Как сделать наблюдение по биологии 5 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 07.09.2024

- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

- Вспомним изученный материал.

Индивидуальная работа: 6 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Какую неточность вы обнаружили в параграфе 2?

III . Мотивация и целеполагание

- Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект - к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

Запись числа и темы в тетрадь.

IV . Изложение нового материала

- Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Одновременно демонстрация презентации. Учитель дополняет материал.

- О каком первом методе вы узнали?

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Сущность метода:

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

- Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

- О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

- Назовите еще один очень важный метод.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

- Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Метод сравнения.

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

- Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Моделирование.

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

- Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V . Физкультминутка Слайд 9.

- А теперь немного отдохнем.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

VI . Практическая работа

- А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

- Для этого нам понадобится следующее оборудование:

линейка. Запись в тетрадь.

Слайд 11. Учащиеся работают четверками. Закладывают опыт. Стаканчики маркируются, например, №1. Учащиеся запоминают номер своего стаканчика и ведут наблюдение за луковицей, помещенной в данный стакан.

Поместите луковицу в стаканчик с водой.

Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы.

Данные записывайте в таблицу. Запись таблицы в тетрадь.

Длина корней ( max)

Длина листьев ( max)

Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

- Данные обобщите в выводах.

Запишите максимальную длину корней и листьев лука.

Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.

VII . Подведение итогов

- Итак, давайте подведем итоги.

О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

VIII . Домашнее задание Слайд 1 3.

Вопросы после параграфа (устно).

Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

Используемая литература:

Приложение 1.

Вставьте пропущенные слова. Воспользуйтесь СЛОВАМИ - ПОМОЩНИКАМИ.

( Слова – помощники записаны в именительном падеже. Подставляя их в предложения, меняйте падеж, если это необходимо).

1. Тела живых организмов состоят из ________________.

2. Между организмами и окружающей средой постоянно происходит __________________
____________________________.

3. Все живое активно реагирует на изменения в окружающей среде, тот есть обладает _________________________________.

4. Все живые организмы способны к _______________________, то есть к воспроизведению себе подобных.

5. Живые организмы сходны по составу образующих их ____________________.

6. В отличие от неживых тел живые организмы в своем теле имеют __________________, которые выполняют особые функции и обладают особым строением.

СЛОВА - ПОМОЩНИКИ: размножение; обмен веществ и энергии; клетки; органы; раздражимость; вещества.

Ответ: 1 – клеток; 2 – обмен веществ и энергии; 3 – раздражимостью; 4 – размножению; 5 – веществ; 6 – органы.

Вставьте пропущенные слова.

1. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, называются ____________________

2. Бактерии, грибы, растения, животные относятся к объектам _______________ природы.

3. Способность организма реагировать на внутренние и внешние раздражители – это

4. Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития – это ____________.

5. Воспроизведение себе подобных – это __________________________.

6. Непрерывное поступление в организм из внешней среды различных веществ, их изменение, частичное усвоение и выделение во внешнюю среду образовавшихся продуктов распада – это ________________________________.

Ответ: 1 – одноклеточными; 2 – живой; 3 – раздражимость; 4 – рост; 5 – размножение; 6 – обмен веществ.

1. Природа – это все, что окружает человека.

2. Стол, дом, карандаш – это объекты неживой природы.

3. Растения тоже подвижны.

4. В обмен веществ входят процессы питания, дыхания, выделения.

5. Клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост, развитие, размножение – это признаки живых организмов.

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

  • познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
  • регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.


Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).


Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение микроскопа
4 8
10 40

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.


Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

4.jpg (8887 bytes)

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?


Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Вещества клетки Значение вещества
Белок
Углевод (крахмал)
Жир

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).


Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?


Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.


Рис. 8. Инфузории

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

Задание 1. Объясните, зачем люди изучают живую природу

Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида для человека. В конце концов, человек - сам часть живой природы

Задание 2. Заполните таблицу

Методы изучения природы
МетодС какой целью применяется
Наблюдение чтобы изучить природу поведения живого организма, не вмешиваясь в процесс
Измерение установить реальное числовое значение чего-либо
Эксперимент искусственно смоделировать ситуацию и понять, как будет вести себя организм
Моделирование воссоздание предметов, подобных живой природы с целью исследования
Сравнение сравнить признаки свойства двух и более организмов

Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие - в лаборатории

1. В природе используют методы: наблюдение, сравнение, описание

2. В лаборатории используют методы: эксперимент, измерение, моделирование

Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы

1. Полет птицы - наблюдение

2. Скорость роста растения - наблюдение

3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения - эксперимент

4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд - наблюдение и сравнение

5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя - наблюдение

6. Какие организмы обитают в пруду - наблюдение

7. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей - измерение, эксперимент

Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени? Все виды деятельности записывайте в таблицу в краткой форме, например: в период с 10.00 до 12.00 спит, ест, умывается и т.д.

ВремяЧто делает животное
8.00 - 10.00 играет
10.00 - 10.15 ест
10.20 - 13.00 спит
13.00 - 13.30 умывается
13.30 - 14.00 ест
14.00 - 16.00 гуляет, играет
16.00 - 18.00 спит

Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет. В какое время, в основном, спит? Когда питается? Сравните результаты своих наблюдений с результатами одноклассников. Запишите выводо поведении животного в течении всего дня, сделанный по результатам наблюдений

Наиболее активно животное себя ведет утром (с 8.00 до 10.00) и после обеда: с 14.00 и до 16.00

Спит она утром (с 10.00 до 13.00) и вечером (с 16.00 до 18.00)

Питается животное, как правило, после игр и прогулки (в 10.00 и в 13.30)

учителя биологии МБОУ сош № 20.г. Краснодара Смирновой Светланы Павловны.

Обучающая - сформировать представление об общих методах изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, познакомить с использованием биологических методов для изучения любого живого объекта.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:

2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)

Читайте также: