Как сделать монтессори зеркало
Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.
Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.
Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.
И вот что для этого нужно:
1. Подходящие по возрасту развивающие материалы
Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.
2. Правильное место хранения для игрушек
Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.
В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.
В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:
Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:
Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться
Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.
1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!
Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.
2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.
Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.
Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.
Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.
Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.
3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте
(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.
4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.
По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).
5. Стеллаж должен быть открытым.
Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.
Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,
в четвертом – пазлы,
в пятом – музыкальные инструменты и т.д.
Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.
3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.
4. Персональные для малыша средства для уборки
Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.
5. Творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.
Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.
Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
6. Доступные и открытые книжные полки
Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.
Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.
Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.
Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)
Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:
Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .
ООО НПО "Монтессори" г.Омск запись закреплена
Зачем ребенку зеркало?
Таким образом, зеркало помогает малышу в процессе становления его собственной самоидентификации и развитии его личности, осознании самого себя. Вот почему зеркало занимает такое важное место в Монтессори-среде.
1. Поднести поднос к столу и поставить его рядом с ребенком.
2. Разложить на столе клеенку и поставить на нее поднос в левом верхнем углу.
3. Расставить все предметы, находящиеся на подносе, на клеенке в порядке их использования сверху и слева направо.
4. В центре клеенки положить зеркало.
5. Открыть банку с порошком.
7. Взять из банки немного порошка и высыпать его на зеркало, растереть порошок по горизонтальным линиям слева направо, начиная с верха зеркала.
8. Положить использованную тряпку в пустую миску.
9. Взять следующую тряпку и повторить операцию, начиная сверху и производя круговые движения против часовой стрелки.
10. Положить использованную тряпку в миску.
11. Продолжать до тех пор, пока на зеркале не останется следов порошка.
13. Положить ватную палочку в ту же миску, где лежат грязные тряпки.
14. Протереть зеркало салфеткой.
15. Выбросить использованные тряпки и ватные палочки в мусорное ведро.
16. Предложить ребенку проделать все эти действия.
17. Убрать поднос на место на этажерку по окончании занятия.
Пришивание пуговицы
• 1 коробка с небольшими отрезками ткани
• 1 коробка с иголками
• 1 ножницы для шитья
• 1 катушка ниток
• 1 коробка с красивыми пуговицами
Презентация
1. Поставить поднос на стол перед ребенком.
2. Взять кусок ткани.
3. Взять катушку и оторвать нитку.
4. Завязать узелок на одном конце нитки.
5. Вдеть нитку в иголку.
6. Выбрать пуговицу.
7. Положить пуговицу в центр куска ткани и продеть иголку с изнанки ткани в отверстие пуговицы, потом воткнуть ее в следующее отверстие пуговицы сверху вниз.
8. Выдернуть нитку из иголки и завязать узелок.
9. Предложить ребенку пришить пуговицу.
Это довольно сложное упражнение, поэтому не стоит давать его ребенку слишком рано. Помните о безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
• 1 флакон-спрей с чистящей жидкостью, состоящей из воды и уксуса
• 1 скребок для мытья окон
• 1 халат (по желанию)
Презентация
1. Надеть халат (по желанию).
2. Распылить на стекло моющее средство, начиная сверху и слева направо.
3. Провести скребком по стеклу сверху вниз.
4. Вытирать скребок после каждого проведения по стеклу.
5. Предложить ребенку проделать то же самое.
Предупредите ребенка, чтобы он экономно разбрызгивал чистящее средство по стеклу.
Посев семян
• 1 лейка по росту ребенка
• 1 маленький кувшин с холодной водой (или пустой, если ребенок может пользоваться умывальником)
• 1 маленькая губка
• горшочки для высадки семян
• семена в контейнере
Презентация
1. Помочь ребенку надеть халат.
2. Расстелить на столе клеенку.
3. Разложить на ней все предметы в порядке использования слева направо.
4. Выбрать горшок для посева.
5. Наполнить горшок компостом при помощи ложки.
6. Сделать в земле углубление указательным пальцем.
8. Ложкой присыпать семечко компостом.
9. Перелить воду из кувшина в лейку или наполнить кувшин холодной водой и потом перелить ее в лейку.
10. Полить посаженное семечко водой и вытереть капли воды вокруг.
11. Вытереть ложку салфеткой.
12. Поставить все предметы на поднос и при необходимости протереть клеенку.
13. Предложить ребенку продолжить упражнение.
Уход за растениями
• 1 маленькая лейка
• 1 маленькая, слегка смоченная водой губка
Презентация
1. Поставить поднос рядом с растением.
2. Удалить сухие листья и выбросить их в мусорное ведро.
3. Полить растение
4. Взять маленькую и слегка влажную губку и осторожно, заботливо протереть листья. Недоминирующей рукой можно поддерживать лист с обратной стороны.
5. Предложить ребенку повторить за вами все действия.
Уход за животным
• 1 поднос, на котором лежат все предметы, необходимые для ухода за животным
Они должны быть адаптированы к возрасту ребенка.
2. Развитие сенсорного восприятия
Глава 3. Подготовка и презентация
В педагогике Монтессори особый акцент делается на воспитании пяти чувств: занимаясь со специальными дидактическими пособиями, ребенок постепенно учится распознавать цвета, объем, формы, вес, запахи, шумы и т. д.
Ребенок открывает для себя окружающий мир с помощью органов чувств; чем они лучше развиты, тем тоньше восприятие мира, в котором мы живем. Сенсорное развитие во взрослом возрасте проходит очень трудно, поэтому начинать его нужно как можно раньше, в период формирования ребенка, если мы хотим, чтобы он научился тонко чувствовать.
Мария Монтессори разработала сенсорные материалы, позволяющие ребенку развивать органы чувств и восприятие:
• выявляя различия или сходство;
• классифицируя и располагая предметы в определенном порядке;
• обобщая и осмысляя.
В процессе занятий видение реальности становится более четким, и ребенок воспринимает себя более адекватно. Как говорила Мария Монтессори, он превращается в сознательного наблюдателя и начинает отмечать характерные признаки предметов и явлений.
Для развития чувств можно использовать буквально все, что находится под рукой. Помимо всего прочего, эти занятия позволяют на ранней стадии выявить возможные дефекты восприятия – слуха, зрения и т. д.
Вот что по этому поводу писала Мария Монтессори: «Когда мы вносим разнообразие в ощущения и впечатления и развиваем способность выявлять малейшие различия, мы обостряем чувствительность ребенка. Красота – в гармонии, и нужна определенная тонкость чувств, чтобы ее ощутить. Гармония природы и искусства ускользают от людей с грубыми чувствами. Мир для них суров и враждебен. Но вокруг нас огромное количество источников эстетической радости, которые многие люди не замечают, находя наслаждения только в сильных ощущениях, потому что лишь они доступны им.
Сенсорный материал очень важен в период формирования чувства порядка, когда ребенок стремится к упорядочиванию пространства, которое требует концентрации внимания. Он также расширяет словарный запас – ребенок использует больше прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Например: светлее, темнее, самый гладкий и т. д.
Подготовка материала
Сенсорный материал должен заставлять работать одновременно только один вид восприятия. Так мы добьемся максимального развития тонкости чувств и ощущений.
Поэтому в материале для развития слуха все составляющие выглядят одинаково, чтобы ребенок не связывал различия в звуках с цветом или формой. Когда мы отрабатываем осязательные ощущения, лучше завязать ребенку глаза, чтобы его не отвлекали зрительные впечатления. Например, если нужно объединить в пары отрезки разной ткани, он должен сделать это, основываясь на тактильных ощущениях, а не на зрительном восприятии.
Ребенок не всегда соглашается надеть повязку на глаза. Тогда можно спрятать материалы под тонкую салфетку или косынку и предложить ребенку ощупать их через ткань. Часто в упражнениях нужно подбирать предметы по парам и отметить их одинаковые качества; потом убирают один элемент из каждой пары и просят ребенка определить, чем оставшиеся предметы отличаются друг от друга. Так он усваивает понятия сходства и различия.
Нужно приготовить несколько подносов для визуальной сортировки. Очень важно, чтобы предметы на них различались только одним критерием. Например, если предстоит выполнить сортировку по цвету, предметы должны быть одинаковой формы, а при выборе по форме – одинакового цвета. Не кладите слишком много элементов, чтобы ребенок мог выполнить упражнение от начала до конца. Позже их можно добавлять.
Выявление ошибки при помощи прищепки
Важно сгруппировать пособия отдельно для каждого вида восприятия и расставить их на этажерке от простого к сложному, слева направо и сверху вниз. Материал располагается на подносах или в корзинах. Мы меняем содержимое корзин или подносов в зависимости от времен года, праздников и других значимых событий. Например, осенью можно подготовить поднос с плодами, орехами, желудями и т. д., к Новому году – картинки с изображением снежинок разных размеров (чтобы сортировать их от больших к маленьким или наоборот).
Нужно грамонично развивать все виды восприятия ребенка, не отдавая предпочтения слуху, зрению и осязанию в ущерб вкусовым ощущениям и обонянию.
Весь материал для сенсорного развития нетрудно изготовить в домашних условиях без лишних затрат.
Презентация упражнений
После занятия мы просим ребенка, чтобы он убрал за собой весь материал.
Взрослый находится рядом только во время презентации. Важно, чтобы ребенок учился работать один. Пусть у него будет возможность выбирать из нескольких подносов, лежащих на этажерке. Не стоит навязывать ему свою волю.
Глава 4. Упражнения
С первых дней жизни ребенок умеет концентрировать внимание на контрастном объекте, который расположен недалеко от его лица.
Вырежьте из пластика или картона и заламинируйте черно-белые фигурки (животные, абстрактные образы). Повесьте их над кроваткой или на стене напротив пеленального столика.
Движущиеся игрушки (мобили)
Движущиеся игрушки (мобили) сделаны из естественных материалов. В первые недели жизни они развивают способность ребенка к визуальному исследованию мира и способствуют фиксации взгляда на движущемся предмете. Мобили нужно регулярно менять.
В данном случае речь идет о визуальном впечатлении, поскольку движущиеся игрушки не издают звуков и шевелятся только за счет дуновения воздуха.
Знакомить ребенка с движущимися игрушками нужно в таком порядке:
• Мобили Мунари: плоские геометрические черно-белых фигуры и прозрачная сфера, отражающая свет;
• Мобили Гобби: пять шаров, оплетенные нитью одного цвета и подвешенные в порядке убывания яркости цвета от самого темного к светлому.
• Мобили с октаэдрами: три бумажных октаэдров основных цветов (желтый, красный и синий).
Ребенку можно также показать другие фигурки, окрашенные в светлые тона, – самолетики, птицы, бабочки и т. д., но не те, что изображают нелетающие предметы, например слоников или машинки.
Движущие игрушки вешают невысоко, чтобы ребенок смог дотянуться до них. Сначала он будет неловко трогать их, потом ему захочется более осязаемого контакта, для чего потребуется концентрация и более серьезный контроль за движением рук.
Мобиль с октаэдрами
Шары (мячики) различной текстуры
Открывая окружающий мир, ребенок изучает текстуру материалов, из которых сделаны предметы. Купите ему по два экземпляра мячиков (шариков) из пластика, ткани, дерева, каучука и т. д. Вначале ребенок познакомится с ними сенсорно: он потрогает их руками, покатает, попробует засунуть в рот. Позже мячики можно использовать в упражнении на распределение по парам вместе с волшебным мешочком, из которого их вынимают.
Подвешивание погремушек
Ребенок вступает в период непроизвольных движений (предварительных действий), и мы развешиваем для него погремушки, состоящие из бубенчика или кольца на ленте.
Их вешают в разных местах, часто на резинке, на уровне грудной клетки младенца, чтобы он мог дотянуться до них руками и схватить их.
Совершая непроизвольные движения, младенец хватает погремушки руками, потом отпускает их, и они возвращаются в первоначальное положение. Довольно быстро он начинает осознавать, что его действия влияют на окружающие предметы.
Сенсорные пробирки или бутылочки для малышей
• 1 маленькая бутылочка или пробирка из пластика – прочная, чистая и гладкая
• горстка цветных пайеток и блесток
• 1 клеевой пистолет
1. Ополоснуть и высушить пробирку.
2. Заполнить ее рисом, чечевицей или парафиновым маслом, не доходя до края на 1 см, и добавить блестки и пайетки.
3. Заклеить пробку пробирки/бутылочки клеевым пистолетом.
Презентация
Дать ребенку возможность познакомиться с предметом. В возрасте 1 года можно предложить ему разбить по парам сенсорные пробирки и бутылочки.
Звуковые книжки
В системе Монтессори большое значение придается развитию слуха, поскольку это расширяет возможности мозга, в частности способность к концентрации и запоминанию, стимулирует желание узнать окружающий мир и готовит к чтению.
В магазинах есть прекрасные звуковые книги по разным темам (животные на ферме, музыка Моцарта и т. д.). Ребенку нужно только нажать на кнопку, и книжка начинает издавать звуки.
Сортировка по парам
Умение идентифицировать предметы и распределять их по парам – основа для дальнейшего развития и овладения математическими знаниями.
• набор из 10 пар карточек (вы можете сами нарисовать их. Например, на одной паре будет изображен равносторонний треугольник красного цвета, а на другой – большой синий квадрат. Можно использовать трафареты для рисования)
Презентация
1. Предложить ребенку сделать вместе с вами упражнение.
2. Ребенок может самостоятельно развернуть ковер.
3. Принести коробку, поставить ее на ковер и разложить карточки слева направо.
5. После того как все карты рассортированы по парам, перемешать их и предложить ребенку проделать то же самое.
6. Когда все карты будут распределены по парам, он может сложить их в коробку.
7. Отнести все на этажерку.
Если вы занимаетесь с ребенком более младшего возраста, возьмите две пары разных карт, например красный треугольник и синий квадрат, и оставьте три пары карт на потом.
Разные голоса птиц 1
• 3 пары свистулек-манков
• 1 маленький ковер
Презентация
1. Положить все свистульки-манки на ковер в линию слева направо.
2. Взять одну свистульку и дунуть в нее, затем вторую, третью и т. д.
4. Взять следующую свистульку, дунуть в нее и так далее – пока не отыщется тот же звук.
5. После того как нужная свистулька найдена, поставить ее справа от первой, с тем же звуком.
6. Продолжать упражнение, горизонтально расставляя пары друг под другом.
7. Предложить ребенку закончить упражнение.
Разные голоса птиц 2
• 3 картинки с изображением птиц, чьи голоса соответствуют звукам свистулек
Презентация
1. Взять картинки и назвать ребенку изображенных на них птиц.
2. Расположить их горизонтально одну за другой слева направо.
3. Взять свистульку, дунуть в нее и назвать птицу, которой принадлежит этот голос.
4. Положить свистульку на соответствующую картинку.
5. Продолжить упражнение.
6. Предложить ребенку проделать те же действия.
• 3 пары разных карточек по определенной тематике
Презентация 1
Презентация 2
Сортировка по цветам
• по 6 штук красных, синих и желтых дощечек
• 1 коробка с отделениями для дощечек каждого цвета
Презентация
1. Позвать ребенка присоединиться к вам для совместных занятий.
2. Пусть ребенок раскатает ковер и положит на него коробку.
3. Вынуть из коробки первый набор дощечек. Положить красную дощечку справа, на короткую сторону ковра.
4. Повторить те же действия с желтыми и голубыми дощечками, кладя их с правой стороны от красной и выстраивая горизонтальную линию слева направо.
5. Разложить оставшиеся дощечки в произвольном порядке в нижней части ковра.
6. Взять красную дощечку и положить ее на первую.
7. Проделать те же действиям с синими и желтыми дощечками.
8. Перемешать все дощечки.
9. Попросить ребенка повторить ваши действия. Если вы чувствуете, что он не уверен в своих силах, еще раз сложите дощечки попарно, называя цвет каждой из них.
10. Убрать дощечки в коробку.
Сортировка по форме
При сортировке задействованы многие сенсорные и математические зоны, что способствует развитию мозга ребенка.
• 1 большой контейнер
• по 5 предметов двух типов (кубики и мячи)
В этом упражнении можно использовать любые элементы; главное, чтобы предметы одного типа были идентичными.
Презентация
1. Предложить ребенку принять вместе с вами участие в упражнении.
2. Ребенок может развернуть ковер.
3. Поставить поднос на ковер и сесть рядом с ребенком.
4. Снять крышку с контейнера и положить ее рядом.
5. Поставить две миски на ковер.
8. Вы должны производить сортировку слева направо, но если ребенок сортирует предметы в другом порядке, нужно дать ему такую возможность.
9. Рассортировать все предметы.
10. По окончании упражнения положить кубики и мячи в контейнер и перемешать их.
11. Предложить ребенку самому отсортировать предметы.
12. Убрать весь материал или позволить ребенку, если он хочет, позаниматься сортировкой еще какое-то время.
Сортировка по размеру
Предложите ребенку распределить предметы по размеру так же, как вы делали сортировку по цвету или форме. Пусть он разложит по трем чашкам 9 однотипных пуговиц разного размера (например, 3 большие, 3 средние и 3 маленькие) или распределит по трем мискам соломинки одинакового цвета, но разной длины: 3 короткие, 3 средние, 3 длинные.
Предметы должны иметь одинаковую форму и цвет и различаться только размерами.
Разбивка по временам года
Помните: только один трудный элемент за одно упражнение! Если вы выбираете сортировку по цвету, все предметы должны быть одной формы и одного размера. Если вы решили отбирать предметы по форме, пусть они будут одинакового цвета и размера и т. д.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать координацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
8. Кому это не подходит?
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Читайте также: