Как сделать независимую оценку знаний ученика

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.10.2024

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / АДЕКВАТНОСТЬ ОЦЕНКИ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА / ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА / ТЕСТИРОВАНИЕ / KNOWLEDGE EVALUATION / KNOWLEDGE EVALUATION SYSTEM / MARK ADEQUACY / FINAL ASSESSMENT / CURRENT MARK / FINAL MARK / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серегин Владимир Дмитриевич, Семенов Сергей Петрович, Татаринцев Павел Борисович

В статье проведён краткий обзор развития системы оценивания знаний учащихся в Российской школе. Раскрыта суть эксперимента позволяющего адекватно оценить результаты учебного процесса. Проанализированы результаты исследования, по которым сделан ряд выводов и рекомендаций.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серегин Владимир Дмитриевич, Семенов Сергей Петрович, Татаринцев Павел Борисович

The adequacy of school mark

A brief review of the development of the system of students' knowledge evaluation in Russian school is presented in this article. The matter of the experiment, which can help evaluate the results of learning process adequately, is showed here. Also the results of research are analysed; some conclusions are made and advice is given.

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 г. Выпуск 3 (22). С. 51-55

АДЕКВАТНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

В. Д. Серегин, С. П. Семенов, П. Б. Татаринцев

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ ХУ1-ХУ11 веков.

В истории русского просвещения изначально появилась система словесных оценок. Постепенно словесная оценка заменяется цифровой системой. Российская школа имела 3, 5, 8,

На протяжении 60-90-х годов ХХ вв. предпринимались неоднократные попытки модернизации балльной отметки:

2. В 90-е годы были попытки перейти от пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговую.

3. Применялась зачётная система, в конце полугодия, в ходе зачетной недели нужно было сдать весь освоенный материал (как в вузовской системе).

4. В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США, - учебное портфолио.

Все эти и другие попытки уйти от балльной оценки оказались слишком трудоёмкими, их эффективность - спорной [5, 6].

Сегодня считается, что оценки выполняют следующие функции [5, 6]:

• обучающая - предполагает прибавление, расширение знаний;

• воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

• ориентирующая - предполагает осознание обучающимся состояния, качества его собственных знаний;

• стимулирующая - воздействует на волевую сферу посредством переживания успеха или

• диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний;

• профилактическая - предупредить забывание можно путем повторения ранее изученного

• проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя;

• формирование у учащихся адекватной самооценки;

• мощный мотив учебной деятельности учащихся;

• изменение статуса учащихся в коллективе.

В работах большой группы педагогов-исследователей (М. И. Зарецкий, И. И. Кулибаба, И. Я. Лернер, Е. И. Перовский, С. И. Руновский, М. Н. Скаткин, В. П. Стрезикозин и др.) показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции оценки [7].

Второе направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак и др.).

В третьем направлении, программированном обучении, оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, А. Г. Молибог, Н. М. Розенберг, Н. Ф. Талызина,

Н. М. Шахмаев и др.).

Отметка всегда во многом была способом давления на ребенка. И здесь не нужно иллюзий. Вопрос в том, как эти оценки выставлять, и надо ли их всегда выставлять.

В большинстве стран мира принята сегодня 5-6-балльная или кратная им система оценки.

Страна Система оценки

Германия, США 5 баллов

Англия, Польша 6 баллов

Белоруссия, Молдавия, Латвия 10 баллов

Украина 12 баллов

Франция 20 баллов

Рис. 1. Адекватность школьной оценки действительным знаниям (Русский язык 7; 9; 11 классы)

Рис. 2. Адекватность школьной оценки действительным знаниям (Математика 7; 9; 11 классы)

Рис. 3. Адекватность школьной оценки действительным знаниям (Биология 7; 9; 11 классы) Итак:

оценивание знаний учащихся в баллах сложилось исторически. Это весьма эффективно, просто, понятно. Главным достоинством пятибалльной шкалы является ее простота, обусловленная ограниченной разрешающей способностью человека как измерительного инструмента. Педагогу достаточно легко отследить градации объема знаний в пределах 4-7 уровней. Если же ввести, например 20-ти балльную шкалу отметок, то отличить 19 баллов от 20 педагог просто не сможет. (Возможна и любая более широкая шкала - например 100-балльная, но при условии автоматической обработки результатов, например обработка результатов ЕГЭ);

при оценивании итоговых знаний по предмету, теме, циклу предметов, там, где это логически возможно, вводить тестирование (возможно силами школы или независимых экспертов) - следующий шаг в развитии ЕГЭ. В силу самых разных причин сегодня оценка зачастую абсолютно не соответствует действительным знаниям ученика. (Почему? - это требует тщательных исследований);

• при текущем контроле будут созданы комфортные для ученика условия, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности ученика. Оценка будет только указывать текущие пробелы в знаниях ученика;

• учащимся необходимо заранее предъявлять чёткие, открытые требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;

• процедура итоговой аттестации должна быть адекватна технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника;

• сертификат для поступления в ВУЗ должна выдавать не школа. Это может сделать, например, уже созданная система контроля за образованием. ЕГЭ можно сделать необязательным для всех и не обязательно в год окончания школы. Его должны сдавать только те, кто планирует поступать в ВУЗ.

1. Кузьмин, А. В. Взгляд на проблему оценки качества образования [Текст] / А. В. Кузьмин.

2. Ананьев, В. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / В. Г. Ананьев. - М., 1980.

3. Скаткина, М. Н. Дидактика средней школы под редакцией [Текст] / М. Н. Скаткина. -М. : Просвещение, 1982.

4. Сыромолотов, Е. Н. Годятся ли школьные оценки для вузов [Текст] / Е. Н. Сыромолотов // Информатика и образование. - 1998. - № 8.

5. Марков, Н. С. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся [Текст] / Н. С. Марков // Завуч для администрации школ. - 2009. - № 7. - С. 40-52.

7. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М. Н. Скаткин. - М., 1986.

9. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности [Текст]. - М., 1984.

10. Полонский, В. М. Оценка знаний школьников [Текст] / В. М. Полонский. - М., 1981.

11. Амоношвили, Ш. А. Обучение. Отметка. Оценка [Текст] / Ш. А. Амоношвили. - М., 1980.

Школа перешла на электронный дневник. В результате оценки выставляются ученику по итогам недели. Что не позволяет ученику сопоставить когда и какую оценку ученик получил. Должен ли учитель информировать по итогам проведенного урока какую оценку ученик получил? Спасибо.

Как правильно написать отказ от учителя по истории. Собирает тетради и держит их по 2 недели, не может проверить, ставит оценки за работу на уроке и не говорит за что поставила оценку, ученик это узнает 1,а то и 2 дня спустя, не раздет самостоятельные работы с оценками чтобы ученик увидел за что оценка. Часто путается. может поставит другому ученику ни его оценки.

На протяжении долгого времени существует конфликт между учителем и родителем ученика, что сказывается на оценках ученика. К кому обратиться за разрешением конфликта? У учителя предвзятое отношение к ученику, в связи с чем ученик не хочет учиться, пропало желание.

На протяжении долгого времени существует конфликт между учителем и родителем ученика, что сказывается на оценках ученика. К кому обратиться за разрешением конфликта? У учителя предвзятое отношение к ученику, в связи с чем ученик не хочет учиться, пропало желание.

Ищу юриста в сфере Образования.

Ситуация изначально была такая:

9 класс, Ученику по одному предмету сначала поставили одну оценку, потом по какой-то причине резко изменили её в худшую сторону, вследствие чего оценка ученика в Аттестате поменяется, от имени Матери ученика подана жалоба директору с просьбой разъяснить, за что выставлена плохая оценка на определённую дату, без оскорблений и тд,после чего мать на родительском собрании передала классному руководителю ученика жалобу с просьбой передать её директору, так как в это время он отсутствовал, на следующий день ученик пришёл сдавать учебники в библиотеку, Где его встретил классный руководитель, сказал, чтобы он не уходил (То есть ограничивает свободу и право выбора ученика уже), ученик решил остаться и выслушать классного руководителя, после чего на ученика посыпался шквал оскорблений, в которых можно нередко услышать, Что у ученика нету прав, защищать их он не должен и вообще он "никто",при ученике и учителе, на которого была жалоба, разорвала жалобу, сказав, что это "чушь".

Есть аудиозапись длиною > 30 минут культурного диалога.

Жалобу прикреплю, если понадобится.

Есть ли право у ученика на отказ оценки? Может ли ученик не согласен быть с учителем по поволу оценки.

Что именно может оценивать учитель отметкой в журнал.

В статье проведем анализ локальных актов образовательного учреждения и расскажем, за что педагогу категорически запрещается выставлять текущие отметки.

Хорошо, если педагог поставил максимально объективную и справедливую оценку на основании знаний ученика, но как показывает практика – оценка за почерк, кол за растерянность и оставленный дома учебник является распространенной практикой. А возможно ли это? Давайте разберем локальные акты и ответим на самые распространенные нарушения.

За что выставляют отметки на уроке?


• устный ответ с места или у доски;

• выполненное и предъявленное письменное домашнее задание;

• предложенное на уроке письменное задание из состава домашнего задания на данный урок, в том случае, если обучающийся отказывается предъявить выполненное домашнее задание;

• письменную классную работу, выполненную в рабочей тетради и (или) в тетради на печатной основе;

• словарный диктант, математический диктант и предметные диктанты и задания, продолжительность выполнения и оформления записи которых должна быть достаточной для каждого обучающегося;

• аудирование и т.п.

Права учителя и ученика. Топ-10 важных правил школьной жизни

Кто прав - учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.


Если внимательно посмотреть локальные акты образовательных учреждений, которые в свободном доступе представлены на сайте школы, мы узнаем, что оценка знаний осуществляется лишь с помощью отметок:

• 5 – отлично;
• 4 – хорошо;
• 3 – удовлетворительно;
• 2 – неудовлетворительно;
• 1 – очень плохо/плохо.

Двойка за поведение – возможно ли?

Как часто мы встречаем истории о том, что учитель поставил двойку за плохое поведение или отсутствие учебника на парте… Если вы оказались в подобной ситуации – знайте, что учителю КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается выставлять текущие отметки (помните, что они предназначены для оценки знаний?) за:

• поведение на уроке или на перемене;
• отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов;
• отсутствие письменного домашнего задания (см. пункт выше);
• работу, которую обучающийся не выполнил, в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась.

Как общаться со школьными учителями?

Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.

Снижение отметки за почерк – это нормальная практика?

Сколько я видела тетрадей, безжалостно перечёркнутых красной ручкой с надписями об ужасном почерке и оформлении – не счесть. Родители в шоке, ребенок в еще большей стрессовой ситуации, а все от того, что педагогу не нравится почерк ребенка, который далёк от каллиграфического, но вполне читаем. Что же на данный вопрос говорят локальные акты школы?

Я не согласен с отметкой – что делать?


Если вы увидели неправомерную отметку в ученическом дневнике или электронном журнале, хотите опротестовать выставленную оценку, то алгоритм действий прост:

• поговорите с учителем и уточните все детали проставления отметки, реально ли она была проставлена в соответствии с локальными актами;

• если отметка была поставлена за, допустим, поведение – отметьте, что вы, как родитель (законный представитель) ребенка такие действия педагога считаете неприемлемыми и нарушающими нормативно-правовую базу образовательного учреждения;

• при неадекватных реакциях педагога, направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы (можно воспользоваться электронной приемной на сайте образовательного учреждения) и в комиссию по урегулированию споров, созданную на базе школы.

Итоговая оценка

E-learning

Диагностическая оценка знаний в электронном обучении может определить, что учащийся должен знать или изучить ДО онлайн-курса, а итоговая измеряет овладение знаниями ПОСЛЕ курса электронного обучения. Но как же отслеживать прогресс ученика между ними?

В этой статье расскажем о 6 различных типах формирующей оценки знаний и поделимся 4 советами о том, как использовать данный тип оценивания в электронном обучении.

Формирующая оценка знаний в электронном обучении

Основная цель формирующей оценки в электронном обучении – предложить вашим ученикам обратную связь, которую они могут использовать для улучшения своего опыта обучения.

Вместо того, чтобы просто оценивать учеников, вы можете определить области, которые могут нуждаться в улучшении, и определить их сильные стороны ВО ВРЕМЯ онлайн-курса, в отличие от итогового тестирования, которое используется для определения того, достиг ли учащийся целей обучения и желаемого результата в конце курса электронного обучения.

Эту конструктивную критику и понимание можно использовать для создания плана дальнейших действий, чтобы ученики могли изменить учебное поведение и достичь своих целей обучения.

Во многих отношениях формирующая оценка знаний является одной из наиболее полезных стратегий оценки, поскольку она фокусируется на том, что еще нужно изучить, а не на том, что учащиеся уже должны освоить. Это дает ученику достаточно времени для совершенствования и приобретения необходимой информации и навыков в ходе электронного обучения.

6 типов формирующей оценки знаний

В начале урока учащиеся получают цель или задачу.

По завершении они проходят тестирование или другой вид оценивания, чтобы определить, достигли ли ученики цели и как далеко они продвинулись.

Инструктор встречается с учеником, чтобы обсудить его ожидания и оценить текущую базу знаний и навыков. Как правило, наставник задает каждому ученику заранее определенный набор вопросов для определения областей, в которых можно улучшить знания. Это можно сделать на личном созвоне или в онлайн-чате.

Инструктор наблюдает за учащимися, выполняющими онлайн-задания, и оценивает знания и уровень навыков каждого.

Обычно это включает в себя конспектирование и, возможно, последующую личную онлайн-встречу преподавателя с учеником.

Учащимся предлагается создать личный журнал онлайн-обучения или журнал, в котором подробно описывается то, что они изучают, их мысли и чувства по поводу той или иной темы, а также основные идеи или концепции онлайн-урока.

Затем преподаватель может использовать этот журнал для отслеживания прогресса ученика.

Ученики вместе или независимо друг от друга создают онлайн-презентацию, которую необходимо представить своим коллегам. Учащимся заранее предоставляются критерии, которые проясняют ожидания и определяют, какие навыки и информация должны использоваться на протяжении всего проекта электронного обучения.

Учащимся предлагается проанализировать свой собственный опыт электронного обучения и определить свой уровень владения знаниями. Они также могут быть оценены своими коллегами, которые дают им обратную связь и понимание их работы.

Эта форма онлайн-оценки обычно сочетается с другой учебной деятельностью, например с личными журналами.

4 совета по использованию формирующей оценки в электронном обучении

Основная идея формирующей оценки знаний в электронном обучении состоит в том, чтобы дать вашим учащимся обратную связь, необходимую им для исправления неблагоприятного учебного поведения и укрепления желаемого поведения.

Для этого ваши учащиеся должны получить необходимую им обратную связь сразу после того, как они допустят ошибку или проявят негативное поведение, чтобы они могли связать конструктивную критику с рассматриваемым событием онлайн-обучения.

Если вы заметили, что ученик не полностью усвоил тему или не может применить полученные знания, то вам следует сделать паузу, обсудить и как можно скорее предложить ему необходимую обратную связь и руководство.

  1. Успеваемость учеников определяет направление вашего электронного обучения

Одним из наиболее заметных преимуществ использования формирующей оценки знаний в электронном обучении является то, что вы можете быстро изменить свою учебную стратегию в соответствии с индивидуальными потребностями учащегося.

Благодаря формирующей оценке вы можете сразу увидеть в чем ученики испытывают трудности, в какой конкретно теме или с каким навыком. Затем вы можете внести необходимые изменения в программу, мероприятия и оценивание электронного обучения, чтобы улучшить их понимание и усвоение знаний.

  1. Определите измеримые сильные и слабые стороны

Чтобы получить максимальную отдачу от стратегии формирующего оценивания, вам понадобятся поддающиеся количественной оценке данные, которые вы сможете отслеживать.

Навыки может быть трудно выразить в числах и процентах, но вы можете периодически проводить оценку знаний своих учащихся, чтобы отслеживать их владение определенным набором навыков. Попросите их выполнить определенный онлайн-сценарий или проведите тестирование на разных этапах обучения и отследите их прогресс.

Еще до того, как ученики приступят к изучению курса, предложите им определить свои сильные и слабые стороны, чтобы вы знали их пробелы в знаниях. Затем вы можете работать с этой информацией, чтобы удовлетворить конкретные потребности учащихся и определить области улучшения.

  1. Помните, что главная цель формирующей оценки знаний – мониторинг

Вся суть формирующей оценки знаний в электронном обучении заключается в том, что речь идет НЕ об оценках, а об успеваемости и прогрессе учеников.

Учащимся не нужно показывать вам, что они усвоили предмет, данный тип оценивания позволяет показать их рост и улучшения по мере прохождения онлайн-курса. В отличии от итогового экзамена, который обычно определяет уровень знаний учащегося в конце обучения.

Формирующая оценка знаний предназначена для мониторинга развития ученика и предоставления ему обратной связи, которую он может использовать для достижения своих целей. Имейте это в виду, когда вы создаете свои формирующие онлайн-оценки (тесты, задания на основе сценариев и т.д.), и избегайте оценок или баллов, которые могут напугать ваших учеников. Вместо этого дайте им конструктивную критику и похвалу, которые будут мотивировать ваших учеников и стимулировать их желание добиться успеха.

Формирующая оценка знаний в электронном обучении дает вашим ученикам возможность определить области улучшения и расширить их понимание, пока еще есть время изменить ситуацию.


Пятибалльная система используется в Германии. Только наоборот. Единица там — наивысшая оценка, а пятерка — низшая. Подобные системы есть также в Чехии, Австрии. Подобные российской пятибалльной системе применяются в Эстонии, Венгрии, Сербии, Хорватии и других странах.

Десятибалльная система, где единица — наихудшая оценка, принята в Латвии, Италии, Нидерландах, Греции, Молдове, Румынии, Мексике и других странах.


11-12 баллов поставят отличнику на Украине. 20-балльная система используется во Франции (хорошисту достаточно получать 10-14 баллов), Марокко, Перу, Тунисе, Иране, Ливане. А вот стобалльная система есть в Турции, Индии, Сирии, Кубе, Египте, Йемене. Правда, минимальные проходные баллы в этих странах различаются.


Какая из систем оценивания наиболее оптимальна? Нужны ли вообще отметки в школе? Рассуждает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин.


— Может, оценка — плохая или хорошая — стимулирует детей что-то делать?

— Это примитивный способ стимулирования, как кнут и пряник. Двойка — кнут, пятерка — пряник. На уровне понятий каменного века, когда все прекрасно понимали, что если тебе дадут по голове, то ты, скорее всего, не будешь этого делать, а если дадут вкусняшку, то будешь. Никакого использования достижений цивилизации, психологии.

Систему оценивания придумали управленцы, чтобы легче было систему контролировать. С XIX века во всех странах появились министерства образования. И образованием вместо профессионалов занялись политики. Отсюда и весь набор систем — пятерки, двойки, тройки. При этом, повторюсь, количество баллов не имеет никакого отношения ни к знаниям, ни к тому, чтобы побудить ребёнка их получать.

Казалось бы, объективные показатели обучения нужны, когда ребёнок переходит из одной школы в другую, надо понимать, какой у него уровень. Но сейчас, при наличии цифровых технологий, и это не актуально. Можно открыть электронный журнал и увидеть перечень тем, которые школьник освоил, задачки, которые он решил. Так что отметка — это атавизм. Устаревшая конструкция. Но отказаться от нее мы сейчас не можем. Все учителя так учились. По-другому не умеют.


— А как детям поступать в вузы, если вообще убрать оценки?

— Надо разделить две вещи. Есть отметки в классе, так называемое текущее оценивание. А есть итоговое или контролирующее оценивание, конкурс для поступления в вуз.

Лет 20 назад появился такой подход, как формирующее и суммирующее оценивание. Сейчас в мире это считается главным трендом. Формирующее оценивание — это то, что происходит с ребёнком в процессе обучения, когда учитель, давая оценки, формирует рефлексивно-мотивационные структуры ученика. Суммирующее оценивание — это подведение итогов за месяц, год и т. д. Такое разделение разумно. Правда, технология реализации этого подхода тоже не безупречна. Ведь по большому счёту учителя учат, а оценками занимаются чиновники, управленцы. И нормативы пишут так, чтобы легче и удобнее было управлять, считать показатели (те же баллы), а не учить. Может быть, поэтому в своём окружении я не знаю ни одного человека, который был бы полностью доволен школой, куда ходит ребёнок. Именно потому, что в выстраивании системы образования приоритет у управленцев, а для них заказчиком образовательных услуг является государство, мнение родителей, детей, учителей учитывается в последнюю очередь.

Читайте также: