Как сделать монтировку

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 08.09.2024

Монтировка – ручной инструмент ударного и рычажного типа. Он представляет собой стальной стержень с конусообразной или плоской заточкой по краям.

Где используется монтировка

Инструмент благодаря своей форме имеет крайне широкое распространение. Он напоминает ломик и гвоздодер, поэтому в ряде случаев может использоваться вместо них. Нередко на монтировке имеется характерная лопатка с проточкой как на гвоздодере.

Монтировкой можно:
  • Монтировать и демонтировать покрышки на колесный диск.
  • Разбирать деревянные конструкции.
  • Сдвигать тяжести, применяя ее как рычаг.
  • Вырывать с ее помощью гвозди.
  • Вскрывать заклинившие навесные замки.
  • Разрывать цепь и т.д.

Это грубый износоустойчивый инструмент, который в первую очередь необходим при шиномонтаже, на стройплощадках и при выполнении монтажных работ связанных с тяжестями. Острием монтировки можно колоть лед, камень. Она входит в арсенал спасательных бригад. С ее помощью вскрывают двери, разбивают окна, разгибают деформированные при аварии металлические части кузова автомобиля.

Монтировка может использоваться как средство самозащиты. В преступном мире инструмент известен под названием фомка. Он применяется сугубо как рычаг для взламывания замков, дверей, оконных рам, сейфов.

Виды монтировок и их устройство

По внешнему виду большинство монтировок напоминают укороченный лом с загибами на концах. Они изготавливаются из стального кругляка, шестигранника или полосы. Концы инструмента могут быть плоскими или заостренными. Острие может оканчиваться клином или подобием зубила.

Как правило, монтировки имеют сравнительно небольшой вес в пределах 0,2-1 кг. Если же инструмент дополнительно рассчитан на использование как гвоздодер, то его масса может быть в несколько раз выше. Длина монтировок зависит от того, для какого нажимного усилия они рассчитаны в случае применения в качестве рычага. Самой универсальной и распространенной длиной считается 400 мм.

В зависимости от формы и сечения применяемого при изготовлении монтировки стального стержня выполняется классификация инструмента на несколько видов:
  • S-образная.
  • Г-образная.
  • Прямая.
  • Плоская.
  • Фигурная.
  • Лопатка.

Каждая разновидность инструмента имеет форму рассчитанную для удобного использования для решения конкретных задач.

S-образная

Наиболее универсальный инструмент. В нем имеются признаки монтировки и гвоздодера. Инструмент представляет собой стальной стержень. С одной стороны он согнут под 30°. Такой край имеет форму лопатки, применяемой при выполнении шиномонтажа. Расширение позволяет минимизировать вероятность деформации диска и разрыва обода покрышки. Второй край сгибается полукругом. На нем имеется короткий продольный вырез. Он необходим для зацепа за шляпки гвоздей. Полукруг позволяет с удобством за них цепляться и вырывать без подкладки.

Г-образная

Это практически такой же инструмент что и S, однако его края для вырывания гвоздей сгибаются под прямым углом. Это позволяет использовать инструмент в условиях сильно ограниченного пространства. Второй конец монтировки имеет согнутую лопатку под 30°. Также можно встретить вариант без лопатки, вместо которой устанавливается резиновая ручка. Подобный инструмент больше относиться к классическому гвоздодеру. Крайне редко можно встретить Г-образную монтировку с ручкой и лопаткой. Это объясняется тем, что она может использоваться преимущественно как вспомогательная, и имея в наличии только ее провести шиномонтаж крайне сложно.

Прямая

Представляет собой прямой стержень. Один его конец заточен под конус, а второй сделан в виде подогнутой лопатки. Прямая монтировка предназначена в первую очередь для водителей. Ее лопатка используется при разбортовке покрышек. Заостренный конец применяется как удлиняющий рычаг для кручения гаечных ключей и головок. Для этого совместно с монтировкой применяется переходная трубка. Заострение позволяет стыковать инструмент с трубами разного диаметра. Встречаются прямые монтировки без острия, а с установленной вместо него резиновой ручкой. Как правило, они легкие и применяются как вспомогательный инструмент при шиномонтажных работах.

Плоская

Специализированный инструмент для автомобилистов. Он изготавливается из стальной полосы. В первую очередь он предназначен для выполнения шиномонтажных работ. Нередко перед лопаткой у них наличествуют различные выгибы, от чего край имеет волнообразную форму. Это позволяет инструменту ложится под оптимальным углом на диск колеса при установке и съеме покрышек.

Именно такие монтировки чаще всего можно встретить в штатном наборе ключей нового автомобиля, если они в нем предусматриваются. Недостаток подобного инструмента в низкой жесткости в связи с плоским сечением. Монтировка рассчитана на усилие, которое можно развить прикладывая давление на ее край, что при малой длине инструмента редко сопровождается высокими нагрузками. Поломка обычно случается при наращивании длины рычага трубками.

Фигурная

Это также специализированная монтировка, предназначенная для автосферы. Она используется для правки кузова от вмятин. Инструмент также делается из полосы, но поскольку при кузовных работах на него прикладываются небольшие усилия, то это не проблема.

Лопатка

Имеет только одну рабочую сторону. Это облегченный вариант инструмента для шиномонтажа. Основной ее стержень может быть круглого или плоского сечения. Ширина лопаток обычно достаточно большая, поэтому они захватывают значительную часть резины, минимизируя ее закусывание.

Материал изготовления
Монтировка может изготавливаться из различных металлов:
  • Среднеуглеродистая сталь.
  • Титан.
  • Медь.
  • Биметалл.

Чаще всего можно встретить в продаже именно инструмент из среднеуглеродистой стали. Такой сплав железа позволяет монтировке при чрезмерно сильном механическом воздействии сгибаться, а не ломаться. Если инструмент сломается, то это чревато получением травмы. Когда же он подогнется от нагрузки, то можно понять, что такой рычаг слишком слаб для подобной задачи. Хотя согнутая монтировка считается испорченной, но в отличие от сломанной она в момент перегрузки не наносит травм.

Стоит отметить, что при перегрузке возможен слом монтировки из среднеуглеродистой стали. Это происходит в случае ее неправильной термической обработки на производстве. Закаленный металл поддается недостаточному отпуску, поэтому сохраняет остаточную хрупкость. Подобные сплавы могут делаться устойчивыми к коррозии.

Титановые практически вечные. Они в разы крепче стальных. Также они имеют неоспоримое достоинство – устойчивость к коррозии. На них не появляется ржавчина. Их даже не нужно красить.

Медные являются искробезопасными. То есть при ударе ими об металл исключается образование искр. Они намного менее устойчивы на изгиб, быстро изнашиваются при использовании. Их применяют при ремонте колес в условиях высокой концентрации взрывоопасных веществ в воздухе. Для увеличения прочности производятся омедненные монтировки из стали. Стальной стержень просто покрывается сверху толстым слоем меди.

Биметаллический инструмент менее безопасный, поскольку при работе им возможно сорвать его оболочку и добиться фактического касания внутренней стали с металлическими предметами, что сопровождается искрообразованием.

Параметры выбора монтировки

Первым параметром, по которому выбирается инструмент, является его назначение. Если планируется его использование на стройке, то важно наличие гвоздодера. Если же нужна работа сугубо с колесами, то лучше наличие двух лопаток на концах.

Кроме назначения также нужно учитывать и другие критерии выбора:
  • Материал.
  • Длина.
  • Толщина.
  • Форма сечения.
  • Способ покрытия.

Материал изготовления обычно не учитывается при выборе монтировок, что является ошибкой. Лучше при выборе инструмента для работы с шинами останавливаться на образцах из хром-ванадиевого сплава. В случае же подбора универсального инструмента оптимальные стали марок 30, 45, 50.

Поскольку монтировка применяется как рычаг, то чем больше ее длина, тем меньше усилие нужно прикладывать. Однако чрезмерная длина приводит к увеличению массы инструмента, потери маневренности. Подбирая длину нужно отталкиваться от задач, которые придется решать. Так, для монтажа покрышек на мотоцикле достаточно монтировки до 300 мм. Если же приходится работать с большими шинами, то подойдет инструмента длиной 450-600 мм. Для строительных задач нужна еще большая длина.

Устойчивость монтировки к изгибу или перелому определяется ее толщиной и формой сечения. Самым крепким считается овальный инструмент. Он имеет максимальную толщину в направлении воздействия на него силы. После овального по надежности идут круглые и шестигранные монтировки, затем квадратные и плоские.

От способа покрытия зависит, как долго инструмент останется без следов коррозии. Ассортимент из меди и титана может вообще ничем не покрываться. Стальные образцы имеют гальваническое покрытие. Также можно встретить просто покрашенный инструмент краской. В таком случае она быстро осыпается в местах ударов, поэтому на таких сколах появляется коррозия. Порошковая краска используется редко. Она более устойчива к механическому воздействию, чем жидкая.

Инструмент монтировка относится к ручному ударному и рычажному приспособлению. Историками установлено, что появился впервые лом в обиходе людей вместе с молотками, топорами, лопатами, зубилами почти пять столетий назад. Разберем, чем именно характерны такие приспособления.

Когда используется монтировка?

Изготавливается лом из прочного металлического стержня. Один конец такого стержня сделан как заостренное зубило, а другой напоминает плоскую “вилку”. Стандартная вилочная монтировка (фомка) состоит из следующих частей: рабочая часть или металлический стержень, заостренный конец (он может быть либо коническим, либо расплющенным) и немного загнутый конец, напоминающий форму “вилки”. Хотя часто у такого лома оба края немного загнуты. Использовать данный инструмент можно в разных сферах деятельности людей. Лом пригодится вам не только во время ремонтно-строительных работ, но и при ремонте автомобилей или различных аварийных ситуациях.

На фото - монтировка, steamup.ru

Лом можно применять при необходимости раскалывать твердые предметы, крупные куски каменного угля, льда и тому подобного. Также вы можете использовать лом в качестве рычага, если нужно переместить тяжести на незначительное расстояние. Его можно использовать как аварийный инструмент во время пожара или другого стихийного бедствия. Обычно, если фомка приобретается именно для таких целей, то она должна иметь резиновое изолирующее покрытие. Иногда данный инструмент применяют как оружие, но допустимо это только для защиты. Хорош лом для вскрытия дверей, допустим, если сломался замок или потерялись ключи (часто ломом пользуются воры).

Фото лома с покрытием, stopgame.ru

Имеется еще одно приспособление со схожим названием – монтировка азимутальная, но она ничего общего со строительным инструментом не имеет. Это всего лишь вращательная ось для установки телескопов.

Для изготовления стандартных монтировок используют среднеуглеродистую сталь. Сущесвуют и ломы, сделанные из дерева, но их применяют для нетяжелых работ. Стальной вариант имеет массу достоинств. Он относится к одним из простейших инструментов, и при его использовании не нужна электроэнергия, не нужно для работы с ним и другое топливо. Лом относится к тем инструментам, которым не нужен ремонт. Срок службы его неограниченный, но он может выйти из строя из-за коррозии либо при использовании циклических нагрузок.

Разнообразие ломов – отличия и особенности

Так как предназначение ломов разнообразно, то производители учитывают данные потребности и выпускают разные типы. Монтировки могут быть простыми. Заточка у них может быть конической или четырехгранной. Встречаются универсальные, заточка у такого типа ломов выполняется обычная – простая на одном конце, а другой конец немного лопатообразный. У специализированных ломов форму и заточку делают специальной, в зависимости от планируемых работ и конкретных условий.

Существует безыскровый лом, для изготовления его наконечника используется не сталь, а чистый металл, так как он не дает искр во время работы. Обычно в качестве сырья используется медь. Применяют такие ломы, если среда взрывоопасна. Подобные работы могут проводиться в зимнее время, когда поверхность покрыта льдом. Часто такими ломами работают, если нужно расколоть лед на канализационных крышках, связевых колодцах и в местах, где может скапливаться горючий газ.

На фото - безыскровый лом, enstru.kz

Есть еще несколько типов. Например, классический лом, конструкция которого предстовляет собой обычный стержень с заостренными концами. А лом-ледоруб отличается особой топорообразной заточкой на одном или обоих концах. Обычно такими инструментами работают дворники, раскалывая лед на дорожках. Фомка же отличается от всех типов тем, что имеет более короткую длину, а заточка используется только плоская. Обычно стандартные монтировки напоминают форму букв “Г” либо “S”.

Фото классического лома, stroy-k.ru

Такие ломы применяются тогда, когда необходимо вытащить гвозди или просто убрать какой-либо элемент с поверхности. Монтировкой часто пользуются воры, хотя честным людям для разных работ подобный инструмент тоже пригодится. Например, во время выполнения ремонтных задач нужно вытащить из чего-либо гвозди, шурупы, болты, убрать старые плинтуса и тому подобное. Длина данного вида лома специально сделана небольшой, чтобы можно было работать на близком расстоянии к поверхности.

Как правильно работать монтировкой?

Многим кажется, что работать данным инструментом очень просто, он небольшой и нет ничего сложного в конструкции. Опытные мастера отмечают, что практика должна быть в любом деле, в том числе и в работе с ломом. Тут тоже есть свои правила и свои нюансы. Профессионалы советуют, что не следует налегать на данный инструмент всем телом, особенно в тех случаях, когда нет сильного упора на ноги. Потому что во время работы можно не только потерять равновесие, но и упасть. Особенно это опасно, если работа выполняется на высоте.

На фото - работа монтировкой, sokolkin.livejournal.com

Во время выдергивания гвоздей или других элементов, важно, чтобы фомка была направлена в противоположную сторону от работника. В работе используются силовые нагрузки, и случайный удар инструментом может быть сильным и очень травмоопасным. И хотя этот лом – не такой длинный, как другие разновидности, все равно это рычаг, а значит, сила воздействия на объект будет увеличена. Необходимо остерегаться резких движений и сильных ударов.

Фото схемы работы монтировкой, mainstro.ru

Монтировкой (фомкой) обычно выдергиваются мелкие соединительные предметы. Во время работы нужно следить за тем, чтобы они не вылетали в стороны, а лучше – оставались между зубчиками инструментами. Перед работой с ломом нужно занять удобное положение тела. Важно, чтобы хороший упор был на ноги. Затем следует зацепить гвоздь или другой элемент зубчиками лома и обратить внимание, чтобы шляпка элемента была закреплена плотно, и в процессе работы она не соскользнула. Остается взять инструмент за заднюю часть крепко обеими руками и резким ударом выдернуть элемент. Работа несложная, но аккуратность и сила вам понадобятся. Работа с ломом требует немалых усилий и лучше не делать все быстро, а перед каждым приемом сконцентрировать внимание.

Правильное хранение – залог долгого срока службы

Сложных правил хранения данный инструмент не имеет. Но при должном уходе срок службы можно продлить. Так как инструмент изготовлен из металла, значит главный враг его – это коррозия. Поэтому рекомендуют монтировку хранить в сухом помещении. Если же это вентилируемый гараж или подвальное помещение, то лучше завернуть инструмент либо в плотную ткань, либо в плотную бумагу. Некоторые хозяева обмазывают лом тонким слоем машинного масла. Это хороший способ уберечь от появления ржавчины.

На фото - покрашенная монтировка, ocenil.ru

Если же местами все-таки проступила ржавчина, то от нее можно быстро избавиться. Можно воспользоваться для этого наждачной бумагой. Те места, которые подверглись коррозии, надо тщательно потереть. Затем обтереть ломик сухой тряпкой и покрыть поверхность небольшим количеством машинного масла (вполне подойдет и переработанное). Это простой способ, он займет немного времени, но позволит еще какое-то время попользоваться инструментом. Также можно не поскупиться и воспользоваться восстановителем ржавчины, но потом лучше обработать это место каким-нибудь покрытием, например, краской, которую периодически следует обновлять.

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как сделать монтировку своими руками . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как сделать монтировку своими руками .

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

понедельник, 1 января 2018 г.

Монтировка (фомка, мини-ломик)

Посвящается выживальщикам, шофёрам, грузчикам, тем кто участвует в ремонтах и любителям игры Half-Life.

Обычно монтировка представляет собой металлический стержень с остро заточенными или расплющенными концами (либо с одним острым коническим и другим плоским).

Монтировка напоминает лом, но имеет меньшие размеры, что обеспечивает удобство использования и работу в условиях ограниченного пространства.
Монтировка - это простейший инструмент, не требующий при эксплуатации электроэнергии, топлива и ремонта. А срок службы ограничен только коррозией и прилагаемыми нагрузками.

Область применения

- раскалывание твёрдых предметов: крупных кусков каменного угля, камня, льда и т. д. Хотя использование в этом качестве обычного лома намного удобнее.
- перемещение тяжестей на небольшие расстояния (работа монтировкой как рычагом)
- в качестве аварийного инструмента на случай пожара и др. чрезвычайных ситуаций.

Виды монтировок

S-образная монтировка.


Самый популярный вариант, отличающийся удобством и универсальностью применения. Одна сторона приспособления выгнута полукругом как на фото, а вторая сделана в форме лопатки и отогнута под углом примерно 30 градусов.

На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать монтировку как гвоздодер.

Прямая монтировка.


Этот вариант чаще всего используется в автомобильной сфере. Одна сторона выполнена в виде расширенной и слегка согнутой лопатки, а вторая чаще всего заострена. Встречаются варианты, в которых расплющена только одна сторона.

Простое приспособление, которое чаще всего используется как рычаг при разборке или поднятии тяжелых предметов.

Прямая монтировка с ручкой.


Это современное исполнение, в котором для удобства на торец надета ручка из резины. Рабочая сторона выполнена в форме лопатки, которая может иметь разные размеры и разный угол наклона.

Наличие ручки повышает безопасность использования, инструмент не выскальзывает из рук и им намного удобнее работать.

Плоская монтировка.

монтажка

Этот вариант используется в автомобильной сфере и в народе называется обычно называется монтажкой.

Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.

Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.

Использовать плоскую монтажку для сложных и тяжелых работ не стоит, ее прочность намного ниже, чем у стандартных вариантов, и вы, скорее всего, согнете инструмент.

Г-образная монтировка.


Напоминает S-образную монтировку описанную выше, но в отличие от него один конец просто загнут, а не выгнут полукругом. Этот вид изделий чаще всего имеет небольшой размер ( обычно до 400 мм) и используется в местах с ограниченным доступом.

Как видно на снимке, одна сторона выполнена в форме гвоздодера, приспособлением такой конфигурации очень удобно вынимать старые гвозди.

Г-образная монтировка с ручкой.


Чаще всего используется в качестве гвоздодера при проведении плотницких и других подобных работ. Но при необходимости инструмент можно применять и для других целей.

Очень удобное и компактное приспособление.

Материалы для изготовления монтировки.

Основным материалом для изготовления монтировок является среднеуглеродистая сталь (например, ст. 30, ст. 45, ст. 50).

Титановые монтировки имеют небольшой вес и большими по сравнению с обычными монтировками прочностью.. Но у них есть большой минус - они дороже обычных.

Рекомендации по выбору монтировки

Длина монтировки.

Этот показатель может варьироваться от 30 до 85 см. Выбирать стоит тот вариант, который лучше всего подходит для выполняемых работ. Так для снятия шин на мотоциклах хватит варианта на 300 мм, для автотранспорта - 450 мм, для демонтажа оконных рам — 600 мм;

Толщина монтировки.

Тут все просто: чем толще элемент, тем он прочнее и надежнее. Но вместе с тем, массивные варианты весят намного больше и не всегда есть потребность в высокой прочности, иногда достаточно и тонкого металла (например, плоская монтировка шофера отлично подходит для разборки колес).
Если вам важна прочность, то выбирайте изделия овального сечения, они намного жестче, чем обычный круг.

Качество изготовления.

Определить прочность металла на глаз сложно, но можно оценить обработку изделия и исходя из этого, сделать выводы. Расширения на концах должны быть ровными и качественно обработанными, на поверхности металла не должно быть раковин, заусенцев и других повреждений. Слой краски или гальваническое покрытие должны быть равномерными, без повреждений

Конфигурация.

Выше были указаны виды монтировок. Вам же нужно определиться, какой вид монитровки лучше всего подходит в вашей ситуации и, исходя из этого, подобрать оптимальное решение. Иногда проще купить два инструмента разных размеров, чтобы выполнять различные работы с максимальным удобством.

Как работать монтировкой

- не следует налегать на монтировку всем телом, особенно в тех случаях, когда нет сильного упора на ноги. Потому что во время работы можно не только потерять равновесие, но и упасть. Особенно это опасно, если работа выполняется на высоте.

- во время выдергивания гвоздей или других элементов, важно, чтобы монтировка была направлена в противоположную сторону от работника и что бы рядом никто не стоял. Т.к. в работе используются силовые нагрузки и случайный удар инструментом может быть довольно травмоопасным.

- во время выдергивания мелких соединительных предметов (гвоздей и т.п.) монтировкой нужно следить за тем, чтобы эти предметы не вылетали в стороны, а лучше – оставались между зубчиками инструментами.

Важно, чтобы при этом хороший упор был на ноги. Затем следует зацепить гвоздь или другой элемент зубчиками лома и обратить внимание, чтобы шляпка элемента была закреплена плотно, и в процессе работы она не соскользнула. Остается взять инструмент за заднюю часть крепко обеими руками и резким ударом выдернуть элемент.

Хранение монтировки

Так как монтировка, как правило, изготовлена из обычного углеродистой стали, значит главный враг его – это коррозия. Поэтому рекомендуется монтировку хранить в сухом помещении. Если же это вентилируемый гараж или подвальное помещение, то лучше завернуть инструмент либо в плотную ткань, либо в плотную бумагу.

Читал, что некоторые хозяева обмазывают монтировку тонким слоем машинного масла (иногда упоминалась отработка). Это хороший способ уберечь от появления ржавчины. Но считаю такой способ целесообразным только при длительном хранении или если в месте хранения монтировки большая влажность.


Если же местами все-таки проступила ржавчина, то от нее можно быстро избавиться. Можно воспользоваться для этого наждачной бумагой. Те места, которые подверглись коррозии, надо тщательно потереть. Затем обтереть монтировку сухой тряпкой и покрыть поверхность небольшим количеством машинного масла (вполне подойдет и переработанное).

Читайте также: