Как сделать мустахаб

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 01.09.2024

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.



Истибра

Истибра — это достижение уверенности в чистоте места выхода наджасы от ее следов. Мужчине обязательно совершать истибра, пока не будут устранены следы мочи и не останется сомнений в их устранении. Истибра можно совершать так, как мужчина привык: либо пройдя какое-то количество шагов, либо покашляв, либо немного полежав на левом боку, либо слегка сжав половой член, либо другим способом. Приступать к совершению малого омовения не разрешается до тех пор, пока не будет уверенности, что вышли все капли мочи до последней, поскольку выход капли мочи после завершения малого омовения приведет к его нарушению. Женщине же совершение истибра не требуется, ей нужно лишь подождать немного и затем приступать к истинджа.


Хукм истинджа

1.Сунна
Является сунной очищаться после выхода наджасы из переднего или заднего прохода[1], если она не запачкала ничего за границами места выхода.
2. Ваджиб
Если она запачкала на размер дирхама[2], то устранять ее водой[3] — ваджиб. В этом случае протирания камнем и т. п. не достаточно.
3.Фард
Если же размер наджасы больше дирхама, то устранение ее — фард[4].

И обязательно (фард) помыть место выхода наджасы при совершении полного омовения после полового акта, хайда или нифаса, даже если наджасы мало на месте выхода.

Является сунной совершать истинджа камнем, пригодным для очищения[5], или подобными вещами[6]. Однако очищение водой более желательно. А лучше всего использовать воду в сочетании с камнем: сначала протереть, затем вымыть. И сочетать их — это отдельная сунна, по достоверному мнению. Но можно ограничиться и чем-то одним. И ограничиться водой лучше, чем ограничиться камнем.

И сунной является очищение места, а количество (троекратность) — это мустахаб, а не сунна муаккада. Также желательно протереть три раза, даже если для очищения понадобится меньшее количество.


Способ совершения истинджа

Сначала следует провести камнем по направлению спереди назад. Во второй раз следует, наоборот, провести сзади наперед. И в третий раз — спереди назад, если мошонка у мужчины опущена низко, чтобы не испачкать ее. Если же она не опущена низко, то следует протирать сзади наперед.

А женщине следует протирать спереди назад из опасения испачкать половые органы.

Затем нужно ополоснуть руку водой, а потом, поливая водой, протереть место внутренней частью пальца, двух пальцев и — при необходимости — трех пальцев.

И мужчине следует чуть-чуть приподнять средний палец в начале истинджа, затем приподнять безымянный и не ограничиваться одним пальцем. Женщина же вначале приподнимает безымянный и средний пальцы вместе из опасения получить наслаждение. Если она будет совершать истинджа одним пальцем, то есть опасность нарушить себе полное омовение.
И следует усердствовать в очищении до прекращения неприятного запаха от места выхода и пальцев, которыми совершали очищение, а также расслабить анус, чтобы по возможности очистить задний проход, но только если совершающий истинджа не держит пост. Постящемуся же не следует чрезмерно усердствовать в истинджа и вводить пальцы в задний проход из опасения нарушить пост. После завершения истинджа водой следует вторично вымыть руку, а постящемуся — вытереть между ягодиц, чтобы вода не попала в задний проход при сокращении мышц ануса. Тому, кто пост не держит, также желательно вытереться, чтобы защитить одежду от попадания на нее использованной воды.

О дозволенных и нежелательных действиях при истинджа

Не разрешается открывать аурат для истинджа.

Если наджаса запачкала тело за пределами места выхода на размер, больший размера дирхама, то намаз с ней не действителен, если есть возможность ее устранить (водой или другой жидкостью.)

Если же на размер дирхама[7] — то хукм такого намаза макрух-тахриман, и такой намаз обязательно перечитать.

Чем нежелательно совершать истинджа

Нежелательно совершать истинджа:


Адабы справления нужды

???? ????? ?? ????? ????????


Нежелательные действия при справлении нужды

Является макрухом тахриман:

1. Поворачиваться лицом к кибле.
2. Поворачиваться спиной к кибле. И то и другое — макрух даже в помещении.
3. Поворачиваться лицом к солнцу, если видишь его.
4. Поворачиваться лицом к луне.
5. Поворачиваться по направлению ветра. В этом случае есть опасность испачкаться.
6. Справлять малую и большую нужду в воду. Справлять нужду в малое количество стоячей воды — харам. А в большое количество — макрух тахриман. А в проточную воду — макрух танзихан.
7. Справлять нужду в тени, где обычно сидят люди. Или в солнечном месте зимой.
8. Справлять нужду в нору.
9. Справлять нужду на дороге.
10. Справлять нужду под плодовыми деревьями, поскольку это приведет к загрязнению плодов наджасой.
11. Мочиться стоя без крайней необходимости.

Выходить из туалета следует с правой ноги, а после этого произнести:

????? ??? ???? ???? ??? ????? ? ??????

(Хвала Аллаху, Который избавил меня от вреда и исцелил меня).

Смысл этого выражения: мы благодарим Аллаха, за то, что Он очистил нас от излишков, которые, оставшись в нас, навредили бы нашему здоровью. И Он исцелил нас, оставив в нас полезные вещества из пищи, без которых наше тело бы погибло.

[1] Даже если вышла кровь и т. п.

[2] По площади – для жидкой наджасы, по весу – для твердой. Дирхам равен по весу примерно 5 гр. Площадь же можно определить следующим образом: если человек расправит ладонь и нальет в нее воду, количество воды, которое соберется в углублении в центре ладони, будет равно дирхаму.

[3] Или другой жидкостью.

[4] И устранение наджасы в данном случае не будет называться истинджа.

[5] Не слишком шершавым и не слишком гладким.

[6] Также для этого могут использоваться и другие предметы: чистые, устраняющие наджасу, не ценные и не требующие уважительного отношения, такие, как, например, салфетки или туалетная бумага.

[7] Если была возможность ее устранить.

[9] Привел Абу Дауд (№ 31). Также хадис с похожим смыслом передал Муслим от Абу Катады (№ 627).

Вуду – одно из основных предписаний Ислама и состоит в периодическом омываний тех частей тела, которые наиболее подвержены загрязнению и воздействию микробов. Сподвижники рассказывали, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ничего не делал, предварительно не совершив вуду . (Алмалылы Хамди Языр, Хак дини Куран дили, 2/1583)

Однако не стоит забывать, что предписание быть с вуду обязательно только для некоторых религиозных обрядов. Человек, не совершивший вуду, не может выполнять намазы, не имеет права совершать ритуалы хаджа, не может брать в руки Коран, не обернув его какой-либо обложкой. Без вуду человек не может прикасаться даже к одной суре, так как все это является харамом. Но желающий может читать Коран по памяти или, смотря в текст, но не притрагиваясь к нему руками. Каждый обладающий здравым умом мусульманин, достигший совершеннолетия, по необходимости обязан совершать вуду.

Выполнив данное предписание шариата, человек обретает множество благ и достоинств, имеющих отношение как к этому миру, так и к потустороннему. Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

Б — Фарды вуду

Из смысла этого аята следует, что существует четыре фарда:

1. Мытье лица

Обязательно умывание лица один раз от линии роста волос надо лбом до подбородка и от уха до уха. Необходимо проследить, чтобы при вуду влага проникала на кожу под бородой, усами и бровями.

2. Мытье рук

Обязательно мытье рук, включая локти. Если на пальцах есть кольца, их нужно немного сместить, чтобы вода попала под них.

3. Масх (обтирание) головы

Имам Шафии утверждал, что достаточно протереть хоть один волосок, тогда как маликиты и ханбалиты считают ваджибом масх всей головы. (Ибн Хумам, 1/10; ибн Абидин, 1/92; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/11; ибн Кудама, 1/125; аз-Зухайли, 1/219). С другой стороны, по Ханбали, для женщин достаточно проведение влажными руками по передней части головы.

4. Мытье ног

В — Сунны вуду

Хукм (положение) сунны: за соблюдение мусульманина ожидает награда, за отрицание – наказание.

Сунны вуду следующие:

Опираясь на этот хадис, они делают вывод, что ният перед намазом и таяммумом также является фардом. Кроме того, они приводят в качестве доказательства необходимость достижения искренности в намазе, а так как ритуал вуду предписан именно для намаза, то намерение является обязательным условием . Время нията – начало мытья рук и лица. (аль-Майдани, 1/14; ибн Рушд, 1/21; ибн Кудама, 1/110; аз-Зухайли, 225)

5. Тщательно делать мадмада и истиншак . Необходимо самым тщательным образом полоскать горло и рот. При истиншаке воду нужно втягивать глубоко, но человек, соблюдающий пост, может этого не делать. Соблюдение последовательности при мадмада и истиншак, троекратное совершение этих действий, высмаркивание только левой рукой и как можно глубокое втягивание в нос воды – все это является сунна муаккада . (Ибн Абидин, 1/108)

Если под рукой нет мисвака или после его использования начинают кровоточить десны, можно использовать зубную щетку, пасту или же просто почистить десны пальцами. С медицинской точки зрения, ис пользование мисвака – по сравнению с другими видами средств очистки ротовой полости – очень полезно для организма. Кроме того, поощряется частое использование мисвака в любой удобный момент, а не только во время совершения вуду или перед намазом. (ибн Хумам, 1/15; аль-Майдани, 1/14; аш-Ширази, 1/13; ибн Кудама, 1/95-97)

7. Соблюдение установленной последовательности. Совершать вуду необходимо в той последовательности, которая указана в аяте. Сначала нужно умыть лицо, затем руки (до локтей), затем сделать масх головы и только потом помыть ноги. А если на ногах есть специальная обувь (масихи), то по ее поверхности можно просто провести влажными руками.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение указанной последовательности не нарушает вуду, но при всем этом противоречит сунне Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). По Шафии и Ханбали, соблюдение указанной последовательности во время совершения вуду является фардом. (аль-Касани, 1/17; ибн Хумам, 1/23; ибн Рушд, 1/16)

Перечисленные части тела приведены в качестве примера. Мытье и других частей тела нужно начинать справа. Начинание любого дела справа является сунной.

10. Начинать мытье рук и ног с пальцев.

15. Тщательно протирать части тела при совершении вуду. Факихи утверждают, что это является сунной, так как в аяте, где повелевается совершение вуду, об этом не упомянуто. Также об этом ничего не говорится в хадисах. Однако маликиты считают протирание фардом. ( аз-Зухайли, 1/235)

17. Масх (протирание) шеи. После масха головы и ушей нужно тут же обратной стороной ладони и тремя пальцами (без дополнительного увлажнения) провести по шее. В некоторых источниках утверждается, что масх шеи является мустахаб или мандуб. (аль-Мавсили, Ихтияр, 1/9; аз-Зухайли, 1/253; ибн Абидин, 1/115)

Г — Адабы вуду

Разница между сунной и мандуб (или мустахаб) заключается в следующем: сунна – это средство подтверждения шариата и возвышения его достоинств. Тогда как мандуб или мустахаб – это такие предписания, выполнение которых не столь обязательно и отношение к ним более снисходительное. За выполнение ожидает саваб, невыполнение не влечет наказания.

Адабы вуду:

1. При совершении вуду поворачиваться лицом к кибле, так как направление на киблу является самым почетным, и есть надежда, что ду’а, совершенные лицом к ней, будут приняты Аллахом. В силу того, что шафииты и ханбалиты не делают различий между сунной и адабом, обращение лица в сторону Каабы они считают сунной.

2. До наступления времени намаза, заранее совершить вуду и быть готовым к молитве. Исключение касается только тех, у кого есть уважительные причины.

3. При совершении вуду находиться на возвышении, чтобы таким образом избежать попадания брызг воды на одежду и тело.

4. Без уважительной причины не пользоваться чужими услуга- ми при совершении вуду. Однако если кто-либо по собственному желанию предложит свои услуги, то это не противоречит адабу. Мугира бин Шу’ба сообщает, что, когда мусульмане находились в походе, он поливал воду Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) при совершении вуду. (Найлуль-Автар, 1/175)

5. Без серьезной необходимости при совершении вуду ни с кем не разговаривать, так как это может помешать чтению ду’а при этом.

6. При совершении вуду нужно передвигать кольца и перстни на пальцах, чтобы вода проникла под них. Абу Рафи’ (радыйаллаху анху) рассказывал, что видел, как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), совершая омовение, передвигал перстень на пальце. (Найлуль-Автар, 1/153)

7. Совершая вуду, воду в рот и в нос нужно набирать правой рукой, высмаркиваться – левой.

8. Протирать влажными пальцами внутреннюю часть ушей.

9. Протирать шею. Согласно мнению ханафитов, масх (протирание) шеи является мустахаб или мандуб, так как Талха бин Мутарриф слышал от своего отца, а он – от его деда, что хадис, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) делал масх шеи, слабый. (Ибн Абидин, 1/115; аль-Мавсили, аль-Ихтияр, 1/9).

1) мыть части тела, захватывая область больше, чем это требуется положениями фарда;

2) постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты, то есть всегда быть в готовности к совершению поклонений и иных религиозных предписаний.

Поэтому маликиты считают, что чрезмерное мытье является макрух, а постоянное пребывание в вуду является мустахаб. (Аз-Зухайли, 1/254)

11. Использовать только такое количество воды, которого достаточно для совершения вуду. Даже если рядом находится река или море, необходимо избегать чрезмерной траты воды, так как все излишества являются макрух.

15. После завершения вуду – если позволяет время – выполнить два ракаата намаза-нафиль. Все, что противоречит сунне или адабам, является тахриман или танзихан — макрух.

Д — Дуа, читаемые при совершении вуду

Имам ан-Навави утверждает, что чтение различных ду’а при совершении вуду не подтверждается хадисами Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Ду’а, читаемые при омовении частей тела, дошли до нас со слов салафов (ранних мусульман), поэтому их чтение считают благочестивым поступком. Чтение ду’а, по мнению ханафитов и маликитов, является мустахаб (желательным), тогда как некоторые шафииты считают его мубах. ( аз-Зухайли, 1/256)

Е — Виды Вуду

С точки зрения необходимости и обязательности вуду делится три вида:

1. Вуду, являющееся фардом

В двух случаях вуду является фардом:

2. Вуду ваджиб

3. Вуду мандуб

Но если кто-то снова будет совершать вуду, хотя вуду не нарушилось, то это считается макрух по причине бесполезной траты воды. Категорически запрещается совершение вуду водой, отобранной у кого-либо или принадлежащей сиротам. ( Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/111)

Ж — Макрух вуду (не желательные действия во время вуду)

2. Плескать водой на лицо или другие части тела. Обычно из-за этого вода попадает на одежду, что не соответствует адабу.

3. Разговоры во время совершения вуду (о мирском).

4. Без необходимости пользоваться услугами других людей или просить кого-либо полить воды.

5. Совершать вуду в нечистом месте.

З — Обстоятельства, при которых нарушается вуду

Вуду нарушается в следующих случаях:

3. В случае любых выделений из половых органов, а также истечения крови, гноя из ротовой полости, носа или любого другого органа. Что касается выделения крови из ротовой полости, то, если крови больше, чем слюны, вуду нарушается. Если меньше – не нарушается. Это можно определить по цвету. Если выделившаяся кровь потечет, вуду нарушается, если же крови выступило размером с игольное ушко или она застыла в виде капельки, вуду не нарушается. Вуду не испортится, если вытереть кровь пальцем или рукой. Данное правило действует и в отношении гноя или жидкости, выделяемой из раны. Сукровица, выделяющаяся из ран, относится к кровянистым выделениям, то есть в таких случаях вуду нарушается. Однако некоторые ученые считают, что не нарушается. Факихи-мутаахир утверждают, что можно руководствоваться последним мнением.

5. Также нарушают вуду состояния, при которых теряется или отключается сознание. Например, сон, потеря сознания или рассудка, опьянение или припадок. Вуду нарушается, если заснуть на спине, или сидя по-турецки, или оперевшись на локти, или вытянув ноги. Также нарушается вуду, если заснуть в состоянии сажда, но не во время намаза; если заснуть, опершись о какой-либо предмет, при удалении которого человек может упасть.

Вуду нарушается, если у спящего бедра не касаются земли или пола, так как в этом положении достигается максимальное расслабление тела. По мнению шафиитов, если человек спит сидя, плотно прижавшись к земле, то вуду не нарушается, так как в этом случае можно быть уверенным, что не произойдет испускания газов или выделения наджасы. Когда человек засыпает, теряя связь с внешним миром, он ничего не ощущает. Если при этом седалищные мышцы расслаблены, может произойти испускание газов. В этих случаях основным фактором нарушения вуду являются именно газы, поэтому Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

Следовательно, если кто-то заснет во время намаза, стоя, в руку’ или сажда, или в другое время, то вуду не нарушается.

Эти хадисы, сообщенные досточтимой Айшой (радыйаллаху анха), доказывают, что от прикосновения к женщине вуду не нарушается.

8. Также нарушается вуду, если ткань или вата, помещенная в половые органы мужчины или женщины, промокнет насквозь. Или при удалении из половых органов вата или ткань окажутся влажными.

9. Интимная связь.

10. Окончание срока масха, который для мукыма (постоянный житель какой-либо местности) длится 24 часа, а для путника – трое суток. А также портит вуду снимание с ног масихов (кожаных носков) .

11. Если истекло время намаза, для которого человек, имеющий уважительные причины, совершил вуду.

12. Если человек, совершивший таяммум, нашел воду или добрался до источника воды. (аль-Касани, Бадаиус-санаи, 1/24-33; ибн Хумам, 1/24-37; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/17-20; ибн Абидин, 1/124-138; аш-Шурунбуляли, стр. 14; аз-Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/7; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/22; ибн Рушд, 1/168)

Лучше всего ко всем вопросам, по которым существуют различные мнения ученых, подходить очень осторожно. Например, если у ханафи та возникнет какая-либо ситуация, при которой его вуду (согласно положениям ханафитского мазхаба) не нарушается, тогда как по другим мазхабам нарушается, то лучше всего ему заново совершить вуду, чтобы избежать разногласий. Особенно осмотрительными нужно быть имамам, руководящим намазами людей различных мазхабов.

Г — Обстоятельства, при которых вуду не нарушается

В следующих случаях вуду не нарушается:

1. Если кровь, гной или сукровица, выделившиеся из половых органов или заднего прохода не растеклись по краям или же выступили в форме капли.

2. Если отпала корка, покрывающая рану, и кровь не выступила.

3. Отделяемая с поверхности пролежней влага и опрелости между пальцами.

4. Кровь изо рта, если по объему меньше слюны.

5. Необильная рвота.

6. По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, если через рвоту выделилось большое количество слизи, то вуду не нарушается, тогда как Абу Юсуф считал, что слизь, выделившаяся из желудка, нарушает вуду.

7. Выпадение из ушей, носа или какой-либо раны червей. Эти черви считаются чистыми. Как правило, они покрыты влажной кожицей, и эта влага не растекается.

Шафииты считают, что если мужчина или женщина прикоснулись руками к своим или чужим обнаженным половым органам или заднему проходу, то в этом случае вуду нарушается. Этого же мнения придерживаются маликиты и ханбалиты. В качестве довода они приводят следующие хадисы:

10. Жидкость, закапанная (с медицинской целью) в половой орган мужчины и затем вытекшая обратно, по мнению Абу Ханифы, вуду не нарушает.

11. Рвота сгустком крови.

12. Попадание крови в нос и в ухо, при котором она не достигает тех мест в носу или ухе, которые моются при вуду и гусуле.

13. Следы крови, которые остаются на яблоке, или на поверхности какого-либо твердого фрукта, или на мисваке (щетке), и которые не растекаются.

14. Кровь, которую высосали различные насекомые, как блохи, вши, комары, черные мухи и др. Но кровь, вытекающаяся из раны после отпадания насосавшейся пиявки, нарушает вуду.

15. Вуду не нарушается, если заснуть, плотно прижавшись к сиденью. Также не нарушает вуду сон стоя или сидя, или в положении руку’ или сажда.

16. Громкий смех вне намаза, а также во время намаза-джаназа или сажда-тилават. По мнению шафиитов, громкий смех во время намаза вуду не нарушает.

17. Улыбка или тихий смех, звук которого никто не слышит, даже сам читающий намаз, не нарушает ни вуду, ни намаз. Если кто-то засмеется и только сам услышит этот смех, у него нарушается только намаз, тогда как вуду сохраняется.

18. Не нарушает вуду плач или рыдания.

К — То, что не препятствует правильности вуду

1. Грязь под ногтями, грязь на теле в результате потоотделения, а также яйца мух и блох.

2. Краска под ногтями или въевшаяся в кожу рук в результате профессиональной деятельности маляров. Но следы краски на теле других людей, образующие пленку и препятствующие проникновению воды на кожу, мешают целостности вуду. Также препятствует совершению вуду воск, тесто и другие вещества.

3. Если лекарство, помещенное на рану, растеклось по краям, то моется только это место. Если мытье может причинить вред, то можно ограничиться протиранием.

4. Если кто-то твердо уверен, что совершил вуду, но вдруг начал сомневаться в сохранности вуду, то в этом случае принимается решение о его сохранности. Но если кто-то знает, что у него нарушилось вуду, но сомневается, совершал он после этого вуду или нет, то принимается решение о нарушении вуду.

5. Не является обязательным мытье части тела, относительно которого постоянно появляются сомнения (васваса) при вуду или после него. Если же такие сомнения бывают иногда, то эту часть тела необходимо помыть.

6. Мусульманин, у которого отсутствует какая-либо часть тела, обязательная для омовения, моет те, что имеются. Часть тела, восстановленная операционным путем, заменяет собой естественную.


1. Неверующий принимает Ислам. Когда он был в куфре, с ним произошло ритуальное осквернение (хадас акбар). Он не купался после этого или купался, но таким образом, что это не считается полным омовением в исламском понимании. После принятия Ислама для него становится ваджибом совершить полное омовение.

2. Человек становится совершеннолетним до пятнадцати лет и впервые видит эротический сон. В качестве предосторожности ему ваджиб (обязательно) совершить полное омовение. Если же он увидит эротический сон после этого или после того, как ему исполнится пятнадцать лет, совершить полное омовение будет фардом.


1. Будет сунной совершить полное омовение в пятницу в любое время после утреннего намаза до наступления времени пятничного намаза для тех, кому обязательно ходить на пятничный намаз.


2. Будет сунной совершить полное омовение после утреннего намаза в праздничные (Ид) дни для тех, кому обязательно ходить на праздничные намазы.


4. Будет сунной паломнику в хадже совершить полное омовение после зенита (заваль) дня Арафа (9-е Зуль-Хиджжа).


1. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение при принятии Ислама для того, у кого нет ритуального осквернения (хадас акбар).


2. Мальчик или девочка достигают пятнадцати лет, а до этого никакого признака совершеннолетия не обнаружилось. Им желательно (мустахабб) совершить полное омовение.


3. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение после хиджамы (кровопускания), излечения от безумия, опьянения и потери сознания.


6. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение тому, кто понял, что сейчас Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр).


8. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение после утреннего намаза, чтобы остаться в Муздалифа 10-го Зуль-Хиджжа.


9. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение для тавафа аз-зияра (главного ритуального обхода вокруг Каабы во время хаджа).


11. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение для намазов солнечного (кусуф) и лунного (хусуф) затмений, а также для намаза испрашивания дождя (истиска).


15. Желательно (мустахабб) совершить полное омовение, когда идешь на какое-то собрание и когда надеваешь новую одежду.

Читайте также: