Как сделать модель по окружающему миру 3 класс
1. Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.
2. Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
3. Если представится возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях.
5. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказы "Изучили", "История с головастиком". Что ты думаешь о случаях, которые описаны в этих рассказах?
Вложение | Размер |
---|---|
murina_n.g.modelirovanie_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 848.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование на уроках окружающего мира
Реальностью сегодняшнего дня российской школы является разнообразие педагогических систем и учебно-методических комплектов, что даёт педагогу как дополнительные возможности, так и создаёт ряд трудностей.
Согласно Толковому словарю С.И.Ожегова модель представляет собой:
- Образец какого- нибудь изделия, а также образец для изготовления чего - нибудь.
- Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего - нибудь.
- Схема какого - нибудь физического объекта или явления.
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Моделирование относится к группе практических методов обучения и предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. В процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя создают модели: чертят план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, чертят схемы всевозможных связей, а также изготавливают их из картона, бумаги, пластилина. Сформированный навык моделирования помогает быстро ориентироваться в информации, выделять главное и фиксировать в форме модели.
Моделирование включает такие этапы:
- Построение модели.
- Исследование её.
- Перенос полученных сведений на подлинный объект изучения.
Существуют разнообразные классификации моделей. В зависимости от степени материальности выделяют предметные и идеальные модели. Предметные могут быть фабричными (глобус) или изготовленными учениками (модель термометра). Идеальные в свою очередь, подразделяются на образные (схемы, рисунки, графики), знаковые (выраженные при помощи символов и знаков) и мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщённые представления объекта) Учащимся начальных классов свойственно конкретно - образное мышление, поэтому наиболее часто на уроках окружающего мира используется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное.
Компьютер прочно вошел в жизнь и учебный процесс школьника. Он стал источником расширения информации и средством ее хранения. Таким образом, трудно представить учебную деятельность современного школьника без освоения навыка моделирования. Ведь именно оно является главным средством для подготовки личности информационного общества.
Рассмотрим использование некоторых моделей на уроке.
назначение – используется для формирования представления о форме Земли, взаиморасположении на ней материков и океанов
модель – пластилиновые шарики
назначение – закрепить представление о расстояниях между частицами в твёрдом теле (веществе), жидкости и газе
Природа – это деревья, трава, солнце, вода, птицы. Для символического изображения понятия выберем схематический рисунок солнца и ели. Заключим эти рисунки в прямоугольник. Природа содержит в себе два компонента: живая и неживая. Неживая природа – это вода, камни, луна, тучи, солнце, звёзды и т. д. Выберем условный рисунок солнышка, поместим его ниже и обведём треугольником. Рядом ещё один треугольник, в него надо поместить символ живой природы. Это может быть любое животное, цветок, дерево. Допустим, ёлочка. Покажем стрелками, что природа делится на живую и неживую. Живая природа также не однородна и включает животных и растения. Растения можно обозначить рисунком дерева. Животные – звери, птицы, насекомые и т.д. Выберем символическое изображение птицы. Пришло время найти в этой системе место человеку. Человек – часть живой природы. Значит, символическое изображение человечка наравне с животными и растениями обводим кружочком и соединяем стрелками с символом живой природы.
С помощью модели - диаграммы дети наглядно изучают состав воздуха и знакомятся с процентным соотношением его компонентов.
Для этого на уроке нужны три условия:
- область исследования, где возникает противоречие причинно-следственных связей;
- форма исследования, частично- поисковая работа;
- форма модели, раскрывающая это противоречие.
Приветствует учащихся, создаёт ситуацию успеха.
Приветствуют учителя, настраиваются на организованную работу.
Задаёт вопросы детям:
- Что такое экосистема?
- Из каких частей состоит экосистема?
- Кто такие производители?
- Кто такие потребители?
- Кого называют разрушителями?
- С какими экосистемами мы уже познакомились?
Загадывает загадки. Просит назвать одним словом слова – отгадки (растения). Задаёт вопросы:
- На какие три группы можно разделить эти растения? (деревья, кустарники, травянистые растения).
- Каким одним словом можно их назвать? (производители)
- Где можно встретить все эти деревья, кустарники и травы? (в лесу)
Понятие о Вселенной, строение Солнечной системы, теория происхождения планеты Земля входят в школьную программу в разных классах и, в зависимости от Программы обучения, изучаются в рамках предметов окружающий мир и география.
Как замечено педагогами, выполнение макета Солнечной системы руками обучающихся формирует осознание у школьников места человечества во Вселенной, развивает воображение и ориентацию в пространстве.
Поэтому задание выполнить макет Солнечной системы своими руками для школы дают часто и оправданно. Рассмотрим, как это сделать.
Что нужно на предварительном этапе
Перед тем, как приступать к выполнению модели Солнечной системы, следует изучить теоретический материал, представленный в учебнике. На этом этапе для учащихся 1 и 2 классов важно запомнить последовательность планет, а 4 и 5 классов – постараться выучить последовательность, соотношения размеров, масс и расстояний между планетами и до Солнца. Эта задача не из легких.
После того, как теоретический материал изучен и усвоен, приступают к выбору материалов и технологии изготовления макета.
Виды макетов Солнечной системы
Макет небесных тел может быть двухмерным, трехмерным и комбинированным. Для младших школьников проще всего выполнить двухмерную модель из бумаги.
Трехмерные модели подразделяются на макеты:
- с горизонтальными держателями;
- на подвесных нитях;
- на вертикальных стойках.
Комбинированные модели сочетают двухмерную карту размещения планетарных орбит в пространстве и трехмерные небесные тела с наглядным представлением пропорций их размеров, расстояний до Солнца, цвета и других особенностей строения.
Такую сложную модель целесообразно дополнить поясами астероидов, туманностями. Она подходит для 5 класса.
Разберем пошагово, как сделать макет Солнечной системы своими руками.
Двухмерная модель № 1
Материалы и инструменты для изготовления: основа из картона или плотной ткани темно-синего цвета, бумага или кусочки ткани, бархатная бумага желтого цвета, белая тесьма, клей ПВА, краски, кисти для красок и клея, ножницы. пресс.
Технология изготовления (фото1):
- вырезать окружности в соответствии с характеристиками планет, раскрасить их;
- на лист картона или тканевое полотно в центре наклеить Солнце;
- орбиты изготовить из тесьмы, наклеивая ее в виде радиальных колец по числу планет, или нарисовать их белой краской, дать высохнуть;
- на орбиты последовательно наклеить вырезанные окружности планет, высушить под прессом.
Фото 1 – Двухмерная модель № 1
Двухмерная модель № 2
Материалы и инструменты для изготовления:
Ячеистая основа, например их москитной сетки, пуговицы разных цветов и размеров, швейная игла, нитки, ножницы, полоски белой бумаги и для надписи названий, клей ПВА, белая краска.
Технология изготовления (фото 2):
- из ячеистого материала вырезать округлую основу;
- подобрать пуговицы по цвету и размеру в соответствии с характеристиками небесных тел;
- пришить пуговицы, придерживаясь расстояний от Солнца до планет;
- белой краской нанести орбиты;
- приклеить надписи небесных тел.
Фото 2 – Двухмерная модель № 2
Обе двухмерные модели легко изготовить своими руками для 1 класса школы.
Трехмерная модель с горизонтальными держателями
Материалы и инструменты для изготовления: поролон, деревянные палочки разной длины, краски, кисти, полоски белой бумаги для надписи названий, клей ПВА, ножницы.
Технология изготовления (фото 3):
- из поролона вырезать основу и шарики разного диаметра. Для формирования шара сперва вырезать кубики, затем срезать у них углы;
- шарики – небесные сферы раскрасить в соответствующий цвет;
- деревянные палочки, начиная от короткой и двигаясь к наиболее длинной окунуть на 0,5-1,0 см в клей ПВА и аккуратно вставить в центр шарика;
- перед сферами наклеить бумажные полоски с названиями тела.
Фото 3 – Трехмерная модель с горизонтальными держателями
Такую модель с горизонтальными держателями из деревянных палочек несложно изготовить самостоятельно из пластилина. В качестве основы можно взять пластилиновую призму, спичечный коробок с песком поролоновый круг.
Поролоновые мячики разного диаметра иногда продают в магазинах для животных. Они также отлично подойдут для поделки такого типа.
Трехмерная модель на подвесных нитях
Материалы и инструменты для изготовления: для основы обувная коробка или картонный диск, нити или тонкая проволока, для шариков – пластилин, надувные шары, крахмальный клейстер, бумага или пряжа, краска, кисти, клей ПВА, ножницы, шило.
Технология изготовления (фото 4 а, б):
- из обувной коробки или картонного диска заготовить основание, шилом проделать отверстия для подвесных держателей;
- шарики выполнить из пластилина или надуть шары разного диаметра. С помощью клейстера обклеить их бумагой или нитями пряжи. Дать просохнуть в течение 16-24 ч. Часть надувного шарика, которая снаружи, аккуратно срезать ножницами. Остаток шарика постараться вынуть из сферы. Небесные тела раскрасить, дать краске просохнуть. Для приготовления клейстера взять 2 ст. ложки крахмала на 1 стакан воды, растворить крахмал в холодной воде, влить в кипящую воду, варить 3-4 минуты до загустения, остудить, наносить на бумагу или нити кистью;
- Нити или проволоку одним концом закрепить на основании, другой коне пропустить по диаметру сферы.
Фото 4 а, б – Подвесные небесные тела
Такие прообразы Солнечной системы несложно сделать самостоятельно во 2 классе.
Поделка на вертикальных стойках
Материалы и инструменты для изготовления: пенопласт для основания, деревянные палочки или проволока для держателей, сферы из надувных шаров, обклеенные бумагой, пряжей, из поролона, краски, цветная бумага, крахмальный клейстер, кисти, полоски бумаги для надписи названий, канцелярский нож, ножницы.
Технология изготовления (фото 5):
- канцелярским ножом вырезать основание, поверх наклеить цветную бумагу нужного цвета, при необходимости нарисовать красками звезды, туманности, млечный путь;
- изготовить планетарные сферы путем обклеивания надувных шаров крахмальным клейстером (смотри рецепт выше), нанесенным на бумагу или пряжу;
- закрепить планеты на основании с помощью держателей;
- при необходимости наклеить бумажные полоски с надписями.
Фото 5 – Образцы на вертикальных стойках
Угловой прообраз (фото 6) – отличный макет Солнечной системы своими руками для 4 класса. Угловую основу можно выполнить из пластиковых прямоугольников, склеенных между собой по граням суперклеем. Раскаленным шилом выполняются отверстия, куда вставляется проволока – прообраз планетарных орбит.
Когда мы делаем макет вместе с детьми, это серьезный воспитательный момент. Они вовлекаются в созидательную деятельностью, учатся взаимодействовать со взрослыми. Доверяйте им ответственный, но несложный этап работы!
Фото 6 – Угловой прообраз
Комбинированные прообразы
Несложен для исполнения макет, в котором орбиты выполнены из бумаги, а небесные тела – каким-либо из вышеописанных способов (фото 7). Такой образец имеет ряд преимуществ: он занимает меньше места по сравнению с другими прообразами и его можно выполнить буквально за одну ночь.
Как показано на фото – Солнце выполнено из мячика, а другие тела – из пластилина.
Фото 7 – Наиболее компактный образец
На фото 7 показан более сложный комбинированный макет Солнечной системы. Сложность его заключается в том, что основание для этого образца выполнено из деревянного диска, в котором острым лезвием выдавлены орбиты.
Диск методично выкрашен в фиолетовый и черный (по орбитам) цвета. Небесные тела выполняются из любого материала. Легко вырезвать их из поролона, раскрасить в соответствующие цвета и приклеить к основанию суперклеем. Подойдут для такой модели диски планет, вырезанные из бумаги.
Фото 8 – Комбинированный прообраз Солнечной системы
Детям 10-12 лет целесообразно предоставить больше возможности для творчества, чем выполнять большую часть работы взрослому. Например, диски выполнить из белой бумаги и попросить ребенка раскрасить их таким образом, как было прочитано в теоретическом материале.
Для планеты Земля выполнить ее естественный спутник – Луну, нарисовав на ней кратеры. Пусть ребята самостоятельно вырезают кольца Сатурна, выполняют объемное Солнце, наносят на макет пояс астероидов.
Макеты для малышей целесообразно дополнить летящими кометами, ракетами, космонавтом, работающим в открытом космосе. Пусть ребенок сам проявит воображение и фантазию, указав что именно он хочет добавить в модель. Взрослому следует внимательно наблюдать, подсказывать ребенку его ошибки и выполнять только самые сложные этапы.
Нельзя допускать, чтобы в модели появлялись несуществующие вымышленные планеты и образы.
По возможности следует стремиться выдерживать правильность цвета небесного тела, его размеры в соотношении с другими сферами, а орбиты выполнять на расстояниях в действительных пропорциях.
Итак, для выполнения различных образцов макета Солнечной системы своими руками понадобится картон, белая и цветная бумага, клей, пластилин, краски, надувные шарики, поролон, пенопласт, клей. Выбирайте образец и смело принимайтесь за дело!
Модель организма человека не возможна без его внутренних органов. Расположение органов человека не случайно и его необходимо выучить. Но начинать нужно с простого, например, с внешнего вида. К этому и приступают ученики 3 и 4 классов, когда рассматривают картинки с внутренними органами человека.
Модель организма человека для 3 класса.
Органы человека для учеников 4 класс на урок окружающий мир.
Организм человека в рисунках.
Картинка для дошкольников в детском саду.
Рисунок-схема органов выделения человека.
Работы учащихся.
Модель внутренних органов человека.
Тело человека с органами.
Иллюстрация с текстом.
Внутренние органы человека.
Опорно-двигательная система.
Проверь себя.
На урок в школу.
Наглядное пособие на урок для школьников.
Читайте также: