервала "до-соль" - это интервал "соль-до".

Обращение интервалов в сольфеджио

Музыкальный язык точно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности. Одни из важнейших касаются использования аккордов. Вот они, знакомые всем обладателям музыкального образования последовательности или сочетания двух звуков, именуемые латинскими числительными:

Их названия отражают количество нот, находящихся между крайними звуками. Использование такого музыкального инструмента, несмотря на кажущуюся его простоту, имеет ряд особенностей и закономерностей, одно из которых – явление обращение интервалов в сольфеджио. Это своеобразная игра расположением двух звуков, участвующих в их создании.

Обращение аккордов в сольфеджио

Если стоит задача простого обучения игре на инструменте, возможно, такие специфические знания особенно и не пригодятся. Но если в перспективе – необходимость обучения пению с листа или составления музыкальных произведений, умение использовать законы виртуозного жонглирования нотами просто необходимо.

Правила перехода одного сочетания в другое достаточно простые. Разберемся в терминологии. В интервале всегда участвует два звука – нижний и верхний. Нижний называется основой, а верхний - вершина.

Схема состоит в том, что обращение аккордов в сольфеджио может происходить по двум вариантам:

  1. Основу оставляем на месте, а вершину переносим на октаву ниже;
  2. Вершину оставляем на месте, а основу переносим на октаву ниже.

Таким образом, видно, что из одного интервала может получиться единственное его преобразование. Например, обращение интервалов от ноты ре по сольфеджио до ноты ля будет представлено, например, ля и ре на октаву выше. Или, наоборот, просто опустим ля на 8 нот и получим другой вариант трансформации.

Использование таких моделей позволяет легко составлять музыкальные произведения и виртуозно играть звуками даже без использования музыкального инструмента, просто в воображении.

По какому принципу происходит обращение интервалов

К важным особенностям обращения нужно также отнести то, что:

  • Чистые интервалы обращаются только в чистые;
  • Большие – в малые;
  • Широкие в узкие;
  • Узкие – в широкие.

Главное правило обращения интервалов сольфеджио состоит в том, что сумма нот исходного и обращенного интервала всегда будет равна 9.

Таким образом, обращением септимы всегда будет секунда. Для еще более простого запоминания можно просто запомнить такие трансформации наизусть. А чтобы сделать этот процесс легче, уже давно была придумана специальная табличка, которая облегчит процесс заучивания.

Обращение трезвучий в сольфеджио

Обращение трезвучия это правило по сольфеджио, которое позволяет управлять гармоничным сочетанием звукоряда и использовать больше вариаций для нотного письма.

Трезвучие – аккорд, в составе которого находится два интервала. Ноты в таком аккорде имеют названия:

  • Основная;
  • Терцовая;
  • Квинтовая.

Обращение трезвучий в сольфеджио имеет примерно те же правила, как и в случае с вышеописанными двузвучиями. Каждый из звуков поочередно может быть перенесен на октаву выше. Так, уже при третьем ходе мы снова получим исходный аккорд в следующей, относительно исходной комбинации, октаве.

Так, обращение интервалов в сольфеджио – важный момент, который необходим к постижению каждому пианисту, желающему заниматься любимым делом на профессиональном уровне.

В нашей школе музыки вы сможете как овладеть различными инструментами, так и постичь все премудрости музыкального языка. Вне зависимости от того, собираетесь ли вы своей игрой собирать стадионы или просто музицировать для души, его знание вам исполнять любые композиции на гитаре, пианино и даже барабанах более технично и совершенно, а может быть даже записать отличный кавер на известную песню или сочинить свою.

Материалы по теме


Знаки в сольфеджио

Каждому музыканту нужно знать не только с помощью каких приемов играть на инструменте, но и важно знать азы всей музыки. Самое первое, с чем следует познакомиться - это знаки в сольфеджио.


Основы сольфеджио

Обучение музыке начинается с ее теории и нотной грамоты. Основы сольфеджио дают возможность приобрести профессиональный уровень непрофессионалу и выйти на качественно новый уровень развития опытному музыканту.


Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.

Интервал от ноты соль вверх

Интервал от ноты до вниз

Интервал от ноты ля вниз

Интервалы также называют мелодическими или гармоническими.


В ГАРМОНИЧЕСКОМ интервале звуки пишутся друг над другом и звучат одновременно.
В МЕЛОДИЧЕСКОМ интервалы звуки пишутся друг над другом и звучат поочередно.

В гармонических интервалах знаки пишутся слева от всего интервала. Знак ставится напротив ноты.

Название интервала (прима, секунда. ) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Варианты интервала секунда

В дальнейшем вы будете использовать знания интервалов в аранжировках собственных песен, и при импровизационной игре на инструменте. Знание тональностей и последовательностей аккордов сделают вашу музыку насыщенной и разнообразной.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним.
Основание в интервале– это нижняя нота интервала, вершина – это верхняя нота интервала. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз.



Обращение на нотном стане записывается так:


Обращение интервалов нужны для интонирования звуков. Для лучшего результата нужно пропевать построенный интервал и безошибочно попадать в ноты обращенного вида. Это тренирует слух, помогает точно подобрать интервалы, аккорды и соло в музыке.
Сочетание двух мелодий, звучащих одновременно, часто изменяется путем передвижения на октаву так, что верхняя мелодия становится нижней, а нижняя — верхней. При этом все интервалы, образующиеся между мелодиями, обращаются:

Такой прием называется двойным контрапунктом октавы (двойным, т. к. мелодий две и у каждой из них два положения, одно сверху, а другое снизу; контрапунктом — потому, что так называется сочетание мелодий, звучащих одновременно; октавы —по интервалу, на который переносятся мелодии).

Практическая область применений обращений связана не только с пониманием того, как возникли некоторые интервалы (да-да, исторически некоторые интервалы были обнаружены путём обращения). Если брать теоретическую область, то обращения очень помогают, например, в понимании устройства некоторых аккордов.

Если брать область творческую, то обращения широко применяются при сочинении музыки, причём иногда мы даже их не замечаем. Послушайте, например, кусочек красивой мелодии в романтическом духе, он весь построен на восходящих интонациях терций и секст.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Консонансы подразделяются на три вида:

  1. абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
  2. совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта;
  3. несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.

Диссонансы: все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта), хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы. Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Проверка:





тональность ля мажор />

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух
Следующий урок >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.


Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — его вершиной. Интервал, звуки которого взяты последовательно, называется мелодическим. В зависимости от направления, мелодический интервал может быть восходящим и нисходящим.

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Ступеневая величина интервала

Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых их ступеней. В октаве, как известно, заключено 8 ступеней. Соответственно этому имеется восемь основных названий интервалов. Каждое название означает порядковый номер второго звука интервала так, как если бы от первого его звука брались все ступени до него подряд: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8.

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1

Тоновая величина интервалов

Тоновой величиной интервала называется количество заключенных в нем тонов или полутонов. Определение тоновой величины интервала необходимо потому, что ступеневая величина определяет его лишь приблизительно. Уже однородные интервалы между основными ступенями звукоряда не все одинаковы по числу заключенных в них тонов. Тоновая величина и зависящее от нее качество интервала определяются прилагательными: чистая, малая, большая, увеличенная, уменьшенная.

Ступеневая и тоновая величина интервалов

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1

Простые и составные интервалы

Простые интервалы — интервалы, не превышающие своей величиной чистой октыва. Составные интервалы — интервалы, которые шире чистой октавы. Каждый составной интервал представляет собой простой с добавлением одной, двух, трех и т.д. Чистых октав. Составные интервалы имеют свои названия: 9 — нона (секунда через октаву), 10 — децима (терция через октаву), 11 — ундецима (кварта через октаву), 12 — дуодецима (квинта через октаву), 13 терцдецима (секста через октаву), 14 — квартдецима (септима через октаву), 15 — квинтдецима (октава через октаву).

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1

Обращение интервалов

Обращением интервала называется перемещение его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который в сумме с первоначальным составляет октаву. При обращении интервалов действуют следующие закономерности:

Урок сольфеджио №4: Интервалы.Часть 1

  1. Все интервалы делятся на взаимообратимые группы.
  2. Качество интервалов, за исключением интервалов чистых, при обращении переходит в противоположное:
  • чистые обращаются в чистые;
  • большие в малые;
  • малые в большие;
  • увеличенные в уменьшенные;
  • уменьшенные в увеличенные.

Читайте также: