Как сделать намаз 2 раката

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 01.09.2024

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Два ракяата фарда

Четыре ракяата сунны

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Намаз до послеобеденной молитвы

Количество ракаатов: от 2 до 4 по желанию.

Время выполнения: до послеобеденной молитвы, т. е. после наступления времени послеобеденной молитвы и до её совершения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил этот намаз в два ракаата. Из-за этого Кудури сказал, что можно выбирать между этими двумя количествами ракаатов.

Намаз до ночной молитвы

Количество ракаатов: 4.

Время выполнения: до ночной молитвы, т. е. после наступления времени ночной молитвы и до её совершения. Передают от матери правоверных Айши (да будет доволен ей Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал до ночной молитвы четыре ракааата.

Аввабин-намаз

Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию.

Время выполнения: между четвёртым и пятым намазами, т. е. после захода солнца и после выполнения четвёртого намаза (аль-магриба).

В упомянутые в хадисе 6 ракаатов входят 2 ракаата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны.

Зуха-намаз

Количество ракаатов: от 2 до 12. Лучше выполнять, начиная от 4 и до 12 ракаатов.

Время выполнения: после восхода солнца по истечении нежелательного времени (макрух) для совершения намазов, и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 мин. до наступления намаза аз-Зухр).

Одна из польз молитвы зуха – это то, что если человек постоянно совершает эту молитву, то джинны отдаляются от него.

Тахият-намаз
Намаз омовения

Количество ракаатов: 2.

Хаджат (нужда) намаз

Время выполнения: когда есть нужда получить что-либо дозволенное или чтобы не коснулась беда.

Таубу-намаз

Количество ракаатов: 2.

Время выполнения: можно выполнять в любое время, кроме времени восхода и захода солнца и полудня. Нужно быть постоянными в этой молитве каждый раз, когда попадаем в грех, если даже повторяется грех каждый день 70 раз или чаще, потому что очищение от греха происходит в начале каждого поклонения, подобно омовению в начале намаза. (Имам Шарани)

Два ракаата тауба-намаза похожи на любой иной нафль-намаз. Нет никаких конкретных сур, которые нужно читать во время него. Также нет и никакого особого дуа, которое нужно произносить в данном намазе, помимо тех дуа, которые обычно произносятся во время молитвы.

Завершив намаз, поднимите руки в дуа: начните с восхваления Аллаха, приветствия Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просите Всевышнего о прощении своих грехов с полным сожалением и раскаянием.

Помните, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о проливании слёз ради Аллаха:

Во время тавбы рекомендуется произносить Саид-уль-истигфар:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Наконец, тот, кто согрешил и теперь желает раскаяться и вновь добыть любовь Аллаха, Его особое расположение и милость, постоянно должен помнить, что Творец всегда готов простить Своего раба, пока тот полон искренности и раскаяния, независимо от того, сколь серьёзны и велики его грехи. В хадисе кудси Создатель говорит:

Сафар-намаз
Два вида нафиль-намазов

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к обязательным намазам. К этим намазам относятся сунны-намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов. Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время.

Одним из дополнительных видов намазов является хаджат (молитва нужды). К его совершению мусульмане прибегают в трудных жизненных ситуациях, когда испытывают определённую нужду в чём-либо. Её можно также практиковать для исполнения желаний.

Практиковать молитву нужды допустимо в любое время дня и ночи, за исключением нежелательных промежутков времени, но лучше её совершать в период между ночным (иша) и витр намазами.

Порядок чтения намаза хаджат

Подробное описание этого обряда поклонения содержится в сводах Тирмизи и Ибн Маджи. В них приводятся следующие слова Пророка (с.г.в.): «Если верующий нуждается в помощи Аллаха или в поддержке со стороны людей, то ему следует совершить омовением должны образом, прочитать два ракаата молитвы, а после обратиться к Господу миров:

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум. Можно спросить, 1)сколько раз в день можно сделать "Хаджат" намаз? 2) можно ли читать или обязательно наизусть говорить ту молитву после 2х раакатов? Просто тяжело учиться это молитва Заранее спасибо за ответ ?

Уа алейкум салям! Ограничений на количество намазов хаджат нет. Аллах не возлагает на Своих рабов невозможное, поэтому допускается читать дуа не наизусть.

Ассалам Алейкум ,слышала,что суру Аль Кафирун нельзя читать тем кто не умеют с махраджом.Правда ли это?

Путнику дозволено сокращение и объединение намазов

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (?).

Читайте также: